Проектный метод и детский рисунок

Одной из современных действенных форм обучения является решение творческих задач посредством вовлечения детей в проектную деятельность. Проект - это система планируемых действий, условий и средств по реализации определенной проблемы. В дошкольном возрасте проектная деятельность детей организуется под руководством взрослого на основе общего интереса и соучастия в творческой деятельности, которая завершается реальным, практическим результатом.

Основным в занятиях детьми рисованием является деятельность творческого характера, которая предполагает: выбор темы, планирование предстоящей работы, самостоятельную работу в соответствии с личным замыслом. Итогом является конкретный художественный продукт, а именно картина. Как видим, проектирование и изодеятельность имеют много общего. В соответствии с этим, одним из методов в обучении детей рисованию является именно проектный метод.

Изобразительная деятельность в проектном методе может использоваться в двух вариантах:

1. как часть какого-либо проекта, когда необходимо обследовать конкретное явление или предмет, уточнить, систематизировать представления о нем, а также для оформления проекта на его заключительной части - презентации (например, выставка рисунков в музыкальном зале на тему «Будни пожарных», сопровождающая развлечение «Что такое 01?»);

2. как самостоятельный вид краткосрочного проектирования, когда на одном или нескольких занятиях ребенок осуществляет проектную деятельность по решению какой-либо проблемной ситуации творческого характера; причем, дети могут работать как над общим для всей группы проектом, так и над индивидуальным (монопроект).

Остановимся подробнее на втором варианте. Наиболее удачно проектный метод используется на занятиях творческого характера (по замыслу, сюжетное рисование). На учебных занятиях (например, рисование с натуры, предметное, декоративное рисование) идет обучение детей решению конкретных образовательных задач. А значит, здесь у них меньше возможностей для проявления своей «самости», своего «я». В основе творческих занятий лежат развивающие задачи, которые являются основополагающими и в проектной деятельности. Они направлены на развитие:    

  • познавательных способностей;
  • творческого воображения;
  • творческого мышления;
  • коммуникативных навыков (работа в группе).

Структура занятия по изобразительной деятельности сходна с работой над проектом. Так, проект предполагает три фазы развития, а именно:

1. фаза проектирования - возникновение замысла, плана, постановка цели;

2. фаза технологическая - создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала с учетом индивидуальности каждого участника, продумывание хода деятельности и собственно творческая деятельность;

3. фаза рефлексивная - итог, обобщение, анализ успехов и ошибок, коррекции, презентация проекта.

Фазы разработки проекта вполне соответствуют этапам организации занятия:

1 часть. Совместная деятельность педагога и детей: введение в тему, постановка проблемной творческой задачи (в младшем дошкольном возрасте - игровая ситуация), анализ различных вариантов решения проблемы (объяснение, показ способов изображения, построения композиции).

2 часть. Самостоятельная деятельность детей по поиску наиболее оптимальных решений поставленной задачи в соответствии с индивидуальными особенностями характера, интересов, конкретных умений. Другими словами, это выбор изобразительных средств (цвет, форма, композиция) для создания яркого художественного образа; оформление своего рисунка.

3 часть. Анализ работы детей, просмотр рисунков, выставка.

Наибольших результатов в проектировании изобразительной деятельности можно ожидать у детей подготовительной группы, у которых уже достаточно высокий познавательный уровень и устойчивые изобразительные навыки. Это помогает им продолжительное время с удовольствием работать над одной темой. Так, например, для создания рисунков по теме «Золушка на балу» надо было не только прочитать саму сказку Ш.Перро, но и внимательно ознакомиться с особенностями дворцового интерьера, старинной женской и мужской одежды, причесок и даже музыки того времени. Только тогда можно было рассчитывать на глубокое «проникновение» детей в тему. Результатом совместной большой работы педагогов и детей стали интересные и непохожие друг на друга рисунки, хотя все они были выполнены по одной теме.

Удачным вариантом проектирования можно считать работу детей в мини-группе (в парах) над общим рисунком, когда два ребенка (по выбору детей или предложению взрослого) рисуют одну картину большого формата (А3). Это достаточно сложная задача, так как здесь необходимо умение согласовывать с партнером и выбор темы, и средств для её воплощения. Так как по ходу работы детям приходится договариваться друг с другом о том, что, где и как нарисовать, на начальном этапе обучения практически у всех пар возникают конфликтные ситуации. И здесь большое значение играет роль педагога, который помогает данную ситуацию перевести в позитивную. Иногда бывает достаточно маленькой шутливой фразы, и шаткое перемирие перерастает в совместное творчество двух самодостаточных маленьких художников. А иногда требуется много педагогических усилий, чтобы родился позитивный творческий союз. Если это получилось, и «звезды совпали», рисунки детей, выполненные в паре, отличаются удивительной оригинальностью, яркостью и наличием многочисленных интересных деталей, что говорит об их творческой самостоятельности и умении работать коллективно.

65

Олени на прогулке                                                                  Мир белок

        Катя и Сабина 6 лет                                                        Данил и Артем 6 лет

 

43

Интересная беледа                                                            Зайцы и зайчата

Соня и Вова 6 лет                                                           Оля и Маша 6 лет



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста «Радужная палитра» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое развивает...

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь к самому...

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках»

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы через организацию различных...

Читайте также

План-конспект воспитательного мероприятия по теме «Мелкий ремонт одежды»

План-конспект воспитательного мероприятия по теме «Мелкий ремонт одежды» Цель: систематизировать знания о видах ремонта одежды, научить пришивать пуговицы.1. Образовательная - способствовать формированию...

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ Метод обучения - это способ взаимодействия педагога с обучающимися, в результате которого...

Сценарий спортивно-музыкального праздника «Моя спортивная мама» для детей старшего возраста…

Сценарий спортивно-музыкального праздника «Моя спортивная мама» для детей старшего возраста (совместно с родителями) Цель: формирование здорового образа жизни, вовлечение родителей в...