Проект: «Любимый сердцу уголок»

(средний дошкольный возраст)

Тип проекта: долгосрочный, групповой, исследовательский.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.

Пояснительная записка.

Жизненный путь человека с первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему знакомство с природой и установление закономерностей в природе уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.

В ходе работы проекта дети познакомятся с живой и неживой природой родного края, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Эмоционально откликнуться на красоту природы родной земли помогут художественные произведения писателей.

Материал и формы работы подобраны таким образом, чтобы детей приблизить к более естественным для ребенка видам деятельности: игре, общению с взрослыми и сверстниками, беседе, трудовым поручениям, обыгрыванию ситуаций, экспериментированию, опытам, ежедневным наблюдениям.

Именно в таких формах работы происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, социально-личностное развитие дошкольника.

Занятия построены в форме бесед на тему природы родного края. Эти беседы помогут детям правильно строить свои отношения с природой, по-новому взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе нашей местности.

Во время работы и по окончанию работы проекта мы бы хотели, чтобы наши воспитанники:

1. Бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой,

2. Познакомились с памятниками природы своего края, узнали, что в ней ценного и что охраняется.

Цель: Познакомить детей с природой родного края, сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Задачи:

1. Развивать познавательные способности детей: наблюдательность, описание, сравнение, умение строить предположение и предлагать способы их проверки.

2. Систематизировать знания об окружающем мире.

3. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.

4. Расширять кругозор детей о природе Земли - естественной среде обитания человека.

5. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия.

Этапы реализации проекта:

1 Этап - Подготовительный.

1. Диагностика детей - выявить уровень развития.

2. Вводная презентация (педагогический совет) – представить проект по всем блокам и обсудить предстоящую работу.

3. « Круглый стол» (родительское собрание) – вызвать интерес к проекту.

2 Этап – Основной (практическая деятельность).

Тематические блоки

1. Земля – кормилица (землепользование)

Задачи:

1. Формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли.

2. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру к живой и неживой природе.

3. Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, стремление детей выражать свою радость.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Практическая часть:

1. Занятие «Наша Земля»

2. Занятие «Кладовая Земли»

3. Исследовательская работа «Знакомим детей с почвой»

4. Экспериментирование «Песок, глина, камни»

5. Турнир знатоков «Злаки родного края»

6. Занятие «Спасибо всем, кто хлеб растит!»

7. Презентация: «Составление фотоальбома»

2. Матушка – вода (водопользование)

Задачи:

1. Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями и состоянием воды в окружающем мире.

2. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.

3. Учить детей понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу и водным обитателям.

4. Дать понятие, что в водоеме, также как и на земле, обитают животные, растения, рыбы. Познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками.

Практическая часть:

1. Занятие «Волшебница вода»

2. Экскурсия с родителями на Нижнекамскую ГЭС.

3. Занятие «Реки Татарстана»

4. Занятие «Рыбное царство в реке Кама»

5. Эксперимент «Что такое пар и где его можно увидеть»

6. Опытно – экспериментальная работа «Красота воды»

7. Презентация: Видеосъемка

3. Животный и растительный мир.

Задачи:

1. Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью природы.

2. Закрепить знания детей о животных и растениях родного края.

3.Пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных.

4.Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Практическая часть:

1. Занятие «Растения – легкие земли»

2. Занятие «Как все живое растет»

3. Кроссворд: «Растения и животные нашего леса» д/з

4. Гербарий: «Растения нашего края» д/з

5. Занятие «Учитесь жалеть и беречь»; «Что такое заповедник»

6. Занятие «Для чего нужна Красная книга»

7. Презентация: «Выпуск стенгазеты»

3 Этап – заключительный

Человек охраняет природу – подвести детей к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста, развития живых организмов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Презентация: «Мы бережем тебя, планета Земля!» (общий стенд с родителями)

 

Использованная литература:

1. «Мы» программа экологического образования детей./Н.Н.Кондратьева и др.- 2-е изд., испр. и доп. – СПб: М94 «Детство- пресс», 2004- 240с. (Библиотека прогр. «Детство»).

2. Молодова Л.П.

Игровые экологические занятия с детьми: Учебно - метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996г. – 128с.: ил.

3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2008г. – 128с.

4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно- методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.- 207с.

Приложение: №1

БЛОК   «Земля кормилица» (землепользование)

Игры

Художественная литература

Изодеятельность и конструирование

Работа с семьей

1. Д/И «Что из чего?»

2. Словесно-дидатические игры «Мудрые слова о хлебе», «Путаница», «Скажи название», «Следопыты».

3. Подвижные игры «Защита крепости», «Футбол босыми ногами на песке».

4. Игры с песком «Наполовину» (писать слова), «Секрет».

1. Загадки о земле.

2. Пословицы и поговорки о земледелии.

3. Стихи «Алмазная гора» В.Кудрявцева.

4. Рассказ «Откуда хлеб пришел» Житков, «Земля» Е.Шкловский, «Я шагаю по лужайке» Е.Серова, «Наш общий дом» Л.Дайнеко.

1. Рисование «Наша планета-Земля».

2. Аппликация «Лучше гор могут быть только горы» (коллективно).

3. Рисование + аппликация «Пейзаж».

4. Барельефная лепка «Земля родного края».

5. Конструирование + аппликация из бумаги, картона «Родные просторы», из мелкого и крупного строительного материала «Возводим горы».

1. Конкурс «Хлебосольные хозяева» (выставка хлебобулочных изделий)

2. Викторина «Кто - кого» (о полезных ископаемых земли).

3. Клуб знатоков «Знаете ли вы?» (о происхождении земли).

 

 

 

Приложение: №2

БЛОК     «Матушка – вода» (водопользование)

Игры

Художественная литература

Изодеятельность и конструирование

Работа с семьей

1. Д/И «Что из чего?»

2. Словесно – дидактическая игра «Кто больше назовет съедобной жидкости?».

3. Подвижные игры «Кто больше?», «Жук – плавунец и головастики».

4. Игры с водой на песке.

 

1. Загадки о воде.

2. Пословицы и поговорки о воде.

3. Стихи И.А.Бунин «Родник», С.Маршак «Стали жить по новой моде…», С.Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб…».

4. Сказки

А.С.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке», И.Токмакова

«Сказка про Сазанчика».

1. Рисование

«Реки, озера, ручейки».

2. Аппликация

«Рыбное царство в реке Кама».

3. Барельефная лепка «Растительный подводный мир».

1. Экскурсия на Нижнекамскую ГЭС.

2. Конкурс

«Красота воды» (выставка рисунков и фото)

3. Клуб знатоков

«Знаете ли вы?» (о волшебной воде, какой она может быть)

 

Приложение: №3

БЛОК   «Животный и растительный мир»

Игры

Художественная литература

Изодеятельность и конструирование

Работа с семьей

1. Д/И «Что из чего?»

2. Психогимнастика «Зернышко»

 

3. Д/И «Чей домик?»

4. П/И «Кто быстрее?»

1. «Зеленая аптека» загадки о лекарственных растениях

2. книга «Все обо всем» - отрывок.

3. Рассказы

А.Плешаков

«Подружись с крапивой».

Н.Сладков

«Жалейкин и лягушонок».

4. Отрывок из поэмы Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

1. Рисование +

Аппликация

«Цветы в моем саду».

2. Барельефная лепка «Кто живет у нас в лесу».

3. Конструирование

+ аппликация из цветной бумаги, картона, природного материала

«Растения нашего края».

1. Конкурс

«Самый

интересный кроссворд»

2. Клуб

знатоков

«Лекарственные растения».

3. Выставка

«Растения нашего края»

(гербарий)

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мы ученые»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мы ученые»

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...

Читайте также

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности В повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последнюю пару десятилетий. Ухудшение...

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проект в средней группе на тему: «Осень»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...