«Широкая Масленица»
проект по социальному направлению для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка:
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.»
Ш. Амонашвили
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Практика показывает, что многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей.
Недостаточно внимания уделялось социально – нравственному развитию, народной культуре, что повлияло на поведение детей. В общественном сознании широкое распространение получили равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия, пренебрежительное отношение к народным традициям, к гражданскому долгу.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.
Идеей создания проекта послужило желание помочь ребенку – дошкольнику в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности посредством народной культуры.
Проект составлен в соответствии с ФГТ, при использовании интеграции образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», включенных в Примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания старших дошкольников ; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Срок проекта: долгосрочный – 5 дней.
Цель проекта: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, развитие у них творческих способностей, интереса к совместной деятельности.
Задачи:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;
- использовать в активной речи детей русский фольклор;
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
- развивать мелкую моторику, творческие способности;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.
2. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
3. Принцип доступности и занимательности материала (работа с тестом, бисером, тканью и пр.)
4. Принцип сотрудничества взрослого с детьми (игровое общение, индивидуальная работа, различные ситуации).
Этапы работы по проекту:
1. Информационный:
- подбор методической литературы о масленице, об истории его возникновения, о праздновании этого праздника.
- составление плана мероприятий на масленичную неделю.
- подбор потешек, закличек, пословиц и поговорок о Масленице, о весне.
2. Продуктивный:
2.1 Совместная деятельность педагога с детьми:
- изготовление различных поделок для продажи на Ярмарке,
- разучивание потешек, пословиц и закличек о весне, о Масленице,
- разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Ручеек», «Гори – гори ясно», «Пень», «Гуси – лебеди», «Чурбан», «Ходит Ваня».
2.2. Участие в проекте родителей:
- оформление мини – выставки «Предметы русской старины»,
- оформление мини – выставки «Русские женщины – мастерицы и красавицы» (приурочено к 8 –му Марта),
- организация чаепития « Лакомка».
2.3. Деятельность воспитателя:
- организация мини выставки « Русский народный костюм»,
- оформление папки – ширмы « Широкая Масленица»,
- оформление афиши « Масленичная неделя»,
- разработка конспектов совместной образовательной деятельности (СОД) с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация»,
- подготовка и проведение развлечения «Ярмарка».
2. Результативный:
- оформление проекта «Широкая Масленица»,
- оформление в группе книжки – малышки с потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами,
- проведение развлечения «Ярмарка» в подготовительной группе ,
- покупка подарков для мам на вырученные средства.
Формы организации совместной образовательной деятельности по проекту различны, планируются с учетом пожеланий педагога, согласно ФГТ и задачам образовательной программы ДОУ.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста,
- повышение уровня практических умений детей в рисовании, лепке и конструировании;
- пополнение методической « копилки» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста, методическими материалами.
Методическая литература:
1. «От рождения до школы».
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
М.: Мозаика – Синтез, 2011.
2. «Художественный труд в детском саду».
Конспекты занятий и методические рекомендации. Подготовительная группа.
И.А.Лыкова
ООО Издательский дом «Цветной мир». 2010.
3. «366 моделей оригами».
Сержантова Т.Б.
М.: Айрис – пресс, 2008. – 192 с.
4.«Развивайте у дошкольников творчество».
Т.Г. Казакова.
М.: Просвещение, 1985.
5. «Детские подвижные игры народов СССР».
М.: Просвещение, 1988.
6. «Золотая коллекция сценариев для тамады»
Удобная библиотека.
Под редакцией С. Рублева. ООО ИД «ВЛАДИС»
Примерное тематическое планирование совместной образовательной деятельности (СОД) на масленичную неделю
Старший дошкольный возраст.
Форма организации: |
Название: |
Цели: |
Интеграция образ. обл.: |
Ожидаемый результат: |
|
Утро радостных встреч |
«Скоморош- ка в гостях у ребят» |
- познакомить детей с определением «встреча» Масленицы, побеседовать об особенностях его празднования, развивать мышление, ловкость, воспитывать интерес к праздникам. |
«познание», «коммуникаия», «физическая культура». |
- конспект беседы Широкая Масленица. |
|
Минуты вхождения в день |
«Масленица пришла – пословицы, поговорки принесла» |
- познакомить детей с малыми формами устного народного творчества, развивать память, воспитывать интерес к русской народной культуре. |
«социализация», «коммуника- ция», «музыка». |
- оформление книжки-малышки. |
|
СОД по ручному труду |
«Куклы – самокрутки» |
- познакомить с историей изготовления старинных кукол – оберегов, научить скручивать их из ткани и ниток, развивать творческие способности, воспитывать самостоятельность. |
«музыка», «социализация», «познание». |
- мини – выставка «Куклы» |
|
СОД по рисованию |
«Посуда из Хохломы» |
- закреплять элементы узора хохломской росписи : завиток, цветок, листок, ягода, оживки, блики; развивать художественные способности, воспитывать художественный вкус. |
«художественное творчество», «музыка», «коммуникация». |
-выставка детских рисунков «Мастера Хохломы» |
|
СОД по физической культуре |
«Масленич- ные гуляния» |
- упражнять в езде на санках, развивать ловкость, выносливость, быстроту, воспитывать привычку к ЗОЖ, эмоциональное положительное отношение к празднику. |
«физическая культура», «здоровье», «безопасность», «коммуникация», «познание». |
- фото – выставка «Зимние забавы» |
|
СОД по лепке (тестоплас- тика) |
«Талисманы и обереги» |
- учить детей лепке малых форм скульптуры: олени, барашки; упражнять в работе с формочками и шаблонами, развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность |
«коммуникация», «художественное творчество», «музыка». |
- выставка поделок детей |
|
СОД по конструиро- ванию из бумаги |
«Солныш- ко» |
- упражнять в складывании полоски бумаги «гармошкой», развивать творческие способности, фантазию, воспитывать желание сделать что – то красивое, приятное. |
«познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка». |
- выставка детских поделок |
|
Сладкий час |
«Лакомка» |
- рассказать детям об обычаях празднования Масленицы в других странах, закреплять знания обычаев своей страны, воспитывать гордость за русский народ. |
«познание», «коммуникация», «физическая культура». |
конспект беседы «Масленица в других странах» |
|
Познавательный вечер |
«Русские народные украшения» |
- научить детей изготавливать бусики, браслеты, колечки из бисера, развивать мелкую моторику, фонематический слух воспитывать усидчивость, |
«познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка», «безопасность». |
- мини – выставка украшений. |
|
Беседа |
«Русский народный костюм» |
- познакомить с историей русского народного костюма его особенностями и отличиями, развивать речь, мышление, формировать понятие русской народной культуры в жизни страны, общества. |
«познание», «коммуникация», «музыка». |
- конспект беседы «русский костюм» - выставка «Предметы старины». |
Читайте также |
---|
Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений
Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...
Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…
Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...
Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»
Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...