Развитие творческих способностей детей посредством проектной деятельности
Метод проектов предусматривает решение какой-либо проблемы с использованием разнообразных методов в различных видах детской деятельности на протяжении длительного или небольшого промежутка времени.
В нашем детском саду проводилась работа над проектом «Рукотворная книга сказок». Направление работы каждая группа выбирала самостоятельно. Можно было сделать книгу по произведениям, какого- либо автора, по русским народным сказкам, сказкам зарубежных писателей. Но мы с детьми решили попробовать свои силы и придумать свою сказку.
Мы определили для себя, что цели проекта будут следующими:
1. Расширять представления о понятиях: доброта, дружба, честность и отзывчивость.
2. Развивать у детей интерес к сочинительству.
3. Развивать творческое воображение, фантазию.
4. Развивать дизайнерские навыки.
По длительности проект долгосрочный, так как проходил на протяжении длительного времени с сентября по март.
Участие принимала вся группа детей, родители, воспитатели, специалисты.
Тип проекта - творческий.
Вначале мы наметили этапы работы:
1. Придумывание сказки.
2. Изготовление и оформление книги.
3. Подготовка к инсценировке.
4. Показ сказки.
В своей работе мы много внимания уделяем нравственному воспитанию детей, формированию таких качеств, как доброта, чуткость, отзывчивость, внимательное отношение друг к другу.
Мы с детьми много читали сказок и рассказов нравственного характера, рассматривали и беседовали по картинкам по этой теме, говорили о дружбе. Поэтому нам хотелось бы, чтобы дети придумали свою сказку именно с нравственной направленностью.
С чего же началась работа над сказкой?
На одном из занятий по развитию речи детям было предложено придумать сказку по чистоговорке: "Жук упал, и встать не может – ждет он, кто ему поможет". Обсуждение проблемы: "Почему Жук упал и не может встать?" и стало отправной точкой нашего проекта. Сначала я предложила представить ситуацию, как это могло произойти, почему упал Жук. Ответы детей были самые разные: "Жук сел на цветок, тот наклонился, Жук оказался на земле", "Налетел сильный ветер и перевернул Жука". Совместно с детьми мы выяснили, что если Жук упал на спинку, то уже сам выбраться из этого положения не может. Далее мы стали думать, а кто бы мог помочь Жуку. Один ребенок предложил в качестве помощника – медведя. Но в процессе обсуждения мы решили, что медведь слишком большой, чтобы помочь Жуку, ведь он может раздавить это насекомое.
Тогда детям были предложены картинки с разными животными. Дети должны были выбрать из них тех, кто мог бы помочь Жуку. Ребята выбрали Кузнечика, Бабочку, Муравья. С этими героями мы стали придумывать продолжение сказки. Детьми предлагались разные варианты сказки. Так родилась история спасения Жука. Но на этом работа не закончилась. По вечерам в совместной деятельности детям было предложено расширить сюжет сказки, т.е. придумать историю о том, что могло бы быть до того, как Жук попал в беду. Дети с интересом согласились.
В процессе сочинительства дети развивали свою сюжетную линию: куда и зачем шел Жук, прежде чем попал в беду. Эта сказка не оставляла детей равнодушными на протяжении длительного времени. Дети предлагали все новые и новые варианты, какие-то из них принимались, а какие-то отвергались детьми. В результате долгого обсуждения родилась сказка, которую мы решили назвать: "Как Жук друга искал".
Затем дети рисовали понравившихся героев, выполняли аппликации. Инсценирование сказки началось по инициативе детей. Они сами захотели примерить на себя различные роли: доброго Кузнечика, заносчивого Жука, беззаботной Бабочки, трудолюбивого Муравья.
Перед детьми была поставлена проблема, как же сделать так, чтобы эту сказку можно было рассказать другим детям, родителям. Решение пришло само: надо записать и оформить книгу.
Так мы приступили к реализации второго этапа нашей проектной деятельности – изготовление книги. Книгу мы решили оформить необычно: используя бумагу различной фактуры, природные и другие материалы. Отдельные элементы для страниц изготавливали на занятиях по ИЗО деятельности, например; цветы из бумаги и семян (тыквы, дыни, арбуза).
На кружке «Дизайн-студии» дети выполняли цветы в технике изонити. Большая часть работы выполнялась в совместной деятельности во второй половине дня. Дети были увлечены работой и с удовольствием дополняли оформление страниц новыми деталями (солнышко из гороха, муравей из гречки).
В работу над книгой активно включились и наши родители. Им было предложено подумать о том, как можно украсить страницы нашей книги. Одни изготовили цветы из бисера, другие – украсили обложку вышивкой.
Так при активном участии детей, воспитателей, специалистов и родителей была завершена работа над книгой.
Следующим этапом нашей проектной деятельности стала подготовка к постановке сказки.
Сказку мы решили сделать музыкальной, поэтому подключили к постановке сказки музыкального руководителя. Ролей в сказке было не- много, а участвовать хотели все, поэтому сказку мы дополнили танцами и песнями, в которых были задействованы все дети. Песни и постановку танцев для нашей сказки сочинила наш музыкальный руководитель, они были разучены на музыкальных занятиях. А вечерами мы репетировали сценки. В пошиве костюмов и изготовлении декораций нам помогали родители. Была проделана кропотливая работа, чтобы дети смогли передать эмоции и настроения персонажей, учтены характеристики главных героев, например, муравьи, как трудолюбивые насекомые несли на своих плечах палочки, кузнечики имитировали игру на скрипочках. И в конце всего представления дети исполнили веселый танец, который не оставил равнодушными ни детей, ни взрослых.
В заключении хотим отметить, что в работе с детьми дошкольного возраста современный педагог должен уметь проектировать и реализовывать педагогический процесс, усиливая внимание к интересам ребенка, развитию его творческих способностей, ориентируясь на максимальный учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, неповторимости, уникальности каждого ребенка.
Полную версию работы + презентацию к работе, можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...
Дидактическая игра «Веселые линии»
Дидактическая игра «Веселые линии» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселые линии» предназначена для детей 3-4 лет. Данная игра предназначена для проведения...
Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования
Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное...