Проект «Национальная культура народов Южного Урала»

Вид проекта:

Творческий

Продолжительность проекта:

долгосрочный

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, учителя – логопеды, музыкальный руководитель.

Образовательные области:

  • Здоровье;
  • Физическая культура;
  • Социализация;
  • Труд;
  • Безопасность;
  • Познание;
  • Коммуникация;
  • Чтение художественной литературы;
  • Художественное творчество;

Актуальность проекта.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Кто усомнится в том, что такие писатели, как Фазиль Искандер, Василь Быков, Чабуа Амирэджиби, Геннадий Айги, такие художники, как Таир Салахов, такие артисты и режиссеры, как Резо Габриадзе, Армен Джигарханян, продолжающие работать в своей национальной культурной среде и культурной традиции, в то же время являются и достоянием русской культуры?

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. По итогам социологического исследования, проведенного в августе 2008 г. информационно-правозащитным конфликтологическим Центром «Аркаим» в рамках проекта «Защита прав населения и иностранных граждан», Челябинская область не находится в зоне повышенного уровня нетолерантных отношений. Тем не менее, негативные моменты все-таки имеют место. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей и программы «Наш Дом – Южный Урал», развитие традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к традициям и культуре народов Южного Урала.

Практическая значимость для ДОУ:

  • Пополнение музея предметами быта, национальной одежды народов Южного Урала;
  • Пополнение картотеки подвижных игр играми народов Южного Урала (русских, татар, башкир);
  • Размещение материалов на сайт детского сада;

Цель проекта: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

Задачи проекта:

  • Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
  • Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;
  • Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских;
  • Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
  • Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;

Идея проекта: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.

Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Создание условий в ДОУ:

- Оборудование национальных уголков в группах;

- Пополнение музея национальной культуры;

- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

- Приобретение необходимого дидактического материала

- Создание игротеки игр разных народов

- Обеспечение условий для развития толерантности

- Создание сюжетно-ролевых игр

- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

Средства реализации проекта:

  • - устное народное творчество;
  • - художественная литература;
  • - музыкальное народное творчество;
  • - декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • - народные праздники, обряды, традиции;
  • - игра, народная игрушка и национальная кукла;
  • - этнические мини-музеи.

 

Этапы работы над проектом «Национальная культура народов Южного Урала» в МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 29»

Период проектной деятельности сентябрь 2012г – май 2013г.

 

I этап. Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь 2012)

Цель. Подготовка документационного, материально-технического, кадрового и программно-методического обеспечения организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Задачи.

1. Разработать нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

2. Разработать планы подготовки дошкольного образовательного учреждения к организации проектной деятельности по направлениям: управление, материально-техническое обеспечение, методическая деятельность, программно-методическое обеспечение, работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом.

3. Организовать предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения в соответствии с планом подготовки материально-технического обеспечения к проектной деятельности

4. Разработать планы организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по осуществлению проектной деятельности

5. Разработать программно-методическое сопровождение пректной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

6. Составление тематического планирования мероприятий;

 

Этап

Цель

Задачи

Направления

Формы работы

Мероприятия

Предполагаемый результат

1 этап

Организаци-

онно-

подготови-

тельный

Подготовка документа-

ционного,   материально-технического,   кадрового и программно-методического обеспечения организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Разработать нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Управление

Планирование

Разработка положения «Об организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении».

Положение «Об организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении».

 

Разработать планы подготовки дошкольного образовательного учреждения к организации проектной деятельности по направлениям: управление, материально-техническое обеспечение, методическая деятельность, программно-методическое обеспечение, работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом.

Управление

Планирование стратегии деятельности по направлениям: управление, материально-техническое обеспечение, методическая деятельность, программно-методическое обеспечение, работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом.

Разработка планов управленческой деятельности по подготовке к организации работы над проектом в дошкольном образовательном учреждении,

подготовки материально-технического, программно-методического обеспечения, методической деятельности по подготовке к работе над проектом в дошкольном образовательном учреждении, подготовки к взаимодействию с родителями и социумом.

Подготовка предметно-развивающей среды детского сада.

План управленческой деятельности по подготовке к работе над проектом в дошкольном образовательном учреждении.

План подготовки материально-технического обеспечения к проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Схема предметно-развивающей среды детского сада.

План подготовки программно-методического обеспечения к проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

План методической деятельности по подготовке к проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

План подготовки к взаимодействию с родителями и социумом в период проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Организовать предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения в соответствии с планом подготовки материально-технического обеспечения к проектной деятельности.

Управление.

Материально-техническое обеспечение.

Управление.

Материально-техническое обеспечение.

Взаимодействие с родителями.

Создание творческих микрогрупп по подготовке предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения к проектной деятельности.

Распределение обязанностей между группами.

Приобретение необходимого инвентаря, материала и дидактического сопровождения.

Организация работы творческих микрогрупп по подготовке предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения к проектной деятельности.

Организация родителей в подготовке предметно-развивающей среды детского сада.

Деятельность творческих микрогрупп.

Создание мини-музея «Русская изба», уголка прикладного искусства в каждой возрастной группе.

Смотр-конкурс национальных уголков, создание информационного стенда для родителей.

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения в соответствии с планом подготовки материально-технического обеспечения к проектной деятельности:   игровое оборудование,

мини-музей «Русская изба», уголок прикладного искусства в каждой возрастной группе,

информационный стенд для родителей.

Разработать планы организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по осуществлению проектной деятельности

Управление

Создание творческих микрогрупп по разработке плана проведения мероприятий осуществлению проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении; плана методической деятельности; планов работы с детьми с родителями, с социокультурными учреждениями города в рамках проектной деятельности.

Разработка плана проведения мероприятий по осуществлению проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении; плана методической деятельности; планов работы с детьми с родителями, с социокультурными учреждениями города в рамках проектной деятельности.

План проведения мероприятий по осуществлению проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

План методической деятельности.

План работы с детьми по проекту.

План взаимодействия с родителями.

План взаимодействия с социокультурными учреждениями города в рамках проектной деятельности.

Разработать программно-методическое сопровождение пректной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Управление.

Программно-методическое обеспечение.

Создание проектировочных групп по разработке программно-методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Распределение обязанностей между проектировочными группами.

Организация работы проектировочных групп.

Разработка перспективных и тематических планов работы с детьми в рамках проектной деятельности по:

физическому развитию;

подвижным играм;

ознакомлению с окружающим;

ознакомлению с художественной литературой;

игровой деятельности;

изобразительной деятельности;

музыкальному развитию;

музыкальным, спортивным и театрализованным праздникам и развлечениям.

Разработка конспектов тематических мероприятий с детьми и родителями.

Подборка художественных произведений о национальной культуре, быте народов Южного Урала (татар, башкир, русских).

Разработка картотеки подвижных игр народов Южного Урала (русских, татар, башкир);

Создание мини-музея «Русская изба», уголков прикладного искусства народов Южного Урала в каждой возрастной группе.

Перспективные и тематические планы работы с детьми в рамках проектной деятельности по:

физическому развитию;

ознакомлению с окружающим;

ознакомлению с художественной литературой;

игровой деятельности;

изобразительной деятельности;

музыкальному развитию;

музыкальным, спортивным и театрализованным праздникам и развлечениям.

Разработка конспектов тематических мероприятий с детьми и родителями.

Подборка художественных произведений о национальной культуре, быте народов Южного Урала (татар, башкир, русских).

Разработка картотеки подвижных игр народов Южного Урала (русских, татар, башкир);

Создание мини-музея «Русская изба», уголков прикладного искусства народов Южного Урала в каждой возрастной группе.


II этап. основной (ноябрь 2012-апрель 2013)

Цель. Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи.

1. Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

3. Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.

4. Осуществлять взаимодействие с социокультурными учреждениями города путём реализации плана сотрудничества.

5. Осуществлять контроль над реализацией проекта.

 

 

2 этап

основной

Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием

Работа с детьми

Тематические мероприятия, экскурсии, встречи с интересными людьми, выставки, праздники, досуги, акции, конкурсы, совместная деятельность.

Мероприятия с детьми в соответствии с режимом дня, сеткой совместной деятельности, методическими рекомендациями, планом работы с детьми по осуществлению проектной деятельности.

Расширение уровня знаний детей о жизни людей, живущих на Южном Урале по всем направлениям: физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому.

Воспитание у детей толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Управление.

Работа с педагогами.

Индивидуальные и групповые консультации, деловые игры, наглядная агитация, методические рекомендации.

Мероприятия с педагогами в соответствии с планом работы по осуществлению проектной деятельности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов организации и проведения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.

Управление.

Взаимодействие с родителями.

Индивидуальные и групповые консультации, совместные праздники, конкурсы, экскурсии, встречи с интересными людьми, наглядная агитация, методические рекомендации.

Мероприятия с родителями в соответствии с планом работы по осуществлению проектной деятельности.

Повышение педагогических знаний родителей о жизни людей, живущих на Южном Урале, приобщать родителей к играм народов Южного Урала.

Воспитание чувства толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Участие родителей в мероприятиях детского сада по осуществлению проектной деятельности.

Осуществлять взаимодействие с социокультурными учреждениями города путем реализации плана сотрудничества.

Управление.

Взаимодействие с социумом.

Совместные праздники, конкурсы, акции.

Мероприятия с социумом в соответствии с планом работы по осуществлению проектной деятельности.

Повышение уровня развития детей.

Осуществлять контроль деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках проектной деятельности по направлениям: материально-техническое обеспечение, календарное планирование, работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом.

Управление.

Контроль материально- технического обеспечения.

Контроль документации.

Контроль деятельности педагогов.

Контроль взаимодействия с родителями.

Контроль работы по взаимодействию с социумом.

Осуществление контрольно-аналитической деятельности в соответствии с картами контроля.

Сведения о качестве организации и проведении проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

 

III этап. Заключительный(апрель-май 2013)

Цель. Анализ организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Задачи.

1. Обобщить результаты работы;

2. Провести анализ деятельности;

3. Осуществить презентацию материалов проекта;

 

3 этап

заключительный

Анализ организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Обобщить результаты работы;

 

Провести анализ деятельности;

 

Осуществить презентацию материалов проекта.

 

.

Управление.

Изучение итогов работы организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Анализ реализации планов проведения тематических мероприятий в дошкольном образовательном учреждении в рамках проектной деятельности, методической деятельности с детьми, с родителями, с социокультурными учреждениями городаэ Анализ развития детей.

Анализ заболеваемости.

Анализ мнения родителей по итогам летней оздоровительной кампании.

Аналитический документ по итогам организации летней оздоровительной кампании в дошкольном образовательном учреждении

 

План реализации проекта

Вид деятельности

Ответственные

Сроки

1 этап – организационно-подготовительный:

§  Организация творческой группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект;

§  Организация аналитической группы из трех человек для проведения мероприятий по оценке качества реализации проекта

Заведующий,

Ст. воспитатель

1 неделя с начала реализации проекта

Информирование участников о проекте,

подготовка материалов на компьютере, распечатывание, копирование.

Ст. воспитатель

1, 2 недели

2 этап – основной:

§  Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

§  Определение цели и задач проекта;

§  Подбор литературы, пособий, атрибутов;

§  Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией        проекта;

§  Составление тематического планирования мероприятий;

§  Создание уголка прикладного искусства в каждой возрастной группе  и мини-музея «Русская изба».

Ст. воспитатель

педагоги  ДОУ.

В течение года

 

Проведение:

§  открытых занятий для родителей;

§  экскурсий в краеведческий музей (отдел истории);

§  экскурсий в детскую библиотеку (отдел искусств);

§  тематических и персональных  выставок работ детского и семейного творчества;

Ст. воспитатель,

воспитатели,

родители.

В течение года

 

 

 

 

Оказание помощи в создании мини-музея «Русская изба».

Заведующий

Ст. воспитатель,

воспитатели.

В течение года,

 

Просвещение, информированность родителей и педагогов через сайт ДОУ

Ст. воспитатель,

воспитатели групп

Раз в квартал

Организация и проведение совместных праздников и развлечений

§  Осенины

§  Русские посиделки

§  Масленица

§  Концерт русской народной музыки

§ Русь, Россия, Родина моя

Члены творческой группы,

воспитатели;

родители.

В течение года,

3 этап – заключительный:

§  Обобщение опыта;

§  оформление отчетной документации;

§  анализ деятельности ДОУ по вопросам реализации проекта

§  информация на сайте ДОУ 

Заведующий,

ст. воспитатель

 

Апрель – май

 

 

Механизмы реализации

Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к национальной культуре народов Южного Урала:

· Работа по приобщению детей к национальной культуре должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

· Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

· Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

· Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к  личности ребенка.

Основные направления в работе по реализации проекта

Игровая деятельность

Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.

Социально – нравственное воспитание

Изучение традиций народов Южного Урала.

Речевое развитие

Знакомство с фольклором русских, татар, башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки)

Ознакомление с окружающим

Формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Художественная литература

Знакомство с поэзией народов Урала, города Снежинска. Чтение сказок разных народов.

Изобразительная деятельность

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Музыка

Народные праздники.

Изучение народных песен.

Песен патриотического содержания.

План проведения мероприятий по реализации проекта

 

Тема, цель

Период

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Ответственный

1

«Многонациональный Урал»

1. Познакомить детей с историей заселения Урала.

2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

3. воспитывать любовь к малой Родине – Уральскому краю.

I

I блок. Аппликация «Наш край Урал»

Развитие речи «Красоты и богатства Урала»

Рисование «На Урале живут красивые люди»

Лепка «Уральские мастера-ювелиры»

II блок. Чтение легенд.

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов об Урале». Рассматривание карты «Уральский регион». Оформление альбома «Наш край».

Чтение Н.Агапова «История – сказ об Урале-батюшке». Игры «Тимербай», р.н.и. «Два Мороза»

1. Познакомить родителей с содержанием работы по проекту.

2. Экскурсия в музей «Родной край»

3. Подборка иллюстраций, открыток о крае.

4. Чтение литературы.

5. Совместные рисунки на тему «Сказы Бажова», «Любимый город Снежинск»

Дружинина Н.А., старший воспитатель,

Соснина Е.Э., музыкальный руководитель,

воспитатели

2

«Коренные жители Урала»

1. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские.

2. Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа: место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).

3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.

II

I блок. Познавательное занятие «Коренные жители Урала».

Развитие речи «Придумай сказку».

Рисование «Уральские сказы».

Экскурсия в детскую библиотеку.

Беседа «Многонациональный Урал».

Чтение легенды «Происхождение башкир»

II блок. Чтение легенд, башкирских. Татарских, русских сказок, пословиц, поговорок.

Рассматривание карты, определение региона Башкирии. Татарстана.

Рассматривание иллюстраций, отрывок «Башкирия», «Уфа», «Татарстан», «Казань», «Россия», «Москва».

Игры «Медный пень», «Темербай», «Грачи летят».

Прослушивание башкирских, татарских, русских мелодий. Песен.

Разучивание танцев.

1.Чтение башкирских, татарских, русских сказок, легенд.

2. Подборка открыток о Башкирии, Татарстане, России.

3. Подборка фотографий семейных праздников, экскурсий.

4. Принести лоскутики меха, материала, кожи.

5. Конкурс поделок из бросового материала (куклы).

Дружинина Н.А., старший воспитатель,

воспитатели

3

«Традиционные народные жилища на Южном Урале»

1. Формировать знания детей о башкирском, татарском, русском народе, познакомить с особенностями жилища:

устройство жилища;

особенности интерьера (две половины: мужская, женская);

специфическое оформление жилища.

2. Закрепить знания об особенностях башкирского. татарского, русского орнамента, его цветового решения.

3. Развивать инициативу, самостоятельность.

4. Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир.

III

I блок. Познавательное занятие «Традиционные народные жилища на Южном Урале»

Аппликация «Летняя башкирская деревня»

Рисование «Юрта»

Лепка «Русская изба»

Развитие речи. Пересказ сказки «Ленивый сын»

II блок. Изготовление макета «Юрта»

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

Свободное рисование

Игры «Юрта», «Белая кость», «Золотые ворота»

1. Совместные рисунки «Юрта», «Русская изба»

2. Изготовление ковриков, одеял, подушек для макета «Юрта»

3. Подбор башкирских пословиц

Дружинина Н.А., старший воспитатель, воспитатели

4

«Народные костюмы Южного Урала» (башкирская, татарская, русская национальная одежда)

1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды.

2. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.

3. Закреплять знания о семантике мотивов башкирских, татарских, русских узоров.

4. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского. татарского, русского народа.

IV

I блок. Познавательное занятие «Национальная башкирская, татарская, русская одежда»

Рисование «Башкирский национальный костюм»

Аппликация «Сапожки – ичиги»

Развитие речи. Описательный рассказ

II блок. Рассматривание иллюстраций.

Слушание музыки, разучивание танца (движения).

Изготовление украшений для оформления костюмов.

П/игры «Стрелок», «Липкие пеньки», «Дедушка Мазай».

1. Слушание башкирской, татарской, русской музыки.

2. Обшить куклу в национальный костюм.

3. Помощь родителей в изготовление национального костюма (вшить тюбетейки, комзол), изготовление украшений.

Криворотова Е.А.,

Воспитатель по физ. культуре,

воспитатели

5

«Национальная кухня народов Южного Урала»

1. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской. татарской, русской семьи.

2. Расширить знания об особенностях национальной кухни.

3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям башкирского, татарского, русского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусным напитком (кумыс)

Итог. Праздник «Край родной – земля уральская»

Цель. «Приобщение детей к культуре народов Южного Урала»

V

I блок. Познавательное занятие «Гостеприимство башкир»

Аппликация «Коврик для гостей» (тур, юрфан)

Рисунок «Уральские посиделки»

II блок. Рассматривание открыток, иллюстраций.

Свободное рисование.

Лепка «Башкирское угощение»

Игры «Продаём горшки», «Конное состязание», «Кондалы».

Оформление выставки детских работ

Концерт русской народной музыки

Развлечение «Русские посиделки»

Развлечение «Русь, Россия, Родина моя»

1. Подборка открыток и рецептов национальной кухни народов Южного Урала».

2. Помощь в подготовке к национальному празднику (приготовление блюд)

3. Участие в празднике.

Дружинина Н.А., старший воспитатель, Соснина Е.Э., музыкальный руководитель, воспитатели

 

Ожидаемые результаты:

  • Для детей:

- Приобщение детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала.

- Развитие у детей интерес к русским, башкирским, татарским народным играм.

  • Для педагогов:

- Презентация педагогам подвижных игр народов Южного Урала;

- Установление партнёрских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам     патриотического воспитания детей.

Продукт проектной деятельности для детей:

1. Фотоальбом экскурсии в детскую библиотеку;

2. Альбом « Национальные узоры народов Южного Урала»;

3. Развлечение «Русские посиделки»

4. Развлечение «Русь, Россия, Родина моя»

Продукт проектной деятельности для педагогов:

1. Конспекты по теме проекта;

2. Планирование по данной теме;

3. Презентация «Народное искусство как средство воспитания и интереса к культуре другого этноса»

4. Знакомство педагогов с детскими играми народов Южного Урала (русскими, башкирскими, татарскими)

Продукт проектной деятельности для родителей:

1. Совместное обсуждение сценария;

2. Подготовка выставки народного творчества в группе, в зале;

3. Участие родителей в изготовлении детских национальных костюмов;

4. Развлечение «Русские посиделки»

Подведение итогов по реализации проекта:

Работая над проектом «Национальной культура народов Южного Урала» закончена. Подводя итоги, мы испытываем огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого проекта способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории Южного Урала, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов Южного Урала. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только другими педагогами. Но и родителями.

Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

 

Список литературы:

1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.

3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

5. Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.

6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

8. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.

9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.

10. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.

11. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.

12. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.

13. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.

14. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 1989.

15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991.

16. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.

17. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.

18. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная асвета, 1997..

19. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.

Челябинск: Взгляд. 2007..

20. Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 1989

21. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий

2003». 2006.

22. «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья: метод. Пособие/ под ред. Л.В. Коломийченко. – Пермь: Книжный формат, 2009.

23. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

24. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.

25. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Тайна имени»

«Тайна имени» Имена, имена В нашей речи звучат не случайно, Как загадочна эта страна, Так и имя - загадка и тайна. С.Маршак. С самого раннего детства...

Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы

Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы Тема «Космос» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире: о космосе, планетах...

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование...

Читайте также

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал ёжик по дорожке…» Цель: создание психологического благополучия детей с ОВЗ (ЗПР) средствами сенсорной интеграции. Задачи: Коррекционно-обучающие: -...

Материал по лексической теме «Елочные игрушки»

Материал по лексической теме «Елочные игрушки» Физкультминутка «Елочка» Ждут красавицу колючую («рисуют» руками елочку) В каждом доме в декабре. (делают ладошками «дом») На ветвях...

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для…

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для детей 4-5 лет В. Здравствуйте ребята! Дети отвечают. В. Кто мне скажет какое время...