Проект: «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»
Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».
Авторы:
Ковалёва А.И., Молева Л.В. воспитатели МБДОУ ЦРР дет. сад №8 пгт Лучегорск
1 Этап
Цель:
- изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей группы,
- корректировать эмоциональное поведение детей,
- развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
- снизить проявления гиперактивности и возбудимости в поведении детей
Задачи:
- изучить теоретические основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника;
- выявить особенности эмоционально-волевого развития детей в группе;
- корректировать развитие эмоционально-волевых нарушений у старших дошкольников.
- познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
- научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
- развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.
- снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
- формировать эмоциональное осознание своего поведения;
- обучать детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний;
- формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
- развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;
Участники проекта:
- Воспитатели
- дети
- родители
Специалист-психолог
Сроки реализации:
Сентябрь - февраль
2 этап
Разработка проекта:
1. Разработка тестов.
2. Подбор методической и художественной литературы.
3. Разработка конспектов коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей.
4. Подбор необходимой наглядности.
5. Знакомство с проектом психолога, составление единого плана работы.
6. Изготовление и использование детского теста тревожности «Выбери нужное лицо».
Формы и методы работы с родителями:
1. Беседы о важности данной темы.
2. Оформление информационного уголка «Советует психолог».
3. Анкета «Знаю ли я своего ребёнка».
4. Оформление фотоальбома «Наши эмоции».
5. «Анкета по выявлению тревожного ребенка» путем опроса родителей.
3 этап
Выполнение проекта
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
Игры: «Дорожный знак «Стоп», «Стаканчик для крика», «Кастрюлька со злостью», «Дарс», большой мешок набитый ватой «Пни меня», «Коврик гнева».
Познавательная деятельность
- Комплекс занятий направленных на знакомство детей с чувствами.
Темы: «Радость», «Грусть», «Страх», «Удивление», «Хвастовство», «Гнев», «Стыд», «Вина», «Закрепление знаний о чувствах».
Занятия включают в себя игры (подвижные, дидактические, психологические), этюды на выражение эмоций, психогимнастику, тематическое рисование, беседы, релаксацию.
- детский тест тревожности «Выбери нужное лицо».
Изобразительная деятельность
Графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой
Коммуникация
Беседы с детьми на тему «Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»
Ознакомление с художественной литературой
Чтение произведений З. Осеевой «Добрая хозяюшка», Маяковского, К. Чуковского
Музыка
- релаксация.
Выстраивая коррекционную работу с детьми, составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей. В основу построения системы занятий положены следующие принципы:
- принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.
- ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.
- принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.
Занятия включают игры подвижные, дидактические, психологические; этюды на выражение эмоций, психогимнастику; тематическое рисование; беседы; релаксацию.
Методика «Выбери нужное лицо»
Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Тэммл, М.Дорки и В.Амен.
Мышечное расслабление для взрослых и детей
«Спящий котёнок»
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).
«Улыбнись – рассердись»
Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.
«Пружинки»
Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.
Что за странные пружинки упираются в ботинки?
Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!
Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.
«Холодный – теплый»
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь (напряжение). Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…
«Самолеты»
Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»
Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...
Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»
Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»
«Островок Детства»
«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...