Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне»

Цель: создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.

Задачи: обогащение и расширение представлений детей о растениях. Как можно вырастить лук, перец, овес, помидоры на окне?

Как на ветках березы, тополя, каштана, вишни смогут появиться листья?

Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? Способы выращивания. Учить сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.

Развивать интерес к развитию и росту растений.

Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.

Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.

Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.

Воспитывать любознательность и наблюдательность.

Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь»

                             «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

                             «Как потопаешь, так и полопаешь»

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: для веток растений и лука – 1 месяц,

Для семян перца, помидор – 8 месяцев.

«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»

                                                                        В.А. Сухомлинский

 

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Проблема.

Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны, что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой.

Перечень форм и методов реализации проекта

Игры – путешествия:

Экскурсии в природу:  «Где растут растения?»

«Разноцветные плоды растений»

«Красота и разнообразие зимних деревьев»

«Зеленые растения зимой в природе»

Праздники, досуги, развлечения.

Занятия в игровой форме

Подвижные, дидактические, творческие игры

Рассматривание иллюстраций, картин

Беседы

Чтение художественной литературы

Загадки, пословицы и поговорки

Этапы реализации проекта

1. Ознакомительный (подготовительный)

2. Основной (решение задач)

3. Заключительный (презентация)

1. Ознакомительный этап.

Деятельность педагога.

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

2. Составление плана работы над проектом.

3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.

4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

6. Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей.

1. Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

1.Сбор семян, необходимых для посадки.

2. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Примечание.

На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта.

Тема: «Кто, где живет, где что растет»

Скороговорка дня: «Во саду ли в огороде, за забором, за плетнем»

Цель: актуализация и обобщение знаний о культурных растениях.

Предварительная работа: обсудить с родителями, какие растения можно вырастить на огороде. Почему их называют культурными?

Нарисовать свое любимое растение.

Дидактические игры: «Что, где растет», «Найди такое же», «Что растет на огороде?», «Назови растение», «Что лишнее?».

Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони».

Вывод: Царство растений окружает нас повсюду – леса, луга, поля, сады, парки, цветники, огороды. Без растений жизнь на Земле невозможна.

1 2

2 этап проекта – решение задач.

Деятельность педагога.

1. Беседа с детьми познавательного характера.

2. Организация предметно – развивающей среды по теме.

3. Подготовка информации для родительских уголков.

4. Организация конкурсов, развлечений, выставок.

5. Создание презентаций для занятий с детьми (Семена. Мир растений. Загадки об овощах и др.)

Деятельность детей.

1. Игровая, двигательная деятельность.

2. Участие в практической деятельности.

3. Посадка семян в землю.

Тема: «Пашню пашут, руками не машут»

Поговорка дня: «Дело мастера боится»

«Сей овес в грязь, будет овес князь»

«Не начавши думай, начавши делай»

Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

Загадки: Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей (береза)

Здесь у нас разбиты грядки,

А на грядках по порядку

Дружно овощи растут:

Тут – морковь, а редька – тут (огород)

Здесь растут морковь, капуста,

И картофель здесь растет.

А зимой здесь будет пусто –

Отдыхает…(огород)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(лук)

 

Он бывает, дети, разный –

 Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это… (перец)

В огороде стоит, ничего не говорит,

Сам не берет и другим не дает (пугало)

3этап проекта - заключительный

Деятельность педагога.

1. Итоговая беседа (анализ проделанной работы).

2. Представление опыта

Деятельность детей. Взаимодействие с семьей.

1. Праздничное открытие «Огород на окне»

Ресурсное обеспечение

1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологические уголки.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр и.т.д.

Ожидаемые результаты

Для детей

1. Сформированность представлений о растениях.

2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)

4. Вовлечение в творческую деятельность.

5. Развитие познавательного интереса к природе.

6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

4

Используемая литература:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
  2. Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
  3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
  4. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...

Конспект занятия по речевому развитию. Тема НОД: «Автотранспорт»

Конспект занятия по речевому развитию. Тема НОД: «Автотранспорт» Возраст: старшая группа Цель: Уточнение и расширение словаря детей по теме «Автотранспорт». Приоритетная образовательная область:...

Сценарий новогоднего праздника для яслей

Сценарий новогоднего праздника для яслей Дети входят в зал их встречает Снегурочка. Снегурочка: Здравствуйте малыши, я – снегурочка, прилетела к вам на...

Читайте также

Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» Дидактическая игра «Времена года» будет интересна и познавательна детям с 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие...

Познавательный проект «Дары леса»

Познавательный проект «Дары леса»

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»