Творческий практико-ориентированный проект «В мире звуков и букв»

Руководители проекта

Учитель – логопед

I квалификационной категории Шестакова Оксана Ивановна

Воспитатель

II квалификационной категории Пашкова Светлана Сергеевна

Участники проекта:

Дети, родители, педагог подготовительной группы и учитель – логопед

2012

Паспорт проекта

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий практико-ориентированный.

По содержанию: ребенок и семья.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения: долгосрочный (1 год).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По профилю знаний: монопроект – область Коммуникация.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получениярезультата.

Состав проектной группы:

Руководители проекта – воспитатель и учитель – логопед.

Дети и родители подготовительной к школе группы.

Заказчик проекта: родители воспитанников подготовительной к школе группы.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2011 – май 2012 уч.г.

Цель проекта:

  • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);
  • овладение элементами грамоты;
  • Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
  • Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
  • Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
  • Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения. Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с детьми.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
  • Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

Актуальность проблемы:

В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Возникает вопрос: с чего начинать обучение грамоте. Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребенкаряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.

Обследуя детей подготовительной к школе группы (22 ребенка) были выявлены следующие результаты:

низкий уровень- 45 % (12 детей);

средний уровень – 55 % (10 детей);

высокий уровень – 0 %.

Дети затрудняются в:

- выделении звука на фоне слова;

- определении позиции звука в слове;

- подборе слова на заданный звук;

- не владеют понятиями «гласный», «согласный» звуки, из чего вытекает неумение составлять звуковой анализ слова.

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у детей не сформированы предпосылки к освоению грамоте.

Содержание проекта

С введением новых федеральных государственных требований в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно «воспитатель, учитель – логопед и родители». Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта:

1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

3. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов чтение.

4. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

6. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

План реализации проекта

Подготовительныйэтап

Срок реализации: 2 недели.

 

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

2

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

3

Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

4

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

5

Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

6

Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

7

Составление плана основного этапа.

Воспитатель,

учитель-логопед.

1, 2 неделя сентября.

 

Основной этап

Срок реализации: 3-я неделя сентября – 2-я неделя мая

 

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Проведение ННОД по обучению грамоте.

Дети.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного плана.

2

Проведение ННОД по коррекции звукопроизношения, формирования фонематических представлений.

Дети.

Учитель-логопед.

Согласно календарно-перспективного плана.

3

Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых ННОД.

Дети.

Воспитатель Учитель-логопед.

 

По мере необходимости.

4

Проведение логопятиминуток.

Дети.

Учитель-логопед.

Ежедневно.

5

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

Родители.

Воспитатель, учитель-логопед.

в течение реализации проекта.

6

Совместная деятельность с детьми.

Дети.

Воспитатель, учитель-логопед.

Согласно календарно-перспективного планирования.

7

Самостоятельная деятельность детей.

Дети.

Воспитатель, учитель-логопед.

Ежедневно.

8

Обобщающее игровое занятия

«Поможем Незнайке».

Дети, родители.

Воспитатель, учитель-логопед.

Январь.

9

Промежуточная диагностика детей.

Дети.

Учитель-логопед.

Январь.

10

Семинар - практикум «Встаньте звуки в ряд».

Родители.

Воспитатель.

Октябрь.

11

Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика».

Родители.

Учитель-логопед.

Октябрь.

12

Создание альбомов «Место звука в слове», «Звуковые картинки» «Цепочка слов».

Родители, дети.

Воспитатель, учитель-логопед.

Ноябрь.

13

Конкурсы «Сделай букву сам»,

Родители, дети.

Воспитатель.

Март.

14

Конкурс «Придумай сказку о звуке»,

Родители, дети

Учитель-логопед

Февраль

15

Создание игр: «Волшебный телевизор», «Имена детей» (ребусы)

Родители.

Воспитатель, учитель-логопед.

Январь.

16

Индивидуальные консультации с учителем – логопедом.

Родител.и

Учитель-логопед.

В течение реализации проекта.

17

Итоговое родительское собрание.

Родители.

Воспитатель, учитель-логопед.

Май.

 

Заключительный этап

Срок реализации: 1, 2 неделя мая

 

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Обобщающая игровая ННОД «Большие буквы»

Родители, дети

Воспитатель, учитель-логопед

Май

2

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей   и результатов проекта.

Дети.

Учитель-логопед.

Май.

3

Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации

 

Воспитатель, учитель-логопед.

Май.

4

Презентация проекта (педсовет, КМО).

 

Воспитатель, учитель-логопед.

Май.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемое распределение ролейв проектной группе:

Воспитатель, учитель – логопед: проведение ННОД с детьми, НОД с детьми, консультирование родителей

Дети: участвуют в ННОД, НОД, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.

Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005

2. Бережнова О.В «Работа с семьей при подготовке детей к школе» сост.. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

4. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.

6. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998

7. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000.

8. Сомкова О.Н, Бадакова З.В., Яблоновская И.В. «Путешествие по Стране Правильной Речи. Диагностическая тетрадь. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011

9. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Я учусь читать и писать. – Смоленск: Издательство « Ассоциация XXI век», 1998.

10. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.Школьная Пресса 2002.

12. Логопедические тетради на звуки. – Киров.: ИП. Бурдина С.В.

13. Серия «Говорим правильно». «Гласные и согласные» - Киров.: ИП. Бурдина С.В.

14. Серия «Говорим правильно». «Делим слова на слоги» - Киров: ИП. Бурдина С.В.

15. Серия «Говорим правильно». Слова и звуки. – Киров: ИП. Бурдина С.В.

16. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучая         грамоту. – Киров: ИП. Бурдина С.

17.Суперраскраска. «Азбука с заданиями», художник – И. Баранова, 2008 г.

18. http://Raskrasko.ru/

Материально - техническое:

 

Наименование    

Привлеченные средства

Бюджетные средства

Источник дохода

Приобретение канцелярских принадлежностей:

 

- офисная бумага;

- цветные карандаши

- картон (цветной, белый)

 

Дидактическая игра

«Я учу буквы»

Кассы букв

Дидактическое пособие «Азбука в контурах»

Индивидуальные Зеркала

Приобретение призов для конкурсов

 

 

 

 180,00

150. 00

100.00

 

 600.00

100,00

 

 

300.00

 

 

500.00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600,00

 

 

 

240.00

 

 

 

Родители

 

 Педагоги

ДОУ

Педагоги

ДОУ 

Педагоги

Итого:

1830.00

940.00

 

 

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение двух недель, за истекший срок была проделана следующая работа:

  • Провели диагностирование детей, на определение актуальности проекта по диагностической тетради «В Стране Правильной Речи».
  • Составили календарные планы по обучению грамоте (Приложение №1) и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте (Приложение № 2).
  • Создали наглядно-дидактический материал: «Живые звуки», «Слоговая таблица», плакаты на изучаемые буквы.
  • Проинформировали родителей, сформировали интерес к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.
  • Составили план основного этапа проекта,

Промежуточный отчет основного этапа проекта

«В мире звуков и букв»

Данный этап реализуется в течение учебного года (третья неделя сентября по вторую неделю мая). За истекший срок (сентябрь – январь) были проведены следующие мероприятия:

Для детей:

  • ННОД по обучению грамоте (приложение № 3).
  • ННОД по коррекции звукопроизношения, усвоению грамоте     (приложение № 4).
  • Ежедневно учитель-логопед проводила логопятиминутки, на которых дети выполняли артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, упражнения на развитие дыхания, на развитие фонематических представлений.
  • Для родителей был представлен наглядно-информационный материал: «Обучение грамоте в семье» (приложение № 5), «Артикуляционная гимнастика», «7 основных, золотых правил эффективной методики обучения чтению ребёнка» и др.
  • Во время совместной деятельности с детьми проводились игры и упражнения: «Найди все предметы на звук…», «Отыщи на картинке буквы и составь из них слова», «Логопедическое лото», «На что похожа буква?»; читали слоги на слоговой таблице и составляли из слогов слова; составляли звуковые схемы слов, схемы предложений; заучивали стихи, скороговорки с изученными звуками, учились отгадывать ребусы.
  • В самостоятельной деятельности дети активно использовали трафареты букв, обводя и заштриховывая их, моделировали буквы, используя различный материал; составляли из разрезных букв слова и звуковые схемы к ним. В играх шло активное распределение ролей: обучающих и обучаемых.
  • Учителем-логопедом и воспитателем было проведено игровое занятий «Поможем Незнайке» (приложение № 6). Подводя итог проведенного занятия, можно сказать, что дети справились с поставленными задачами, эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего занятия, дети с удовольствие выполняли предложенные задания, используя материал, который был предложен для выполнения с родителями, положительный результат достигнут.
  • Обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной к школе группы показала следующие результаты:
    • на начало года низкий уровень – 45 %, на середину года – 18%,
    • средний уровень в начале года 55 %, в середине года – 50%;
    • к середине года высокий уровень подготовленности показали 32 % детей (приложение № 7).

Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.      

Работа с родителями велась на семинарах - практикумах, индивидуальных консультациях и т.п.

В начале учебного года для родителей воспитанников был проведен семинар – практикум «Встаньте звуки в ряд», на котором родители познакомились со значением артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношении и практиковались в выполнении комплексов постановки различных звуков. Также воспитатель познакомил родителей воспитанников с задачами по обучению грамоте и приемами их реализации.

На индивидуальных консультациях с учителем – логопедом родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе учителя-логопеда, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.

Родители приняли активное участие в проекте. Ими были созданы альбомы «Цепочка слов», «Звуковые картинки»;   дидактические игры-ребусы: «Волшебный телевизор», «Имена детей», демонстрационный материал для занятий. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.

В течение оставшегося времени основного этапа (февраль - май) - проекта планируется провести:

  • Конкурс на лучшую букву «Сделай букву сам» организация выставки букв, сделанных детьми под руководством родителей.
  • Конкурс «Придумай сказку о звуке», оформление детьми совместно с родителями книжек-малышек с придуманными сказками.
  • Родительская встреча. В повестке:

- фотоотчет о ходе проекта;

- подведение итогов;

- награждение победителей (детей и их родителей) конкурсов грамотами и призами.

По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

Дети:

  • овладели первоначальными навыками   правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
  • получили знания о буквах, приобрели навыки чтения;
  • повысились коммуникативные, творческие способности детей;
  • расширились и активизировались словарный запас, связная речь.

Родители:

  • повысиласьпсихологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь .

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему:…

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по страницам книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его...

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей…

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет

Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия…

Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия окружающего мира Самым благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей является...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику…

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: закрепить знания детей о разных периодах осени и...

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности -…

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности - рисование. Тема: «Маша и медведь» Программное содержание: Учить правильно держать кисточку...

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...