Проектно-исследовательская деятельность детей старшей группы «Целебные растения клумбы»
Название проекта
«Целебные растения клумбы»
Актуальность выбранной темы
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Цель :
формирование знаний о мире лекарственных растений и их свойствах
Задачи
Образовательные:
Формировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования;
Познакомить дошкольников с лекарственными растениями произрастающих на клумбе детского сада, с его значимостью для всего живого на планете.
Развивающие:
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Гипотеза
Формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде. Выработается естественный интерес ребенка к лекарственным растениям, его любознательность, которые особенно характерны для этого возраста. Будут заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к целебным растениям.
Ожидаемые результаты
- В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.
- Сформируется бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Стратегия и механизмы реализации проекта:
- реализация данного проекта состоит из 3 этапов:
Первый этап
подготовительный (2-я неделя апреля– 2 неделя мая 2010г.)
|
Формы работы, проводимые на 1 этапе:
|
Дата проведения |
Участники
|
1 |
Подбор методической и художественной литературы. экспонатов, картин. |
2 неделя апреля |
Старший воспитатель Година А.В. |
2 |
Изготовление пособий, карточек. |
2 неделя апреля |
Старший воспитатель Година А.В. |
3 |
Разработка анкеты для родителей |
3 неделя апреля |
Старший воспитатель Година А.В. |
4 |
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта |
4 неделя апреля– 1 неделя мая |
Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М |
5 |
Разработка занятий, определение тематики бесед. |
1 неделя июня |
Старший воспитатель Година А.В.
|
6 |
Выбор объектов растений на клумбе для экскурсии. |
3 неделя мая |
Старший воспитатель Година А.В. |
7 |
Подбор музыкального репертуара |
май |
Муз. Руководитель Архипова О.С. |
8. |
Разработка сценариев, экологических викторин, развлечений. |
май |
Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М Старший воспитатель Година А.В. |
9. |
Чтение литературы по теме; Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях |
май |
Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М |
Второй этап.
основной ( 2-я неделя мая – 2 неделя сентября 2010г.)
№ |
Формы работы |
Дата проведения |
Учасчтники
|
1 |
«Царстве лекарственных растений» высадка и уход за цветами на клумбе ( объект экологической тропинки, экскурсия родителей в царство, выполнение экологических правил. |
3 неделя мая |
Дети подготовительной группы и их родители Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М Старший воспитатель Година А.В
|
|
Письмо лекарственному растению. Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе. Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира. Ребенок вводится в следующую ситуацию «Представьте, где-то на клумбе растет календула. Иногда ее поливает дождик, иногда покачивает ветерок. Эта календула сказала по секрету, что ей очень хочется иметь друга - человека, лучше мальчика или девочку, чем взрослого. И что сначала ей хочется получить от него письмо...».
|
2-я неделя июня |
Дети подготовительной группы и их родители Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М Старший воспитатель Година А.В |
|
«Разведка в царстве лекарственных растений.» Это игра в разведчиков. Первый этап. Маршрут детей проходит через экологическую тропу. ( объект «Клумба» Цель – сформировать представления о цветах, произрастающих на клумбе, как лекарственных растениях. Цель практического этапа – нанесение растений на карту ( клумбы).
|
3-4 неделя июня |
Дети подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М Старший воспитатель Година А.В |
|
«Именная книга» Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением. ( Тагетис, календула, ландыш, ромашка, колокольчик) • Сравнение растений: растения в целом; стебля, листьев, цветов;
|
июль |
Дети подготовительной группы и их родители Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М Старший воспитатель Година А.В |
|
«Жалобная книга» природы. Первый - этап. Цель - записать в книгу жалобы, поступающих растений, растущих на клумбе детского сада. Второй этап - обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение. • Наблюдение за лекарственными растениями «Книга жалоб» иллюстрируется детскими рисунками. |
август |
Дети подготовительной группы и их родители Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М Родители воспитанников Старший воспитатель Година А.В |
2 |
Рисование: Цель: развитие графических навыков, образного мышления. “Наши друзья – лекарственные растения” Выставка рисунков “Волшебные растения” Декоративное рисование “Цветочная дорожка” Портрет “ Растение улыбается”
|
В соответствии с сеткой и в летний оздоровительный период
|
Дети подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М |
Игровая деятельность Дидактическое упражнение “Определи по запаху” (мелиса, тмин, мята, душица и др.). Дидактическая игра “Узнай растение” – упражнять в умении распознавать растение по его частям Дидактическая игра «Узнай по описанию». Игра «Съедобное - несъедобное»; цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях. Отгадывание загадок и сочинение загадок о растениях Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья” Ролевая игра «Команда спасателей». |
Постоянно |
Дети подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М |
|
Аппликация: Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов. Коллективная работа “ Мир такой прекрасный” Коллективная работа “Домики для семян” “Мой любимый цветок”
|
В соответствии с сеткой и в летний оздоровительный период
|
Дети подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М |
|
Лепка: Цель: развитие мелкой моторики, воображения. Лепка барельефа “Цветок-это чудо” Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод” “Цветочная корзинка”
|
В соответствии с сеткой и в летний оздоровительный период
|
Дети подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М |
|
|
Ознакомление с художественной литературой: Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях. В. Бианки “О травах” Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни” Б. Заходер этюд “Дождик и зернышко”
|
еженедельно |
Дети подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М |
|
Занятия и беседы по экологии: Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет” Экологически занятия: “Лекарственное растение рядом” “Зеленая аптека” Викторина “Знатоки лечебных трав” “Экологические тропинки” “Лекарственное растение нашего региона” “Планета целебных растений” “Растения- помощники человека” Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка.
|
В соответствии с сеткой и в летний оздоровительный период
|
Дети подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М |
|
|||
6 |
Слушание музыки: Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. Ю.Антонов “ Не рвите цветы” В.Моцарт “Цветы” П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов” Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа” М. Протасов “Одуванчики”
|
Июнь- август |
Дети подготовительной группы Муз. Руководитель Архипова О.С. |
|
Речевая деятельность: Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи. Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг” Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет.
|
Апрель - август |
Дети подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Артамонова Т.В. Ремизова В.М |
Третий этап
оценочный (3-я неделя августа – 2 –я неделя сентября2010г.)
№ |
Формы работы |
Дата проведения |
Участники |
1 |
Экологические викторины: Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края. Викторина “Знатоки целебных трав”
|
2-неделя сентября |
Дети подготовительной группы Старший воспитатель Година А.В. Родители воспитанников |
2 |
Презентация альбома «Зеленая аптека».
|
1 неделя сентября |
Дети подготовительной группы их родители. Старший воспитатель Година А.В Родители воспитанников |
3 |
Изобразить свой лекарственный цветок Сочинить рассказ или сказку о лекарственном растении.
|
2 неделя декабря |
Старший воспитатель Година А.В. |
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях клумбы детского сада , систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Читайте также |
---|
Проект «Хлеб - всему голова!»
Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико- ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет...
Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…
Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну» Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи: Создание условий для систематизации и обобщения...
Сценарий развлечения на 8 Марта
Сценарий развлечения на 8 Марта Cтаршая группа Цель: создать веселое праздничное настроение ,организовать условия для реализации творческих способностей воспитанников, доставить радость детям...