Проект для детей подготовительной к школе группы
«Историческое прошлое России»

Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.

Срок реализации: сентябрь - май.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители и сотрудники дошкольного образовательного учреждения.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.

Задачи проекта:

1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;

2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим и культурным своеобразием России;

3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

Актуальность:

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.

Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.

Формы и методы работы:

Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, совместная с родителями деятельность);

Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);

Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование);

Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);

Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);

Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);

Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).

Использование потенциала семьи осуществляется путём:

- привлечения родителей к проведению занятий (участие в проведении занятия по лепке дымковских игрушек, рассказ и показ как мастерят настоящие глиняные игрушки);

- участия родителей в выставках семейного творчества;

- предоставления родителями фотографий участников ВОВ , альбомов и предметов быта и искусства, хранящихся в семье;

- участия родителей в прогулках и экскурсиях;

- совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов;

- участия в создании «Книги народной мудрости» - дети вместе с родителями выражают в рисунках содержание русских народных пословиц;

- изготовления пособий, поделок, дидактических игр (изготовление дымковских игрушек; пошив народных костюмов для кукол).

Ожидаемый результат проектной деятельности

- формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое;

- развивает представления воспитанников о наиболее важных событиях истории Руси, её героях, традициях, культуре,

- развивает творческие способности детей в разных видах деятельности.

Реализация проекта

Этапы работы над проектом:

I. Запуск проекта: анкетирование, беседы.

II. Планирование проекта:

1. Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят родители, дети подготовительной группы и воспитатели.

2. Планирование мероприятий.

III. Выполнение проекта:

В ходе работы выполняются все пункты проекта, и анализируются результаты с последующими выводами.

IV. Подведение итогов:

Оценка результатов работы всех участников проекта.

 

Перспективный план проекта

Сентябрь

«История возникновения Руси»

Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории

Рассказ воспитателя «Древние славяне – наши предки».

Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», « Славяне – ремесленники и творцы».

Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России.

Рассматривание альбома «От поселков к славянским городам».

Дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья», « Чем отличается современный город от старинного?», «Какую посуду купили на ярмарке», «Одень купцов в русский и иноземный костюм», «Что изготавливают мастера оружейники», «У кого из купцов больше товара».

Игры-путешествия: «По Киевской Руси», «Помоги отыскать дорогу в стольный Киев».

Тематическое занятие «Здравствуй, Русь!».

Рисование «Славяне – гончары».

Конструирование: создание укреплений деревянного города.

Лепка «Корабли древних славян».

 

Октябрь

«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»

Цель: знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

Чтение былинных и сказочных произведений.

Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова.

Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила».

Рисование на тему «На заставе богатырской».

Создание альбома «Богатыри Древней Руси».

Коллективная аппликация «Древняя крепость».

Конструирование - поселение древних славян.

Работа с родителями: макет «Богатырская застава»,

создание библиотеки «Защитники Отечества».

Режиссерская игра по мотивам жизни русских богатырей.

Дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни» Цель: закрепить знания о снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии.

Занятие «Богатырская Русь» Цель: закреплять и расширять знания детей о силе и славе Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, познакомить с новым богатырём - Дмитрием Донским, формировать историческую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, любовь к Отчизне, семье.

Итоговое занятие «Викторина клуба знатоков истории «Что? Где? Когда?» Цель: обобщение знаний по теме «Богатыри Руси».

 

Ноябрь

«Великие князья Руси»

Цель: познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским.

Консультация для родителей «Куликовская битва», «Александр Невский» обогащение знаний родителей о роли личности в истории.

Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника дошкольника «История».

Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной».

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова « На поле Куликовом».

Занятия «О князе и его дружине», «Битва на Куликовом поле».

Дидактические игры: «Чей воин», «Снаряди воина», «Доспехи русского воина», «Найди отличие».

Спортивные игры и конкурсы: «Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень».

Строительные игры с крупным материалом: «Сторожевые башни», «Переправа».

Выставка детских рисунков и поделок: «Воины древней Руси», «Оружие древних воинов».

 

Декабрь

«Петр Великий»

Цель: Познакомить с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за Россию.

Рассказ воспитателя « Первый император Всероссийский», «Рабочий день Петра I».

Беседа «Великие дела великого царя».

Рассматривание репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I», М. Добужинского «Петр Великий в Голландии».

Работа с родителями: создание альбома для рассматривания «Российский флот».

Сюжетно- ролевые игры: «Цирюльня», «Печатная газета», «Школа».

Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», «Найди одинаковые пары обуви дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам».

Музыкальная гостиная «Открытие Петром I театральных представлений»

Конструирование (оригами) «Самоходное судно».

 

Январь

«Полководцы и герои»

Цель: На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.

Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны».

Беседа «Бородинская битва».

Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».

Чтение глав из книг: С.Алексеева «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах), А. Митяева «Москва».

Занятие «Пересказ рассказа А. Митяева «Герой 1812 года».

Досуг совместно с родителями « Наука побеждать».

 

Март

«Быт и уклад жизни наших предков»

Цель: Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.

Занятия по темам: « Деревня – деревянный мир», « Печь нам – мать родная», «Эти мудрые народные сказки».

Выставка совместных работ детей и родителей «Ах, кокошник русский!»

Игра – путешествие «Берестяная грамота». «Игрушки наших бабушек».

Создание макета « Русская изба».

Занятие по ручному труду « Кукла – закрутка».

Экскурсия в краеведческий музей.

Развлечение «Праздник русской рубахи».

 

Апрель

«Народные традиции и промыслы»

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.

Беседы: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица», «Ремесла далекого прошлого».

Занятия по темам: «Развлечение детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров».

Рассматривание иллюстраций.

Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.

Создание мини – музея «Игрушки наших бабушек».

Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».

Праздник «Развеселая ярмарка».

Развлечение «Бабушкины посиделки».

 

Май

«Герои Великой отечественной войны»

Цель: Рассказать о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к ветеранам.

Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»

Встреча с участником ВОВ.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов и песен военных лет.

Просмотр фильма о войне.

Экскурсия в музей боевой славы, к памятникам и обелискам.

Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».

Беседа о героях, прославивших родной край.

Работа с родителями: создание альбомов для рассматривания «Они защищали Родину», «Боевые награды». Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма, фотографии и др.)

Целевая прогулка по улице названной именем героя войны.

Выставка совместных работ детей и родителей по теме «Этих дней не смолкнет слава!».

Проведение досуга «Музыкальная летопись войны»

Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы

Подготовка выставки-экспозиции: фотоматериалов ко Дню битвы под Москвой, макетов боевых действий ВОВ.

Результат проектной деятельности:

- сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;

- сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;

- воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;

- сформирован интерес к познанию истории России.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи…

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи дошкольников

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего…

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста Обоснование актуальности. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими...

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Весёлый комочек»

Рабочая программа кружка «Весёлый комочек» (Старшая группа - третий год обучения)

Актуальные вопросы формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Актуальные вопросы формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста «В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет...

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Нормативный проект «Откажи вежливо»