Школьный проект «На пороге школы»
Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.
Возраст и состав участников: воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.
Время, планируемое на реализацию проекта: 8 месяцев.
Проблема: незрелость психических процессов старших дошкольников, а как следствие – низкий уровень психологической готовности к школьному обучению, дефицит психологических знаний родителей, педагогов.
Актуальность проекта.
Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Ваш ребенок готов к школе? Способен он быть внимательным (внимание), умело решать логические задачки (мышление), твердо поставлена рука для письма (моторика), легко ориентируется на листе бумаге (ориентировка в пространстве лево, право, верх, низ), может доказать свое мнение, привести аргументы, желает идти в школу за знаниями, а не красивого рюкзака (мотивация учения), вежливо относиться к взрослым, развита познавательная сторона учебы! Если на все вопросы Вы честно ответили «ДА», то Ваш ребенок будет успешным учеником в школе, ну а если «НЕТ», то у Вашего будущего ученика есть время для подготовки к новому жизненному этапу – школе!
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто не возможен.
Но подготовка нужна не только ребенку, а и его родителям, особенно тем, у кого первый ребенок идет в школу. Как настроить ребенка на учебу? Как выбрать начальное образование из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребенка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребенка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия.
Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Предлагаемый проект поможет:
- Психологически подготовить ребенка к переходу от игровой деятельности к учебной;
- Развить психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие;
- Подготовить руку ребенка к письму (мелкая моторика);
- Сформировать систему отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе);
- Укрепить эмоциональную сферу как ребенка, так и его родителей(адекватное реагирование на эмоции окружающих);
- Освоить язык, как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог);
- Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника;
- Ориентация каждого ребенка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
- Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребенка к школе;
- Дать необходимые знания родителям воспитанников, педагогам о грамотном подборе обуви, школьного рюкзака и принадлежностей;
- Научить способам и методам снижения тревожности;
Планируемые занятия ПРОЕКТА с детьми наполнены различными игровыми заданиями, которые ориентированы на развитие у ребенка познавательных психических процессов, что является необходимой основой для овладения любым учебным материалом: счет, чтение, письмо. Сгруппированы по тематическому признаку, времени года, календарным праздникам. Использован наглядный материал, музыкальное сопровождение тематических игр, элементы награждения.
Встречи с родителями несут информативный характер, повышают уровень знаний в области детской психологии, сохраняют здоровье ребенка и непременно принуждают задуматься взрослых о психологическом благополучии своего ребенка.
При поступлении ребенка в школу, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Цель проекта.
Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли - позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта
Дети:
- Формирование психологической готовности детей к школе через развитие психических процессов.
- Подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики ;
- Формирование системы отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе);
- Укрепление эмоциональной сферы ребенка, (адекватное реагирование на эмоции окружающих);
- Освоить язык, как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог);
- Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника;
- Ориентация каждого ребенка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
Родители, Педагоги:
- Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
- Обучение родителей воспитанников способам снятия тревожности;
- Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
- Общение с родителями воспитанников по теме проекта на сайте «КАЗИНОПА», тема: «БУМЕРАНГ»
Принципы реализации проекта
- Целенаправленность процесса психологического развития на основе возрастных особенностей детей;
- Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
- Единство содержания форм и методов работы ;
- Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
- Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
- Принцип системности и последовательности.
Субъекты проекта
- Воспитатели;
- Дети старшего дошкольного возраста;
- Родители.
Срок реализации проекта
Учебный 2012 – 2013 гг.
Ожидаемый результат
- Повышен уровень «психологической готовности» у детей старшего возраста к школе;
- Сформированность мелкой моторики;
- Снижение тревожности у детей и их родителей;
- Повышение учебной мотивации у детей к школьному обучению, через стремление к успеху;
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
- Разработка буклетов и консультаций для родителей.
Организация проекта
1 этап. Постановка проблемы.
Гипотеза
Развитие психических процессов через занятия с самими детьми, повышение уровня психологической грамотности у родителей воспитанников и педагогов позволят эффективно воздействовать на уровень индивидуального развития каждого ребенка, а как следствие, грамотно повысить психологическую готовность детей к начальному школьному звену.
2 этап. Организация реализации проекта.
Задачи:
- Проведение диагностического обследования детей «Психологическая готовность к школе (методики: Агафонова, Йиерасек «Тест школьной зрелости»). Выявление индивидуального уровня развития детей.
- Совместная образовательная деятельность педагога - психолога с детьми: Занятия по авторской Программе: «На пороге школы» (октябрь – май)
- Проведение бесед и индивидуальных консультаций для родителей и педагогов «Психологическая готовность к школе» с использованием ЭОР,internet (сайт ДОУ на Казинопе).
- Семинары «Адаптация», «Время сотрудничества» - психологическая готовность к школе.
- Посещение родительских собраний групп с целью объединения участников Проекта и заинтересованности в работе.
3 этап итоговый.
Задачи:
- Контрольное диагностирование воспитанников для изучения изменения уровня индивидуального развития психических процессов.
- Индивидуальное консультирование родителей и педагогов в рамках Проекта готовности ребенка к школе.
Ожидаемый результат:
- Динамика в индивидуальном развитии детей;
- Повышение психологической культуры родителей, педагогов
- Овладение способами снижения тревожности.
- Грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.
Продукт проектной деятельности: мониторинговое исследование уровня динамики индивидуального развития психических процессов старших дошкольников в виде графиков, диаграмм, аналитических справок.
Читайте также |
---|
Проект «Огород на окне»
Проект «Огород на окне»
Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…
Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...
Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Сказка – как…
Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Сказка – как средство всестороннего развития дошкольников» В настоящее время мы все чаще наблюдаем...