Проект «Дикие животные родного края»
Участники проекта: воспитатель, родители, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: ноябрь 2016 г. – январь 2017 г.
Актуальность:
В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о них.
Мы взяли для знакомства природу Подмосковья, потому что считаем, что изучение нужно начинать со своей малой родины. Дошкольники имеют небольшое представление о ней и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное. Это еще один актуальный вопрос, над которым мы работаем в данном проекте.
Запланированные нами мероприятия развивают кругозор детей, способствуют воспитанию доброго и заботливого в жизни человека, любящего все живое, родной край, свою Родину.
Цель: развивать познавательно-исследовательские и творческие способности дошкольников, накапливать знания о диких животных родного края в процессе работы над проектом.
Задачи.
- Закрепить понятие «дикое животное».
- Дать представление о разнообразии животного мира Подмосковья.
- Познакомить с наиболее распространенными дикими животными нашего края, их характерными особенностями, внешним видом, образом жизни.
- Познакомить с понятием «Красная Книга», животными Подмосковья, занесенными в нее.
- Научить анализировать, сравнивать, делать выводы, исходя из полученных наблюдений, знаний о живой природе.
- Использовать полученные знания о животных в продуктивных видах деятельности («Лепке», «Аппликации», «Рисовании»).
- Воспитывать любовь, бережное, внимательное отношение к животному миру.
- Развивать познавательный интерес, любознательность к природе родного края.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты:
Для детей: получение знаний о диких животных родного края, развитие интереса к малой родине, познавательной деятельности, воспитание отзывчивости, чуткости, любви к природе.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение современных технологий в работе с детьми и родителями.
Для родителей: укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение в педагогический процесс, приобщение к миру природы.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный.
IV этап – проектирование.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
Выделение проблемы: недостаточно сформированные чувства бережного отношения к природе, слабые знания детей о родном крае, диких животных наших лесов.
Планирование проекта:
1. Мониторинг детей по развитию у них познавательного интереса к животному миру.
2. Совместно с детьми определение цели проекта.
3. Планирование предстоящей деятельности с дошкольниками.
4. Планирование воспитателем разнообразных видов деятельности с воспитанниками.
5. Планирование совместной деятельности с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями детей по теме проекта.
6. Подбор методической литературы, детской литературы (энциклопедии, художественной литературы) по теме проекта; дидактических пособий.
II этап – основной
1. Совместная работа воспитателя, родителей и детей в создании раскладушки «Животные родного края».
2. Создание Красной книги диких животных родного края.
3. Беседа «Животные родного края».
3.Занятие на тему «Дикие животные».
4. Заучивание стихотворений: «Лиса» Т. Патракеевой, «Упрямый олененок» А. Барто; загадывание и отгадывание загадок о диких животных; составление описательных рассказов об игрушках (дикие животные) на занятиях по развитию речи.
5. Чтение рассказов и сказок о диких животных: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», латышская сказка «Лесной мишка и проказница мышка», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Д. Хармс «Храбрый еж», Е. Чарушин «Волчишко», русская народная сказка «Лиса и заяц».
6. Конкурс чтецов на тему «Мое любимое животное».
7. Рисование «Животные нашего края».
8. Лепка «Лесные жители».
9. Аппликация «В лесу» - коллективная работа.
10.Упражнение в счете животных, сравнение их по величине, расположении в пространстве на занятиях по ФЭМП.
11. Инсценировка русской народной сказки «Медведь и лиса».
13. Конструирование «Теремок для всех зверей».
14. Игры с водой «Поймай рыбку для мишки».
15. Подвижные игры: «Хитрая лиса».
III этап – заключительный
КВН «Такие разные животные».
Презентация проекта.
Рефлексия.
Совместный анализ проведенной деятельности.
Обсуждение результата, действий каждого.
Использованная литература.
1. С. Н. Николаева. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. - – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
2. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
3. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008.
5. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. Стихи и рассказы о животном мире. – М., 2005.
6. С.А. Васильева, В.И. Мирясова. Мир животных: дикие и домашние животные средней полосы России. – М., 2008.
7. Моя первая энциклопедия животных. – М., «Эксмо»,2007.
8. Все о животных. Энциклопедия для детей. – М., «Махаон», 1999.
Читайте также |
---|
Использование Интеллект-карт в ДОУ
Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...
Путешествие в страну Геометрию
Путешествие в страну Геометрию Задачи: Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц, содействовать профилактике плоскостопия. Развивать двигательные способности и физические качества. Формировать умения...
Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…
Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...