Творческий проект «Лечение радостью»

Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию детско-родительских отношений.

Предложенный проект способствует решению проблем в эмоциональном развитии дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Также содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности и психолого-педагогическое просвещение их в вопросах воспитания и развития детей.

Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений.

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Лечение радостью»

 

Тип проекта

По доминирующему виду деятельности - творческий, по продолжительности – краткосрочный  

Проблема

Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии

Цель

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи

1.   Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.

2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.

3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).

4. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.

5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.

6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей.

Участники проекта

Дети старших групп, их родители

Сроки и этапы реализации проекта

I этап (подготови­тельный) - сентябрь-октябрь 2011 г.

- разработка положения о проектной деятельности

- оценка исходного состояния проблемы через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия   детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей;

- подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий.

II этап (основной)- октябрь 2011г. -май 2012 г.

- реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности   его деятельности.

III этап (заключи­тельный)- май-июнь 2012 г.

- оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей);

- демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия);

- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

Исполнители проекта и основных мероприятий

- администрация МБДОУ №67;

- воспитатели старших групп МБДОУ №67;

- специалисты МБДОУ №67 (педагог-психолог,

учитель – логопед, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель-дефектолог, медицинский персонал);

- родители воспитанников старших групп МБДОУ №67.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое обеспечение:

- наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (56%),

- наличие квалифицированного медицинского персонала.

Материально-техническое обеспечение:

- наличие оборудованных помещений:

спортивного зала, музыкального зала, изо-студии, бассейна;

- наличие видео-аудиотехники;

- наличие аудио- и видео- картотеки.

Учебно-методическое обеспечение:

- наличие нормативно-правовой базы,

- наличие диагностического инструментария,

- наличие демонстрационного материала,

- наличие образовательной программы ДОУ,

- учебно-методической литературы по образовательным программам,

- наличие методической литературы по здоровьесбережению дошкольников.

Ожидаемые результаты

-улучшение эмоционального состояния дошкольников,

- развитие коммуникативных навыков детей старших групп,

- гармонизация детско-родительских отношений,

- обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.

Критерии оценки результатов

- снижение уровня тревожности воспитанников;

- повышение статуса детей в группе;

-   смена стиля взаимодействия «родитель-ребенок».

Дальнейшее развитие проекта

 

Введение в ДОУ традиции «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на интересующие темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и   конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов.   Организовать кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на   гармонизацию детско-родительских отношений.

 

Актуальность проекта

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. При этом коррекции психического здоровья ребёнка уделялось недостаточное внимание. Сегодня забота о здоровье стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов показывают, что у современных дошкольников наблюдается ряд психологических проблем. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.

Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.

Уже 15 лет педагогический коллектив МДОУ «Росинка» работает по приоритетному направлению - «Физическое, психическое развитие, коррекция и оздоровление всех воспитанников ДОУ». Однако действующая система работы является недостаточно эффективной в современных условиях. Об этом свидетельствуют результаты диагностики эмоционального состояния дошкольников (Приложение 1) . Так, среди обследованных 42 детей старших групп, высокий и повышенный уровень тревожности был выявлен у 35 % дошкольников, наличие проблем в семейных взаимоотношениях – в 28% случаях, трудности во взаимоотношениях со сверстниками выявлены у 10% обследованных. В числе диагностируемых воспитанников присутствовали дети с нарушением речи и дети с нарушением зрения, причем нежелательные результаты по исследуемым показателям отмечены в большинстве случаев у данных детей.

Учитывая сложившуюся ситуацию и современные требования к организации воспитательно-образовательного процесса, появилась необходимость пересмотра основных форм организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями, также изменения предметно-развивающего пространства в ДОУ. Для решения выявленных проблем был создан творческий проект «Лечение радостью».

Условия и возможности реализации проекта в ДОУ представлены ниже в SWOT-анализе.

 

SWOT-анализ исходного состояния проблемы

 

Внутренняя среда организации

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовое обеспечение

Наличие

1. Локальные акты:

- «Конвенция ООН о правах ребенка».

- «Всемирная декларация об обеспечении     выживания, защиты и развития детей».

- Конституция Российской Федерации.

- Закон Российской Федерации «Об образовании».

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требовании к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Отсутствие

Системы мониторинга реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Наличие в ДОУ образовательной программы.

2. Наличие плана психолого-педагогической работы.

3. Наличие диагностического инструментария.

4. Наличие необходимого демонстрационного материала.

5. Учебно-методической литературы по образовательным программам.

6. Наличие методической литературы по здоровьесбережению дошкольников.

1. С введением ФГТ требуется доработка программы в соответствии с образовательными областями.

2. Работа педагога - психолога включает в себя развитие эмоционального благополучия детей, однако данная работа не способна полностью решить все имеющиеся проблемы ввиду ограниченности во времени, поэтому необходимо вести в ДОУ кружковую работу по оптимизации эмоционального состояния воспитанников и детско-родительских отношений.

3. Имеется необходимый диагностический инструментарий исследуемых параметров, однако нет системы мониторинга в рамках образовательной программы ДОУ.

4. Имеющийся демонстрационный материал необходимо пополнить в соответствии с задачами проекта.

Кадровое обеспечение

1. Наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (56%), в том числе: педагога-психолога, учителя- логопеда, учителя-дефектолога, педагога дополнительного образования, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре и плаванию.

2. Наличие молодых специалистов в ДОУ (20%).

3. Наличие квалифицированного медицинского персонала.

1. Не все педагоги имеют квалификационную категорию.

2. У воспитателей и специалистов нет единого плана работы по оптимизации психического здоровья воспитанников.

3. Отсутствие опыта работы у молодых специалистов.

Материально-техническая база

1.Наличие:

- оборудованных помещений:

спортивного зала, музыкального зала, изо-студии, бассейна;

- видео-аудиотехники в группах;

- аудио- и видеотеки в группах и у специалистов,

- все специалисты и медицинский персонал оснащены компьютерной техникой.

1 Отсутствие мультимедийного оборудования.

2. Нет отдельного помещения для релаксации и психологической разгрузки.

 

Внешняя среда организации

Возможности

Ограничения и риски

1. Перспективы развития и расширения проекта посредством взаимодействия с другими детскими садами города.

 

1. Ограниченность финансирования.

2. Смена педагогического коллектива.

 

Цель и задачи проекта

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.

2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.

3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).

4. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.

5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.

6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей.

Партнеры проекта

Ключевые партнеры

Содержание деятельности

Заведующая ДОУ

Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство работой педагогического коллектива, способствует материально-техническому оснащению проекта, координирует взаимодействие сотрудников ДОУ, родителей воспитанников и социальных партнеров

 

Старший воспитатель

Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство за проведением мероприятий проекта, проводит диагностику, принимает участие в реализации проекта, создает условия для творческой работы коллектива над проектом.

Педагог - психолог

Участвует в разработке и осуществлении проектной деятельности, организует совместную деятельность воспитанников и их родителей, проводит психолого-педагогическую диагностику личностного и эмоционального развития детей

Основные партнеры

Осуществляют реализацию мероприятий проекта:

Воспитатели ДОУ

Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют со специалистами ДОУ

Специалисты ДОУ

Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют с воспитателями и медицинским персоналом ДОУ.

Родители

Участвуют в опросах, анкетировании, посещают консультации, совместные досуговые мероприятия, участвуют в совместной деятельности по плану проекта.

Дети

Участвуют в совместной деятельности, согласно плану проекта, совместно с педагогами и родителями изготавливают пособия и игры для группы.

    

 

Целевые группы проекта

Целевые группы

Их интересы

Дети 5-6 лет

Наличие интереса к игровой деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми.

Родители

Снижение уровня тревожности у детей, их эмоциональное благополучие. Улучшение взаимоотношений с ребенком. Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам.

Педагоги

Развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них навыков самоконтроля, воспитание чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи.

 

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки

этапов

проекта

Задачи этапов проекта

I этап

(подготови­тельный)

сентябрь-октябрь

2011 г

- разработка положения о проектной деятельности,

- оценка исходного состояния проблемы, через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей;

-   подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий.

II этап

(основной)

Октябрь 2011 г.-

май

2012 г

- реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности.

III этап

(заключи­тельный)

май-июнь 2012 г

- оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей);

- демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия);

- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

 

 Сроки реализации проекта - сентябрь 2011 г. – июнь 2012 г.
 

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Сентябрь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1
  1. 1. Диагностика личностных особенностей детей   (методика «Дом. Дерево. Человек»).

 

1. Консультация с участием педагога-психолога «Страхи детей».

2. Опрос родителей «Стиль семейных взаимоотношений»

3. Анкетирование родителей «Чего боится ваш ребенок»

В течение месяца – разработка наглядно-информационных материалов.

 

Совместные беседы, участие в диагностике

Неделя 2

1. Выявление уровня тревожности и определение ситуаций, вызывающих тревожные состояния («Тест тревожности», авторы Темпл, Дорки, Амен).

2. Исследование восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман).

 

Неделя 3

1. Определение статуса ребёнка в группе («Социометрия»; автор Д. Морено).

2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе»

Неделя 4

1. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева).

2.Изучение выразительности речи детей («Скажи выразительно»; автор Н. Минаева).

3. Изменение предметно-развивающей среды в группах ДОУ

 

 

Октябрь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Знакомство с языком жестов, мимики, пантомимики.

Занятие 2. Знакомство с зонтиком предсказаний, гороскопом на месяц, а также чтение и творческая работа по «Сказке о созвездиях».

Занятие 3. Создание первой странички в «Книжке про меня»: «Это я».

1. Консультация с участием психолога по результатам диагностики ребят с помощью методики «Рисунок семьи».

2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

 

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, совместное изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Волшебные средства понимания: интонация.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Л. да Винчи «Джоконда»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя семья».

Неделя 3

Занятие 1. Знакомство с эмоцией радости.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в стране Зодиакалии появился первый её житель – Овен».

Занятие 3. Коллективная творческая работа по изготовлению «Карусели желаний».

Занятие 4. Создание «Книжки про меня»: страничка «Дом, в котором я живу».

Неделя 4

Занятие 1. Расширяем представление детей о радости.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои друзья».

 

Ноябрь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Продолжаем знакомство с чувством радости, переживание радостных эмоций.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появился второй житель – Телец».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Календарь эмоций».

1. Консультация с элементами тренинга по теме «Эмоциональный мир дошкольника».

 

2. Папка – передвижка «Интеллект или эмоции: что важнее развивать в ребёнке».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Закрепление и обобщение знаний об эмоции радости.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь!».

Неделя 3

Занятие 1. Знакомство с эмоцией страха.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в   Зодиакалии появилось созвездие Близнецов».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «День рождения».

Неделя 4

Занятие 1. Продолжаем знакомство с эмоцией страха, поиск путей его преодоления.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Был я маленьким когда-то…»

 

Декабрь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. «Победи свой страх!»: обучение техникам борьбы со страхами через превращение их в позитивные, творческие вещи.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как   возникло созвездие Рака».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я боюсь! Мои страхи днём и ночью».

Консультация «Чего боятся наши дети: причины возникновения детских страхов и способы их устранения».

2. Выставка портретной галереи «Наши мамы радуются, когда…».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Для семей с особо тревожным, боязливым ребёнком – рассказ о «волшебных» свойствах талисманов, подбор талисмана по желанию.

Неделя 2

Занятие 1. Знакомство с эмоцией грусти.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Васнецова «Аленушка»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мой рост и вес».

Неделя 3

Занятие 1. Продолжаем знакомство с эмоцией грусти, развиваем умение преодолевать печальное настроение.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как на небе появилось созвездие Льва».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Не подходи ко мне, я обиделся!».

Неделя 4

Занятие 1. Знакомство с эмоцией гнева.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя мечта».

 


 

Январь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 3. 

Занятие 1. Расширяем представление детей об эмоции гнева.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о шестом жителе Зодиакалии – созвездии Девы».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я сержусь! Мой гнев».

1. Практическое занятие по теме «Куклотерапия в семейном кругу как один из способов коррекции эмоционального неблагополучия». 2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

 

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 4. 

Занятие 1. «Где живёт гнев и как его прогнать»: обучение способам снятия мышечного напряжения, избавления от негативных эмоций».

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Крамского «Неутешное горе»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои достижения».

 

Февраль

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций (радость – счастье, печаль – горе, раздражение – гнев).

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появилось созвездие Весов».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Праздники».

1. Мини-тренинг «Спокойные родители – спокойные дети» (дать представления   о влиянии эмоциональных состояний родителей на самочувствие их детей; обучение элементарным способам мышечной релаксации).

2. Консультация «Книжки – помощницы».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

 

1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Изготовление книг – свитков для решения личностных проблем ребёнка.

Неделя 2

Занятие 1. Обобщаем и закрепляем знания об эмоциях радости, грусти, страха и гнева.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Репина «Царевна Софья»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои любимые игрушки».

Неделя 3

Занятие 1. Знакомство с эмоцией удивления.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о восьмом жителе Зодиакалии – созвездии Скорпиона».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я удивляюсь».

Неделя 4

Занятие 1. Знакомство с чувством стыда, вины.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Поступок, о котором я сожалею».

 

Март

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Знакомство с чувством отвращения.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Стрельца».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои выходные».

1. Фоторепортаж с занятий по сказкам звёздной страны Зодиакалии.

2. Консультация «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (сочинение историй как способ оптимизации эмоциональных состояний у детей).

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Рассказ историй, сочинённых родителями для ребёнка.

Неделя 2

Занятие 1. Знакомство с чувством робости.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Н. Ге «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое животное».

Неделя 3

Занятие 1. «Нет плохих эмоций и мыслей, есть плохие поступки» (беседа о разнице между нашими переживаниями и мыслями и нашими действиями).

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как появилось в   Зодиакалии созвездие Козерога».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое время года».

Неделя 4

Неделя 4.

Занятие 1. Повторение и закрепление знаний об изученных эмоциях.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Вкуснее нет на свете…».


 

Апрель

 

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Развитие представлений дружбе.

Занятие 2.      Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Водолея».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка опасностей «Я растерялся! Я справился!».

1. Просмотр и обсуждение видеофильма «Любимые мультфильмы наших детей: вред или польза».

2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Формирование представлений о том, что важно в дружеских отношениях.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Брюллова «Девочка с персиками»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Добрые дела».

Неделя 3

Занятие 1. «Что такое одиночество и почему плохо быть одному».

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в   Зодиакалии появился последний житель – созвездие Рыб».

Занятие 3. «Мой детский сад».

Неделя 4

Занятие 1. «Портрет друга».

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка   «Любимый педагог».

 

 

 

 

Май

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. «Ссора» (способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и путей его разрешения).

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, заключительная беседа и творческая работа по «Сказкам звёздной страны Зодиакалии».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Планы на будущее».

1. Выставка творческих работ, созданных в процессе занятий на «Островке настроения».

2. Выставка «Книжек про меня» по желанию авторов.

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Развитие добрых, тёплых отношений между ребятами, способствовать сплочению детского коллектива.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Перова «Тройка»).

Неделя 3

Занятие 1. Повторение и закрепление знаний о навыках дружного, бесконфликтного взаимодействия.

Занятие 2. Медитация «Путешествие на голубую планету».

Неделя 4

Занятие 1. Коллективная творческая работа по изготовлению   «Карусели желаний»; сравнение с первой работой.

 

Июнь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

1. Повторная диагностика уровня тревожности (методика «Кактус»)

1.   Изучение взаимоотношений в семье (анкета «Взаимоотношения в семье»).

2. Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем хотелось бы…»

3. Консультация для родителей по итогом диагностики

3. Демонстрация полученных результатов в итоговом мероприятии

 

Совместная подготовка к итоговому мероприятию, изготовление атрибутов, костюмов.

Неделя 2

2. Исследование изменений восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман).

 

Неделя 3

1. Определение статуса ребёнка в группе (Социометрия «Секрет).

2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе»

Неделя 4

1. Изучение узнавания детьми графического изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева).

2. Изучение развития выразительности речи детей («Скажи выразительно»; автор Н. Минаева).

3. Итоговое мероприятие – развлечение под названием «В гостях у Снежной королевы».

 

 

Ожидаемые результаты

- улучшение эмоционального состояния дошкольников,

- развитие коммуникативных навыков детей старших групп,

- гармонизация детско-родительских отношений,

- обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.

Оценка результатов (май - июнь 2012г).

В процессе реализации проекта рабочей группой был осуществлен мониторинг достижения результатов. Измеряемые параметры представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мониторинг достижения результатов проекта

 

Участники

Ответственный

Индикаторы

 

Инструмент измерения

Дети 5-6 лет

Педагог-психолог, старший воспитатель

1. Снижение уровня тревожности

2. Улучшение внутригрупповых отношений

3. Гармонизация внутрисемейных отношений

4. Повышение знаний детей об основных эмоциях человека

- Методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

- Методика «Социометрия», детский вариант «Секрет».

- Графическая методика «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман.

- «Пиктограмма»; «Скажи выразительно»; автор Н. Минаева.

Родители

Старший воспитатель, воспитатели

1. Гармонизация детско-родительских отношений

 

2. Активное участие родителей в мероприятиях

ДОУ

- Анкета «Взаимоотношения в семье».

 

- Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем хотелось бы…».

 

Педагоги

Заведующая, старший воспитатель

1. Улучшение климата в группе и взаимоотношений между детьми

2. Активное взаимодействие всех педагогов в проведении мероприятий.

- Опросник «Статус ребенка в группе».

- Наблюдения, опросы

 

Результативность проекта графически представлена в Приложении 1.

Дальнейшее развитие проекта

Получив в результате анкетирования от родителей запрос на дальнейшую деятельность, были определены основные направления предстоящей работы над проектом. В дальнейшем планируется ввести в ДОУ традиции «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на интересующие темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов. Организовать кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.

 

 Список литературы

1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 57 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]- М.: Просвещение, 1995. – 123 с.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М . :Просвещение, 1984 – 319 с.

4. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Тесты. Игры. Упражнения. -Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 178 с.

5. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми [Текст]/ - М.: Детство-Пресс, 2005. – 168 с.

6. Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]/ - Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

7. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с.

8. Клюева, Н.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е изд. [Текст]/- Ярославль: Академия развития, 2001. – 186 с.

9. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/ Занятия. Игры. -М.: Владос, 2001.- 204с.

10. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст]/ Тесты и коррекционные игры. - М.: Детство-Пресс, 2000. – 305 с.

11. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] - М.: Владос, 1999. – 337 с.

12. Снегирёва, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников[Текст] - Минск: Гамма, 1995. – 115 с.

13. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]/ Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с.

14. Шипицина, Л.М. Азбука общения [Текст]/ Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М.: Детство-Пресс, 1998. – 295 с.

15. Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Обучение детей дошкольного возраста преобразованию квадрата в треугольник

Обучение детей дошкольного возраста преобразованию квадрата в треугольник Дополнительное образование технической направленности предоставляет широкие возможности для знакомства детей дошкольного возраста с...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию)…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию) на тему «В гостях у жителей Фиолетового леса» (Для детей средней группы) Цель: создание...

Конспект интегрированного занятия по теме «Зима»

Конспект интегрированного занятия по теме «Зима» (Средняя группа) Ход занятия: Какое сейчас время года? (Ответы детей.) Д/игра «Когда это бывает?» Пальчиковая игра «Снежинки». Гимнастика для дыхания...

Читайте также

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном…

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном образовательном учреждении DANCE - класс»