Проект «Ваши права, дети!»
(Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО).
Вид проекта: информационно - образовательный, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный, годовой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра, педагог-психолог, повар.
Объект проекта: права ребёнка.
Актуальность темы:
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.
С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:
- Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
- Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
- Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
- Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
- Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.
Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.
Исходя из всего перечисленного, я разработала информационно – образовательный проект «Ваши права, дети!» с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование правосознания детей.
Задачи проекта:
- Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
- Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
- Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
- Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.
Основные формы реализации проекта:
- Организованная образовательная деятельность.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Создание и решение проблемных ситуаций.
- Непосредственное наблюдение.
- Опытно-исследовательская деятельность.
- Игровая деятельность.
- Драматизация.
- Продуктивная деятельность.
- Трудовая деятельность.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
- Самостоятельная деятельность детей.
- Анкетирование, тестирование.
- Консультирование.
Организация проекта:
- Изучение материалов Конвенции по правам ребёнка, нормативно-правовых документов по правам ребёнка в Российской Федерации; определение статей понятных и доступных пониманию старших дошкольников.
- Анализирование всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Подбор необходимой методической литературы, дидактических материалов, материалов для мониторинга родителей, детей и их изучение.
- Организация развивающей познавательной предметной среды (активизирующей).
- Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
- Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической работы.
- Работа над частями проекта, коррекция; деятельности.
- Коллективная реализация проекта, презентация.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
- Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
- Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
- Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
- Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
- Повышение уровня правовой культуры родителей.
Этапы реализации проекта:
1 этап проекта: подготовительный.
- Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
- Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
- Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
- Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
- Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
2 этап проекта: практический.
- Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
- Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
- Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.
3 этап проекта: заключительный.
- Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
- Анализ, оценка совместной работы.
- Выявление и оформление проблемы на следующий год.
- Презентация проекта «Ваши права, дети!»
Срок | Формы и методы реализации | Цели |
Сентябрь
|
|
Разработать программу проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
|
Октябрь
Октябрь |
|
Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности». |
Ноябрь
|
|
Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя;
дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением; воспитывать чувство патриотизма; подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя. |
Декабрь
Декабрь |
|
Закрепить и расширить представление о семье;
дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи; воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами. |
Январь |
|
Рассказать о том, что человек должен сохранять наш общий дом – Землю и своё жилище. Учить беречь всё, что создано природой и человеком. Уважать и ценить труд других людей. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, родительскому дому. |
Февраль
Февраль |
|
Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.
|
Март
Март |
|
Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека; расширить представления о возможности получения информации из
разных источников, развитие любознательности. Подвести детей к пониманию того, что они имеют право на образование. |
Апрель
Апрель |
|
Дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых». |
Май |
|
Обобщить знания детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
Анализ, оценка совместной работы. Выявить и оформить проблемы на следующий год. |
Результаты работы по проекту «Ваши права, дети!»
- У детей стали формироваться азы правовой культуры; навыки общения с детьми; чувство уважения к другим людям; развиваться способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Я наработала дидактический материал, конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка.
- Родители стали более внимательно относиться к своим детям, повысился уровень правовой культуры.
- Началось формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
- Выявилась и оформилась проблема на предстоящий учебный год: разработка продолжения проекта «Ваши права, дети!» для детей подготовительного к школе возраста.
Список литературы:
- Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».
- Голицына Н.С., Огнева Л.Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка».
- Голицына Н.С «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
- Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
- Журавлёва Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет».
- Журнал «Дошкольная педагогика» № 7-2010.
- Журнал «Методическая работа» № 2-2006.
- Журнал «Работа с кадрами» №7-2007.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско0патриотическое воспитание дошкольников».
- Маханева М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие».
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»»
- «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры /авт.-сост. Т.А.Харитончик.
- «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях» /авт-сост. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И.
- Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
- Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет».
- Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
- Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений литература.
- Журин А.А. «Самый современный самоучитель работы на компьютере».
- Журнал «Справочник педагога-психолога», 2011.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Читайте также |
---|
Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ
Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ Паспорт педагогического проекта Название проекта: «Живая память». Длительность: краткосрочный (1 месяц) 05.04.21 – 05.05.21г. Тип проекта:...
Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» …
Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» по теме: «ППР: 3 буквы изменившие мир творчества» Цель: познакомить участников мастер-...
Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада. Тема:…
Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада Тема: «Новогодний праздник!» Цель: Создать волшебную атмосферу новогоднего праздника, доставить радость детям...