Развитие самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности

Сегодня, в 21 веке общество предъявляет новые требования не только к содержанию образовательной деятельности в ДОУ, но и к технологиям. На первый план выдвигается идея саморазвития личности , ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Он не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладеть разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний. Поэтому особый интерес у меня вызвал метод проектов.

Работа над проектом обогащает ребенка и педагога новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В детском коллективе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий ,учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это ведет к сплочению коллектива, развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.

В своей практической деятельности использую разные виды проектов:

1. Исследовательски-творческие: дети собирают информацию, экспериментируют, наблюдают, а затем результаты оформляют в виде газет, детского дизайна. Ярким примером такого проекта стал нарисованный мультфильм «Елочка- зеленая иголочка», фотоальбом «Зимующие птицы», книга «Сон дерева».

2. Информационно-практико- ориентированные: дети собирают информацию, реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Например: придумывание сказки о приключениях Умки, составление маршрутной карты для доктора Айболита «Путешествие в Африку».

3. Творческие проекты: оформление результата в виде детского праздника. Например: проект «Осень, осень в гости просим» предполагает разные виды деятельности(игра, труд, художественная, речевая, музыкальная.).

Метод проектов обеспечивает возможность:

- не только передавать воспитанникам сумму знаний, но и развивать способность приобретать их самостоятельно разными путями. Уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;

- работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т. д.);

- овладевать исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезу, делать выводы и заключения;

Выбор темы проекта определяется на основе анализа:

- изученных проблем детьми по результатам рабочей диагностики, личных интересов детей, изменений в развивающей среде;

- содержания программы «Детство» по конкретной возрастной группе. Например, проект «Любимое дерево» возник как необходимость сформировать у детей представление о деревьях, как живом организме и воспитании бережного отношения к нему;

- особенностей сезона.

Проект «В царстве насекомых» вызван появлением большого количества насекомых весной и необходимостью внимательного отношения к ним;

Начиная работу над проектом, использую разные виды мотивации. Наиболее эффективными из них оказались следующие:

- игровые проблемные ситуации, где от лица игрового персонажа детям предлагается решить какую либо проблему. Т. о. в гости к детям приходил дедушка Ау- ка, рассказывал о предстоящих праздниках в лесу, о деревьях, растущих в лесу, но ничего не знал о том что, окружает детей на участке детского сада. Дети с удовольствием показывали и рассказывали какие деревья их окружают. Такие «провакационные» ситуации помогают педагогу выяснить степень осознанности действий ребенка, ставят ребенка в позицию «обучающего», активизируют имеющийся у детей опыт;

- оформление выставок детских творческих работ в рамках детского сада, на городских выставках;

- необходимость «выпуска» иллюстрированной книги, опровергающей традиционные взгляды на тот или иной объект, также» близко к сердцу». Так появилась книга «Сон дерева».

На этапе разработки и выполнения проекта дети при участии педагога намечают план достижения цели, способы ее реализации. Чтобы решить ту или иную проблемму, необходимо как можно больше о ней узнать, собрать всю доступную информацию.

Осуществляется поисково-познавательная творческая деятельность детей в процессе реализации проекта. Благодаря такой необходимости дети научились пользоваться энциклопедической литературой, имеющейся в группе, дома.

Информация систематизировалась, оформлялась в виде альбомов иллюстраций: «Деревья», «Насекомые», «Зимующие птицы». На этом этапе актуальным оказалось использование детьми составленных самостоятельно мнемотаблиц: «Весенние изменения в природе», «Признаки живого организма», «Насекомые», «Рыбы», «Дерево». Совместный со взрослыми процесс создания модели, а в старшем дошкольном возрасте и самостоятельный, оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, а т. ж. на развитие его творческих способностей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать самостоятельность, творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План работы по самообразованию педагогов. Тема: По страницам Красной книги

План работы по самообразованию педагогов Тема: По страницам Красной книги Цель проекта: Знакомство с Красной книгой России, как государственным документом и ее значением...

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма Архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность особенно на формирование художественного вкуса, художественного...

Читайте также

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста. Тема: «Путешествие в…

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста Тема: «Путешествие в весенний лес!» Цель: Уточнить знания детей о весенних явлениях природы и расширить представления...

Музыкальная игра-сказка

Музыкальная игра-сказка Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Комплексное использование...