Педагогический проект «Жить – Родине служить»
Тип проекта: информационно – практико - ориентированный.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, родители, специалисты, воспитатели группы.
Режим работы: непосредственно-образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьями воспитанников по реализации проекта.
1. Актуальность темы.
Патриотизм как качество личности проявляется к любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И. Далю слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник». В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам.
Нам педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить (именно возродить) потерявшую в последние годы актуальность – работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам ВОВ, защитникам Отечества в современном обществе, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, ее героями, полководцами.
2. Проблема данной темы.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. К сожалению, дети плохо знают отечественную историю, у значительной части молодежи не развито чувство патриотизма и ответственности за своих близких, утрачивается понятие долга перед Родиной. Поэтому, считаю необходимым организовать целенаправленную работу по воспитанию чувства любви к Родине, уважения к армии, защитникам Отечества в дошкольном возрасте.
Цель: формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Оказание поддержки и содействия семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Задачи:
- Познакомить с былинными и сказочными богатырями, рассказать о том, что объединяет их с людьми военных профессий, живущих в настоящее время;
- Познакомить с историей Российской армии и ее ролью в современном обществе, вызвать интерес к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества;
- Сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем;
- Развивать и обогащать речь дошкольника, его эрудицию и интеллект, творческий потенциал и коммуникативные навыки;
- Воспитывать чувство гордости за свою Армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов;
- Организовать сотрудничество с родителями. Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
3. Интеграция образовательных областей
Образовательная область |
Интеграция с другими образовательными областями |
Социализация |
Познание |
Чтение художественной литературы |
|
Физическая культура |
|
Коммуникация |
|
Музыка |
|
Художественное творчество |
4. Этапы реализации проекта (пошаговые действия проекта).
I этап. Подготовительный.
Проектная деятельность. |
Задачи. |
Сроки реализации. |
Ответственные. |
Изучение уровня знаний детей по теме |
Определить актуальные знания детей |
За неделю до начала проекта |
Воспитатель группы - Неволина Т.Ф. |
Анкетирование родителей |
Изучить отношение родительской общественности к прилагаемой деятельности в рамках проекта и возможностей семей воспитанников по поддержке образовательного процесса |
За неделю до начала проекта |
Неволина Т.Ф. и родители |
Подбор методической литературы |
методическое обеспечение проекта |
В течение недели до начала проекта |
Неволина Т.Ф. |
Отбор необходимого исторического. Литературного, музыкального, иллюстративного и другого материала по теме |
Информационное обеспечение проекта |
В течение недели до начала проекта |
Воспитатель группы - Неволина Т.Ф.; Музыкальный руководитель – Савельева А.Н.; Руководитель физ. воспитания - Савенко И.А. |
Написание конспектов бесед, праздников, досугов, встречи и др. |
Планирование предстоящей работы |
В течение недели до начала проекта |
Неволина Т.Ф. |
Приобретение дидактических пособий по теме; ширмы, изготовление дидактической игры, оформление памятки «Прочитайте вместе с детьми» |
Обеспечение проекта наглядными материалами |
В течение недели до начала проекта |
Неволина Т.Ф., родители |
II этап. Содержательный (Основной).
Проектная деятельность. |
Задачи. |
Ответственные. |
1 день проекта |
||
Утро: Самостоятельное рассматривание детьми репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»
Беседа по сказкам А.С. Пушкина на тему: «В каких сказках Пушкина упоминается о богатырях» (чтение отрывков из произведений, рассматривание иллюстраций)
Прогулка: Игра – соревнование «Перенеси булаву»
Вечер: Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца» |
Познакомить детей с картиной на которой изображены русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович; развивать эмоциональную отзывчивость, побуждать детей передавать свои впечатления.
Познакомить с образами защитников Родины – богатырями.
Упражнять в беге, воспитывать чувства товарищества.
Вызывать интерес к языку былин, развивать чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
2 день проекта |
||
Утро: Пальчиковая гимнастика «Богатыри»
Знакомство детей с пословицами и поговорками о доблести и любви к Родине.
Рассказ – беседа «Русские богатыри» (по картине В.М. Васнецова «Богатыри»)
Прогулка: Совместная деятельность детей, родителей и педагога по постройке крепости из снега на участке.
Вечер: Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей – разбойник» |
Развивать моторно-звуковую память.
Развивать и поддерживать у детей интерес к образным выражениям, афоризмам; учить понимать их смысл.
Дать почувствовать свою причастность к истории великого народа. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж, обогащать словарь, рассуждать о характере героев и настроении картины.
Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить детей использовать свои знания о свойствах снега при выполнении постройки, выбирать инвентарь и приемы работы в зависимости от свойства снега.
Учить осмысливать и оценивать характеры и поступки героев, пересказывать понравившиеся эпизоды. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
3 день проекта |
||
Утро: Рассказ воспитателя на тему «Что хранит Оружейная палата».
Аппликация (коллективная композиция) «33 богатыря».
Прогулка: Игра-эстафета «Точно в цель».
Вечер: Чтение «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь» А.С. Пушкин.
Оформление выставки детских работ в фойе детского сада «33 богатыря»
Дома: Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению атрибутов (шлем) и костюмов (кольчуга, рубаха) богатырей
|
Познакомить детей с воинским снаряжением русский богатырей, сформировать понятие о том, что музей является хранилищем древности. Предложить создать в группе мини-музей.
Учить детей создавать коллективную композицию по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику аппликации: вырезать богатыря по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое, дополнять другими элементами, вырезанными из фольги (шлем, щит, меч). Развивать способности к композиции. Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
Учить детей выполнять движения в быстром темпе, начинать действовать только после возращения предыдущего члена команды. Развивать быстроту, меткость, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Поощрять стремление к совместной деятельности с товарищами, желание быть значимым и полезным. Привлечь внимание родителей к детскому творчеству. Формировать уважительное отношение к детским работам.
Продолжать развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
4 день проекта |
||
Утро: Дидактическая игра «Одень богатыря».
Конструирование «Крепость».
Прогулка: Подвижная игра «Защита крепости».
Вечер: Чтение былины «Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич».
Работа с родителями: Помощь в организации мини-музея в группе. Передача во временное пользование различных предметов, относящихся к теме проекта. |
Познакомить детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась.
Упражнять детей в сооружении знакомых построек по памяти, побуждая их к проявлению творчества и изобретательности, учить договариваться о предстоящей работе.
Познакомить детей с правилами игры, учить выполнять игровые действия (принимать правильное исходное положение, выполнять метание снежков в цель). Развивать ловкость, меткость, формировать интерес к конечному результату.
Развивать умение понимать характер героев художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета.
Представить возможность детям самостоятельно познавать и закреплять изучаемую тему проекта |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
5 день проекта |
||
Рисование «Богатыри земли русской».
Прогулка: Спортивный досуг «Богатырские забавы».
Вечер: Выставка детских рисунков на тему «Богатыри земли русской».
Работа с родителями: Памятка для родителей «Прочитайте вместе с детьми» |
Учить детей создавать в рисунке образ сказочного героя, передавая строение и пропорции тела; впечатления от прочитанного; отражать характерные особенности внешнего вида литературного персонажа. Развивать умения оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты отмечать интересные решения.
Способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. Развивать силу, ловкость, быстроту. Воспитывать настойчивость в движении к поставленной цели.
Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение ко всему происходящему.
Познакомить детей с художественной литературой, рассказывающей об армии вчера и сегодня. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
6 день проекта |
||
Утро: Рассматривание иллюстраций с изображением Куликовой битвы. Чтение стихотворения «На поле Куликовом».
Музыкальная деятельность: Разучивание песни «Вставайте люди русские».
Прогулка: Игра-эстафета «Передай донесение».
Вечер: Составление совместно с детьми карты, изображающей Куликовскую битву |
Погрузить детей в историческое событие. Рассказать об истории Куликовой битвы, ее ходе и значении для Руси, о мужестве и отваге воинов.
Помочь запомнить песню, формировать умение декламировать, используя соответствующие средства выразительности, развивать память, речь.
Закреплять умение детей передавать эстафетную палочку. Развивать смелость, координацию движений, поощрять стремление к победе.
Организовать применение детьми умения ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение объекта по отношению к себе. Учить подбирать наиболее точные ориентиры и характеристики. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф.
Музыкальный руководитель |
7 день проекта |
||
Утро: Рассказ воспитателя «На поле Куликовом».
Прогулка: Подвижная игра
Вечер: Настольная игра «Куликовская битва» (с использованием карты) |
Познакомить с жизнеописанием князя Дмитрия Донского. Познакомить детей с терминами воинского искусства на примере Куликовой битвы (формы ведения боевых действий, наступление, оборона, засадные и осадные полки); расширять словарный запас.
Совершенствовать умение детей сопоставлять свои действия с действиями и правилами игры; анализировать игровые действия на предмет их соответствия правилам. Упражнять детей в свободном беге, развивать творчество в двигательной деятельности».
Упражнять детей использовать в речи термины военного искусства. Учить работать с картой, понимать схематические изображения и их значения. Еще раз проговариваются основные моменты сражения, выставляются стрелочки, фигурки или схематические изображения полков в нужном порядке. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
8 день проекта |
||
Утро: Дидактическая игра «Кто больше знает?» (найти предмет по описанию).
Аппликация «Плетение кольчуги из фольги».
Прогулка: Спортивное упражнение «Ходьба на лыжах».
Вечер: Чтение Ю. Коваль «Выстрел», А. Гайдар «Поход» |
Обогащать кругозор детей, углублять их знания о различных предметах одежды и оружия русских воинов. Развивать память, находчивость, логическое мышление.
Упражнять детей в плетении отдельных полосочек; вызывать интерес к выполнению однообразных операций, желание довести начатое дело до конца и добиться результата, несмотря на возникающие трудности.
Развивать интерес к занятиям спортом, выносливость, смелость.
Довести до понимания: нельзя нападать на других, но нужно обязательно защищаться; помочь понять смысл рассказов. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
9 день проекта |
||
Утро: Рассматривание иллюстраций «Битва на берегу Невы», памятника Александру Невскому.
Музыкальная деятельность «Великий князь Александр Невский».
Прогулка: Подвижная игра «Защита крепости».
Вечер: Дидактическая игра «Что за предмет». |
Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведения искусства. Развивать этические оценки, суждения, монологическую речь.
Закреплять знания детей о творчестве С. Прокофьева; познакомить с новым музыкальным жанром – кантатой; продолжать формировать чувство гордости и уважения к верным сынам Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому и композитору С. Прокофьеву, увековечившему в музыке память о подвиге русского воинства.
Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, совершенствовать выполнение основных движений при метании. Развивать быстроту реакции, ловкость, меткость, интерес к играм и их конечному результату.
Учить детей правильно называть предмет и описывать (выделять характерные признаки, материал их которого сделан); рассказывать, для чего его применяют, кто чаще его использует. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф.
Музыкальный руководитель |
10 день проекта |
||
Утро: Образовательная деятельность «Святой князь Александр Невский».
Прогулка: Подвижная игра «Защита крепости».
Вечер: Спортивное развлечение «Рыцарский турнир» |
Продолжать знакомить детей с историей жизни Александра Невского. Рассказать о его подвигах во имя святой Руси; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. Расширять словарный запас (рыцарь, крестоносцы, военноначальник). Способствовать симпатии к историческим деталям.
Продолжать учить детей действовать в соответствии с правилами игры.
Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
11 день проекта |
||
Утро: «Загадки и отгадки».
Лепка «Войско Александра Невского».
Прогулка: Подвижная игра «Защита крепости».
Вечер: Организация выставки книг «От богатырей до защитников наших дней» |
Учить детей создавать образ как отгадку загадки без наглядного подкрепления. Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Побуждать создавать коллективную композицию из вылепленных фигурок человека и животного в движении, использовать знакомые приемы. Развивать способность к формообразованию и сюжетосложению, творчество.
Предложить детям самостоятельно рассказать правила игры, упражнять детей в свободном беге, выполнении основных движений. Воспитывать доброжелательность, формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Вовлечь детей в работу по организации выставки, учить отбирать книги на предложенную тематику, воспитывать самостоятельность; показать как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
12 день проекта |
||
Утро: Образовательная деятельность «Защитники отечества».
Прогулка: игровое упражнение «Мы солдаты».
Вечер: Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». |
Познакомить детей с историей России (Отечественной войной 1812 года), героизмом русских солдат, простого народа, с тем, как увековечена память защитников России.
Упражнять детей в выполнении строевых упражнений; перестраиваться в колонну по одному (по два, по три), исполнять команды, четко выполнять движения. Учить ориентироваться в пространстве, развивать быстроту реакции.
Развивать образные представления. Воспитывать положительное отношение к поэтическим произведениям. Вызывать яркий эмоциональный отклик на прочитанное. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
13 день проекта |
||
Утро: Рассматривание портрета М.И. Кутузова (автор Т. Шевченко).
Рассказ воспитателя «Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов».
Прогулка: Упражнение «Партизаны».
Вечер: Чтение пьесы «сказка – быль о волке – императоре, старике – ловчем и великом сражении в деревне Бородино»
Работа с родителями: Эссе «Есть такая профессия защищать Родину» |
Вызвать интерес к портрету полководца, желание узнать о нем. Побуждать детей самостоятельно составить описание портрета.
Познакомить детей с биографией М. Кутузова. Дать представление о нем, как о полководце, горячо любящем свой народ и Родину.
Упражнять детей в ходьбе «след в след»; в беге змейкой. Развивать способность концентрировать внимание, обогащать двигательный опыт.
Заинтересовать детей содержанием произведения. Предложить разыграть его по ролям перед родителями. Уточнить предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей.
Вызвать интерес к поисковой деятельности, формировать проектно-исследовательские умения и навыки (составление рассказов о том, как и где проходили службу отцы и деды) |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
14 день проекта |
||
Утро: Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества».
Эссе «Есть такая профессия защищать Родину».
Ручной труд «Гвоздика» (подарки папам).
Прогулка: Подвижная игра «Защити товарища» |
Игра на развитие координации слова с движением.
Развитие чувства уважения к защитникам Родины и желания служить на благо Отечества (Выступление детей с рассказами о том, как и где проходили службу их отцы и деды).
Обсудить с детьми ценность подарка, выполненного своими руками. Побуждать использовать.
Развивать ловкость. Меткость; воспитание дружбы, товарищества. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
15 день проекта |
||
Утро: Дидактическая игра «Выложи из палочек вертолет, танк».
Познавательный рассказ «Армия России».
Прогулка: Подвижная игра «Парашютисты».
Вечер: Музыкально-спортивный праздник «Мы растем достойной сменой» (участие отцов).
Стенгазета «Наши мальчики – будущие защитники Отечества» (коллаж выполненный родителями) |
Развивать зрительное внимание, умение выкладывать сложные фигуры из счетных палочек по графическому образу.
Расширять представления детей о службе в армии, о различных родах войск, их назначении, используемой технике.
Продолжать учить детей действовать в соответствии с правилами игры, правильно выполнять прыжки с небольшой высоты. Развивать мышцы ног, ловкость, координацию движений. Воспитывать уверенность в себе.
Способствовать психологическому сближению детей и родителей. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор. Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки. Обеспечить высокую двигательную активность детей.
Демонстрация внимания родителей к интересам детей |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф.
Музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания. |
16 день проекта |
||
Утро: Развивающая игра-лото «Российская армия».
Рисование «Российский солдат».
Прогулка: Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные» (с использованием спортивного оборудования и снежных построек на участке группы).
Вечер: Рассматривание иллюстраций из серии «Советские вооруженные силы в изобразительном искусстве на страже мирного труда»
Работа над спектаклем |
Нахождение к боевой технике солдат, соответствующих родов войск. Побуждать составлять небольшой рассказ про армию. Обратить внимание на важность и почет службы в ее рядах.
Побуждать детей отражать в рисунке впечатления окружающей жизни, используя образы стихотворения. Упражнять в умении передавать фигуры людей в движении, особенности одежды в соответствии с принадлежностью к определенным родам войск.
Формировать у мальчиков стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны; у девочек воспитывать милосердие на примере профессии медсестер.
Обобщить представления о деятельности солдат в мирное время.
Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния героев пьесы. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
17 день проекта |
||
Утро: Рассматривание картины «На страже мира», иллюстрации о пограничниках. Чтение стихотворения С.М. Михалкова «Дядя Степа».
Беседа-размышление «Как служат на заставе».
Прогулка: Игра – эстафета «Преодолей полосу препятствий».
Вечер: Работа над спектаклем.
Изготовление игрового макета ландшафта. |
Учить детей правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивационно оценивать поступки и характер героя. Воспитывать желание став взрослым, встать на защиту своей страны.
Закрепить знания детей о том, что в мирное время нашу страну охраняет Российская армия; познакомить с трудом пограничников. Воспитывать желание быть похожими на храбрых воинов.
Формировать у детей умение действовать в соответствии с правилами, подвести детей к пониманию того, что от правильных действий каждого участника зависит победа всей команды. Развивать ловкость, выдержку, быстроту реакции.
Работа над выразительностью речи и подлинного поведения в сценических условиях. Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки из которых будут звучать в спектакле.
Обеспечить детям возможность принять в создании макета-ландшафта посильное участие, для дальнейшего самостоятельного обыгрывания, перемещая солдатиков и военную технику в соответствии со своими замыслами. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
18 день проекта |
||
Утро: Знакомство с картинами К. Васильева о Великой отечественной войне.
Познавательный рассказ «Героизм солдат России».
Прогулка: Игра-упражнение «Самолеты – истребители».
Вечер: Репетиция спектакля.
Конструирование из бросового материала «Танки – оружие победы» |
Познакомить с главным полководцем в ВОВ Г.К. Жуковым. Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения искусства. Развивать эстетические оценки, суждения.
Расширять представления детей и защитниках Родины. Рассказать о подвигах, совершенных во время войн и в мирное время. Помочь детям увидеть такие качества героев как мужество, отвага, любовь к Родине.
Упражнять детей в беге с изменением темпа движения по сигналу. Учить бегать без столкновений. Повышать двигательную активность детей.
Репетировать эпизоды спектакля; учить создавать образы с помощью жеста и мимики, искренне верить в реальность происходящего.
Представить возможность использования различных материалов для воплощения замысла |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф. |
19 день проекта |
||
Утро: Пальчиковая гимнастика «Бойцы».
Познавательный рассказ воспитателя о ВОВ.
Экскурсия (совместно с родителями) «Памятники воинам в нашем городе».
Вечер: Репетиция спектакля.
Чтение А. Митяев «Письмо с фронта» рассказы о ВОВ |
Развитие моторно-звуковой памяти
Дать некоторые сведения о борьбе против фашисткой Германии. Подвести к пониманию того, что во все времена народ и армия защищали свою Родину.
Знакомство с памятниками нашим землякам, павшим на фронтах Великой отечественной войны и других «горячих» точках (Чечня, Афганистан). Рассказать о том, как чтят их и помнят.
Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
Познакомить детей с эпизодами войны с фашисткой Германией. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф.
|
IΙΙ этап. Итоговый.
Проектная деятельность. |
Задачи. |
.
Ответственные. |
20 день проекта |
||
Презентация эссе «Есть такая профессия – защищать Родину».
Прогулка: Сюжетно-ролевая игра «Пограничники».
Вечер: Вечер-встреча «Живая память», посвященная памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» (участие дедушек).
Инсценировка пьесы «Сказка-быль о Волке – императоре, старике-ловчем и великом сражении в деревне Бородино».
Повторный опрос родителей |
Стимулировать детей поделиться полученной информацией, впечатлениями о проделанной работе. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать уважение к собеседнику, умение выслушивать товарищей.
Создать условия для выполнения детьми знакомых игровых действий с учетом новой игровой ситуации, передавать в игре профессиональные действия пограничников, их личностные качества.
Создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие с ветеранами Афганской войны. Воспитывать внимательное отношение к воинам-ветеранам. Способствовать расширению круга общения, развивать умение взаимодействовать со взрослыми.
Закреплять навыки речевой, театрализованной деятельности на патриотическом материале.
Предложить поделиться своими впечатлениями в «Книге отзывов и предложений», что позволит оценить эффективность и воспитательную значимость проекта. |
Воспитатель группы Неволина Т.Ф., музыкальный руководитель |
5. Ресурсы.
Кадровые:
Неволина Татьяна Федоровна – педагог группы, высшая квалификационная категория;
Дополнительные:
-
Савельева Анна Владимировна – музыкальный руководитель;
-
Савенко Ирина Алексеевна – руководитель физического воспитания;
-
Хисанова Валентина Викторовна – ст. воспитатель.
Методические:
1. Наглядно-дидактические пособия:
-
«Армия России – надежный щит Родины»;
-
«Защитники Отечества»;
-
«Расскажите детям об Отечественной войне 1812 года».
2. Сюжетные картины:
-
«Богатыри»;
-
«На страже мира»;
-
Репродукции картин автора Т. Шевченко;
-
Репродукции «О Великой отечественной войне» К. Васильева;
-
«Солдаты в гостях у детей».
3. Иллюстрации:
-
«Битва на берегу Невы»;
-
«Куликовская битва»;
-
На страже мирного труда. Серия «советские вооруженные силы в изобразительном искусстве»;
-
«Памятник Александру Невскому»;
-
«Портрет М.Н. Кутузова».
4. Художественная литература для детей:
-
А. Гайдар «Поход»
-
А.С. Пушкин «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»;
-
Ю.Коваль «Выстрел»;
-
М.Ю. Лермонтов «Бородино»;
-
Армен Зурабов «Сказка – быль о Волке – императоре, старике – ловчем и великом сражении в деревне Бородино» (пьеса);
-
С.М. Михалков «Дядя Степа», «Быль для детей;
-
А. Меняев «Письмо с фронта»;
-
«Первый бой Ильи Муромца» (былина);
-
«Илья Муромец и Соловей разбойник» (былина);
-
«Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич»
-
С. Романовский «Родина» (рассказы).
5. Методическая литература:
-
Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003;
-
Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2011;
-
Г.Н. Данихина «Дошкольнику об истории и культуре России» пособие для реализации программы патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. – М.: Аркти, 2003;
-
«Дошкольникам о защитниках Отечества» методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А. Кондрыкинской – М. ТЦ Сфера, 2006;
-
М.Б. Зацепина «Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
-
Г.Н. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: издательство «Скрипторий», 2003; 2010;
-
Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова «Занимаемся, празднуем, играем. Сценарии совместных мероприятий с родителями». – Волгоград: Учитель, 2011;
-
М.Ю.Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду: методическое пособие» - М.: ДРОфА, 2010;
-
А.В. Печерова развивающие игры для дошкольников – М.: Вако, 2010;
-
А.Е. Писарева, В.В. Уткина «Живем в «ладу»»: патриотическо воспитание в ДОУ. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2007;
-
Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордеева Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 6 – 7 лет – М.: Просвещение, 2003.
-
Т.А. Шорыгина «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание – М.: Прометей4 Книголюб. 2005;
-
Е.И. Шаламова «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ « - М.: Издательство Скрипторий, 2003, 2009;
-
Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - М.: Гуманит, изд. Владос, 2005;
6. Познавательная литература:
-
«Военная энциклопедия. Науч. – поп. Издание для детей» Шокарев Ю.В. – М.: ЗАО РОСМЕН – ПРЕСС, 2011;
-
«Оружие: Науч.– поп. Издание для детей» Шокарев Ю.В., Сидорина Т.В. – М.: ЗАО РОСМЕН – ПРЕСС, 2011;
-
«Военная техника (в объеме и цвете) Мерников А.Г. – Минск. Издательство «Белорусский дом печати», 2011.
Технические условия:
-
Проектор;
-
Экран;
-
Ноутбук;
-
CD диски;
-
Телевизор;
-
DVD проигрыватель.
Организационные условия:
-
Группа;
-
Музыкальный зал;
-
Спортивный зал;
-
Участок группы;
-
Территория детского сада;
-
«Парк Победы» г. Березовский, Свердловской области.
6. Предполагаемый результат.
Подобранный в проекте материал поможет:
1. Сформировать у детей:
- начальные чувства патриотизма;
- интерес к изучению истории нашей Родины в будущем.
2. Расширить представления:
- о защитниках Отечества. О Российской армии, ее роли в защите Родины;
- о военных профессиях и службе их родственников;
- о ветеранах войны.
3. Развить творческие способности и коммуникативные навыки
4. Обогатить словарный запас за счет новой лексики;
5. Развить физические качества: ловкость, быстрота, меткость и т.д.;
6. Активизировать позицию родителей, как участников педагогического процесса детского сада, повысить их педагогическую культуру по вопросам патриотического воспитания.
А так же в результате проекта будут:
- оформлены:
-
Конспекты образовательной деятельности «Дошкольникам о защитниках Отечества», сценарий соревнования «Веселые старты», посвященные Дню защитника Отечества, сценарии встречи «Живая память», посвященная дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках»;
-
Выставки детских работ: «Богатыри земли Русской», «33 богатыря»,
«Наши защитники»; -
Папки: «Мы военные» (сюжетно - ролевая игра), «Никто не забыт,
ничто не забыто» (экскурсия в Парк Победы), «Наша армия родная»; -
Книга Памяти, содержащая рассказы детей и их родителей о членах семей, служивших в армии (эссе «Есть такая профессия - защищать Родину»;
- Изготовлены дидактические игры «Угадай, из каких войск солдат», «Снаряди русского воина в поход»;
- Создан мини - музей, оформлен книжный уголок;
- Проведено соревнование «Веселые старты» для пап;
- Проведен вечер - встреча «Живая память» для дедушек;
- Подготовлена и показана инсценировка Армена Зурабова «Сказка - быль о Волке- императоре, старике - ловчем и великом сражении в деревне Бородино»;
7. Материальные условия (бюджет проекта).
Материалы для проекта имеются в группе и дополнительных вложений не требуют.
Экспонаты в Мини-музей были заимствованы на время реализации проекта у семей воспитанников.
Послесловие.
Проект «Жить – Родине служить информационно-практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, художественном творчестве, в создании коллекций, мини-музея, выставок при активном участии родителей.
На подготовительном этапе для изучения общественного мнения родителям было предложено ответить на вопросы анкеты. В опросе приняло участие 16 семей воспитанников группы. Большинство родителей согласились с тем, дети должны знать историю своей страны. К сожалению некоторые родители считают, что дети еще маленькие и рассказывать о войне лучше начиная со школьного возраста. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не являются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому при реализации проекта надо было организовать сотрудничество с родителями. Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Во время реализации проекта проводились тематические беседы, так как они являются основной формой нравственно-патриотического воспитания детей, также дети принимали участие в разных видах детской деятельности: познавательно-речевой, продуктивной, двигательной, игровой, театрализованной, музыкальной.
Организуя работу по приобщению детей к истории Отечества. Я вовсе не ставила перед собой цель систематического освоения ими курса истории – у них еще будет время для этого в школе. Важно было воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной истории.
Совместная деятельность с детьми. Их участие в разных видах деятельности, беседы с родителями, поисковая работа. Проведение соревнований, встречи – все это постепенно стало складываться в общее дело, рос интерес детей и родителей. Работа в данном набавлении будет продолжаться, но главная задача уже очевидна – прививать ребятам убеждение, что свою Родину надо любить.
Рисунки детей
Читайте также |
---|
Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)
Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...
«Профессия педагога. Её значение в современном обществе»
«Профессия педагога. Её значение в современном обществе» Размышляя на тему «Значение профессии педагога в современном обществе», я задаю себе вопрос: «А...
Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика»
Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика» (Дети забегают в зал и встают полукругом.) Ведущий: К нам на праздник в детский...