Проект: «Любимый сердцу уголок»
(средний дошкольный возраст)
Тип проекта: долгосрочный, групповой, исследовательский.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Пояснительная записка.
Жизненный путь человека с первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему знакомство с природой и установление закономерностей в природе уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
В ходе работы проекта дети познакомятся с живой и неживой природой родного края, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Эмоционально откликнуться на красоту природы родной земли помогут художественные произведения писателей.
Материал и формы работы подобраны таким образом, чтобы детей приблизить к более естественным для ребенка видам деятельности: игре, общению с взрослыми и сверстниками, беседе, трудовым поручениям, обыгрыванию ситуаций, экспериментированию, опытам, ежедневным наблюдениям.
Именно в таких формах работы происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, социально-личностное развитие дошкольника.
Занятия построены в форме бесед на тему природы родного края. Эти беседы помогут детям правильно строить свои отношения с природой, по-новому взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе нашей местности.
Во время работы и по окончанию работы проекта мы бы хотели, чтобы наши воспитанники:
1. Бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой,
2. Познакомились с памятниками природы своего края, узнали, что в ней ценного и что охраняется.
Цель: Познакомить детей с природой родного края, сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Задачи:
1. Развивать познавательные способности детей: наблюдательность, описание, сравнение, умение строить предположение и предлагать способы их проверки.
2. Систематизировать знания об окружающем мире.
3. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
4. Расширять кругозор детей о природе Земли - естественной среде обитания человека.
5. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия.
Этапы реализации проекта:
1 Этап - Подготовительный.
1. Диагностика детей - выявить уровень развития.
2. Вводная презентация (педагогический совет) – представить проект по всем блокам и обсудить предстоящую работу.
3. « Круглый стол» (родительское собрание) – вызвать интерес к проекту.
2 Этап – Основной (практическая деятельность).
Тематические блоки
1. Земля – кормилица (землепользование)
Задачи:
1. Формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли.
2. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру к живой и неживой природе.
3. Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, стремление детей выражать свою радость.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.
Практическая часть:
1. Занятие «Наша Земля»
2. Занятие «Кладовая Земли»
3. Исследовательская работа «Знакомим детей с почвой»
4. Экспериментирование «Песок, глина, камни»
5. Турнир знатоков «Злаки родного края»
6. Занятие «Спасибо всем, кто хлеб растит!»
7. Презентация: «Составление фотоальбома»
2. Матушка – вода (водопользование)
Задачи:
1. Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями и состоянием воды в окружающем мире.
2. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.
3. Учить детей понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу и водным обитателям.
4. Дать понятие, что в водоеме, также как и на земле, обитают животные, растения, рыбы. Познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками.
Практическая часть:
1. Занятие «Волшебница вода»
2. Экскурсия с родителями на Нижнекамскую ГЭС.
3. Занятие «Реки Татарстана»
4. Занятие «Рыбное царство в реке Кама»
5. Эксперимент «Что такое пар и где его можно увидеть»
6. Опытно – экспериментальная работа «Красота воды»
7. Презентация: Видеосъемка
3. Животный и растительный мир.
Задачи:
1. Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью природы.
2. Закрепить знания детей о животных и растениях родного края.
3.Пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных.
4.Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.
Практическая часть:
1. Занятие «Растения – легкие земли»
2. Занятие «Как все живое растет»
3. Кроссворд: «Растения и животные нашего леса» д/з
4. Гербарий: «Растения нашего края» д/з
5. Занятие «Учитесь жалеть и беречь»; «Что такое заповедник»
6. Занятие «Для чего нужна Красная книга»
7. Презентация: «Выпуск стенгазеты»
3 Этап – заключительный
Человек охраняет природу – подвести детей к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста, развития живых организмов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Презентация: «Мы бережем тебя, планета Земля!» (общий стенд с родителями)
Использованная литература:
1. «Мы» программа экологического образования детей./Н.Н.Кондратьева и др.- 2-е изд., испр. и доп. – СПб: М94 «Детство- пресс», 2004- 240с. (Библиотека прогр. «Детство»).
2. Молодова Л.П.
Игровые экологические занятия с детьми: Учебно - метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996г. – 128с.: ил.
3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.
Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2008г. – 128с.
4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.
Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно- методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.- 207с.
Приложение: №1
БЛОК «Земля кормилица» (землепользование)
Игры |
Художественная литература |
Изодеятельность и конструирование |
Работа с семьей |
1. Д/И «Что из чего?» 2. Словесно-дидатические игры «Мудрые слова о хлебе», «Путаница», «Скажи название», «Следопыты». 3. Подвижные игры «Защита крепости», «Футбол босыми ногами на песке». 4. Игры с песком «Наполовину» (писать слова), «Секрет». |
1. Загадки о земле. 2. Пословицы и поговорки о земледелии. 3. Стихи «Алмазная гора» В.Кудрявцева. 4. Рассказ «Откуда хлеб пришел» Житков, «Земля» Е.Шкловский, «Я шагаю по лужайке» Е.Серова, «Наш общий дом» Л.Дайнеко. |
1. Рисование «Наша планета-Земля». 2. Аппликация «Лучше гор могут быть только горы» (коллективно). 3. Рисование + аппликация «Пейзаж». 4. Барельефная лепка «Земля родного края». 5. Конструирование + аппликация из бумаги, картона «Родные просторы», из мелкого и крупного строительного материала «Возводим горы». |
1. Конкурс «Хлебосольные хозяева» (выставка хлебобулочных изделий) 2. Викторина «Кто - кого» (о полезных ископаемых земли). 3. Клуб знатоков «Знаете ли вы?» (о происхождении земли).
|
Приложение: №2
БЛОК «Матушка – вода» (водопользование)
Игры |
Художественная литература |
Изодеятельность и конструирование |
Работа с семьей |
1. Д/И «Что из чего?» 2. Словесно – дидактическая игра «Кто больше назовет съедобной жидкости?». 3. Подвижные игры «Кто больше?», «Жук – плавунец и головастики». 4. Игры с водой на песке.
|
1. Загадки о воде. 2. Пословицы и поговорки о воде. 3. Стихи И.А.Бунин «Родник», С.Маршак «Стали жить по новой моде…», С.Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб…». 4. Сказки А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Токмакова «Сказка про Сазанчика». |
1. Рисование «Реки, озера, ручейки». 2. Аппликация «Рыбное царство в реке Кама». 3. Барельефная лепка «Растительный подводный мир». |
1. Экскурсия на Нижнекамскую ГЭС. 2. Конкурс «Красота воды» (выставка рисунков и фото) 3. Клуб знатоков «Знаете ли вы?» (о волшебной воде, какой она может быть) |
Приложение: №3
БЛОК «Животный и растительный мир»
Игры |
Художественная литература |
Изодеятельность и конструирование |
Работа с семьей |
1. Д/И «Что из чего?» 2. Психогимнастика «Зернышко»
3. Д/И «Чей домик?» 4. П/И «Кто быстрее?» |
1. «Зеленая аптека» загадки о лекарственных растениях 2. книга «Все обо всем» - отрывок. 3. Рассказы А.Плешаков «Подружись с крапивой». Н.Сладков «Жалейкин и лягушонок». 4. Отрывок из поэмы Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы». |
1. Рисование + Аппликация «Цветы в моем саду». 2. Барельефная лепка «Кто живет у нас в лесу». 3. Конструирование + аппликация из цветной бумаги, картона, природного материала «Растения нашего края». |
1. Конкурс «Самый интересный кроссворд» 2. Клуб знатоков «Лекарственные растения». 3. Выставка «Растения нашего края» (гербарий)
|
Читайте также |
---|
Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста
Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мы ученые»
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мы ученые»
Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…
Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...