Проектная деятельность в работе с дошкольниками
Суть современного дошкольного образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы поведения, культуры, а вырабатывает их вместе с воспитанниками. Соответственно в контексте деятельного подхода незаменимым методом взаимодействия взрослых и детей становится проектный метод.
Метод проектной деятельности давно и успешно используется в практике дошкольных образовательных учреждений. Спецификой использования метода проектов является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. К организации поисковой и творческой деятельности детей подключать родителей и родственников необходимо, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Прежде чем дать задание, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием, а в случае необходимости воспитатель мог предложить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Но эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым ребенком и родителем. Это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Взяв за основу единую структуру, педагоги образовательного учреждения продумали содержание ряда проектов для разных возрастных групп. Предлагаю Вашему вниманию некоторые из них.
Первые ступеньки к театру...
(краткосрочный (2 мес.), для детей второй младшей группы
Этап проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Первый- постановка проблемы |
Проблема: Воспитание дошкольников в театрализованной деятельности способствует раскрепощению детей, развитию их эмоциональной сферы, артистических способностей, формированию межличностных отношений. Продукт проекта: Воспитанники, перешедшие в среднюю группу ДОУ, умеют выражать различные эмоции, переживания персонажей голосом, умеют общаться друг с другом в процессе игры-драматизации. |
Входят в проблему.
|
Второй- обсуждение проблемы, принятие задач |
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: воспитатель предлагает детям познакомиться с персонажами конусного театра (театра цилиндров), показывает каждого, говорит ряд фраз от их имени, «знакомится» с детьми, предлагает им поиграть с ними. Обсуждается проблема: в группе появился новый вид театра: как с ним играть (нужно уметь рассказать от имени персонажа театра, чтобы было похоже). Уточняет проблему и формулирует задачи (научимся говорить от имени персонажей, будем показывать сказки в театральном уголке группы). |
Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи: необходимо учиться говорить от имени персонажа (выражать эмоции, переживания), рассказывать родителям от имени персонажей театра, чтобы они отгадали, кто говорит. Планируют деятельность: будем учиться говорить от имени персонажей конусного театра (театра цилиндров) с помощью педагога, а затем самостоятельно. Распределяют обязанности: воспитатель знакомит с персонажами, рассказывает о каждом из них, говорит от их имени с разной интонацией, просит детей отгадать, кто говорит; дети усваивают предложенные знания и умения, под руководством педагога, запоминают фразы героев сказок, определяют, у кого получается лучше рассказать от имени того или иного персонажа. |
Третий- работа над проектом |
Организует деятельность путем проведения мини-занятий в свободной деятельности, организации самостоятельной игровой деятельности детей. Помогает в организации деятельности по полученным результатам. Организует работу: организует индивидуальные мини-занятия и небольшими группками, знакомя со сказками, которые дети будут затем показывать самостоятельно, активизирует речевую деятельность, поощряет интонационную выразительность. Оказывает практическую помощь (по необходимости). |
Ищут решение задач: усваивают необходимые знания, рассказывают сказки без персонажей театра, а затем с ними, показывая основные действия героев. |
Четвертый- презентация |
Готовится к презентации, проводит ее: проводится драматизация сказки для воспитанников группы силами детей с помощью педагога, приглашаются родители (после драматизации организуется совместная игра детей с родителями с персонажами театра). * драматизируются 3-4 сказки по тому же алгоритму |
Продукт деятельности (альбом (папку) готовят к презентации, представляют его: на итоговом занятии.
|
Пятый- постановка новой проблемы |
Создает ситуацию необходимости поиска новой информации: полученные знания и умения понадобятся при знакомстве с другими видами театра группы. |
Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации. |
Проект «Ребенок и этикет»
(долгосрочный, для детей дошкольного возраста и их родителей)
Этап проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Первый- постановка проблемы |
Проблема: Дети, поступающие в школу, недостаточно знакомы с правилами культурного поведения
Продукт проекта: Воспитанные дети, готовые без напоминаний использовать полученные знания в общении. Культурные родители, готовые помогать детям в освоении правил поведения. |
Входят в проблему.
|
Второй- обсуждение проблемы, принятие задач |
Обсуждается проблема (ребенок, не знающий правил поведения, может попасть в некрасивую ситуацию, ему будет стыдно). Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию (Незнайка не помнит правила поведения. Вежливая тетя Свинка берется научить его правильно себя вести. Ребята ей помогают). Уточняет проблему и формулирует задачи.
|
Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи (необходимо изучить правила культурного поведения и уметь рассказать о них своим близким, друзьям). Планируют деятельность (будем знакомиться с правилами культурного поведения, закреплять знания о них в общении с близкими, друзьями, в играх, рисунках, знаках, придуманных совместно с воспитателями, родителями). Распределяют обязанности (воспитатель знакомит с правилом, дети придумывают соответствующий знак, рисуют иллюстрацию к правилу, воспитатель организует игры, в которых дети применяют полученные знания). |
Третий- работа над проектом |
Организует деятельность путем разъяснения, экспериментирования, моделирования и др. Помогает спланировать деятельность по результатам изучения правил поведения. Привлекает родителей (собирают информацию, рисуют вместе с детьми, пользуются памятками, предложенными воспитателями и др.) Организует работу (поэтапно: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую, поощряет творческие решения). Оказывает практическую помощь (по необходимости). |
Ищут решение задач: Соблюдают изученные правила в повседневной жизни, обмениваются рассказами из личного опыта, предлагают собственные решения по изготовлению соответствующих материалов, которые могут быть использованы для обучения других, для совместных игр. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности самостоятельно или по совету родителей, педагогов. |
Четвертый- презентация |
Готовится к презентации, проводит ее (накопленные за время проекта материалы систематизируются, оформляются в альбоме (папке), проводится праздник в Школе вежливых наук, материалы передаются в среднюю группу МДОУ). |
Продукт деятельности готовят к презентации, представляют его на празднике в Школе Вежливых наук. Объясняют воспитанникам средней группы необходимость знания правил поведения. Родители как зрители и как участники присутствуют на празднике. |
Пятый- постановка новой проблемы |
Создает ситуацию необходимости поиска новой информации: в школе могут понадобиться новые правила поведения, будем изучать их и использовать в общении. |
Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации. |
Проект «Лего и малыш»
(долгосрочный (1 год), для детей второй младшей группы)
Этап проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Первый- постановка проблемы |
Проблема: одна из важнейших задач воспитания ребенка-дошкольника – развитие его ума, таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усвоить новое, что особенно важно в период обучения в школе; это, в первую очередь, возможно благодаря развитию конструктивных умений и мелкой моторики дошкольников. Продукт проекта: Воспитанники, перешедшие в среднюю группу ДОУ, обладают выраженным интересом к конструктивной деятельности, готовы действовать с разными видами конструктора, самостоятельно решать сложные мыслительные задания. |
Входят в проблему.
|
Второй- обсуждение проблемы, принятие задач |
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: воспитатель предлагает детям для игры новый конструктор- подарок доброй волшебницы, предлагает с ним поиграть, подумать, что можно с ним делать. Обсуждается проблема: в группе появилась новая игрушка- конструктор лего: как с ним играть (из него можно строить разные объекты) и что для этого нужно знать (названия деталей, способы их соединения, цвет деталей, использование дополнительных игрушек). Уточняет проблему и формулирует задачи.
|
Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи: необходимо изучить способы игры с конструктором лего, уметь рассказать о них своим близким, друзьям, научить их придумывать и строить разнообразные объекты. Планируют деятельность: будем знакомиться со способами игры с конструктором лего; под руководством педагога, а затем самостоятельно придумывать и строить новые объекты. Распределяют обязанности: воспитатель знакомит со способами игры с конструктором лего, сообщает необходимые для игры знания, организует игры, в которых дети их применяют; дети усваивают предложенные знания и умения, под руководством педагога, а затем самостоятельно придумывают и строят новые объекты. |
Третий- работа над проектом |
Организует деятельность путем проведения спланированных занятий в свободной деятельности, организации самостоятельной игровой деятельности детей. Помогает спланировать деятельность по полученным результатам. Организует работу: сообщает необходимый минимум знаний, обучает элементарным приемам действий с конструктором, направляет на поиск решений, самостоятельность в постройках, активизирует продуктивную, речевую деятельность, поощряет творческие решения. Оказывает практическую помощь (по необходимости) |
Ищут решение задач: усваивают необходимые знания и приемы действий, затем предлагают собственные решения по построению новых объектов; с помощью педагога, а затем самостоятельно выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности. |
Четвертый- презентация |
Готовится к презентации, проводит ее: накопленные за время проекта материалы (фотографии лучших построек) систематизируются, оформляются в альбоме (папке), проводится итоговое занятие; альбом предлагается к использованию в следующей возрастной группе. |
Продукт деятельности (альбом (папку) готовят к презентации, представляют его: на итоговом занятии.
|
Пятый- постановка новой проблемы |
Создает ситуацию необходимости поиска новой информации: полученные знания и умения понадобятся в следующих возрастных группах и в школе, будем использовать их при знакомстве с другими видами конструктора. |
Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации. |
Проект «Юный исследователь»
(долгосрочный, для детей подготовительной группы и их родителей)
Этап проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Первый- постановка проблемы |
Проблема: Детям старшего дошкольного возраста интересно содержание окружающих их объектов и явлений, необходима система в развитии у них познавательной активности с помощью исследовательской деятельности. Продукт проекта: Будущие первоклассники, обладающие выраженным познавательным интересом- помощником в процессе обучения в школе Родители, готовые помогать детям в познании окружающего мира. |
Входят в проблему.
|
Второй- обсуждение проблемы, принятие задач |
Обсуждается проблема: человек, незнающий суть предметов и явлений природы, окружающих его, - невежда. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: воспитатель предлагает детям стать сотрудниками исследовательской лаборатории, на себя берет роль научного руководителя, который будет разъяснять детям новое и неизвестное об объектах и явлениях природы. Уточняет проблему и формулирует задачи.
|
Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи: необходимо изучить правила пользования приборами в процессе проведения опытов и экспериментов, научиться делать выводы из полученных в ходе исследований результатов, уметь рассказать о них своим близким, друзьям. Планируют деятельность: будем знакомиться с правилами проведения опытов и экспериментов, правилами пользования приборами, получать новые знания об объектах и явлениях природы, закреплять их в беседах с близкими, друзьями, в играх, рисунках, знаках, придуманных совместно с воспитателями, родителями. Распределяют обязанности: воспитатель знакомит с объектом (явлением), с ходом проведения опыта (затем дети проводят его самостоятельно) или показывает процесс, объясняя его смысл по ходу; дети рисуют вместе с родителями поэтапные схемы проведения опытов или фиксируют в рисунках результаты проведения опытов; воспитатель организует игры, в которых дети применяют полученные знания. |
Третий- работа над проектом |
Организует деятельность путем беседы, разъяснения, проведения эксперимента. Помогает спланировать деятельность по результатам, полученным в ходе эксперимента. Привлекает родителей: собирают информацию (стихи, пословицы), рисуют вместе с детьми поэтапные схемы проведения опытов, фиксируют в рисунках результаты проведения опытов, пользуются памятками, предложенными воспитателями и др. Организует работу: направляет на поиск решений, самостоятельность в исследованиях, активизирует речевую, продуктивную, деятельность, поощряет творческие решения. Оказывает практическую помощь (по необходимости). |
Ищут решение задач: обмениваются рассказами из личного опыта, предлагают собственные решения по фиксации результатов опытов, которые могут быть использованы для обучения других, для совместных бесед, игр; выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности самостоятельно или по совету родителей, педагогов. |
Четвертый- презентация |
Готовится к презентации, проводит ее: накопленные за время проекта материалы систематизируются, оформляются в альбоме (папке), материалы передаются в старшую группу МДОУ. |
Продукт деятельности готовят к презентации, представляют его: на итоговом занятии (заседание «научного совета исследовательской лаборатории»); родители как зрители и как участники присутствуют на занятии. |
Пятый- постановка новой проблемы |
Создает ситуацию необходимости поиска новой информации: полученные в ходе проведения опытов и экспериментов знания и умения могут понадобиться в школе, будем использовать их при исследовании других более сложных объектов и явлений. |
Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации. |
Читайте также |
---|
Доклад. Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Мастер-класс как одна из…
Доклад. Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Мастер-класс как одна из форм взаимодействия семьи и ДОУ по этнокультурному воспитанию» Добрый день уважаемые...
Конспект проведения НОД по речевому развитию. Тема: «Путешествие в Звуко-буквоград»
Конспект проведения НОД по речевому развитию. Тема: «Путешествие в Звуко-буквоград»
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста…
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению...