Краткосрочный проект в рамках подготовки к педагогическому совету «Формирование культуры здоровья»
«Олимпийское образование»
Проект «Олимпийское образование» направлен на выявление новых возможностей в организации воспитательно-образовательного процесса для проявления творческой инициативы детей, родителей, воспитателей, всех, кто заинтересован в укреплении здоровья детей через физическую культуру и спорт в условиях дошкольного учреждения.
Паспорт проекта
Название проекта |
Олимпийское образование (далее – Проект) |
Основные разработчики |
|
Исполнители |
Администрация, педагоги и специалисты МДОУ «Крепыш» |
Основание |
|
Идея проекта |
Возможность его беспрепятственной реализации в существующей системе не только физического воспитания, но и всего воспитательно-образовательного комплекса семьи и детского сада. Проект предполагает участие в его реализации родителей. Это создает необходимые предпосылки для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни и соответствующего менталитета. |
Актуальность проекта |
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формулирует важный социальный запрос : Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха. Здоровье для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем крепче здоровье ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии, в науке, в умении работать и быть полезным для общества человеком. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача. Человечество имеет опыт создания приоритета здоровья в обществе. Прекрасный пример того Древняя Греция, воспитательная система в которой была основана на идее гармоничного развития человека. Каждый равноправный гражданин в этой стране должен был заниматься спортом, если он рассчитывал играть какую-либо роль в своем государстве. Дошкольный возраст - наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, в это время формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. От того, как проведет ребенок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть состояние общества в нашей стране? Пьер де Кубертен, инициатор проведения Олимпийских игр, говорил: «В современном мире, имеющим огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии». Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество, А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом нужно с дошкольного возраста. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию. |
Цель проекта |
Выявить новые возможности в организации воспитательно-образовательного процесса для проявления творческой инициативы детей, родителей, воспитателей, всех, кто заинтересован в укреплении здоровья детей через физическую культуру и спорт в условиях дошкольного учреждения. Формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры. |
Задачи проекта |
|
Принципы реализации проекта |
- гуманизм; - демократизм; - научность и интегративность; - индивидуализация и дифференциация; - систематичность; - развивающее обучение; - интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития. |
Гипотеза |
|
Критерии оценки ожидаемых результатов |
|
Сроки проведения проекта |
05.12. -19.12.2011год |
Состав участников, реализующих проект |
- Администрация и педагоги МБДОУ ЦРР-ДС «Крепыш», работающие с детьми 6-7 лет; - дети подготовительных групп №12«Непоседы» и №14 «Любознайка» - родители детей. |
Используемая литература |
|
Форма представления результатов внедрения проекта |
Проект «Олимпийское образование» может быть представлен в виде: - обобщения и трансляции опыта работы на педагогическом совете; - печатной продукции (конспекты занятий, сценарии, фотографии наглядно-иллюстративный материал); - использования информационных технологий (презентация, сайт). |
Проблема выявления детей с признаками интеллектуальной одаренности, реализация их потенциальных возможностей, на сегодняшний день остается одной из приоритетных задач современного общества. Раннее выявление детей с признаками интеллектуальной одаренности в дошкольном детстве оказывает влияние не только на достижения ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу.
Таким образом, выявление, развитие и поддержка детей с признаками интеллектуальной одаренности в детском саду «Крепыш» легла в основу инновационного проекта «Искра успеха».
2.2. Создание системы педагогических условий, направленных на достижение цели
Внедрение проекта «Искра успеха» осуществляется на базе МДОУ «Крепыш».
Целевые группы проекта:
- педагоги и специалисты МДОУ «Крепыш», работающие с одарёнными детьми;
- дети дошкольного возраста с яркими, очевидными, выдающимися достижениями или имеющими внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности;
- родители одаренных детей.
Необходимые условия реализации проекта:
- кадровые: наличие в МДОУ «Крепыш» педагогов с высокой профессиональной квалификацией, обладающих профессионально значимыми личностными качествами;
- морально-психологические: готовность педагогов к внедрению инноваций;
- организационно-педагогические: создание условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности в МДОУ «Крепыш»;
- материально-технические: разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность МДОУ «Крепыш» по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками интеллектуальной одаренности;
- социально-культурные: тесное взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста, с социокультурными учреждениями города;
- информационно-методические: прохождение педагогами МДОУ «Крепыш» курсов повышения квалификации по проблемам организации работы с одаренными детьми дошкольного возраста, освещение в СМИ целей, задач, основных направлений проекта.
Финансовое обеспечение проекта предусматривается из муниципального бюджета и внебюджетных источников, в установленном законом порядке. В качестве внебюджетных источников предполагается привлечение спонсорской помощи родителей, предприятий города.
2.3. Степень новизны
Новизна внедрения проекта «Искра успеха» заключается в следующем:
- Создание устойчивой системы выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности в условиях дошкольного учреждения.
- Разработка и внедрение индивидуальных программ работы с одаренными детьми дошкольного возраста.
3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
3.1.Построение модели педагогического объекта на основе деятельностного подхода к обучению.
Содержание деятельности по внедрению проекта «Искра успеха» предполагает реализацию следующих направлений:
1. Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренности детей.
Задачи |
Содержание деятельности |
Сроки |
Исполнители |
1. Создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренности детей в МДОУ «Крепыш». |
1.Разработка нормативно-правовых документов и локальных актов по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками интеллектуальной одаренности МДОУ «Крепыш». |
2011-2012 гг.
|
Заведующий МДОУ, зам. зав. по ВМР МДОУ
|
2. Участие психологической службы в выявлении детей с признаками интеллектуальной одаренности |
постоянно |
психолог МДОУ |
|
3. Изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития детей с признаками интеллектуальной одаренности. |
постоянно |
Администрация МДОУ |
|
4. Подбор диагностических материалов для изучения способностей детей с признаками интеллектуальной одаренности |
2011-2012 гг.
|
зам. зав. по ВМР МДОУ, психолог МДОУ |
|
2.Осуществление информационного обеспечения процесса выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности в МДОУ «Крепыш» |
1. Составление картотеки по проблемам одаренности. |
постоянно |
зам. зав. по ВМР МДОУ |
2. Подбор и накопление литературы по проблеме. |
постоянно |
зам. зав. по ВМР МДОУ |
|
3.Осуществление методического обеспечения процесса выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста. |
1. Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития детей с признаками интеллектуальной одаренности. Создание программ индивидуального развития детей с признаками интеллектуальной одаренности |
2011-2012 гг.
|
Образовательный центр (или творческая группа) |
2. Подбор рабочих учебных программ для углубленного изучения образовательных областей, факультативов. |
2011-2012 гг.
|
Администрация МДОУ |
|
3. Разработка практических рекомендаций по организации системно-деятельностного подхода в работе с одаренными детьми. |
2011-2012 гг
|
Образовательный центр (или творческая группа) |
|
4. Формирование банка ППО по работе с одаренными детьми. Использование передового опыта в работе с одаренными детьми в практике работы педагогов и специалистов. |
2012 г |
зам. зав. по ВМР МДОУ |
2. Обеспечение готовности педагогов к решению проблемы по выявлению, развитию и поддержке детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности.
Задачи |
Содержание деятельности |
Сроки |
Исполнители |
1.Повышение научно-теоретических знаний педагогов и специалистов МДОУ «Крепыш» по работе с одаренными детьми. |
1.Организация работы семинаров-практикумов для воспитателей, работающих с одаренными детьми. |
с 2012 г. |
Образовательный центр (или творческая группа) зам. зав. по ВМР |
«Понятие одаренности в педагогике и психологии»; |
октябрь 2012 г. |
||
«Специфика работы воспитателей с одаренными детьми. Варианты моделей обучения детей с признаками интеллектуальной одаренности». |
апрель 2012 г. |
||
МДОУ психолог МДОУ |
|||
«Формы и методы работы с детьми с одаренными детьми». |
|||
«Особенности содержания учебных программ для одаренных детей. |
сентябрь 2012 г. |
||
«Роль руководителя ДОУ в организации работы по выявлению, обучению и развитию одаренных детей». |
апрель 2012 г. |
||
«Контроль за организацией познавательной деятельности с одаренными детьми». |
декабрь 2011 г. |
||
«Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей». |
апрель 2012 г. |
||
2.Пропаганда и распространение передового педагогического опыта МДОУ «Крепыш» по работе с одаренными детьми. |
1.Организация курсовой подготовки педагогических кадров, работающих с одаренными детьми. |
дистанционное обучение |
Образовательный центр (или творческая группа) зам. зав. по ВМР МДОУ психолог МДОУ |
3. Создание условий для развития и самоорганизации детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности.
Задачи |
Содержание деятельности |
Сроки |
Исполнители |
1. Обеспечение условий для реализации потенциальных возможностей и способностей детей дошкольного возраста. |
1.Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста в ходе различных окружных и городских конкурсов. 2.Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми в МДОУ «Крепыш». 3.Активное вовлечение детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста в систему дополнительного образования МДОУ. |
в течение срока реализации проекта |
педагоги, зам. зав. по ВМР МДОУ |
психолог МДОУ педагоги, зам. зав. по ВМР МДОУ |
4. Осуществление контроля за процессом развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности.
Задачи |
Содержание деятельности |
Сроки |
Исполнители |
1.Осуществление контроля за качеством учебно-методического обеспечения, организацией работы с одаренными детьми в МДОУ «Крепыш» |
1.Разработка модели оценки качества обучения детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста. 2.Изучение, анализ, экспертиза программ по работе с одаренными детьми дошкольного возраста. 3.Экспертиза программ факультативов, кружков, индивидуальных занятий для работы с одаренными детьми дошкольного возраста. |
в течение срока реализации проекта |
Образовательный центр (или творческая группа) зам. зав. по ВМР МДОУ психолог МДОУ |
5. Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми дошкольного возраста.
Задачи |
Содержание деятельности |
Сроки |
Исполнители |
1. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между МДОУ «Крепыш» и социальными партнерами. |
1. Проведение совместных методических мероприятий педагогов МДОУ «Крепыш» и учителей начальных классов МОУ СОШ №6 по проблемам выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности. 2. Совместное обследование выпускников МДОУ на предмет определения готовности детей к обучению в школе (с целью выявления детей с признаками интеллектуальной одаренности). 3. Создание и подкрепление мотивации родителей (законных представителей) детей с признаками интеллектуальной одаренности на объединение усилий по развитию их потенциальных возможностей и способностей. 4.Установление содержательных связей с учреждениями дополнительного образования. |
постоянно
в течение срока реализации проекта
в течение срока реализации проекта |
Психологи администрация МОУ СОШ Администрация МОУ СОШ |
В основу разработанной модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых должно обеспечить оптимальное управление развитием детской одаренности в МДОУ «Крепыш»:
- работе с одаренными детьми придается целенаправленность и системность;
- система работы педагогического коллектива МДОУ «Крепыш» по развитию способностей и дарований дошкольников становится объектом управленческой деятельности администрации МДОУ;
- реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одаренности.
Управление процессом психолого-педагогического сопровождения работы с детьми с признаками интеллектуальной одаренности в условиях МДОУ «Крепыш» понимается как регулирование состояния системы работы с одаренными детьми в целях получения желаемого результата в их воспитании, обучении и развитии.
3.2. Разработка критериев оценки ожидаемых результатов.
В качестве критериев оценки ожидаемых результатов можно выделить следующие:
- выявление детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста;
- повышение качества подготовки детей к школьному обучению;
- увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школе;
- увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня;
- создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей с признаками интеллектуальной одаренности МДОУ «Крепыш»;
- внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста;
- увеличение количества педагогов и специалистов МДОУ «Крепыш», прошедших курсовую подготовку по организации работы с одаренными детьми;
- реализация программ индивидуального развития детей с признаками интеллектуальной одаренности МДОУ «Крепыш»;
- удовлетворенность родителей системой работы с одаренными детьми в МДОУ «Крепыш».
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.1. Этапы реализация проекта
Проект «Искра успеха» предполагает несколько этапов его реализации.
Наименование этапа |
Продолжительность |
Содержание деятельности |
1 этап – организационно – подготовительный |
2011 -2012гг |
-Подготовка нормативных, организационно-педагогических, методических, материально-технических условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности МДОУ «Крепыш» -Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. |
II этап - основной |
2012 – 2014гг |
- Реализация основных мероприятий проекта. - Внедрение программы развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности. - Создание условий для реализации потенциальных возможностей и способностей детей с признаками интеллектуальной одаренности МДОУ «Крепыш» |
III этап – завершающий
|
2014 – 2015гг |
- Анализ эффективности работы по выявлению, развитию и поддержке детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности. - Обобщение опыта работы МДОУ «Крепыш» в рамках реализации проекта. - Трансляция опыта работы педагогов МДОУ «Крепыш» по организации работы с детьми с признаками интеллектуальной одаренности. |
4.2. Ожидаемые результаты
Инновационный проект «Искра успеха» является одним из важных направлений образовательной системы МДОУ «Крепыш».Особенностью этого проекта является его ориентация на развитие одаренности ребенка в дошкольном детстве как фундаментальной основы для полноценной жизнедеятельности дошкольника и его дальнейшего образования.
Ожидаемые результаты проекта:
- Разработка нормативно-правовой базы проекта (локальной нормативно-правовой документации).
- Формирование устойчивой системы выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности в МДОУ «Крепыш».
- Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности.
- Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе различных окружных и городских конкурсов.
- Совершенствование системы поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности МДОУ «Крепыш».
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми дошкольного возраста.
- Укрепление материально – технической базы МДОУ «Крепыш» в рамках работы с одаренными детьми.
- Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми дошкольного возраста в средствах массовой информации.
4.3. Проблемы детей с признаками интеллектуальной одаренности и пути их решения
Проблемы детей с признаками интеллектуальной одаренности |
Пути их решения |
1. Недостаточный психологический уровень подготовки педагога для работы с одаренными детьми |
- Повышение квалификации педагогов МДОУ «Крепыш», работающих с одаренными детьми. |
2..Неприязнь к детскому дошкольному учреждению |
- Организация соответствующей системы воспитания и обучения; - Четко продуманная система развития мотивации. |
3.Потребность во внимании взрослых, сверхчувствительность. |
- Индивидуальный подход к одаренному ребенку в процессе воспитания и обучения. |
4. Неспособность к регулярной «рутинной» работе, недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей. |
- Внедрение программ, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития одаренного ребенка. |
5.Непонимание родителями (законными представителями) особенностей развития детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста. |
Повышение педагогической грамотности родителей по проблеме выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста. |
4.4. Финансирование проекта
Финансовое обеспечение проекта «Искра успеха» предусматривается из муниципального бюджета и внебюджетных источников, в установленном законом порядке. Оплата труда педагогов, работающих с одаренными детьми, производится за счет средств, заложенных в бюджет МДОУ «Крепыш». Для стимулирования труда педагогов предусмотрены доплаты и надбавки. В качестве внебюджетных источников предполагается привлечение спонсорской помощи родителей. Дополнительное финансирование проекта будет осуществляться за счет внебюджетных средств:
- Оплата из фонда платных услуг.
- Помощь заинтересованных организаций.
- Спонсорская помощь.
4.5. Перспективы дальнейшего развития проекта
По завершению данного проекта в МДОУ «Крепыш» будет создана устойчивая система выявления, развития и поддержки детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности.
Сопутствующими компонентами дальнейшего развития проекта могут служить: совершенствование системы поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности детских дошкольных учреждений города, внедрение индивидуальных гибких программ развития детей с признаками интеллектуальной одаренности в детских дошкольных учреждениях города, распространение методических материалов на мероприятиях различного уровня.
В перспективе планируется представить опыт работы по данному направлению на сайте МДОУ «Крепыш».
5. Информационные ресурсы
1. Веракса Н.Е., Булычева А.И. «Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте" // «Вопросы психологии». - 2003. - № 6.
2. Гончарова О.В. «Развитие потенциала личности одаренного ребенка» /«Начальная школа: плюс до и после». - 2003. - №10.
3. Еремкин А.И. «Школа одаренности» - М., 2003.
4. Матюшкин А.М. «Концепция творческой одаренности» // «Вопросы психологии». – 1989. - № 6.
5. Понасенкова С.В. «Одаренные дети: формирование и развитие способностей». - 2003.
6. Савенков А.И. «Детская одаренность как теоретическая проблема». // «Начальная школа». - 2000. - №1.
7. Лейтес Н.С. «Что значит одаренный ребенок ?» // «Искусство в школе». - 2003. - №3.
8. Уманова Н.В. «Одаренные дети: их особенности и организация работы с ними». // «Психология». – 2004. - №1.
9. Алякринский Б.С. «О таланте и способностях». – М. - Знание. - 1971.
10. Гильбух Ю.Э. «Внимание: одаренные дети». – М. - Знание. - 1991.
11. Запорожец А.В. «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста». //»Советская педагогика». 1973. - № 1.
12. Лейтес Н.С.«О признаках детской одаренности».// «Вопросы психологии». -2003. - № 3.
13. Матюшкин А.М. «Концепция творческой одаренности». // «Вопросы психологии». 1980. - № 6.
14. Л.А.Венгер и др.Программа «Одаренный ребенок»: основные положения. М.- «Новая школа». - 1995.
15. «Рабочая концепция одаренности». – М. - 1998.
16. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе». - М..- 2000.
17. Чудновский В.Е., Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытание». – М. - 1990.
Читайте также |
---|
Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед»
Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 - 7 лет) Паспорт проекта Автор проекта Воспитатель: Полещук О.К МБДОУ «Детский сад «Сказка»...
Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток»
Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток» Дети – это юные исследователи. Им интересно из чего состоит техника, откуда...
Игры с мячом в работе педагога-психолога
Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...