Проект: «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»

Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Авторы:

Ковалёва А.И., Молева Л.В. воспитатели МБДОУ ЦРР дет. сад №8 пгт Лучегорск

 

1 Этап

Цель:

- изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей группы,

- корректировать эмоциональное поведение детей,

- развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.

- снизить проявления гиперактивности и возбудимости в поведении детей

Задачи:

- изучить теоретические основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника;

- выявить особенности эмоционально-волевого развития детей в группе;

- корректировать развитие эмоционально-волевых нарушений у старших дошкольников.

- познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;

- научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

- развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.

 - снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;

 - формировать эмоциональное осознание своего поведения;

- обучать детей навыкам самоорганизации и саморегуляции  действий, поступков, эмоциональных состояний;

- формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;

- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

- развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;

Участники проекта:

- Воспитатели

- дети

- родители

Специалист-психолог

Сроки реализации:

Сентябрь - февраль

 

2 этап

Разработка проекта:

1. Разработка тестов.

2. Подбор методической и художественной литературы.

3. Разработка конспектов коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей.

4. Подбор необходимой наглядности.

5. Знакомство с проектом психолога, составление единого плана работы.

6. Изготовление и использование детского теста тревожности «Выбери нужное лицо».

Формы и методы работы с родителями:

1. Беседы о важности данной темы.

2. Оформление информационного уголка «Советует психолог».

3. Анкета «Знаю ли я своего ребёнка».

4. Оформление фотоальбома «Наши эмоции».

5. «Анкета по выявлению тревожного ребенка» путем опроса родителей.

 

3 этап

Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

Игры: «Дорожный знак «Стоп», «Стаканчик для крика», «Кастрюлька со злостью», «Дарс», большой мешок набитый ватой «Пни меня», «Коврик гнева».

Познавательная деятельность

- Комплекс занятий направленных на знакомство детей с чувствами.

Темы: «Радость», «Грусть», «Страх», «Удивление», «Хвастовство», «Гнев», «Стыд», «Вина», «Закрепление знаний о чувствах».

Занятия включают в себя игры (подвижные, дидактические, психологические), этюды на выражение эмоций, психогимнастику, тематическое рисование, беседы, релаксацию.

- детский тест тревожности «Выбери нужное лицо».

Изобразительная деятельность

Графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой

Коммуникация

Беседы с детьми на тему «Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»

Ознакомление с художественной литературой

Чтение произведений З. Осеевой «Добрая хозяюшка», Маяковского, К. Чуковского

Музыка

- релаксация.

Выстраивая коррекционную работу с детьми, составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей. В основу построения системы занятий положены следующие принципы:

- принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.

- ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.

- принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

Занятия включают игры подвижные, дидактические, психологические; этюды на выражение эмоций, психогимнастику; тематическое рисование; беседы; релаксацию.

Методика «Выбери нужное лицо»

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Тэммл, М.Дорки и В.Амен.

Мышечное расслабление для взрослых и детей

«Спящий котёнок»

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).

 «Улыбнись – рассердись»

Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.     

«Пружинки»

Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.

Что за странные пружинки упираются в ботинки?

Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!

Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.

«Холодный – теплый»

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь (напряжение). Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…

«Самолеты»

Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.


Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»

Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Читайте также

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада Действующие лица Взрослые: Ведущая, Огородное Пугало. Дети: морковь, чеснок, свекла, огурец, капуста, помидор, Почтальон...

Методическая разработка «Дерево времён года»

Методическая разработка «Дерево времён года»

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе. Тема «Путешествие на поезде»

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе Тема «Путешествие на поезде» Цели: 1. Обеспечить применение на практике речевых навыков общения детей. 2. Обеспечить развитие...