Проект
«Лаборатория для маленьких исследователей»

 

Название проекта

“Лаборатория для маленьких исследователей”

Тип

Педагогический

Участники проекта

Воспитатели: Лебедева Л.А., Чунарева З.И.

Помощник воспитателя: Агафонова Н.Э.

 

Целевая группа

Группа детей: 22 ребёнка

Возраст детей: 2-3 года

Масштаб проекта

С 1.09 2012 г. до 31.05.2013 г.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам (6детей):

1 подгруппа во вторник,

2 подгруппа в среду,

3 подгруппа в четверг.

Время проведения: 17.30 ч, длительность занятия: 15 мин.

Актуальность проекта

Ребёнок познаёт окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности, которые формируют психику ребёнка. Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе. Под экологизацией деятельности дошкольника понимается обогащение её содержания за счёт экологического компонента. Для целей экологического образования в той или иной степени могут быть использованы все виды деятельности.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, песка, воды, растений и т.д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны задачи и цель. При обсуждении результатов опыта воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, но воспитатель должен помнить, что не должен наносить ущерб и вред, ни растениям, ни животным. Опыты с предметами неживой природы целесообразнее проводить в лабораториях.

Лаборатория – новый элемент развивающей среды. Она создаётся для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. В тоже время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в “учёных”, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Выделение под лабораторию отдельного помещения позволяет проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам быстро приводить в порядок столы, оборудование. Оформление лаборатории не требует дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов.

Чаще, в качестве оборудования для проведения опытов, используются бросовые упаковочные материалы разного размера и разной формы: стаканчики разной степени прозрачности (из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого), коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей, в этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение. Для демонстрации отдельных опытов подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Для проведения различных   исследований в лаборатории и на прогулках хорошо приобрести лупы. В лаборатории должны быть природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Необходимо так организовать занятие, чтобы каждый ребёнок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. Коллективные исследования или демонстрации опытов педагогом также возможны, однако также должна быть индивидуальная работа. Экологи, воспитатели дошкольных учреждений отмечают, что для ребёнка очень важно, чтобы у него был свой набор материалов для опыта или эксперимента, чтобы сам мог выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

Цель

 

 

Задачи

Создание детской лаборатории для малышей третьего года жизни.

 

1. Выделить рабочее место (помещение) для создания детской экспериментальной лаборатории.

2. Создать условия для работы в детской исследовательской лаборатории.

3. Разработать технологию опытно-экспериментальных игр для детей 3-го года жизни.

4. Привлечь детей к играм-экспериментам через различные методы и приёмы работы.

5. Развивать у детей интерес, самостоятельность, инициативу в играх-экспериментах.

6. Привлечь внимание родителей к новой форме работы с детьми раннего возраста; предоставить информацию о важности участия детей в исследовательской деятельности.

 

Этапы работы

1 этап (организационный)

1. Провести анализ программ и технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста и по ознакомлению детей раннего возраста с природой.

2. Определение рабочего места для создания детской лаборатории.

3. Составление плана лаборатории.

4. Оснащение лаборатории необходимыми материалами для работы (природный материал: камешки, глина, песок, листья, семена, веточки деревьев; прозрачные ёмкости, фартуки для работы детей и др.)

5. Составление перспективного планирования с учётом возрастных особенностей детей по играм экспериментам.

6. Разработка конспектов занятий по экспериментированию для детей 3-го года жизни.

7. Подбор методов и приёмов в работе с детьми раннего возраста.

8. Распределение детей по подгруппам с учётом возможностей и уровнем развития.

9. Составление сетки занятий, определение времени, длительность проведения игр – экспериментов.

10. Разработка диагностики по освоению задач, взятых в экспериментальной деятельности.

11. Подбор информации для родителей:

  • Статья “Лаборатория – база для специфической игровой деятельности детей”
  • Статья “Элементарные опыты детей раннего возраста”
  • Конспекты игр-экспериментов с неживой природой для детей раннего возраста.

 

 

                             2 этап (основной)

1. Открытие лаборатории.

2. Адаптирование перспективного планирования игр-экспериментов в детской лаборатории.

3. Дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности.

4. Активизация детей в исследовательской деятельности через разные методы и приёмы работы.

5. Фото и видеосъёмка детей в экспериментальной деятельности и показ открытых мероприятий.

6. Диагностика. Анализ. Вывод.

7. Коррекционная работа с детьми (индивидуальная работа с часто болеющими детьми, редко посещающими детское учреждение).

8. Пополнение материала в лаборатории.

9. Работа с родителями:

  • Видео показ экспериментальной деятельности детей.
  • Фото стенд.
  • Семинар для родителей (консультирование, практическая работа с участием родителей и их детей).

 

3 этап (контрольно-диагностический).

 

1. Создана лаборатория для детей 3-го года жизни. Оснащение лаборатории.

2. Разработана технология (перспективное планирование, конспекты) в исследовательской деятельности детей.

3. Высокие показатели детей в познавательной деятельности (имеют первичные знания о живой и неживой природе). Сформированы первые навыки исследовательской деятельности.

4. Расширение сотрудничества с семьями воспитанников.

5. Повышение рейтинга дошкольного учреждения.

 

Предполагаемый результат

1. Успешное функционирование лаборатории (посещаемость от 90%).

2. Высокие показатели детей в познавательной деятельности (имеют первичные знания о живой и неживой природе). Сформированы первые навыки исследовательской деятельности.

3. Удовлетворённость родителей в детской деятельности.

4. Положительные отзывы родителей.

Трансляция опыта

1. Презентация опыта работы на методическом объединении по раннему возрасту, на курсах повышения квалификации.

2. Распространение опыта работы на городских и областных семинарах.

3. Выступление с опытом работы на областных и городских семинарах, на конференциях.

Перспектива проекта

1. Публикация, тиражирование опыта.

2. Расширение услуги в рамках “Лаборатории для маленьких исследователей” – работа с детьми 3-го года жизни с неорганизованными детьми.

 

Литература:

1. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. /Кроха. Малыш в мире природы/, Москва,2005 г.

2. Лямина Г.М. /Воспитание и развитие детей раннего возраста/, Москва, 1981г.

3. Молодова Л.П. /Игровые экологические занятия с детьми/, Минск, АСОР, 1996г.

4. Павлова Л.М. /О познавательном развитии детей 2-3 лет/, Дошкольное воспитание, 1996г.

5. Рыжова Н.А. /Экологическое образование в детском саду/, Москва, Карапуз, 2001г.

6. Саморукова П.Г. -2-е издание /Как знакомить дошкольников с природой/, Москва, 1983г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие»

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие» Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интегрированные...

Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну…

Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну Родственных слов» Задачи: - учить образовывать родственные слова по вопросам; - упражнять в...

Читайте также

Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха»

Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха» Под музыку выбегают девочки. Весенний вальс с цветами. В конце танца выходят мальчики и встают на свои...

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к…

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы Тема: «Мы разные, мы вместе»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...