Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с родным городом «Мой любимый город Сызрань»

Актуальность проблемы.

 

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

 

Замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа; пополнение знаний детей о родном городе, воспитание уважение к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.

 

Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта является приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.

 

Практическая значимость проекта  предусматривает  диагностическую деятельность, тематическое планирование, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом.

Итоговым результатом проекта является презентация уголка в группе «Мой любимый город Сызрань». Изготовление альбома совместно с родителями «Семейный герб».

 

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

 

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:

 

- играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом,

- составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе,

- занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали, лепили),

- ходили на экскурсии в краеведческий музей, совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.

 

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.

 

Задачи проекта:

- формировать системные представления об истории города Сызрани;

- осуществлять ознакомление дошкольников с культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;

- приобщать детей к народной культуре через народные праздники, традиции, быт и устное народное творчество волжан;

- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков; любовь к родному городу и гордость за его славное прошлое.

- закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, побуждать свободно, мыслить, фантазировать. 

 

Ожидаемый результат:

Сформированность патриотических чувств в процессе реализации данных целей и задач, приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры родного края, города, применение полученных знаний в продуктивной деятельности дошкольников.

 

Участники проекта

Дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

 

Сроки реализации проекта

Долгосрочный.

 

Первый этап – подготовительный.

Изучение теоретических вопросов проблемы.

 

Второй этап – основной.

1. Разработка схемы реализации проекта через разные виды детской деятельности (приложение №1).

2. Разработка конспектов НОД.

3. Изготовление практического материала (дидактических игр, макетов);

4. Создание, оснащение и оформление уголка по краеведению.

5. Сбор и оформление наглядного материала.

6. Разработка диагностического материала по теме.

7. Посещение учреждений города (библиотек, музея, и т.д.)

 

Третий этап – заключительный.

1. Диагностика детей (приложение №2).

2. Представление уголка по краеведению «Мой любимый город Сызрань».

 

Формы и методы работы с детьми

-  НОД, беседы

-  Чтение художественной литературы

-  Слушание аудио. Просмотр видео

-  Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки

-  Викторины, досуги

-  Театрализованные представления

-  Встречи со специалистами Краеведческого музея

-  Дидактические, с/ролевые игры и т.д.

-  Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности

 

Формы и методы работы с родителями

- Консультации

- Родительские собрания

- Дни открытых дверей

- Конкурсы

- Тематические праздники

- Экскурсии в музеи города

- Целевые прогулки к достопримечательностям города 

 

Предполагаемые результаты:

Дети:

- итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме;

- активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;

- проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности;

- нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города.

Воспитатели:

- разработка конспектов НОД;

- практический материал по всем видам детской деятельности.

Родители:

- повышение интереса к работе ДОУ;

- активное участие в конкурсах, выставках;

- помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок;

- фото - выставка совместно с родителями «Наш любимый город»;

- Игра – викторина «Знатоки родного города»;

- изготовление альбома «Семейный герб».
Предметно-развивающая среда:

- создание уголка по краеведению «Мой любимый город Сызрань

 

Приложение №1 

Схема реализации проекта через разные виды детской деятельности 

 

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познание

НОД: «Моя малая родина», «Путешествие по красивым местам нашего города», «Достопримечательности города Сызрани», «Промышленность родного города», «Памятники архитектуры в нашем городе», «Современная архитектура города»

Экскурсия к вечному огню, железнодорожному вокзалу

выставочному залу.

Беседа о творчестве наших земляков (А. Островский, Д. Давыдов, А. Толстой, К. Федин).

Слушание рассказов «Спасская башня Кремля», «Сызранский драматический театр имени А. Толстого»

Оформление альбома «Достопримечательности города Сызрани», «Литературная Сызрань».

Рассматривание фотоальбома «Старинная и современная Сызрань», «Природные и культурные объекты города», «Наши земляки», «Сызрань купеческая»

Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе. Создание компьютерной презентации: «Мой город- Сызрань».

Экскурсия по улицам города с элементами поисково- исследовательской деятельности.

Коммуникация

НОД: Творческое рассказывание по тему «Мой любимый город», «Каким я представляю город в будущем».

Составление рассказов на тему: «Транспорт на улицах города», «Достопримечательности родного города»,

«Как сделать город чистым?»

Ситуативный разговор «Как и кем создавался и строился город?», «Что такое улица, и по каким правилам она живёт?»
Слушание рассказов «История возникновения города», «Герб города Сызрани», «Сызрань православная».

Беседы: «Улицы родного города», «Творчество наших земляков», «Г.А. Козловский – основатель города Сызрани».

Сочинение историй: «Город, в котором живут дети».
Составление и отгадывание загадок.

Сотворчество детей и родителей по темам проекта

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы о городе (стихи, рассказы, загадки)

Аукцион: «Город мой» (отгадывание загадок, чтение стихотворений о городе).

Социализация

 

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Профессия моих родителей», «Путешествие по городу», «Железнодорожный вокзал», «Мы плывем по реке Волге», «Строители», «Салон моды»

2.  Дидактические игры: «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Город – труженик»,

«Собери Христорождественский собор», «Найди предметы», «На улицах города», «Собери Спасскую башню Кремля», «Узнай памятные места города».

Физическая

культура

Физкультминутка: «Мы по улице идём».

Подвижное упражнение: «Люблю по улицам гулять».

Подвижные игры: «Машины на нашей улице».

Физкультминутка: «Путешествуем по улицам города».

Безопасность

Моделирование правил поведения, как вести себя на улицах города.

Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Найди нужный знак», «Законы улиц и дорог», «Говорящие знаки», «Дорожная азбука», «Подбери знак», «Дорожное лото».
Создание альбома: «Улица полна неожиданностей».
Ситуативный разговор: «Как вести себя в общественных местах?»
Игра – викторина: «Знаешь ли ты правила дорожного движения?»

Музыка

Разучивание песен о родном городе, крае

Кукольный спектакль «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Игра – развлечение «Что, где, когда?»

Театрализованная игра «Легенды и предания города Сызрани».

Художественное творчество

Рисование «Наш детский сад», «Город, в котором я живу», «Старинные особняки».

Лепка барельефов «Виды города».

Аппликация «Дома на нашей улице», «Город вечером», «Памятники города».

Конструирование «Детский сад», « Мой дом», «Железнодорожный вокзал», «Наш микрорайон», «Мост через реку Волгу».

Моделирование макета города.

Изготовление книжки – самоделки: «Город, в котором я живу».

 

Используемая литература:

1. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников.

2. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. Патриотическое воспитание 4 – 6 лет: Методическое пособие.

3. Л.В. Логинова. Что может нам герб рассказать.

4. М. Степанова, И. Чурикова. Книга – альбом «Сызрань».

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»

Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Сценарий «Самый лучший выпускной»

Сценарий «Самый лучший выпускной» №1. Под музыку в зал входят воспитатели. Ведущая: «Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, гости! Вчера в нашем...

Читайте также

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы Вход зал. (музыкальная композиция) 1. Что такое в нашем зале? Мы такого не видали! Это осень к нам...