Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие
«Путь к здоровью»
Содержание проекта
1. Паспорт проекта;
2. Пояснительная записка4
3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, объект, предмет, гипотеза, ожидаемый результат, модель реализации проекта.
4. Этапы реализации проекта: подготовительный, прогностический, практический, заключительный, презентационный.
5. Список использованной литературы.
6. Приложения
Паспорт проекта
Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»
База исследования: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №21 «Родничок, п. Баляга.
Участники проекта: (приложение 1)
Дети, воспитатель по физической культуре, руководитель ФИЗО, воспитатели дошкольных групп, специалисты ДОУ, методист ДОУ, заведующая ДОУ, родители, школа.
Условия реализации проекта
- Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
- Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
- Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- Реализация различных форм систематической работы с родителями;
- Развивающая среда ДОУ:
Физкультурный зал «Здоровячок» в котором есть:
- тренажеры;
- стандартное и нестандартное оборудование;
- стена осанки;
- центр валеологии;
- центр «Олимпийские надежды»
- Музыкальный зал «Веселые нотки»
- Физкультурные центры в групповых комнатах;
- Спортивная площадка (на участке детского сада);
- Комната психологической разгрузки «Улыбка»
- Кабинет «Добро пожаловать в экологию!»
- Кабинет логопеда «Познай-ка»
- Медицинский кабинет «Айболит»
- Методический кабинет «Энциклопедия мудрости»
Пояснительная записка
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
- 1.Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- 2.Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
- Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
Обоснование проекта
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. Проанализировав статистические данные по детскому саду:
Здоровье и здоровый образ жизни
Статистические данные о состоянии здоровья детей (за 3 года)
|
2011г. |
2012г. |
2013г. |
% практически здоровых детей |
82,3% |
83% |
85% |
% детей, имеющих отклонения в здоровье |
1,5% |
1,2% |
1% |
% детей, имеющих хронические заболевания |
7% |
7% |
6% |
Заболеваемость детей в случаях, днях на одного ребенка |
2 случая 6 дней |
2 случая 5 дней |
2
случая
5 дней
|
% часто болеющих детей |
9,2% |
8,8% |
8% |
% детей, функционально незрелых к обучению |
- |
- |
- |
Статистика травм |
- |
- |
- |
мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи.
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.
Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Сущность проекта: Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).
Актуальность: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Практическая значимость: Валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, НОД по физической культуре, степ – аэробика, дыхательные упражнения, «зверобатика», стрейчинг и т.д. – к ежедневным занятиям по физической культуре; подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.
Принципы реализации проекта
1. Доступность – учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность – интеграция образовательных областей (Приложение 2)
Объект: Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет: Уровень физической подготовленности детей и показатели здоровья детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат:
- Снижение уровня заболеваемости.
- Повышение уровня физической подготовленности.
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
- Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Модель реализации проекта (приложение 3)
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный: (2010 – 2011г.)
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Задачи:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
- исследование состояния здоровья детей;
- диагностика физической подготовленности дошкольников
2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
анкетирование родителей
3. Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
- анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
Содержание I этапа:
- Анализ научно – методической литературы;
- Разработка программы «Здоровый малыш»;
- Разработка опытно-экспериментального проекта программы «Пути оптимизации здоровья детей»
- Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно методических условий;
- Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитии детей;
- Анкетирование родителей.
Ожидаемый результат:
Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг, разработана программа «Здоровый малыш» и опытно-экспериментальный проект «Пути оптимизации здоровья детей»).
II этап - прогностический: (2011 – 2012г.)
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ (приложение 4,5)
Задачи:
- Подобрать формы и методы оздоровления детей (приложение 6)
- Подобрать комплекс оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах.
Содержание II этапа:
- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы)- (приложени7).
- Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп
- Разработать и внедрить перспективный план физкультурно–оздоровительной работы и комплексы упражнений для детей с нарушением осанки и коррекцией стопы, с использованием стены осанки, тренажеров, корригирующих дорожек.
- Разработать и внедрить комплексы гимнастики пробуждения под музыку во вторую половину дня (дыхательная гимнастика для разновозрастных групп, кинезиологическая гимнастика, самомассаж, точечный массаж, оздоровительный бег в облегченной одежде.
Ожидаемый результат:
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учебы.
III этап – практический (2012 – 2013г.)
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Задачи:
- Создать и поддержать условия для творческой работы педагогов;
- Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта
- Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни: (приложение8)
- Разработать и внедрить перспективные планы по кружку «Познай себя» в разновозрастных группах;
- Разработать и внедрить перспективный план и комплексы упражнений по кружку «Здоровячок» (степ-аэробика для детей старшего дошкольного возраста) – 2 раза в неделю;
- Ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты – (приложение 9) - (утренняя ритмическая гимнастика по технологии Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ (танцевально-игровая гимнастика для детей), «Зверобатика», использование некоторых упражнений стретчинга), дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, психогимнастика, лечебная гимнастика для детей с плоскостопием), артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игры–эстафеты, дифференцированная НОД для девочек и мальчиков,, опытно-экспериментальная работа, элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические игры, НОД по ознакомлению с окружающим во взаимодействии с воспитателями по программе краеведческо – туристской деятельности в детском саду «Родные просторы» (региональный компонент), степ-аэробику, закаливающие мероприятия.
- Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению;
- осуществить работу по преемственности со школой (приложение 10) и социумом (приложение 11)
Содержание III этапа
- Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;
- организация кружка «Познай себя»
- Организация кружка степ-аэробики «Здоровячок»;
- НОД и РОС на ИО с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;
- Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, УФО, арома-фитотерапия).
- Организация логопедической работы с детьми.
- организация психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста;
- Организация работы с родителями и социумом.
Ожидаемый результат.
Уменьшение количества детей с морфофункциональными нарушениями в развитии. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей,
снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
IV этап- заключительный
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Задачи:
- Содействовать развитию физических, познавательных, музыкальных возможностей детей;
- Развивать познавательную активность детей;
- Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ.
Содержание IV этапа:
Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга
- исследование состояния здоровья детей за 3 года (приложение12);
-мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года (приложение13);
- мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года (приложение 14)
- Обобщение опыта на конференциях, международной ярмарке, МО воспитателей
- проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.
Результативность
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволил избежать несчастных случаев.
V этап – презентационный: Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу
Список использованной литературы:
1. Программа Детство», автор Т.И. Бабаева; Санкт-Петербург 2000г.,2011г
2. Программа развития «Человек», автор А.И.Иванова; Москва 2005г.
3. Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006г.
4. Программа краеведческо – туристской деятельности в детском саду «Родные просторы» (региональный компонент);
5. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.
6. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
7. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С.С.Прищепа, Москва 2009г.
8. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2007г.
9. Учебно-методическое пособие по программе «Детство» (танцевально-игровая гимнастика для детей) «СА-ФИ-ДАНСЕ», Санкт-Петербург 2001г.
10. Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре» 2010г.
11. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
12. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
13. Мониторинг в детском саду в соответствии с ФГТ, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011г.
14. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А.П.Щербак.
15. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.
16. Программа «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, Сфера, 2004;
17. Моргунова О.Н. «Плоскостопие у детей 6-7 лет», 2006, Сфера, 2005;
18. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки», Сфера, 2006;
19. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Сфера, 2006.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»
Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей…
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц» Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах...
Сказочная гимнастика для глаз
Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...