Проект «Дом под крышей голубой»
Старшая группа
Цель проекта.
- Дать представление детям о том, что человек часть природы.
Задачи.
- Научить детей отличать природные объекты, от искусственных.
- Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой.
- Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
- Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту природы и бережное отношению к окружающему миру.
Ожидаемый результат.
Блок «Я и природа» (название для детей) - «Дом под крышей голубой» является вводным. Он помогает ребёнку войти в таинственный и прекрасный мир природы.
Проектный метод «Дом под крышей голубой» - знакомит детей с такими понятиями, как природа и искусственный мир («неприрода»), живая и неживая природа, окружающая среда, экология. Комбинируя различные виды деятельности, мы создали свою систему занятий «Что такое природа», «Живая и неживая природа», «Наш дом природа».
В завершении работы по блоку «Я и природа» дети могут определить, что вокруг нас и в природе, а так же в окружающей среде много тайн и чудес, которые мы вместе с детьми будем открывать и в лесу, и на территории детского сада и даже в детском саду и дома.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Этапы проекта.
- Перспективное планирование.
- Перспективное планирование по месяцам.
- Подбор литературы.
- Разработка конспектов занятий.
- Оформление наглядности.
- Изготовление перфокарт.
- Словотворчество детей.
- Дидактические игры.
- Организация развивающей среды.
- Презентация проекта.
Нормативно-правовая основа проекта:
Программа: «Наш дом - природа». Рыжова Н.А.
Методологическая основа проекта.
Современные проблемы взаимоотношения, человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Общение с природой помогает ребёнку войти в таинственный и прекрасный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с ее особенностями, солнцем, воздухом, водой и почвой, растениями и животными. Важно обратить внимание ребёнка на его ближайшее окружение, научить видеть интересные явления, красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
Значение.
Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Основной мотив.
Развитие личности ребёнка, в целом - это умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
Практико-деятельная основа проекта.
Вид проекта: творческий.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель, родители.
Перспективное планирование по месяцам
Перспективное планирование | |||
Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность | Работа
с родителями |
Продуктивная деятельность |
Ноябрь:
Ознакомление с окружающим «Что такое природа».
Физкультурное занятие «В гости к Боровичку». Конструирование «Дом человека». Ручной труд из природного материала. «В гостях у Лесовичка» |
Прогулка - похождение
объектов природы и «неприроды». Игры «Угадай, что в мешке»? Игра с мячом «Природа - не природа». Беседы - рассматривание репродукции «Горы», «Море», «Лес», «Луг». |
Выставка из
природного материала. Сбор природного материала
|
Рисование
«Портрет природы»
|
Декабрь:
Экология «Живая и неживая природа».
Рисование «Раскрась контур дома «Природы» и дома «Человека». Музыкальное занятие «Наш ковёр цветочная поляна». Математика «Путешествие в королевство кривых зеркал» |
Прогулка «Нахождение «Что относится к живой и неживой природе».
Игры: «Живая и неживая природа». С мячом «Живое - неживое». Экспериментирование «Наблюдение за ростком». Просмотр мультфильма «Бременские музыканты» |
Оформление
коллекции ракушек. Изготовление перфокарт
|
Изготовление приглашений |
Январь:
Ознакомление с окружающим «Наш дом природа». Интегрированное занятие Экология + рисование «Жил на свете человечек». Аппликация «Я и природа». Лепка «Дом наш природа». Художественная литература «Сказка о Человеке и золотой рыбке» |
Прогулка. «Поиски элементов дома - природы».
Игра «На что похоже»? Экскурсия вокруг детского сада. «Я и природа». Коллаж «Дом под крышей голубой»
|
Фотовыставка
«Природа и фантазия». Изготовление семейных эмблем экологического содержания |
Презентация
Встреча в кафе «Под крышей голубой»
|
Реализация проекта
Методы:
- наблюдение, исследовательская деятельность, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций о природе, изготовление поделок из природного материала.
Формы:
- работа с родителями (совместный поход в лес, сбор природного материала, подбор загадок, стихов, пословиц о природе, изготовление поделок из природного материала, закрепление правил поведения в лесу, создание домашней коллекции из природного материала, изготовление эмблем для конкурса);
- детская деятельность (настольные игры, развивающая зона «Вулкан», «Чудесная ёлочка», изготовление поделок из природного материала, оформление выставки «Природа и фантазия», создание альбома «Природа вокруг нас»).
Приложения проекта:
Конспект по математике - тема «В королевстве зеркал»
Программное содержание:
- расширять пространственное представление детей;
- закреплять понятие о геометрических фигурах;
- упражнять в счете;
- формировать элементы логического мышления;
- тренировать в длительном удержании внимания;
- развивать мелкую моторику рук.
Материал: круг диаметром 50 см; кукла, картонные камни картинка с изображением домика, составленного из геометрических фигур, квадратный лист бумаги, карточки с изображением геометрических фигур.
Ход занятия:
1. Воспитатель выставляет на стол куклу.
- Жила-была девочка Оля. Она любила смотреть на себя в зеркало, кого она там видела? Конечно себя. Но однажды взглянула и …. себя не увидела. «Куда же делось мое изображение? Где его искать? – спросила себя Оля. И, подумав, ответила: «Ну, конечно, в Королевстве зеркал!» Отправилась Оля в путешествие по этому королевству. А мы вместе с ней, В пути нам будет помогать волшебное колесо. (Выставляет вырезанный круг).
2. Воспитатель: «Посмотрите, наша дорога завалена камнями. Чтобы пойти дальше, их надо разобрать. Для этого выполните задания:
- разобрать завал и сосчитать, сколько камней на дороге?
…Отправились мы дальше. А на дорожке стоит зеркало. В нем отражается часть дорожки. Какая? (левая, правая).
- выложить этот же узор с левой стороны.
…В лесу на полянке, живут геометрические фигуры! У них есть озорное
зеркало? Почему озорное? Если желтый квадрат смотрит на себя в такое
зеркало, то видит желтый круг (показ карточки), если на себя смотрит
красный квадрат, то он видит - красный круг.
…Идём мы по дорожке дальше. На небе появились сказочные звёзды. А вот и зеркало, в нем отражается кусочек звездного неба.
- Запомните расположение звезд, расставьте «звезды» на своей карточке.
Тогда по звездам мы сможем продолжать путь.
Физминутка. «Любопытная Варвара».
…Идет Оля дальше, а мы за ней. Снова на пути у нас зеркало. Нарисуйте зеркальное отражение картинок, которые художник забыл нарисовать. (Прикрепляет к сектору незаконченный рисунок.)
…Идем дальше. Вдруг Оля кричит: «Ура!» Она видит свой дом, откуда
отправилась в путешествие по Королевству зеркал. (Прикрепляет к сектору круга картинку, с изображением дома.) Но войти в дом она не может – забыла код.
…Давайте поможем девочке.
…Первая цифра кода, обозначает количество точек на рисунке (7).
- следующая цифра обозначает количество квадратов (4).
- за ней идёт цифра, обозначающая количество кругов (1).
Молодцы справились с заданием.
3. Итог занятия.
Кукла Оля прощается с детьми.
Конспект занятия по экологии
Тема» «Живая и неживая природа»
Программное содержание:
- Формировать умение детей отличать объекты живой природы от объектов.
- Упражнять в умении детей определять живые объекты природы при помощи конкретных примеров.
- Закрепить, что всё живое питается, движется, дышит и размножается.
- Воспитывать любовь к природе.
Материал демонстрационный. Иллюстрации на тему: «Природа». Репродукции (пейзажи).
Материал раздаточный: Карточки с изображением объектов живой и неживой природы.
Ход занятия.
1. Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Дом под крышей голубой». Словно крыша над землёю
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса
— О чём рассказывается в стихотворении? (Природе).
— Что такое природа? (Окружающая среда, то, что существует без
помощи человека.)
— Назовите объекты природы?
2. Сегодня дети вы узнаете, что природа бывает живая и неживая.
Живая природа это та, что питается, движется, дышит и
размножается.
— Разделите карточки с объектами природы на живую природу и
неживую. (Работа у доски.)
Индивидуальная работа:
—По каким признакам они делают? Например:
— Почему всех животных вы поставили на полочку, где находится живая природа? (Ответы.)
— Какие детки бывают у разных животных?
— Что едят животные.
— Чем дышат животные?
— Как движутся они?
Физкультминутка. Игра «Живая и неживая природа».
Если назван объект живой природы, дети двигаются. Если назван объект неживой природы, дети замирают.
3. Теперь докажем, что растения, тоже живая природа.
— Назовите растения, какие вы знаете?
— Какие растения есть у нас в группе? Предлагаю рассмотреть бальзамин.
— Питается ли растение? (Ответы.) Да, растение тоже питается: мы поливаем их?
— Что будет, если растение не поливать?
Подкармливаем растения специальными смесями, то есть, кормим и поим их. Все растения питаются ещё за счёт почвы.
— Растёт ли растение?
— Каким оно было летом больше или меньше?
— Да, растение тоже движется, но только не так как мы привыкли: оно тянется вверх. Понаблюдать, вместе с детьми, куда повёрнуты листья растений в нашем уголке природы.
Растения дышат, но тоже по – другому, чем люди и животные: через специальные дырочки, они очень маленькие, расположенные на листьях.
— Бывают ли у растений детки?
Да, правильно мы разводим комнатные растения при помощи отводок, корешков, ростков.
— Покажите, какие детки бывают у кактусов и каланхоэ. А теперь обратите внимание на картину «Портрет природы».
— Докажите, что на ней изображена живая и неживая природа? —Почему люди, животные, растения – это живая природа? —А облака, горы, воздух, река, почва и т. Д. – неживая природа?
Вывод. Значит, мы сегодня узнали, что есть природа живая и неживая. Живая природа это то, что движется, питается, размножается и дышит.
Итог занятия. Неживая природа – это окружающая среда, существует без помощи человека.
— К акие детки бывают у разных животных?
— Что едят животные.
— Чем дышат животные?
— Как движутся они?
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Чей листок?»
Дидактическая игра «Чей листок?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Чей листок?» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...
Педагогическое кредо современного воспитателя
Педагогическое кредо современного воспитателя Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев… Необходим гид...
Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа)
Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа) Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном...