Проект
«Методическая работа в ДОУ как средство повышения профессиональной компетенции воспитателя в рамках использования новых педагогических технологий по развитию творческих способностей дошкольников»

«В процессе обучения должны быть
задействованы ум, сердце и руки ребенка».
Пестолоцци.

Проблема: Творческий потенциал (концепция А.М.Матюшкина) – творческие возможности заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.

Одна из задач программы развития и воспитания «Детство» В.Логиновой звучит так: «пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность». Для этого необходимо создать условия для разнообразных видов деятельности, воспитывать устойчивый интерес к ним, поощрять активность, инициативу, оригинальность подходов к решению той или иной познавательной задачи.

Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Самостоятельно дошкольник еще не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями.

Педагоги в своей работе используют методы проблемного и развивающего обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный характер. А хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решить эту проблему сможет интегрированный подход к обучению, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. В частности метод проектов, который актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, связан с развивающим обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом.

Но для этого необходимо обучить педагогов технологии проектирования, методикам развития творческих способностей детей. Умению привлечь на свою сторону родителей и узких специалистов.

Актуальность данной темы очевидна, так как современный этап развития общества, сложные экономические условия, выдвигают на первый план одну из важнейших задач – всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности. Очевидным является то, что толчок к наиболее полному развитию и использованию творческого потенциала каждого человека необходимо дать еще в дошкольном детстве. Развивать в детях способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, открывать что-то новое, способность к гибкому, глубокому осознанию своего опыта, главная задача педагогов. Тем самым, решая актуальные проблемы будущего развития человека с сильным, организованным мышлением, мировоззрением создателя и хранителя планеты Земля.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно проектная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Детский сад работает по программе развития и воспитания В.И.Логиновой «Детство», одной из ее задач является развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется и линия творчества, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, включаться в творческую деятельность

Но что же такое творческие способности?

Американский психолог Э.Фромм предложил следующее определение творческих способностей : « это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к гибкому, глубокому осознанию своего опыта». Считается, что творческой личности характерны: беглость, гибкость, оригинальность, любознательность, точность (разработанность), смелость, активность, самостоятельность

П.Торренс один из исследователей творческих способностей говорит, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени деятельность ребенка приобретет творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Таким образом, мы взрослые способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка.

Показатели творческого развития детей, по методике П.Торренса, за прошедшие годы имеют такой результат:

 

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

Гибкость

Высокий         14,8%

     24,2%

Средний           74,1%

     63,7%

Низкий             11,1%

     12,1%

Оригинальность

Высокий           38,8%

     45,5%

Средний           55,6%

     48,4%

Низкий             5,6%

       6,1%

Разработанность

Высокий        7, 4%

       21,2%

Средний           75,9%

     45,5%

Низкий             16,6%

       33,3%

Как видно из диагностики, показатели творческого развития детей низкие.

Что же мешает иметь более высокие результаты?

  • Отсутствие условий для создания системы в работе над проблемой.
  • Нехватка знаний о современных технологиях.
  • Авторитарные методы работы с детьми.

Реализация данного проекта предполагает изучение и внедрение технологии проектирования, в учебно-воспитательную работу с детьми, защиту и презентацию проектов, привлечение узких специалистов, родителей в данный процесс.

Осуществление данного проекта позволит:

  • Реально изменить позицию педагогов и их отношение к организации педагогического процесса, сформировать коллектив единомышленников через совместное проживание и обсуждение тем проектов.
  • Обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка, предоставить ему возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами. Внедрение в процесс воспитания и обучения проектной деятельности является эффективным средством осуществления личностно-ориентированного взаимодействия, в процессе которого ребенок осваивает разные позиции в общении, выступая в роли учителя, обучаемого, участника проектной деятельности.
  • Сформировать у каждого ребенка элементы ключевых компетентностей, развивать социальные навыки общения и поведения в обществе, помочь поверить в свои силы, оценить свои чувства и понять чувства других, заложить основы широкого гуманитарного образования .
  • Предоставить каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать начальные навыки исследовательской деятельности.
  • Сформировать у воспитанников развитое творческое мышление, желание заниматься творческой деятельностью, получать удовольствие от результатов коллективного труда. Быть наблюдательными, общительными, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми и взрослыми, быть занятыми общим делом.

Цель:

Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития детской познавательной активности и творческих способностей средствами технологии проектирования.

Задачи:

1. Разработать систему методической работы в ДОУ, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса с использованием технологии проектирования.

2. Организовать психолого-педагогическое сопровождение педагогов и детей ДОУ в процессе реализации инновационной деятельности.

3. Сформировать потребность педагогов и воспитанников к постоянной проектной деятельности, направленной на развитие познавательной активности и творческих способностей.

4. Организовать взаимодействие ДОУ с родителями по развитию творческих способностей детей.

Проект будет осуществляться поэтапно, его продолжительность рассчитана на 2 года.

Предположительно, поэтапность проекта будет следующей:

1 Этап. Организационный (октябрь – декабрь, 2011 год)

Цель: Создание информационных, научно-методических, организационных и кадровых условий для реализации проекта «Методическая работа в ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности воспитателя в рамках использования новых педагогических технологий по развитию творческих способностей детей».

Задачи:

  • разработать документацию, регламентирующую процесс инновационной деятельности;
  • создать временный творческий коллектив из числа педагогов, работающих в инновационном режиме;
  • создать координационный совет, из числа педагогов новаторов;
  • разработать систему обучающих мероприятий по вопросам проектирования в педагогической деятельности;
  • проанализировать проблемы развития творческих способностей детей.

 2 Этап.Основной (январ, 2012 год – декабрь, 2013 год)

Цель: Освоение педагогами ДОУ теоретических основ технологии проектирования, использование их на практике, накопление педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.

Задачи:

  • Организовать обучающие семинары для педагогов ДОУ;
  • Организовать работу ВТК по разработке проектов;
  • Организовать работу координационного совета для оказания методической помощи педагогам;
  • Организовать презентации проектов;
  • Организовать фестивали проектов;
  • Организовать работу КС по разработке методического пособия;
  • Разработать систему мониторинга развития творческих способностей детей.

3 Этап. Заключительный. (январь – май 2013 год).

Цель: Анализ результатов работы.

Задачи:

  • Проанализировать результаты реализации инновационного проекта;
  • Планирование дальнейшей работы по развитию.

В результате реализации проекта:

  • Созданы условия для профессионального роста педагогов;
  • Создана модель методической работы по внедрению технологии проектирования;
  • Увеличилось количество педагогов, активно внедряющих в практику своей работы технологии, способствующие развитию творческих способностей детей;
  • Разработано методическое пособие по использованию технологии проектирования;
  • Апробирован комплекс диагностических методик по развитию творческих способностей детей.

Для выполнения данного проекта имеются внутренние ресурсы муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детского сада № 93.

название

содержание

Здания и сооружения.

Большое здание, имеющее отдельные помещения. Музыкальный, спортивный залы, логопедические кабинеты, кабинет психолога, групповые помещения, русская изба, изостудия,   переходы между группами.

Трудовые ресурсы, кадры.

Возрастной состав педагогов от 22 до 60 лет. Не все педагоги имеют специальное образование, определенный опыт работы, знание основных программ для дошкольников. Имеются педагоги способные развивать проектную и исследовательскую деятельность, проходить программы профессиональной переподготовки. В саду работают специалисты: два учителя-логопеда, два музыкальных руководителя, руководитель физвоспитания, два медицинских работника, два педагога дополнительного образования, педагог-психолог, врач-психоневролог.

Материально-техническая база.

В детском саду имеется оборудование: разнообразные картины, пособия, методическая и энциклопедическая литература. Компьютеры, принтеры, видео- и аудиотехника, проектор, интерактивная доска, маркерные доски в каждой группе, музыкальные инструменты, фонотека, костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства, разнообразный демонстрационный и дидактический материал и др. В группах разнообразная пространственно-развивающая среда: уголки конструирования и ручного труда, развивающие стенки, зоны природы и экспериментирования, книжные уголки, театрализованные зоны, спортивные и релаксационные.

Описание проекта:

Проанализировав воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, проведя экспресс-диагностику педагогов, мониторинг по развитию творческих способностей показали, что работа по развитию творческих способностей детей, по развитию у них познавательной активности проводится в упрощенном виде, а значит требует совершенствования со стороны педагогов. Так же не все педагоги имеют специальное образование, многие начинающие. Поэтому в ДОУ назрела необходимость изменить систему методической работы, изменить подходы к воспитанию и обучению детей. Для этого предлагается изучить и внедрить в практику работы педагогов технологию проектирования.

Внедрение технологии проектирования позволит:

  • Реально изменить позицию педагогов и их отношение к организации педагогического процесса, сформировать коллектив единомышленников через совместное проживание и обсуждение тем проектов.
  • Обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка, предоставить ему возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами. Внедрение в процесс воспитания и обучения проектной деятельности является эффективным средством осуществления личностно-ориентированного взаимодействия, в процессе которого ребенок осваивает разные позиции в общении, выступая в роли учителя, обучаемого, участника проектной деятельности.
  • Сформировать у каждого ребенка элементы ключевых компетентностей, развивать социальные навыки общения и поведения в обществе, помочь поверить в свои силы, оценить свои чувства и понять чувства других, заложить основы широкого гуманитарного образования .
  • Предоставить каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать начальные навыки исследовательской деятельности.

Для этого необходимо:

Сформировать у воспитанников развитое творческое мышление, желание заниматься творческой деятельностью, получать удовольствие от результатов коллективного труда. Быть наблюдательными, общительными, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми и взрослыми, быть занятыми общим

Оформить памятку для педагогов по внедрению метода проектов: основные требования к использованию метода проектов в ДОУ, этапы разработки и проведения проекта, алгоритм проектной деятельности.

Провести консультации, индивидуальные консультации для педагогов.

Для успешного проведения инновационной деятельности необходимо психолого-педагогическое сопровождения : разработка анкет для педагогов и родителей, экспресс-диагностики для детей, разработка диагностик творческого развития детей.

Изученный и накопленный опыт будет презентоваться перед педагогами, не принимающими участия в инновационной работе, для распространения и дальнейшего применения.

Реализация данного проекта предполагает изучение и внедрение технологии проектирования, в учебно-воспитательную работу с детьми, защиту и презентацию проектов, привлечение узких специалистов, родителей в данный процесс.

Управление проектом.

В ходе реализации проекта будет осуществляться сотрудничество с городским научно-методическим центром, с ДОУ города, работающими по направлениям созвучным нашему проекту.

Управлением проекта будет заниматься координационный совет ДОУ, он организует командную работу педагогов, обсуждение содержания работы, оказывает методическую помощь и поддержку инноваций. Организует работу ВТК, семинары, педсоветы, фестивали проектов. Проводятся внутренние экспертизы занятий, проектов, презентаций, деятельности педагогов. Образовательного пространства групп и учреждения.

Внешние экспертизы проводятся с привлечением специалистов, методистов ИМЦ Департамента образования.

Ожидаемые результаты:

Таким образом, выстроенная система работы позволяет:

1. Осуществлять методическую работу по развитию творческих способностей детей и повышению познавательной активности на более высоком уровне, постоянно.

2. Повысить профессиональные и развить личностные компетентности: проектную, исследовательскую, управленческую.

3. Создать систему работы по развитию творческих способностей детей, используя технологию проектирования.

4. Осуществлять партнерские отношения с родителями.

Планирование мероприятий на 2011 – 2013гг. по реализации проекта.

этапы

Цель, задачи

мероприятия

сроки

Ответствен.

Организацион-ный этап:

 

 

Цель: Создание информационных, научно-методических, организационных и кадровых условий для реализации проекта.

 

Организационный этап:

1. Создание творческой группы ДОУ.

2. Создание нормативно-правовой базы.

  • Положение об инновационной деятельности ДОУ
  • Положение о Координационном совете;
  • Положение о Временном творческом коллективе;
  • Положение о стимулировании педагогов;
  • Положение о фестивале проектов, презентаций.

3. Оформить памятку для педагогов по внедрению метода проектов: основные требования к использованию метода проектов в ДОУ, этапы разработки и проведения проекта, алгоритм проектной деятельности.

4. Создание пространственно-развивающей среды, способствующей решению поставленных проблем (в педсоветах годовых).

 

 

Сентябрь –

Ноябрь,2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь, 2012г

постоянно

 

 

Ст.в-ль

Тв.группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КС

 

 

 

 

 

воспитатели

Основной этап:

 

 

 

Цель: Освоение педагогами ДОУ теоретических основ технологии проектирования,   использование их на практике, накопление педагогического опыта по развитию творческих способностей детей

 

 

 

 

 

1. Проведение консультаций, индивидуальных консультаций для педагогов:

- Что такое метод проектов?

- Как организовать работу по реализации проектов в группах.

- Разработка тематики проектов, формулировка проблемы.

-   Создание паутинки проекта

-   Структура проекта.

 

2. Презентации проектов (педсовет, мастер-класс, творческая мастерская, фестиваль и пр.)

 

3. Диагностика творческого развития детей на середину и конец учебного года.

 

4. Разработка анкеты для педагогов, диагностики, экспресс-опрос для воспитанников.

5. Анкетирование педагогов на предмет овладения проектным методом.

6. Создание методической разработки.

7. Проведение консультаций, семинаров, мастер-классов по развитию творческих способностей детей:

- Развитие общей одаренности детей на занятиях познавательного цикла с использованием инновационных технологий (ТРИЗ, Э.Боно).

 -Способности и их развитие в дошкольном возрасте.

- Основные качества творческой личности.

- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с

       помощью психологических приемов.

8. Проведение заседаний координационного совета по мере необходимости, с обязательным ведением протоколов.

9. Проведение фестивалей проектов.

 

 

 

 

 

Февраль, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2012-

Декабрь 2013гг.

 

 

 

 

 

 

Май 2012гг.

 

 Апрель,2012

Октябрь,2013г

 

Декабрь, 2011г

 

По запросам

 

 

 

Сентябрь-

Декабрь, 2012г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 По мере необходимости

 

 

Апрель каждого года

 

 

 

Васильева Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Васильева Л.А.

 

 

 

Психолог

 

 

 

 

 

Васильева Л.А.

 

 КС

Васильева Л.А.

 

 

 

 

Иванникова Л.М.

 

 

 

 

 

Васильева Л.А.

 

 

 

 

Васильева Л.А.

воспитатели

Заключительный этап:

 

Цель: Анализ результатов работы.

Задачи:

- Проанализировать результаты реализации инновационного проекта;

- Планирование дальнейшей работы по развитию.

 

 

 

 

1. Презентации проектов (педсовет, мастер-класс, творческая мастерская, смотр-конкурс и пр.)

2. Диагностика творческого развития детей на середину и конец учебного года.

3. Анкетирование педагогов на предмет овладения проектным методом .

Подведение итогов работы по проекту на итоговом педсовете в мае 2013г.

Согласно годового плана

 

 

Декабрь,май

2012г,2013гг.

 Апрель 2013г

 

 

Май 2013г.

Васильева Л.А.

 

 

Кибирова Ю.Р.

 Васильева Л.А.

 

Васильева Л.А.

 

В ходе реализации проекта возможны корректировки в кадровом составе, в плане реализации проекта.

Критерии оценки результата работы по проекту

Качественные:

- участие и победы в конкурсах детского творчества воспитанников ДОУ;

- повысится профессиональная компетентность педагогов;

- сотрудничество педагогов и воспитанников осуществляется на партнерских условиях;

- участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов ДОУ;

- появление командного стиля работы.

Количественные:

- 30% педагогов овладеют новой технологией, научатся применять интегрированный способ обучения детей, повысится качество воспитательно-образовательного процесса;

- 30% педагогов представят в течение года свой проект работы с детьми и проведут презентацию его;

- повысится уровень интеллектуального развития детей;

-  уровень развития творческих способностей детей вырастет на 5-10 %.

В результате:

1. Созданы все условия для реализации работы в инновационном режиме;

2. Повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов в вопросах использования технологии проектирования и развития творческих способностей детей.

3. Создана система работы по развитию творческих способностей детей, с использованием технологии проектирования.

4. Осуществляются партнерские отношения с родителями, воспитанниками.

5. Появится традиция в ДОУ – организация фестиваля проектов ежегодно в апреле месяце.

ДОУ будет иметь следующий продукт деятельности:

Методическая разработка по применению технологии проектирования по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

План реализации проекта:

условия

Организационный этап

Основной этап

Заключительный этап

организационные

1. Создание временного творческого коллектива, координационного совета, организация их работы.

 

1. Отслеживание   и оказание методической помощи в ходе реализации проекта.

2. Выработка единой структуры проекта.

 

 

1. Фестивали проектов.

информационные

1. Инструктивно-методическое совещание о вводимом проекте в ДОУ.

2. Побдор материала, создание информационного банка данных о проектной деятельности.

 

1. Диагностика творческих способностей воспитанников по методике Р.Торренса.

2. Анкетирование педагогов на предмет выявления знаний о проектном методе, их уровне компетенции по проблеме

1. Аналитическая справка о результатах проекта.

кадровые

1. Направить на курсы повышения квалификации нуждающихся педагогов.

2. Анкетирование педагогов на конец и середину года, по итогам работы.

 

2. Проведение консультаций,

семинаров:

-  что такое метод проектов,

- как организовать работу по реализации проектов в группе,

- разработка тематики проекта,

- технология проектирования;

- структура написания проекта;

- создание паутинки проекта.

3. Защита проектов, фестиваль презентаций.

4. Смотр-конкурс пространственно-развивающей среды.

 

1. Создание методической разработки по использованию проектного метода в ДОУ.

 

мотивационные

1. Учитывать при проведении аттестации внутри учреждения, участие в работе проекта.

 

1. Всем воспитателям, которые принимают участие в работе проекта выплачивать надбавки стимулирующего характера, за участие в инновационной работе

 

2. Грамоты ДОУ

1. Лучших педагогов по итогам работы представить к грамотам Управления и Департамента образования.

 

Научно-методические

1. Подбор научно-методической литературы по технологии проектирования и по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

1. Разработка анкет для педагогов и родителей;

2. Разработка рекомендаций;

3. Выбор диагностики детей по творческому развитию;

4. Подбор содержания для консультаций, методической разработки.

 

1. Создание методической разработки.

Материально-технические.

1. Приобретение недостающих пособий, книг и пр. для создания развивающей пространственной среды.

2. Создание фонотеки ДОУ.

1. Пополнение пространственно-развивающей среды групп.

2. Привлечение Интернет ресурсов.

 

 

Нормативно-правовые.

1. Разработать положения:

- об инновационной деятельности;

- о временном творческм коллективе;

- о координационном совете;

- о стимулировании педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности;

-  о фестивалях презентаций.

2. Создание приказов по созданию этих структур.

3. Утверждение на педсовете.

 

 

 

Финансовые.

 

Стимулировать педагогов, принимающих активное участие в инновационной деятельности, из фонда доплат стимулирующего характера

 

Оценка намеченных результатов и отчетность.

-  по итогам анкетирования педагогов ( 2 раза в год), диагностики развития творческих способностей детей (2 раза в год), по итогам диагностики развития детей по программе «Детство»( декабрь, май) координационный совет во главе со старшим воспитателем оценит работу коллектива по проекту;

- результаты и оценка работы по проекту будут представлены на итоговом педсовете в мае 2013 года.

- Анкетирование родителей.

- Презентация итогов работы ДОУ на МО для педагогов города и слушателей курсов ТОИПКРО.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.

Негативные последствия

Способы коррекции

Нежелание педагогов принять новое

Стимулировать активных участников инноваций

Нехватка компьютерной техники в ДОУ

Приобрести технику

Недостаточно материалов для создания пространственно-развивающей среды

Приобрести наглядный, демонстрационный и дидактический материал.

Загруженность педагогов в повседневной деятельности, большая нагрузка для работы дома.

Стимулировать активных участников инноваций

Не все родители активно помогают педагогу в воспитательно-образовательном процессе.

Оформить наглядный стенд «Родители, активные участники жизни в детском саду»

 Рефлексия:

  • 45% педагогов овладели технологией проектирования, представили свои проекты на фестивалях проектов в ДОУ;
  • Разработаны методические рекомендации по написанию проектов, создан макет.
  • Коллектив ДОУ опыт работы по данной теме представил на областном уровне для слушателей курсов ТОИПКРО и ТГПК;
  • Не все педагоги приняли данный вид деятельности, так как он требует определенных затрат: более глубокой подготовке, временных затрат для написания проектов, знаний и квалификации педагогов.
  • Осуществляется взаимодействие с родителями, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе.
  • В целом, опыт удался, дает хороший результат.
  • Надо продолжать работу далее, так как ФГТ одним из принципов организации образовательного процесса считают принцип интеграции, а он возможен при организации проектной деятельности.
  • Уровень развития творческих способностей детей стал выше, ( в сравнение с началом работы), т.е. наблюдается положительная динамика:

группы

год

высокий

средний

низкий

Старшая 1

2011-2012

27%

50%

23%

Старшая 2

24%

56%

20%

Подготовит.1

2012-2013

21%

41%

38%

Подготовит.2

23%

50%

27%

Список литературы:

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.: Изд. 3-е, переработанное.- Детство-Пресс, 2000.
  2. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС », 2012
  3. Педагогическое проектировние.Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011
  4. Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009
  5. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. - М.:Интор, 1995
  6. Рутецкая Н.А., Пантелеева Л.В. ТРИЗ. Программно-методическая разработка для дошкольных учреждений. - М.: 1994
  7. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996
  8. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996
  9. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: Линка- пресс,1997


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6…

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6 г.ж. Экологическая обстановка в современном мире продолжает повсеместно ухудшаться. Так, нерациональная...

Игра – викторина по ПДД

Игра – викторина по ПДД (Для детей младшей группы) Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в...

Флипбук «Как появляется хлеб»

Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...

Читайте также

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»