«Широкая Масленица»

проект по социальному направлению для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка:

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.»

Ш. Амонашвили

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Практика показывает, что многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей.

Недостаточно внимания уделялось социально – нравственному развитию, народной культуре, что повлияло на поведение детей. В общественном сознании широкое распространение получили равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия, пренебрежительное отношение к народным традициям, к гражданскому долгу.

В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.

Идеей создания проекта послужило желание помочь ребенку – дошкольнику в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности посредством народной культуры.

Проект составлен в соответствии с ФГТ, при использовании интеграции образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», включенных в Примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания старших дошкольников ; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

 

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Срок проекта: долгосрочный – 5 дней.

Цель проекта: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, развитие у них творческих способностей, интереса к совместной деятельности.

Задачи:

- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;

- использовать в активной речи детей русский фольклор;

- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;

- развивать мелкую моторику, творческие способности;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.

В основу проекта легли следующие принципы:

1. Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.

2. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.

3. Принцип доступности и занимательности материала (работа с тестом, бисером, тканью и пр.)

4. Принцип сотрудничества взрослого с детьми (игровое общение, индивидуальная работа, различные ситуации).

 

Этапы работы по проекту:

1. Информационный:

- подбор методической литературы о масленице, об истории его возникновения, о праздновании этого праздника.

- составление плана мероприятий на масленичную неделю.

- подбор потешек, закличек, пословиц и поговорок о Масленице, о весне.

2. Продуктивный:

2.1 Совместная деятельность педагога с детьми:

- изготовление различных поделок для продажи на Ярмарке,

- разучивание потешек, пословиц и закличек о весне, о Масленице,

- разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Ручеек», «Гори – гори ясно», «Пень», «Гуси – лебеди», «Чурбан», «Ходит Ваня».

2.2. Участие в проекте родителей:

- оформление мини – выставки «Предметы русской старины»,

- оформление мини – выставки «Русские женщины – мастерицы и красавицы» (приурочено к 8 –му Марта),

- организация чаепития « Лакомка».

2.3. Деятельность воспитателя:

- организация мини выставки « Русский народный костюм»,

- оформление папки – ширмы « Широкая Масленица»,

- оформление афиши « Масленичная неделя»,

- разработка конспектов совместной образовательной деятельности (СОД) с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация»,

- подготовка и проведение развлечения «Ярмарка».

2. Результативный:

- оформление проекта «Широкая Масленица»,

- оформление в группе книжки – малышки с потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами,

- проведение развлечения «Ярмарка» в подготовительной группе ,

- покупка подарков для мам на вырученные средства.

Формы организации совместной образовательной деятельности по проекту различны, планируются с учетом пожеланий педагога, согласно ФГТ и задачам образовательной программы ДОУ.

Ожидаемый результат:

- повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста,

- повышение уровня практических умений детей в рисовании, лепке и конструировании;

- пополнение методической « копилки» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста, методическими материалами.

Методическая литература:

1. «От рождения до школы».

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

М.: Мозаика – Синтез, 2011.

2. «Художественный труд в детском саду».

Конспекты занятий и методические рекомендации. Подготовительная группа.

И.А.Лыкова

ООО Издательский дом «Цветной мир». 2010.

3. «366 моделей оригами».

Сержантова Т.Б.

М.: Айрис – пресс, 2008. – 192 с.

4.«Развивайте у дошкольников творчество».

Т.Г. Казакова.

М.: Просвещение, 1985.

5. «Детские подвижные игры народов СССР».

М.: Просвещение, 1988.

6. «Золотая коллекция сценариев для тамады»

Удобная библиотека.

Под редакцией С. Рублева. ООО ИД «ВЛАДИС»

 

Примерное тематическое планирование совместной образовательной деятельности (СОД) на масленичную неделю

Старший дошкольный возраст.

 

Форма организации:

Название:

Цели:

Интеграция

образ. обл.:

Ожидаемый

результат:

Утро радостных встреч

«Скоморош-

ка в гостях у ребят»

- познакомить детей с определением

«встреча» Масленицы, побеседовать об особенностях его празднования, развивать мышление, ловкость, воспитывать интерес к праздникам.

«познание»,

«коммуникаия»,

«физическая культура».

- конспект

беседы

Широкая

Масленица.

Минуты вхождения в день

«Масленица

пришла –

пословицы,

поговорки

принесла»

- познакомить детей с малыми формами устного народного творчества, развивать память, воспитывать интерес к русской народной культуре.

«социализация»,

«коммуника-

ция»,

«музыка».

- оформление книжки-малышки.

СОД

по ручному труду

«Куклы – самокрутки»

- познакомить с историей изготовления старинных кукол – оберегов, научить скручивать их из ткани и ниток, развивать творческие способности, воспитывать самостоятельность.

«музыка»,

«социализация»,

«познание».

- мини – выставка

«Куклы»

СОД

по рисованию

«Посуда из Хохломы»

- закреплять элементы узора хохломской росписи : завиток, цветок, листок, ягода, оживки, блики; развивать художественные способности, воспитывать художественный вкус.

«художественное

творчество»,

«музыка»,

«коммуникация».

-выставка

детских

рисунков

«Мастера

Хохломы»

СОД

по физической

культуре

«Масленич-

ные

гуляния»

- упражнять в езде на санках, развивать ловкость, выносливость, быстроту, воспитывать привычку к ЗОЖ, эмоциональное положительное отношение к празднику.

«физическая

культура»,

«здоровье»,

«безопасность»,

«коммуникация»,

«познание».

- фото – выставка

«Зимние

забавы»

СОД

по лепке

(тестоплас-

тика)

«Талисманы

и обереги»

- учить детей лепке малых форм скульптуры: олени, барашки; упражнять в работе с формочками и шаблонами, развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность

«коммуникация»,

«художественное

творчество»,

«музыка».

- выставка

поделок детей

СОД по

конструиро-

ванию из бумаги

«Солныш-

ко»

- упражнять в складывании полоски бумаги «гармошкой», развивать творческие способности, фантазию, воспитывать желание сделать что – то красивое, приятное.

«познание»,

«коммуникация»,

«художественное

творчество»,

«музыка».

- выставка детских поделок

Сладкий час

«Лакомка»

- рассказать детям об обычаях празднования Масленицы в других странах, закреплять знания обычаев своей страны, воспитывать гордость за русский народ.

«познание»,

«коммуникация»,

«физическая культура».

конспект беседы

«Масленица в других странах»

Познавательный вечер

«Русские народные украшения»

- научить детей изготавливать бусики, браслеты, колечки из бисера, развивать мелкую моторику, фонематический слух воспитывать усидчивость,

«познание»,

«коммуникация»,

«художественное

творчество»,

«музыка»,

«безопасность».

- мини – выставка украшений.

Беседа  

«Русский

народный

костюм»

- познакомить с историей русского народного костюма его особенностями и отличиями, развивать речь, мышление, формировать понятие русской народной культуры в жизни страны, общества.

«познание»,

«коммуникация»,

«музыка».

- конспект

беседы

«русский

костюм»

- выставка

«Предметы

старины».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские…

Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские игрушки» в младшей группе Программные задачи: Образовательная: - познакомить детей с игрушками села...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе…

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности Одним из главных направлений педагогической работы с детьми...

«Магазинчик»

«Магазинчик» В нашей группе есть необычный уголок «Магазинчик». В чём же он не обычный, а в том, что всё что в нём...