Проект: «Царство рыб»

Проблема:

У рыб особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, т.е. на пляжах, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть» «царство» рыб.

1. Непосредственная организованная деятельность (цикл из 5-и тем с моделями и схемами в приложении к подпроекту «Царство рыб»).

2. Наблюдения за рыбами в аквариуме.

3. Дидактические игры.

- «Царство рыб» (речные, морские, проходные, аквариумные), авторская игра по типу лото, 4 листа без надписей разрезать по линиям  игра готова.

- «Четвертый лишний» проводится в два этапа. На первом этапе брать три картинки с изображением рыб и одну – другого вида животных, но тоже живущих в воде; на следующем этапе все картинки - рыбы, но три из одной группы, а одна – из другой;

- «Хорошо – плохо», назвать, что в мире рыб хорошо, а что плохо (с точки зрения людей);

- «Мозаика», взять две картинки с изображением любой рыбы, одну разрезать на 6 -10 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее;

- «Найди отличия», у двух, на первый взгляд, одинаково нарисованных рыб найти 5 – 10 различий;

- «Что неправильно нарисовал художник?», найти несоответствия в рисунке;

- «Расшифруй рыбку», прочесть по первым буквам слов или названий картинок название рыбы, например, взять картинки с изображением ножниц, арбуза, лимона, иголки, мяча. Сложим первые буквы, прочтем – налим.

Любой воспитатель при желании сможет придумать немало своих игр.  

4. Настольно-печатные игры.

По сложившейся уже традиции мы делаем игры сами, вместе с детьми. Конечно, приобретаем и магазинные игры, но игры, сделанные своими руками с активным участием самих детей, наиболее любимы и заигрываются, в прямом смысле слова, до дыр. Вначале вместе с детьми обсуждаем, какие игры о рыбах можно сделать. Выбираем наиболее интересные идеи. Общим голосованием решаем, какую игру будем делать. Совместно придумываем название игры, сюжет, правила. У детей столько творческих идей, такая фантазия, что трудность состоит в выборе одной игры из многообразия предлагаемых. В этот раз решили сделать две игры: речную «Караси и щука» и морскую «Достань жемчужину». Игры сделаны на листах А-2.

5. Лабиринты:

- «Помоги ершу и красноперке спрятаться в зарослях»;

- «Покорми золотую рыбку», и много других.

6. Кроссворды и занимательные загадки о рыбах (авторские).

Для детей, не умеющих читать – с картинками, для читающих – без картинок.

7. Ребусы о рыбах (авторские).

Дети с удовольствием разгадывают несложные ребусы, получив в итоге названия различных рыб.

8. Подвижные игры:

- «Рыбы». После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность», - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».

- «Рыбки плавают в водице». Ставлю модели (речные, морские, проходные и аквариумные) – это домики для рыб. Читаю стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.

- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.

Проверить друг у друга, правильно ли все приплыли к своим домикам.

9. Рыбы Красной книги (обзорное знакомство с рассматриванием иллюстраций и показом части фильма на ДВД из «Красной книги Волгоградской области. Животные. Растения. Фотогалерея.»).

10. Пословицы и поговорки о рыбах.

Приучать детей использовать эти пословицы и поговорки в своей речи, и при описании рыб.

11. Письма рыбам.

Вместе с детьми пишем письмо, например, карасику. Как его отправить? Почтовый ящик в данном случае нецелесообразен, т.к. вызовет много вопросов у детей. Придумываю знатока «рыбного царства», который не просто хорошо знает рыб, но даже понимает их. Его и просим передать письмо карасику. Затем воспитатель предлагает ребятам порадовать и других рыб – также написать им письма. Каждый ребенок выбирает рыбу, которой он напишет письмо (если умеет писать – сам, если нет, то совместно с родителями или воспитателем). Написание писем рыбам получило живой отклик у многих родителей, и надо было видеть радость детей при чтении этих писем всем ребятам в группе и гордость при отправке его своей рыбе через «знатока рыб».

12. Ответы «рыб».

В этот раз родителей не пришлось даже просить, они уже сами тайно от своих детей писали и приносили «ответы» от рыб. Дети с большим нетерпением ждали   «ответов» от рыб.

13. Конкурс художников.

Конкурс объявляется заранее. Дети продумывают, каких рыб и как они их будут рисовать: по памяти, по своим прошлым зарисовкам, или это будет срисовывание с иллюстраций картин. Это могут быть картины-фантазии, например, «Сказочный подводный мир», и сюжетные картины, к примеру «На реке» и т.д. Продумать и обговорить с каждым ребенком индивидуально композицию рисунка. Предложить на выбор ребенка различные материалы: гуашь, акварель, пастель, уголь, фломастеры.

Во время конкурса создать у детей настроение праздника, включить тихую приятную музыку.

Оценка работ. Всем детям раздать по одной звездочке, которую он кладет возле лучшей на его взгляд картины. Пригласить для оценки ребят параллельной подготовительной группы. Троих-пятерых детей, чьи работы набрали большее количество звездочек, наградить «медалями» - «Лучший художник рыб», всех поощрить маленькими сладкими призами.

14. Выставка художников.

Лучшие рисунки детей украсили группу, оформлена выставка, на которую приглашены все желающие детского сада.

15. Праздничный досуг «Царство рыб».

На праздник приглашаются родители, можно пригласить детей другой группы. Группа или музыкальный зал украшаются шарами и рисунками с изображением рыб, нарисованными детьми. Программное содержание и сценарий праздника подбираются самим воспитателем в зависимости от интересов и уровня знаний детей. На свой праздник включила авторские загадки, подвижную игру «Рыбки плавают в водице», различные конкурсы и задания. По итогам мини – конкурса, трем детям, набравшим наибольшее количество очков, вручены медали «Лучший знаток рыб», остальным детям - «Знаток рыб».

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей ср.гр.

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей средней группы (Звучит песня «От чего плачет осень» слова и музыка Е.Соколовой...

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши» (Старший дошкольный возраст) Цель: Укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры. Задачи: -...

Читайте также

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста Аннотация Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов в вопросах формирования познавательных компетенций...

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы Тема, о которой сегодня пойдет речь, далеко не новая, но играет большую роль...

Конспект занятия по речевому развитию. Тема НОД: «Автотранспорт»

Конспект занятия по речевому развитию. Тема НОД: «Автотранспорт» Возраст: старшая группа Цель: Уточнение и расширение словаря детей по теме «Автотранспорт». Приоритетная образовательная область:...