Проект «Мир детской культуры»
Раздел: здоровьесберегающее образование
Блаженство тела состоит в здоровье,
а блаженство ума — в знании.
Фалес из Милета
Введение
Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.
Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
Ознакомление детей дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Решать ее в условиях семьи наиболее целесообразно. Знания ребенок получает из различных источников. Но главная важность данной работы состоит в том, чтобы эти самые знания ребенок мог применить на практике и выполнять их без принуждения и напоминания взрослых. Другими словами, основная задача данной работы состоит в том, чтобы полученные знания о здоровьесбережении перешли в умения и конечном итоге навыки. Стали основой для самовоспитания.
Образовательное пространство «Мир детской культуры» включает в себя большое количество тем. Одна из предложенных – это здоровьесберегающее образование.
Цель и задачи здоровьесберегающего образования дошкольников в условиях семейного детского сада.
Общей целью при создании программ является следующее: сформировать у детей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. помочь ребенку создать целостное представление о своем организме,
2. научить «слушать» и «слышать» свой организм;
3. сформировать у детей представление о важности бережного отношения здоровью;
4. осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
5. формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
6. привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
7. развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
8. научить ребенка обращаться с опасными для здоровья предметами;
9. ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
Анализ целей отдельных авторских программ.
1. Программа «Радуга» (Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И.) акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.
Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения.
2. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.
3. Программа «Я – человек» С.А. Козловой. Основная цель программы – это знания о Человеке. Именно они позволяют ребенку осознанно включиться в процесс самовоспитания. А так же постепенное понимание себя, своей человеческой сущности способствует формированию у ребенка осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; через себя научиться видеть других людей, понимать их чувства, переживания, чувства, мысли.
4. Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. Цель: в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.
Таким образом, программ по ознакомлению дошкольников со здоровым образом жизни множество, и большинство из них акцентирует внимание на формировании навыка ЗОЖ.
Участники проекта:
- Педагоги ДОУ
- Воспитанники семейного детского сада,
- Воспитатель СДС
Отношения участников воспитательно-образовательного проекта строятся на основе сотрудничества и уважения.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование знаний, умений и навыков у детей по бережному и ответственному отношению к своему здоровью и здоровью близких.
2. Формирование в сознании детей чувств: эмпатии, сопереживания, желания прийти на помощь.
3. Осознание взрослыми и детьми СДС понятия «здоровьесбережение».
4. Снижение уровня заболеваемости.
Основные разделы проекта
1. Я и мое тело – знакомство детей с телом человека: работой отдельных органов, правилами соблюдения гигиены, профилактика заболеваний.
2. Эмоциональное благополучие ребенка – сохранение физического и психического здоровья детей, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека.
3. Ребенок и природа – развитие основ экологической культуры ребенка и формирование бережного отношения к природе.
4. Ребенок дома – формирование умения правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.
План реализации проекта
Темы разделов |
Содержание и формы работы по реализации проекта |
Цели и задачи |
Основной этап |
||
Ребенок и его организм |
1. Организация игр-занятий, направленных на ознакомление детей с особенностями организма человека:
2. Овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела. 3. Создание условий для организации игр-занятий с детьми, направленных на сохранность зрения, слуха; профилактику плоскостопия, осанки. 4. Беседы с детьми о бережном отношении к здоровью на примере цитат известных людей. |
Обратить внимание ребенка на свое тело, на свой организм, его возможности и способности. Научить оценивать и ценить себя, создавать предпосылки к заботе о своем здоровье. Формировать умение видеть и понимать состояние другого человека, проявлять сочувствие, сопереживание, сорадость. |
Эмоциональное благополучие ребенка |
1. Планирование консультаций с воспитателем семейного детского сада по психо-эмоциональному благополучию детей в семье. 2. Планирование игр-занятий с детьми, направленных на эмоциональное благополучие детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. |
Обратить внимание воспитателя СДС на значимость эмоционального благополучия детей в семье. Разработать перечень игр-занятий с детьми, направленных на формирование у детей устойчивого эмоционально-положительного самочувствия. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение в семье и близким людям. |
Ребенок и природа |
1. Беседы с детьми о лечебных растениях и травах. 2. Познакомить детей с правилами поведения на природе – организацией безопасного отдыха. 3. Создание альбома с описанием, фотографиями и рисунками детей о лекарственных и ядовитых травах. |
Сформировать у детей бережное отношение к природе. Познакомить детей с лечебными травами и растениями нашей полосы. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе. |
Ребенок дома |
1. Планирование игр-занятий с детьми по теме «Семейное благополучие». 2. Организовать тематические прогулки, наблюдения за работой следующих районных служб:
|
Сформировать умение правильного обращения с предметами быта, являющимися источником потенциальной опасности. Сформировать знания о том, как должен вести себя ребенок в некоторых сложных и опасных для жизни ситуациях. Познакомить со службами, оказывающими первую помощь: 01, 02, 03, 04. |
Методические рекомендации по реализации проекта в различных видах деятельности
Выполнение проекта в разделе «Ребенок и его организм»
Вид деятельности |
Методы и приемы |
Игровая деятельность |
Игры: «Нос-ухо-нос», «Громко-тихо», «Что вы съели?», «Что ты видишь?», «Повторяй за мной», «Найди отличия», «Воздушный футбол», «Собери человека», «Аскорбинка и ее друзья». |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Эксперимент «Где прячутся микробы?». Разгадывание кроссвордов: «Какие это органы?», «Правильно ли поступил мальчик?», «Что сначала, что потом?», «Предметы гигиены». |
Развитие речи |
Игры – занятия по тематическому словарю в картинках «Гигиена и здоровье», «Я и мое тело». Беседы: о частях тела и правилами ухода за ними, отгадывание загадок о частях тела, о полезных и вредных привычках. О.П. Власенко загадки по теме «Человек». Общение: «Береги своё здоровье и жизнь». Беседы по картинкам «М мире мудрых пословиц». |
Чтение художественной литературы |
Э. Мошковская «Мой замечательный нос»; С. Капутикян «Хлюп-хлюп»; И. Демьянов «Замарашка», «Неряшка»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит». |
Художественно- эстетическая деятельность |
Фантазирование по мотивам сказки К Чуковского «Мойдодыр». Развлечение «Чистота – залог здоровья». |
Физическое развитие |
Физминутки, направленные на улучшение мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук: «Вверх рука и вниз рука…», «Чтобы отдохнули ножки…», « Не сутультесь, грудь вперед…», «Наклоняемся с хлопком…». Пальчиковая гимнастика. Иммунная гимнастика. Утренняя зарядка с использование пособий, направленных на профилактику плоскостопия и осанки у детей. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Подпрыгни до ладошки», «Совушка» и пр. |
Развивающая среда |
Изготовление и использование пособий, направленных на: профилактику зрения, плоскостопия, осанку детей. Настольные, сюжетно- ролевые игры, необходимые атрибуты, материалы, рассматривание иллюстраций, книг, плакатов, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями тела человека, внутренних органов, оказанию первой помощи; схемы-памятки по соблюдению правил гигиены. |
Продуктивная деятельность |
Ручной труд: изготовление схем- моделей, различных памяток, охранных знаков. Рисование, аппликация по теме: «Я – человек». Конструирование из бумаги «Мое сердце». Лепка дымковской барышни. |
Выполнение проекта в разделе «Эмоциональное благополучие ребенка»
Вид деятельности |
Методы и приемы |
Игровая деятельность |
Игры: «Хорошо-плохо», «Да - нет», «Кому что нужно», «Изобрази лицо», «Ладушки», «Иди ко мне». Игры на формирование эмоционального интеллекта, (автор И. Ярушина): «Прогулка», «Этюд – цветок», «Расслабление», "Живые картинки", "Волшебное зеркальце", "Дорисуй портрет","Разноцветные бабочки", "Оле-Лукойе", "Сказочная радуга". |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Организация цикла игр-занятий по пособиям Т.А. Шорыгиной: «Беседы о хорошем и плохом поведении», «Беседы о характере и чувствах». |
Развитие речи |
Беседы по картинкам автор Л. Фесюкова «Моя семья», беседы с использованием демонстрационного материала: «Чувства. Эмоции», «Уроки доброты», «Я расту». Речевая игра «Превращение слов». Создание и решение проблемной ситуации: «Если кто-то заболел…» |
Чтение художественной литературы |
В. Катаев «Цветик Семицветик»; В. Осеева «Сыновья», «До первого дождя»; Л. Толстой «Лгун»; Ш. Амонашвили «Мое»; рассказы К. Ушинский «Играющие собаки», «Дедушка»; рассказы В. Сухомлинского «А сердце тебе ничего не подсказало», «Если бы у меня был ковер-самолет». |
Художественно- эстетическая деятельность |
Инсценировка отрывка из авторской сказки Т.А. Шорыгиной «Добро и зло». Этюды: «Посещение больного», «как я устала», «Я сочувствую бездомной собачке», «кукла заболела». |
Физическое развитие |
Подвижные игры: «Поссорились два петушка», «Необычный колобок", Введение в ежедневный рацион употребление фиточаев, |
Развивающая среда |
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница»,; использование наглядного дидактического материала Л. Фесюковой «Моя семья», «Чувства. Эмоции», «Уроки доброты», «Я расту». |
Продуктивная деятельность |
Ручной труд: организация дня «Игрушкина больница» Рисование на тему «Моя любимая полочка», «Пропала собака по кличке Дружок». Конструирование из снега (или песка): «В гостях у сказки». Лепка: «Подарок для мамы». |
Выполнение проекта в разделе «Ребенок и природа»
Вид деятельности |
Методы и приемы |
Игровая деятельность |
Дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Хорошо-плохо», «Съедобное - несъедобное», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!».
|
Познавательно-исследовательская деятельность |
Оформление альбома «Лечебные травы». Наблюдения за уменьшением продолжительности дня, изменениями в жизни животных, птиц, за солнцем на небе. Опыт: «Почему всему живому нужен свет?». Беседа «Ребенок и природа». |
Развитие речи |
Беседа о комнатных растениях, их влиянии на организм человека. Разучивание стихотворения Д.Л. Михалковского: «Цветок». Создание и решение проблемной ситуации: «Что будет если…» |
Чтение художественной литературы |
А Онегов «Первый цветок», С Махотин «Прогулки по лесу» (раздел: травяная прогулка, познавательная); В. Волина «В гостях у природы»; Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза»; отгадывание загадок о природных явлениях, живой и неживой природе. |
Художественно- эстетическая деятельность |
Инсценировка «Мы на речке отдыхали» из авторского пособия Н.А. Рыжовой «Экологические рассказы, сказки и праздники». Беседы с детьми по правилам поведения человека в природе. |
Физическое развитие |
Физкультминутки: «Во дворе растет подсолнух», «Елочка», «Как приятно в речке плавать», «Лепестки, «Лесная лужайка», «»Льется чистая водица», «На лугу растут цветы». Подвижные игры: «Ручеек», «Одуванчик», «День и ночь», «Соломинки». |
Развивающая среда |
Настольные дидактические игры, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, предметные картинки с изображениями лекарственных и ядовитых трав. Создание уголка домашних растений, оказывающих лечебное действие на организм человека. |
Продуктивная деятельность |
Ручной труд: изготовление картотеки лекарственных трав, информационных карточек со схематическим изображением правил ухода за растением. Рисование: «Наш отдых» Конструирование из бумаги «Ромашка». |
Выполнение проекта в разделе «Ребенок дома»
Вид деятельности |
Методы и приемы |
Игровая деятельность |
Дидактические игры «Раз, два, три, что опасно – найди», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!» |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Беседы с детьми «Опасные предметы в быту»; приготовление салатов из овощей; закрепление умений пользования острыми приборами, знакомство детей с правила подачи блюд, сервировкой стола; моделирование ситуации «Стобед наступил на гвоздь, кнопку». |
Развитие речи |
Общение: «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случился пожар», «Ребенок потерялся», «Береги своё здоровье и жизнь». беседы с детьми на тему: «Осторожно! Чужой!»; создание и решение проблемной ситуации «Если ты остался дома один». |
Чтение художественной литературы |
Русские народные сказки: «Колобок», «Лисичка со спичками», «Волк и семеро козлят»;С. Маршак «Пожар», А. Толстой «Девочка и разбойники», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Е. Григорьев «Один дома», Е Казакова «Чик-чик, ножницами»; Ю Пермяк «Торопливый ножик». |
Художественно- эстетическая деятельность |
Фантазирование по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»; инсценирование русских народных сказок, литературных произведений; музыкальное развлечение «Лисичка со спичками» |
Физическое развитие |
Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры: «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель». |
Развивающая среда |
Создание макета «Горячие предметы на кухне»; сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья», «Аптека»; создание пособия «Я иголки не боюсь». |
Продуктивная деятельность |
Ручной труд: изготовление схем- моделей, различных памяток, охранных знаков. Рисование: «Опасные предметы на кухне». Конструирование: «Многоэтажное здание». Аппликация: «Пожарная машина», «Кухонная посуда». |
Читайте также |
---|
НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире стекла и пластмассы» Старшая группа
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире стекла и пластмассы» Старшая группа Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы на основе сравнения. Задачи: - упражнять...
Флипбук «Как появляется хлеб»
Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...