Проект «Измерение объема сыпучих и жидких тел»

Вид проекта: исследовательский

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.

Цели проекта:

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи проекта:

1. Обучать детей основам измерительной деятельности.

2. Учить определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки.     Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве.

3. Формировать знание о том, что объём жидкости не зависит от внешней формы сосуда.

4. Познакомить детей с общепринятым способом измерения жидкости и литром как единицей объема.

5. Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.

6. Воспитать интерес к естественным наукам.

Образовательная область: познавательное развитие детей.

Продолжительность проекта: краткосрочный (несколько занятий)

Актуальность темы:

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, совершенствует глазомер, вырабатывается точность и аккуратность.

Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Все это готовит детей к усвоению не только математики, но и других учебных предметов в школе, что является приоритетной задачей для нашей подготовительной группы.  

Гипотеза: В ходе проекта через практическую и игровую деятельность дети овладеют общепринятым способом измерения объема, познакомятся с единицей измерения жидкости, с самим термином «измерить», однокоренными словами: мерили, померили, измерили, мерка.

Обучение детей измерению объема поможет устранить недостатки в формировании представлений о числе, обогатится содержание детских игр, приобретенные на занятиях знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность.

Ожидаемый результат:

- Дети приобретут знания о том, что количество жидкости, вмещающийся в тот или иной сосуд, можно определить измерением;

- Усвоят основное правило измерения объемными мерками: результат будет правильным, если измерять полной меркой;

- Дети научаться делить предмет на 3-5-7 равных частей;

- Освоят умение не только измерять объем разными мерками, но и поймут, как число зависит от величины мерки при не изменяющемся количестве;

- Придут к выводу, что объем получается разным из-за разных мерок. Нужно использовать одну специальную знакомую всем мерку;

- Овладеют, умением измерять объем предметов мерным стаканчиком;

- У детей сложится представление о единице измерения объема, станет понятен смысл слова «литр», способ определения вместимости сосудов.

Формы и методыреализации проекта:

 

Раздел программы

Виды детской деятельности

ФЭМП

Тема. Измерение с помощью условной мерки

Первое занятие (см. фото 1)

Программное содержание:

Учить определять объем сыпучих тел с помощью условной мерки. Измерять длину (ленты) с помощью условной мерки.

Второе занятие: (см. фото 2 и 3)

Программное содержание:

Учить определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Показать зависимость между величиной, меркой, числом.

Тема. Знакомство с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема

Занятие

Программное содержание:

Познакомить детей с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема;

Упражнять в определении вместимости сосудов с помощью мерной кружки.

Игровая деятельность

С/Р Игра «Магазин», в процессе которой продавец отпускает покупателям в бидоны, пластиковые бутылки 1л, 2 л, 3 л молока (см. фото 4);

Упражнение «Сварим кукле кашу».

Цель: упражнять детей в измерении объема сыпучих тел с использованием мерки.

Упражнение «Поможем доктору Айболиту».

Цель: закреплять умения измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.

Упражнения на нахождение места предмета с определенным объемом в упорядоченном по данному признаку ряду, подбор каждому элементу ряда парного, т.е. равного по объему, группировка предметов по объему («Расставь, как я скажу») (см. фото 5)

- «Угадай сколько литров вмещается в посуду» (вначале объем измеряется на глаз, а затем - измерением);

- Упражнения в уравнивании количества жидкостей в двух сосудах.

- «Хватит ли в чайнике чаю для всех кукол?»

Оформление уголка для экспериментирования

Оборудование: емкости, подкрашенная вода желтого и розового цвета, фишки, мисочки с крупой, набор мерок, мерный стаканчик, емкости разного объема.

Трудовая деятельность

«Цветочный патруль» - Уход за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями, растениями крупными в больших горшках и за небольшими растениями (полив и корневая подкормка) (см. фото 6)

«Дежурство по занятиям» - набираем воду для рисования в непроливайки с использованием обговоренной мерки;

«Здоровей-ка» - с использованием условной мерки (стаканчика и ложки) готовим соленой и содовый раствор для полоскания горла и полости рта;

Ручной труд:

Измерение соли и муки для лепки из соленого теста (см. фото 7)

Изобразительная деятельность

Рисование: «Банка с компотом, сок в коробке, молоко и кефир в пакете, вода в графине» Цель: закрепить знания о видах жидкостей.

Лепка «Емкости» (кастрюля, чашка, графин, банка). Цель: закрепить знания о видах емкостей.

 

Социальное развитие

Экскурсия на кухню детского сада. Беседа о способе измерения жидких и сыпучих предметов.

Работа с родителями

Подготовка фотогалереи на тему «Применение измерения объема в повседневной жизни».

Рекомендации родителям: привлекать детей к посильным измерениям в домашних условиях, предварительно познакомив их с возможностями дошкольников в этом плане.

 

Приложение № 1

Констатирующее обследование.

Обследование проводилось подгруппами.

Цель: Выявить уровень сформированности у детей знаний о способах измерения жидких и сыпучих предметов; о значении измерительной деятельности.

1) Определение количества воды в сосудах

а) два сосуда А и А1 одинаковой формы с равным количеством подкрашенной воды.

Вопросы к детям:

  • Что вы видите на столе?
  • Посмотрите и скажите, где воды больше?

Дети давали разные ответы, некоторые утверждали, что количество воды одинаково, некоторые считали, что все же в одной из бутылок чуть-чуть больше воды.

  • Как узнать где воды больше?

Дети, пытались сосчитать число рельефов на бутылке, измерить бутылку обхватом ладони, поднять, взвесив руками, измерить линейкой. Но все время меняли свои предположения, они не были уверенны в своих ответах.

б) два сосуда - сосуд А, а из сосуда А1 вода переливается в сосуд Б (на глазах у ребенка).

Вопросы к детям:

  • Посмотрите и скажите, где воды больше?
  • Скажите, поровну ли воды?
  • Какие жидкости вы знаете?
  • Для чего нужно измерять жидкости?

2) Задания были направлены на определение объема сыпучих объектов с помощью мерок.

В двух стаканчиках разной формы насыпана гречневая крупа, рядом на столе находятся различные предметы (квадраты, палочки, линейка, стаканчик).

Вопросы:

Скажи, в каком стаканчике гречневой крупы больше?

Что нужно сделать, чтобы это узнать? Чем можно измерить гречневую крупу?

Гречневую крупы можно палочкой измерить?

Можно ли измерить квадратиком? стаканчиком?

Как вы узнали, что гречневой крупы поровну?

Таким образом, в ходе эксперимента дети на вопрос: «чем можно измерить гречневую крупу?», почти все пытались измерить ее приемом приложения с помощью линейки, но при пересыпании крупы в др. емкость меняли свое предположение. В итоге дети пришли к выводу, что линейка не подходит для этих целей. Квадратик, дети даже не стали использовать, а палочку сочли не подходящей для измерения так как на ней нет делений как на линейке.

Вывод: Измерение объема жидких и сыпучих веществ дети наблюдают в ходе практической и хозяйственной деятельности взрослых (когда покупают вместе с родителями разнообразные продукты в магазине, помогают маме готовить и т.д.) Поэтому у них сложилось общее представление о значении измерительной деятельности. Так же по результатам обследования выяснилось, что понятие о сохранении количества жидкости при переливании в др. сосуд у детей отсутствует, не сформировано знание о способах измерения объема жидких и сыпучих предметов.

 

Приложение № 2

Дидактические игры

1. Упражнение «Сварим кукле кашу».

Цель : упражнять детей в измерении объема сыпучих тел с использованием мерки.

Материал : мисочка с крупой (например, овсянка) , набор мерок, кукла.

Способ выполнения.

Педагог выставляет куклу Машу и говорит, что ей надо сварить кашу.

- Как ей отмерить нужное количество крупы? Можно ли мерить горстью? Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.

Педагог предлагает на выбор ложку, стакан , блюдечко (типа розетки).

- Как вы думаете, чем удобнее отмерять крупу? В процессе обсуждения приходят к выводу, что стакан удобнее (в нем удобнее переносить крупу, чем в ложке; в него удобнее насыпать «по край», чем в блюдце).

2  Упражнение «Поможем доктору Айболиту».

Цель: закреплять умения измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.

Материал: в двух емкостях подкрашенная вода желтого и розового цвета, условная мерка – стакан, фишки – кружки желтого и красного цвета.

Содержание.

Педагог предлагает детям помочь доктору Айболиту. Собравшись ехать в Африку, он заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом – лекарство для компрессов. Известно, лекарство для компрессов пить нельзя. А кувшины перепутали, и доктор не знает, где у него какая жидкость. Он помнит одно : лекарства для компрессов было больше, чем микстуры.

Дети высказывают свое мнение. Педагог опытным путем показывает непригодность некоторых способов (на глаз сравнить нельзя, т.к. кувшины не прозрачные, разные по объему, узкое горлышко и ничего не видно и т.п.). Вместе с педагогом дети решают : надо измерить жидкость условной меркой и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится тазик, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина (желтая подкрашенная), а затем из другого ( розовую). Дети откладывают два ряда фишек (желтые и красные кружки), сравнивают их. Выясняют, что розовая вода – микстура, т.к. ее меньше, а желтая – лекарство для компрессов, т.к. ее больше. На кувшины клеятся наклейки.

3. Упражнения на нахождение места предмета с определенным объемом в упорядоченном по данному признаку ряду, подбор каждому элементу ряда парного, т.е. равного по объему, группировка предметов по объему.

- Заполнить литровую банку водой, измерив ее равными мерками; заполнить литровую банку водой, измерив ее разными мерками; налить в литровые банки указанное количество воды, измерив ее разными по объему мерками; сравнить, как заполнились банки; упражнение в уравнивании количества жидкостей в двух сосудах.

 

Приложение № 3

Трудовая деятельность «Цветочный патруль»

Дети не всегда знают сколько именно воды требуется для того или иного растения. Мы выбрали с детьми простой метод, который помог им быстро научиться правильно поливать. Так, например: у нас есть в коридоре растения в   больших горшках, дети делают вывод что для них необходимо много воды, поэтому мы наполняем мерку до синего кружка (она на самом верху стаканчика). После этого воду из мерного стакана переливают в леечку – и можно поливать! Если же мы поливаем растения в небольших горшочках, то на таком горшочке мы обращаем внимание влаголюбивое или засухоустойчивое это растение. На мерке отмеряем уровень воды до зеленой метки, а для засухоустойчивых растений метка желтая в самом низу мерного стакана.

 

Приложение № 4

Контрольный эксперимент.

1) Перед ребенком стоят: пластмассовая баночка с горохом и две одинаковых прозрачных стаканчика. Предлагаю ребенку взять в каждую руку по горошине и одновременно опускать их в прозрачные стаканчики.

После того как часть стаканчиков заполнится горохом дети прекращают работу.

Вопросы к детям:

  • Скажите, в каком стаканчике горошин больше?

Рома: «В этом стаканчике и в этом горошин одинаково, потому что я брал в левую и правую руку по 1 горошине и бросал в стаканчик, вот и получилось одинаково». Далее пересыпаю горошины из одного стаканчика в другой, узкий и высокий.

  • Где горошин больше?

Рома: «В этом стакане и в этом горошин одинаково, потому что не одну горошину не убирали и не прибавляли».

  • А почему здесь так высоко горошинки поднялись?

Рома: «Он очень узенький и высокий, а этот стаканчик низкий и широкий, а горошин одинаково, потому что не брали горошины и не прибавляли».

Вывод: Таким образом, у детей сформировано понятие о сохранении различных количеств.

2) Определение количества воды в сосудах

а) два сосуда А и А1 одинаковой формы с равным количеством подкрашенной воды.

Вопросы к детям:

  • Посмотрите и скажите, где воды больше?
  • Как можно измерить объем воды? (мерками или мерным стаканчиком в 1 литр)
  • Какие жидкости вы знаете?
  • Для чего нужно измерять жидкости?
  • Скажите, в каком стаканчике пшенной крупы больше?
  • Что нужно сделать, чтобы это узнать? Чем можно измерить пшенную крупу?
  • Какие сыпучие предметы вы знаете? (сахар, крупы, песок, галька, гравий, картофель, лук, свекла и т.д.)
  • Для чего нужно измерять?
  • Чем можно измерить объем сыпучих предметов? (Мерками: чашкой, ложкой ведрами, лопатой и т.д.)

 

Заключение

После изучения результатов контрольного эксперимента было выявлено следующее: у детей сформировалось понятие о сохранении различных количеств; сформировалось знание о способах измерения объема жидких и сыпучих предметов (они предлагают, при измерении объема выбрать подходящую мерку или взять мерный стаканчик). Усвоили основное правило измерения (соблюдение полноты мерки). Коллективные работы, сочетание измерения со счетом помогло вовлечь малоактивных детей в работу. Отражение способа и результата действий в речи способствовало совершенствованию умения давать полные, обдуманные ответы. Добиться хорошего усвоения материала нам помогла организация ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений. Дети с удовольствием играют в «Магазин», измеряя количество молока (2-3-5 литров); чая в чайнике (условной меркой, хватит ли на всех гостей). Научились правильно поливать цветы, готовить соленое тесто. В течении всего проекта создавались проблемные ситуации, мы поставили детей в условия, когда они сами придут к выводу о необходимости измерения: как определить хватит ли в чайнике чаю для всех, как помочь определить где «живая», а где «мертвая» вода для Ивана царевича; в джунглях засуха пересохли все реки. Обитатели мучаются от жажды. Осталось одно ведро воды на всех. как разделить ведро воды поровну, чтобы всем досталось, и обидно не было и пр. Дети убедились в том, что измерения необходимы и на опытах проведенных в домашних условиях: Данил готовил блины; Алина измеряла воду, чтобы напоить братишку, Азалия измеряла объем кастрюль, нашла в магазине товары с объемом в 1 литр.

Тем самым знания полученные на занятиях, были включены в каждодневную практическую деятельность.

В результате применения этого в комплексе, выработались навыки и умение быстро и точно применять знания в жизни. И мы с уверенностью можем сказать что эти знания легко не забудутся т.к. нашли практическое применение

Интерес к новой деятельности, мы будем поддерживать и далее. Летом планируем строительство песочных замков, с применением измерительной деятельности, измерение объема выносного бассейна, приготовления кулича на пасху и в школе наши дети будут продолжать учиться измерять.

 

Литература:

1) Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада.- М. Просвещение, 1998

2) Опыты по измерению объема (электронный ресурс)

3) Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников . - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980.

4) Перова М.Н.Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возраста Тема: «Необычное…

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возрастаТема: «Необычное путешествие» Цель занятия: формирование умения детей решать простейшие логические задачи. Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад и огород»

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы…

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет Цели:  1...

Читайте также

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников Тип проекта: познавательно-информационный, творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении...

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные…

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Цель мероприятия: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять...

Лэпбук «Безопасность в интернете»

Лэпбук «Безопасность в интернете» Цель: Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в «Интернете», выявить пользу или вред он приносит людям. Задачи: расширить представление...