Проект «Не ходите по газонам или цветочные дорожки»
Постановка проблемы: В каждом городе, дворе, возле детского сада есть тропинки. Протоптанные пешеходами вопреки разметкам озеленительных служб. Есть территории, где в результате беспорядочного движения пешеходов трава оказалась вытоптана.
Произвести подсчёт: ведь растения выделяют кислород. Сколько кислорода выделяет 1кв. м густой травы, например, за три летних месяца? Сколько же, в таком случае, кислорода оказалось « вытоптанным» на нашей улице?
Как изменить эту ситуацию? Заменить вытоптанные тропинки на цветочные дорожки. Пусть появится на Земле всего лишь одна цветочная дорожка. Но именно она лучше любых призывов будет говорить людям: «Не ходите по газонам!» Вот как может быть красиво там, где люди любят свою землю!»
Цель: Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности (обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде). Развивать познавательный интерес к природе и эстетические чувства к её красоте.
Задачи:
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, растений (воздух, вода, питание и т.д)
Познакомить детей с этапами развития растения: семя – проросток - молодое растение – цветущее растение – плодоносящее растение; основные приёмы ухода за растением.
Показать своеобразие и неповторимость каждого живого существа, необходимость бережного и заботливого отношения к природе
Участники проекта: воспитатели детского сада, дети старших групп и их родители
Организация деятельности участников проекта:
1 этап – информационный. Постановка проблемы участникам проекта, обследование территории, выбор места под создание цветочных газонов. Создание буклетов, информационных стендов о пользе растений. Изготовление плакатов о сохранении газонов: «Не ходите по газонам! Вот как может быть красиво там, где люди любят свою Землю!» Выбрать инициативную группу из родителей.
2 этап – технологический. На данном этапе предполагается разработка информации для всех участников проекта, привлечение родителей воспитанников дошкольного учреждения, покупка садового инвентаря для родителей и детей, приобретение почвогрунта, рассады и семян цветов, саженцев кустов и т.д. Подготовка плана по внедрению проекта.
Всю работу будут осуществлять волонтёры из числа сотрудников дошкольного учреждения и родители, все финансовые средства будут направлены на приобретения оборудования.
3 этап – внедренческий.
Проект, представляемый нашим дошкольным учреждением, ценен тем, что деятельность его не ограничивается определёнными сроками. Разработанный план и приобретённое оборудование позволит вести системную работу по экологическому воспитанию дошкольников: дети смогут проводить сезонные наблюдения, приобретут трудовые навыки.
Содержание экологического воспитания.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos — дом, родина; logos — наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их — дело не из легких. Основные задачи, которые, решает воспитатель, знакомя дошкольников с растениями, следующие:
— дать представления о том, что растения — живые существа, причем очень хрупкие;
— сформировать познавательный интерес к миру растений.
Организация работы по ознакомлению с растениями детей дошкольного возраста
Формами педагогической работы по ознакомлению дошкольников с растениями могут стать: «прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия.
Однако ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Это наблюдения за природными объектами, проведение экскурсии, занятий не только по ознакомлению с природой, но и по математике (например: «Математика в природе»), развитию речи (например: «Сказки на полянке»), занятия эстетического цикла, а также дидактические игры (например: «С какой ветки детки?»), подвижные игры и т.д.
Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей.
Ожидаемые результаты и оценка.
Селекционер И.В Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача». К сожалению, долгое время люди во всём мире так и поступали. Теперь учёные горько шутят:
«Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости».
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живёшь.
В заключении следует подчеркнуть, что формирование знаний об экологическом воспитании - не самоцель в моей работе, а основа воспитания осознанно - бережного отношения к природе, к миру, созданному трудом человека.
Дети благодаря совместной работе научились видеть красоту, уникальность, неповторимость живых форм, умеют видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Использование Интеллект-карт в ДОУ
Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...
Путешествие в страну Геометрию
Путешествие в страну Геометрию Задачи: Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц, содействовать профилактике плоскостопия. Развивать двигательные способности и физические качества. Формировать умения...
Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…
Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...