Проект
«Методическая работа в ДОУ как средство повышения профессиональной компетенции воспитателя в рамках использования новых педагогических технологий по развитию творческих способностей дошкольников»
«В процессе обучения должны быть
задействованы ум, сердце и руки ребенка».
Пестолоцци.
Проблема: Творческий потенциал (концепция А.М.Матюшкина) – творческие возможности заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.
Одна из задач программы развития и воспитания «Детство» В.Логиновой звучит так: «пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность». Для этого необходимо создать условия для разнообразных видов деятельности, воспитывать устойчивый интерес к ним, поощрять активность, инициативу, оригинальность подходов к решению той или иной познавательной задачи.
Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Самостоятельно дошкольник еще не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями.
Педагоги в своей работе используют методы проблемного и развивающего обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный характер. А хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решить эту проблему сможет интегрированный подход к обучению, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. В частности метод проектов, который актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, связан с развивающим обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом.
Но для этого необходимо обучить педагогов технологии проектирования, методикам развития творческих способностей детей. Умению привлечь на свою сторону родителей и узких специалистов.
Актуальность данной темы очевидна, так как современный этап развития общества, сложные экономические условия, выдвигают на первый план одну из важнейших задач – всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности. Очевидным является то, что толчок к наиболее полному развитию и использованию творческого потенциала каждого человека необходимо дать еще в дошкольном детстве. Развивать в детях способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, открывать что-то новое, способность к гибкому, глубокому осознанию своего опыта, главная задача педагогов. Тем самым, решая актуальные проблемы будущего развития человека с сильным, организованным мышлением, мировоззрением создателя и хранителя планеты Земля.
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно проектная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Детский сад работает по программе развития и воспитания В.И.Логиновой «Детство», одной из ее задач является развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется и линия творчества, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, включаться в творческую деятельность
Но что же такое творческие способности?
Американский психолог Э.Фромм предложил следующее определение творческих способностей : « это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к гибкому, глубокому осознанию своего опыта». Считается, что творческой личности характерны: беглость, гибкость, оригинальность, любознательность, точность (разработанность), смелость, активность, самостоятельность
П.Торренс один из исследователей творческих способностей говорит, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени деятельность ребенка приобретет творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Таким образом, мы взрослые способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка.
Показатели творческого развития детей, по методике П.Торренса, за прошедшие годы имеют такой результат:
|
2008-2009 уч.год |
2009-2010 уч.год |
Гибкость |
Высокий 14,8% |
24,2% |
Средний 74,1% |
63,7% |
|
Низкий 11,1% |
12,1% |
|
Оригинальность |
Высокий 38,8% |
45,5% |
Средний 55,6% |
48,4% |
|
Низкий 5,6% |
6,1% |
|
Разработанность |
Высокий 7, 4% |
21,2% |
Средний 75,9% |
45,5% |
|
Низкий 16,6% |
33,3% |
Как видно из диагностики, показатели творческого развития детей низкие.
Что же мешает иметь более высокие результаты?
- Отсутствие условий для создания системы в работе над проблемой.
- Нехватка знаний о современных технологиях.
- Авторитарные методы работы с детьми.
Реализация данного проекта предполагает изучение и внедрение технологии проектирования, в учебно-воспитательную работу с детьми, защиту и презентацию проектов, привлечение узких специалистов, родителей в данный процесс.
Осуществление данного проекта позволит:
- Реально изменить позицию педагогов и их отношение к организации педагогического процесса, сформировать коллектив единомышленников через совместное проживание и обсуждение тем проектов.
- Обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка, предоставить ему возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами. Внедрение в процесс воспитания и обучения проектной деятельности является эффективным средством осуществления личностно-ориентированного взаимодействия, в процессе которого ребенок осваивает разные позиции в общении, выступая в роли учителя, обучаемого, участника проектной деятельности.
- Сформировать у каждого ребенка элементы ключевых компетентностей, развивать социальные навыки общения и поведения в обществе, помочь поверить в свои силы, оценить свои чувства и понять чувства других, заложить основы широкого гуманитарного образования .
- Предоставить каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать начальные навыки исследовательской деятельности.
- Сформировать у воспитанников развитое творческое мышление, желание заниматься творческой деятельностью, получать удовольствие от результатов коллективного труда. Быть наблюдательными, общительными, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми и взрослыми, быть занятыми общим делом.
Цель:
Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития детской познавательной активности и творческих способностей средствами технологии проектирования.
Задачи:
1. Разработать систему методической работы в ДОУ, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса с использованием технологии проектирования.
2. Организовать психолого-педагогическое сопровождение педагогов и детей ДОУ в процессе реализации инновационной деятельности.
3. Сформировать потребность педагогов и воспитанников к постоянной проектной деятельности, направленной на развитие познавательной активности и творческих способностей.
4. Организовать взаимодействие ДОУ с родителями по развитию творческих способностей детей.
Проект будет осуществляться поэтапно, его продолжительность рассчитана на 2 года.
Предположительно, поэтапность проекта будет следующей:
1 Этап. Организационный (октябрь – декабрь, 2011 год)
Цель: Создание информационных, научно-методических, организационных и кадровых условий для реализации проекта «Методическая работа в ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности воспитателя в рамках использования новых педагогических технологий по развитию творческих способностей детей».
Задачи:
- разработать документацию, регламентирующую процесс инновационной деятельности;
- создать временный творческий коллектив из числа педагогов, работающих в инновационном режиме;
- создать координационный совет, из числа педагогов новаторов;
- разработать систему обучающих мероприятий по вопросам проектирования в педагогической деятельности;
- проанализировать проблемы развития творческих способностей детей.
2 Этап.Основной (январ, 2012 год – декабрь, 2013 год)
Цель: Освоение педагогами ДОУ теоретических основ технологии проектирования, использование их на практике, накопление педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.
Задачи:
- Организовать обучающие семинары для педагогов ДОУ;
- Организовать работу ВТК по разработке проектов;
- Организовать работу координационного совета для оказания методической помощи педагогам;
- Организовать презентации проектов;
- Организовать фестивали проектов;
- Организовать работу КС по разработке методического пособия;
- Разработать систему мониторинга развития творческих способностей детей.
3 Этап. Заключительный. (январь – май 2013 год).
Цель: Анализ результатов работы.
Задачи:
- Проанализировать результаты реализации инновационного проекта;
- Планирование дальнейшей работы по развитию.
В результате реализации проекта:
- Созданы условия для профессионального роста педагогов;
- Создана модель методической работы по внедрению технологии проектирования;
- Увеличилось количество педагогов, активно внедряющих в практику своей работы технологии, способствующие развитию творческих способностей детей;
- Разработано методическое пособие по использованию технологии проектирования;
- Апробирован комплекс диагностических методик по развитию творческих способностей детей.
Для выполнения данного проекта имеются внутренние ресурсы муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детского сада № 93.
название |
содержание |
Здания и сооружения. |
Большое здание, имеющее отдельные помещения. Музыкальный, спортивный залы, логопедические кабинеты, кабинет психолога, групповые помещения, русская изба, изостудия, переходы между группами. |
Трудовые ресурсы, кадры. |
Возрастной состав педагогов от 22 до 60 лет. Не все педагоги имеют специальное образование, определенный опыт работы, знание основных программ для дошкольников. Имеются педагоги способные развивать проектную и исследовательскую деятельность, проходить программы профессиональной переподготовки. В саду работают специалисты: два учителя-логопеда, два музыкальных руководителя, руководитель физвоспитания, два медицинских работника, два педагога дополнительного образования, педагог-психолог, врач-психоневролог. |
Материально-техническая база. |
В детском саду имеется оборудование: разнообразные картины, пособия, методическая и энциклопедическая литература. Компьютеры, принтеры, видео- и аудиотехника, проектор, интерактивная доска, маркерные доски в каждой группе, музыкальные инструменты, фонотека, костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства, разнообразный демонстрационный и дидактический материал и др. В группах разнообразная пространственно-развивающая среда: уголки конструирования и ручного труда, развивающие стенки, зоны природы и экспериментирования, книжные уголки, театрализованные зоны, спортивные и релаксационные. |
Описание проекта:
Проанализировав воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, проведя экспресс-диагностику педагогов, мониторинг по развитию творческих способностей показали, что работа по развитию творческих способностей детей, по развитию у них познавательной активности проводится в упрощенном виде, а значит требует совершенствования со стороны педагогов. Так же не все педагоги имеют специальное образование, многие начинающие. Поэтому в ДОУ назрела необходимость изменить систему методической работы, изменить подходы к воспитанию и обучению детей. Для этого предлагается изучить и внедрить в практику работы педагогов технологию проектирования.
Внедрение технологии проектирования позволит:
- Реально изменить позицию педагогов и их отношение к организации педагогического процесса, сформировать коллектив единомышленников через совместное проживание и обсуждение тем проектов.
- Обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка, предоставить ему возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами. Внедрение в процесс воспитания и обучения проектной деятельности является эффективным средством осуществления личностно-ориентированного взаимодействия, в процессе которого ребенок осваивает разные позиции в общении, выступая в роли учителя, обучаемого, участника проектной деятельности.
- Сформировать у каждого ребенка элементы ключевых компетентностей, развивать социальные навыки общения и поведения в обществе, помочь поверить в свои силы, оценить свои чувства и понять чувства других, заложить основы широкого гуманитарного образования .
- Предоставить каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать начальные навыки исследовательской деятельности.
Для этого необходимо:
Сформировать у воспитанников развитое творческое мышление, желание заниматься творческой деятельностью, получать удовольствие от результатов коллективного труда. Быть наблюдательными, общительными, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми и взрослыми, быть занятыми общим
Оформить памятку для педагогов по внедрению метода проектов: основные требования к использованию метода проектов в ДОУ, этапы разработки и проведения проекта, алгоритм проектной деятельности.
Провести консультации, индивидуальные консультации для педагогов.
Для успешного проведения инновационной деятельности необходимо психолого-педагогическое сопровождения : разработка анкет для педагогов и родителей, экспресс-диагностики для детей, разработка диагностик творческого развития детей.
Изученный и накопленный опыт будет презентоваться перед педагогами, не принимающими участия в инновационной работе, для распространения и дальнейшего применения.
Реализация данного проекта предполагает изучение и внедрение технологии проектирования, в учебно-воспитательную работу с детьми, защиту и презентацию проектов, привлечение узких специалистов, родителей в данный процесс.
Управление проектом.
В ходе реализации проекта будет осуществляться сотрудничество с городским научно-методическим центром, с ДОУ города, работающими по направлениям созвучным нашему проекту.
Управлением проекта будет заниматься координационный совет ДОУ, он организует командную работу педагогов, обсуждение содержания работы, оказывает методическую помощь и поддержку инноваций. Организует работу ВТК, семинары, педсоветы, фестивали проектов. Проводятся внутренние экспертизы занятий, проектов, презентаций, деятельности педагогов. Образовательного пространства групп и учреждения.
Внешние экспертизы проводятся с привлечением специалистов, методистов ИМЦ Департамента образования.
Ожидаемые результаты:
Таким образом, выстроенная система работы позволяет:
1. Осуществлять методическую работу по развитию творческих способностей детей и повышению познавательной активности на более высоком уровне, постоянно.
2. Повысить профессиональные и развить личностные компетентности: проектную, исследовательскую, управленческую.
3. Создать систему работы по развитию творческих способностей детей, используя технологию проектирования.
4. Осуществлять партнерские отношения с родителями.
Планирование мероприятий на 2011 – 2013гг. по реализации проекта.
этапы |
Цель, задачи |
мероприятия |
сроки |
Ответствен. |
Организацион-ный этап:
|
Цель: Создание информационных, научно-методических, организационных и кадровых условий для реализации проекта.
|
Организационный этап: 1. Создание творческой группы ДОУ. 2. Создание нормативно-правовой базы.
3. Оформить памятку для педагогов по внедрению метода проектов: основные требования к использованию метода проектов в ДОУ, этапы разработки и проведения проекта, алгоритм проектной деятельности. 4. Создание пространственно-развивающей среды, способствующей решению поставленных проблем (в педсоветах годовых). |
Сентябрь – Ноябрь,2011г.
Январь, 2012г постоянно |
Ст.в-ль Тв.группа
КС
воспитатели |
Основной этап:
|
Цель: Освоение педагогами ДОУ теоретических основ технологии проектирования, использование их на практике, накопление педагогического опыта по развитию творческих способностей детей
|
1. Проведение консультаций, индивидуальных консультаций для педагогов: - Что такое метод проектов? - Как организовать работу по реализации проектов в группах. - Разработка тематики проектов, формулировка проблемы. - Создание паутинки проекта - Структура проекта.
2. Презентации проектов (педсовет, мастер-класс, творческая мастерская, фестиваль и пр.)
3. Диагностика творческого развития детей на середину и конец учебного года.
4. Разработка анкеты для педагогов, диагностики, экспресс-опрос для воспитанников. 5. Анкетирование педагогов на предмет овладения проектным методом. 6. Создание методической разработки. 7. Проведение консультаций, семинаров, мастер-классов по развитию творческих способностей детей: - Развитие общей одаренности детей на занятиях познавательного цикла с использованием инновационных технологий (ТРИЗ, Э.Боно). -Способности и их развитие в дошкольном возрасте. - Основные качества творческой личности. - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью психологических приемов. 8. Проведение заседаний координационного совета по мере необходимости, с обязательным ведением протоколов. 9. Проведение фестивалей проектов. |
Февраль, 2012
Февраль 2012- Декабрь 2013гг.
Май 2012гг.
Апрель,2012 Октябрь,2013г
Декабрь, 2011г
По запросам
Сентябрь- Декабрь, 2012г
По мере необходимости
Апрель каждого года
|
Васильева Л.А.
Васильева Л.А.
Психолог
Васильева Л.А.
КС Васильева Л.А.
Иванникова Л.М.
Васильева Л.А.
Васильева Л.А. воспитатели |
Заключительный этап:
|
Цель: Анализ результатов работы. Задачи: - Проанализировать результаты реализации инновационного проекта; - Планирование дальнейшей работы по развитию.
|
1. Презентации проектов (педсовет, мастер-класс, творческая мастерская, смотр-конкурс и пр.) 2. Диагностика творческого развития детей на середину и конец учебного года. 3. Анкетирование педагогов на предмет овладения проектным методом . Подведение итогов работы по проекту на итоговом педсовете в мае 2013г. |
Согласно годового плана
Декабрь,май 2012г,2013гг. Апрель 2013г
Май 2013г. |
Васильева Л.А.
Кибирова Ю.Р. Васильева Л.А.
Васильева Л.А. |
В ходе реализации проекта возможны корректировки в кадровом составе, в плане реализации проекта.
Критерии оценки результата работы по проекту
Качественные:
- участие и победы в конкурсах детского творчества воспитанников ДОУ;
- повысится профессиональная компетентность педагогов;
- сотрудничество педагогов и воспитанников осуществляется на партнерских условиях;
- участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов ДОУ;
- появление командного стиля работы.
Количественные:
- 30% педагогов овладеют новой технологией, научатся применять интегрированный способ обучения детей, повысится качество воспитательно-образовательного процесса;
- 30% педагогов представят в течение года свой проект работы с детьми и проведут презентацию его;
- повысится уровень интеллектуального развития детей;
- уровень развития творческих способностей детей вырастет на 5-10 %.
В результате:
1. Созданы все условия для реализации работы в инновационном режиме;
2. Повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов в вопросах использования технологии проектирования и развития творческих способностей детей.
3. Создана система работы по развитию творческих способностей детей, с использованием технологии проектирования.
4. Осуществляются партнерские отношения с родителями, воспитанниками.
5. Появится традиция в ДОУ – организация фестиваля проектов ежегодно в апреле месяце.
ДОУ будет иметь следующий продукт деятельности:
Методическая разработка по применению технологии проектирования по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
План реализации проекта:
условия |
Организационный этап |
Основной этап |
Заключительный этап |
организационные |
1. Создание временного творческого коллектива, координационного совета, организация их работы.
|
1. Отслеживание и оказание методической помощи в ходе реализации проекта. 2. Выработка единой структуры проекта.
|
1. Фестивали проектов. |
информационные |
1. Инструктивно-методическое совещание о вводимом проекте в ДОУ. 2. Побдор материала, создание информационного банка данных о проектной деятельности.
|
1. Диагностика творческих способностей воспитанников по методике Р.Торренса. 2. Анкетирование педагогов на предмет выявления знаний о проектном методе, их уровне компетенции по проблеме |
1. Аналитическая справка о результатах проекта. |
кадровые |
1. Направить на курсы повышения квалификации нуждающихся педагогов. 2. Анкетирование педагогов на конец и середину года, по итогам работы.
|
2. Проведение консультаций, семинаров: - что такое метод проектов, - как организовать работу по реализации проектов в группе, - разработка тематики проекта, - технология проектирования; - структура написания проекта; - создание паутинки проекта. 3. Защита проектов, фестиваль презентаций. 4. Смотр-конкурс пространственно-развивающей среды.
|
1. Создание методической разработки по использованию проектного метода в ДОУ.
|
мотивационные |
1. Учитывать при проведении аттестации внутри учреждения, участие в работе проекта.
|
1. Всем воспитателям, которые принимают участие в работе проекта выплачивать надбавки стимулирующего характера, за участие в инновационной работе
2. Грамоты ДОУ |
1. Лучших педагогов по итогам работы представить к грамотам Управления и Департамента образования.
|
Научно-методические |
1. Подбор научно-методической литературы по технологии проектирования и по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. |
1. Разработка анкет для педагогов и родителей; 2. Разработка рекомендаций; 3. Выбор диагностики детей по творческому развитию; 4. Подбор содержания для консультаций, методической разработки.
|
1. Создание методической разработки. |
Материально-технические. |
1. Приобретение недостающих пособий, книг и пр. для создания развивающей пространственной среды. 2. Создание фонотеки ДОУ. |
1. Пополнение пространственно-развивающей среды групп. 2. Привлечение Интернет ресурсов.
|
|
Нормативно-правовые. |
1. Разработать положения: - об инновационной деятельности; - о временном творческм коллективе; - о координационном совете; - о стимулировании педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности; - о фестивалях презентаций. 2. Создание приказов по созданию этих структур. 3. Утверждение на педсовете.
|
|
|
Финансовые. |
|
Стимулировать педагогов, принимающих активное участие в инновационной деятельности, из фонда доплат стимулирующего характера |
|
Оценка намеченных результатов и отчетность.
- по итогам анкетирования педагогов ( 2 раза в год), диагностики развития творческих способностей детей (2 раза в год), по итогам диагностики развития детей по программе «Детство»( декабрь, май) координационный совет во главе со старшим воспитателем оценит работу коллектива по проекту;
- результаты и оценка работы по проекту будут представлены на итоговом педсовете в мае 2013 года.
- Анкетирование родителей.
- Презентация итогов работы ДОУ на МО для педагогов города и слушателей курсов ТОИПКРО.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
Негативные последствия |
Способы коррекции |
Нежелание педагогов принять новое |
Стимулировать активных участников инноваций |
Нехватка компьютерной техники в ДОУ |
Приобрести технику |
Недостаточно материалов для создания пространственно-развивающей среды |
Приобрести наглядный, демонстрационный и дидактический материал. |
Загруженность педагогов в повседневной деятельности, большая нагрузка для работы дома. |
Стимулировать активных участников инноваций |
Не все родители активно помогают педагогу в воспитательно-образовательном процессе. |
Оформить наглядный стенд «Родители, активные участники жизни в детском саду» |
Рефлексия:
- 45% педагогов овладели технологией проектирования, представили свои проекты на фестивалях проектов в ДОУ;
- Разработаны методические рекомендации по написанию проектов, создан макет.
- Коллектив ДОУ опыт работы по данной теме представил на областном уровне для слушателей курсов ТОИПКРО и ТГПК;
- Не все педагоги приняли данный вид деятельности, так как он требует определенных затрат: более глубокой подготовке, временных затрат для написания проектов, знаний и квалификации педагогов.
- Осуществляется взаимодействие с родителями, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе.
- В целом, опыт удался, дает хороший результат.
- Надо продолжать работу далее, так как ФГТ одним из принципов организации образовательного процесса считают принцип интеграции, а он возможен при организации проектной деятельности.
- Уровень развития творческих способностей детей стал выше, ( в сравнение с началом работы), т.е. наблюдается положительная динамика:
группы |
год |
высокий |
средний |
низкий |
Старшая 1 |
2011-2012 |
27% |
50% |
23% |
Старшая 2 |
24% |
56% |
20% |
|
Подготовит.1 |
2012-2013 |
21% |
41% |
38% |
Подготовит.2 |
23% |
50% |
27% |
Список литературы:
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.: Изд. 3-е, переработанное.- Детство-Пресс, 2000.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС », 2012
- Педагогическое проектировние.Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011
- Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. - М.:Интор, 1995
- Рутецкая Н.А., Пантелеева Л.В. ТРИЗ. Программно-методическая разработка для дошкольных учреждений. - М.: 1994
- Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996
- Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: Линка- пресс,1997
Читайте также |
---|
Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6…
Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6 г.ж. Экологическая обстановка в современном мире продолжает повсеместно ухудшаться. Так, нерациональная...
Игра – викторина по ПДД
Игра – викторина по ПДД (Для детей младшей группы) Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в...
Флипбук «Как появляется хлеб»
Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...