Информационно–творческий проект «Разноцветная природа»

«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

В.А. Сухомлинский

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Проблема: уровень знаний детей о природе не полный, отношения к ее объектам бессистемны и поверхностны, что мешает в полном объёме познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут); воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и т.д.; замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.

Цель:

Расширение представлений дошкольников об окружающем мире, развитие познавательного интереса к природе, формирование чувства удивления и восхищения миром животных и растений.

Задачи:

1. Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней .

2. Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания, используя их в игре.

3. Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире.

4. Побуждать ребёнка к активности в поиске смысла происходящих изменений в природе.

5. Учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение.

6. Научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения.

7. Познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография, цветной и черно-белый граттаж, монотипия, скатывание бумаги и др.

8. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и воспитателя. Педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Проект рассчитан на 1 год.

Для реализации данного проекта мною был разработан комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Моя работа была направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к разноцветной природе. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в возрасте пяти-семи лет основным у них является зрение.

Для данного проекта была разработана целенаправленная система занятий. Каждое занятие в этой системе ощущается детьми как увлекательное путешествие, которое чем дольше не кончается, тем лучше. В каждое занятие включены разнообразные игры, приемы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на одном месте.

Основной путь экологического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.

Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

Реализация проекта

Структура следующих занятий и экскурсий такова:

Занятие 1. Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа».

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим. Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т.е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.

Занятие 2. Солнце и волшебная радуга.

Цель: дать детям возможность понять природу цвета и причину разноцветного мира.

Схема занятия:

1. Солнце и его лучи - мастера раскрашивания. Ловим солнечный зайчик.

2. Семь цветов радуги. Делаем зеленый цвет - цвет жизни. Был проведен опыт: разноцветные огоньки. Цель эксперимента: узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч.

Процесс: эксперимент проводился в ясный солнечный день. Противень наполнялся водой и ставился на стол около окна так, чтобы на него падал утренний свет солнца. Зеркальце помещалось внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Одной рукой брался лист бумаги, и необходимо было его держать перед зеркалом. Второй рукой слегка подвигалось зеркало. Регулировалось положение зеркала и бумаги, пока на ней не появилась разноцветная радуга.

Итог: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

Занятие 3. Экскурсия вокруг сада «Где растут растения?»

Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Вводится понятие «среда обитания». Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли на берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия.

Занятие 4. Многообразие и разнообразие осенних листьев. Конспект интегрированного занятия (ознакомление с природой + ИЗО) в старшей группе.

Цель: расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев; сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе; воспитывать умение замечать красоту в осенней природе; познакомить с новой техникой изображения осенних листьев.

Занятие 5. Разноцветные плоды растений.

Цель: показать, что у разноцветных растений дети - плоды разноцветные.

1.Парад картинок: родители-дети. Люди, кошки, яблоки и т.д. Дети - плоды всего живого и они все разные. Игра «Разноцветные плоды».

2.Прием «Перемешай и соотнеси».

3.Аппликация из разноцветных семян (орнамент, животное, растение, узор).

1Занятие 6. Многообразие плодов в природе

Цель: показать многообразие плодов.

На экскурсии мы использовали игровые приемы – запускали семена-летучки, отгадывали, какие семена, какому растению принадлежат и т.д.

Занятие 7. Развлечение на тему: «Осень – прекрасная пора!»2

На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.

Занятие 8. Зима в окно стучится

Цель: увидеть смену разноцветного мира на другую гамму.

Ha основе сказки «Стрекоза и муравей» показать смену условий существования в разных средах обитания всех живых существ.

Показать причину смены времен года, используя игру «Солнце - Земля».

Составление мозаики - подбор цветовой гаммы разных времен года.

Занятие 9. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме»

Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?

Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?

Почему нет ярких цветов?

Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? - «По кругу».

Занятие 10. Подготовка животных к зиме

Цель: дать понятие о приспособительных функциях живых организмов для выживания в разных условиях существования (на основе смены цвета).

Как люди готовятся к зиме: еда, одежда, дом.

Животные готовятся к зиме по-разному. Заяц меняет цвет шубки. Игра в разноцветных зайцев на фоне разноцветной природы. Игра с детьми в прятки.

Занятие 11. Как зимуют домашние животные

Цель: познакомить детей с зимовкой животных, которым не нужно приспосабливаться к зиме.

Сказка старого кота, лежащего на печке.

Кто живет в зимней избушке? Картинка-макет большого деревенского дома, в котором живут: кошка, собака, куры, корова, коза.

«Рассказ по кругу» о своем домашнем животном.

Занятие 12. Разнообразие птиц в природе

Цель: обратить внимание на птиц.

Парад картинок с изображением разных животных. Выяснение, что делает птицу птицей. Игра «Разноцветные перышки».

Сбор с детьми птиц (картинки). Пантомима.

Занятие 13. Птицы зимой

Цель: дать детям возможность почувствовать себя птицей и обратить внимание на трудности зимующих птиц.

Игра «Птицы». Последовательно выбывают из игры те, кто:

а) не живет в наших краях;

б) кто улетает на зиму;

в) кто остается на зиму. Дети рисовали «портреты» зимующих птиц, вырезали и размещали на «зимнем» дереве.

Занятие 14. Экскурсия в парковую зону «следы и птицы»

Цель: показать детям разнообразие птиц и их следов.

3Занятие 15. Красота и разнообразие зимних деревьев

Цель: дать возможность детям увидеть красоту и разнообразие зимних деревьев.

С ребятами мы выясняли, что происходит с деревьями зимой, все ли деревья зимой теряют листья. Игра: «по кругу» называли листопадные и вечнозеленые деревья нашего парка. Предлагалось детям нарисовать дерево зимой, используя цветные мелки, уголь.

Занятие 16. Кора. Ее разнообразие и значение в жизни деревьев

Цель: рассказать о роли коры в жизни дерева и привлечь внимание кее разнообразию. Мы предложили детям «таинственный мешок», они на ощупь знакомились с корой разных деревьев. Рисовали кору деревьев (техника «мятой» бумаги).

Занятие 17. Зеленые растения зимой в природе

Цель: познакомить детей со мхами и лишайниками. Показать детям чудо мхов и лишайников, разнообразие оттенков зеленого цвета. Выполнили коллективную работу в технике «монотипия» - «Старое дерево зимой».

Занятие 18. Комнатные растения

Цель: дать детям представление о многообразии комнатных растений.5

1. Мы выясняли, где зимой можно увидеть зеленые растения, почему у них не опадают листья.

2. Рассматривали разные комнатные растения. Прием «перемешай и соотнеси». Дети выбирали понравившиеся растения, рассматривали их и играли в игру «Я садовником родился...»

Занятие 19. Открытое занятие «Здравствуй, гостья-зима!»

Занятие 20. Обитатели зимнего леса

Цель: рассказать детям о зимовке крупных млекопитающих; обсудить с детьми способы зимовки животных среднего размера.

К занятию мы подготовили модель зимнего леса и поговорили о том, что, кроме растений, в зимнем лесу есть животные. Дети лепили из пластилина «больших» животных зимнего леса.

Занятие 22. Обитатели зимнего леса (2).

Цель: рассказать детям о том, что в зимнем лесу живут и очень маленькие существа - насекомые, черви. Мы с детьми беседовали о том, кто живет под корой деревьев, под землей в сухих листьях. Раздав детям изображения насекомых и других маленьких животных, предложила им нарисовать или раскрасить, вырезать или разместить их в лесу-макете.

Занятие 23. Природа просыпается6

Цель: наступление весны - смена условий существования.

С детьми наблюдаем за окружающей природой и замечаем, что потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдализа тем, как изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну в технике «монотипия».

Занятие 24. Особенности ночного неба

Цель: в ночном небе можно увидеть бесконечность пространства. Рассказать о суточном и сезонном ритмах.

Игра «Солнце - Земля» - сделали акцент на смену дня и ночи. Рассматривали карту ночного неба с ярко выраженными созвездиями. Изображали ночное небо.

Занятие 25. Разноцветные облака в разноцветном небе

Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.

С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.

При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие цвета на небе. Часть детей рисует «небо», а другая - рвет из бумаги «облака».

Занятие 26. Экскурсия в парковую зону «Разноцветное небо»

Цель: увидеть небо и закрепить понимание причин изменения времен года и времени суток.

Занятие 27. День Земли

Цель: воспитание в детях почтительного отношения к Земле - Матери.

7Занятие 28. Экскурсия в весенний лес «Весна красна»

Цель: показать нежность красок весны, красоту и хрупкость первоцветов.

Занятие 29. Природные краски

Цель: в природе много красок, и люди издавна нашли им применение в раскрашивание белого яйца - символа жизни.

Расписывание яиц.

Занятие 30. Красота цветущей ветки

Цель: дать детям возможность увидеть разные цвета на цветущей ветке и оттенки.

Детей сидят в кругу и в центре размещена цветущая ветка. Дать детям возможность увидеть и показать цветовые переходы и попытаться дать им название «по кругу».

Открытка с изображением цветущей ветки.

Занятие 31. Открытое занятие на свежем воздухе. «Разноцветная жизнь вокруг нас»

Подготовить праздник, в который включить игры, вопросы, задания по темам всей системы занятий и провести его на месте проведения сезонных экскурсий.

Конспект занятия   «В гостях у зимушки-зимы»

Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

Содержание и методика. Воспитатель, придя в мини-лес детского сада, обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво голые ветви вырисовываются на фоне неба.

Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тихо в лесу.

Показать детям каштан, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у каштана кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.

Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.

Какое? Послушайте.

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот

Готовят ей наряды.

Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение О.Высотской

Елочка.8

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки, и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно ей мороз не страшен -

Видно смелая она. Провести игру «Угадай - ка».

Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему

 

Список использованной литературы

1. Алябьева Е.А «Тематические дни и недели в детском саду», «Итоговые дни по лексическим темам», 2006 год.

2. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7.

3. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1988.

4. Владимирская Л.А. От осени до осени. – М., 2004 год.

5. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

6. Журнал «Дошкольное воспитание», 1996, №6, статья Дроновой О. «Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте».

7. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.

8. Князева М. Азбука искусств. - М.: «Открытый мир», 1995. - 80 с.

9. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

10. Курочкина Н. Знакомство детей с пейзажной живописью. – М., 2001.

11. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Читайте также

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Путешествие в страну…

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Путешествие в страну сказок» Посмотрите ребята к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются...

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор?

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор? Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – одна из самых актуальных проблем современности. Специалисты во всём...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР). Тематическая…

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР) Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы» Словарь. Существительные: животные, кот, котенок, собака, щенок, корова...