Проект «Зимующие птицы родного края»

 

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо…

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло…

А. Яшин.

 

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тема проекта «Зимующие птицы родного края» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

1. Рекомендации на совместные прогулки:

Совместно с ребенком сделать кормушку.

Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I. Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».

Настольные игры: «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», «Лото».

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».

Театрализация: «Где обедал воробей».

Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

II. Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов; учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

ФЭМП.

Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

III. Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

IV. Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

V. Наблюдение за птицами зимой. Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями, наблюдение за зимующими птицами.

VI. Труд: изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

VII. Коммуникация. Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".

VIII. Творческое рассказывание. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

IX. Художественное творчество:

Рисование «Синички».

Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – рисование тычком.

Аппликация «Сидят на ветке птички: снегири, синички».

Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.

X. Музыка. Аудиозапись «Голоса птиц»

XI. Работа с родителями: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»

Ожидаемый результат.

Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Улучшение предметно-развивающей среды.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных зимних условиях.

Приложения:

Рисование «Совушка – сова»

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;

Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Вызвать интерес к рисованию зимующей птицы – совы.

Развивающие задачи:

Развивать элементарные навыки работы с углем;

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;

Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях чувство прекрасного  через изобразительное искусство;

Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Раздаточный материал: листы плотной бумаги формат А4, уголь, простые карандаши, салфетки бумажные, влажные салфетки, листы бумаги 10*10 для пробного рисования углем.

Ход НОД

Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, здравствуйте! Сегодня по дороге в детский сад я встретила Художника из сказки о Незнайки и его друзьях. А чем же занимается Художник?

Дети: рисует.

Воспитатель:

Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской нашего художника?

Дети: да.

Воспитатель:

Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять

Мастерская встречай наших ребят!

Основная часть.

Воспитатель:

Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской. Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,  и написанные картины. У Художника есть вот такой красивый сундучок, в нем лежат нужные для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать, а попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы

Натюрморт или пейзаж

Деревянный тонкий длинный

Я волшебник ….(карандаш)

Дам подсказку - краска я ,

Скажу без скромности друзья

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всем знакома ... (акварель)

Напишу я объявленье

И открытку-поздравленье.

Рисовать плакаты мастер

Потому что я ... (фломастер)

Ребята, для чего нужны эти предметы?

Дети: они нужны для того, чтобы рисовать.

Воспитатель:

Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет. Давайте посмотрим, что же это?

Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям.

Воспитатель:

Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Воспитатель:

Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи. Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки и наброски.

Воспитатель:

Углем рисовали великие художники.

Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Воспитатель:

Вот картина, которая называется «После концерта». Ее автор Михаил Александрович Врубель. Эта картина не была закончена, художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Иван Иванович Шишкин «Заросший пруд»

Воспитатель:

А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича. Картина выполнена углем и мелом.

Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»

Воспитатель:

Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

А вы хотите научиться рисовать углем?

Дети: Да.

Воспитатель:

Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую гимнастику «Две сороконожки»:

Две сороконожки бежали по дорожке

две ладошки рядом шевелят пальцами

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

две ладошки замерли

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

пальцы левой и правой рук обнимают друг друга

Что мы еле их разняли.

руки в замке рассоединяются

Практическая часть

Воспитатель:

Пальчики разогрели, можно приступать к работе. Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным, чтоб   не испачкать свою работу. У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе. На нем нарисована геометрическая фигура карандашом. Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.

Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет еле заметна.  Получился квадрат.

Чтобы его закрасить нужно взять   салфетку, смять ее и растушевать или по-другому растирать получившиеся линии.

приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10

Воспитатель:

Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный  лист   бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину.

А рисовать мы будем Совушку – Сову.    

У совы - большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова — хищник, который охотится только ночью. Природа наградила эту птицу одной особенностью:  огромные глаза совы не любят яркого дневного света, и, если ее вытащить из гнезда днем, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте.   У птицы есть острые когти и кривой клюв. Большинство этих хищных птиц питаются исключительно грызунами и приносят этим огромную пользу. Ночью бесшумно сова пролетает над ночной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло.

Воспитатель предлагает изобразить эту удивительную птицу и вместе с детьми обсуждает по иллюстрации особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперение.

Этапы выполнения работы

Начинаем с туловища, какое оно по форме? (Большой овал.)

Какую часть я рисую дальше? Какой формы голова? (Овал поменьше.)

По бокам головы у птицы пучки удлиненных перьев - ушки.

Что находится по бокам туловища? (Крылья.)

Объясните, почему у этих птиц такие большие глаза? (Правильно,  природа наделила сов острым зрением в ночное время, поэтому их глаза напоминают фонарики.)  

Осталось показать острый клюв. Какой он формы? (Треугольник, который смотрит вниз.)

Скажите, а может птица находиться в воздухе со сложенными крыльями? Значит, … (Сова сидит на ветке.)

Можно изобразить коготки, птица цепляется за ветку.

А сейчас последнее задание и ваши совушки станут, как настоящие. Вы нанесёте на тело совы перышки разными способами и они станут у вас такими (показ образцов).

Физкультминутка «Сова»

Дети складывают ладошки под наклоненную голову — «спят», глаза закрыты.

В лесу темно,

Все спят давно,

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит

Да вдруг — как полетит.

Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?

Нам пора возвращаться в детский сад.

Закрывайте глазки.

Раз, два, три в садик деток всех верни!

В свободное время можно предложить детям поиграть в  игру «Совушка-сова».

Одному из детей надевается шапочка — маска совы. Сова сидит на стульчике (в дупле).

Дети-птички выбегают в центр свободного пространства группы — «на полянку», летают.

Совушка-сова, большая голова,

Днем крепко спит, на дубу сидит.

А как ночь настает,

Просыпается,

На охоту собирается.

Летит, кричит: «У-у-у!».

Сова вылетает, птицы замирают на месте. Сова ищет детей, которые шевелятся, и забирает с собой в дупло.

Рисование «Снегири»

Цель:

1. Знакомство с зимующими птицами;

2. Рисование в технике тычка щетинистой кистью.

Задачи:

Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах;

Вызвать интерес к рисованию стайки птиц в технике тычка;

Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска);

Знакомить детей с понятием цвета и композиции;

Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием.

Материалы и оборудование:бумага А4, гуашь, кисти щетинистые, кисти беличьи, ватные палочки.

Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей; чтение и разучивание стихов о птицах.

Ход НОД:

Воспитатель:

Вводная часть

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

Ребята, я вижу здесь птиц (на мольберте предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птицы улетели.

Рассматривание стенд с иллюстрациями птиц.

Отгадайте, что за птица?

1. Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок. (Воробей.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

4. Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не снегирь.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст.)

Ребята, а каких еще зимующих птиц вы знаете? (вороны, голуби, галки, синицы, сороки, совы, дрозды).

Верно. Птицы в природе делятся на перелетных и зимующих. К зимующим также относятся: глухарь, тетерев, свиристель (показ иллюстрации названных птиц).

Среди зимующих птиц есть кочующие, например, синица. Летом она живет в лесу, а с наступлением холодов селятся ближе к людям, для того, чтобы прокормиться и пережить суровое время.

А вот зимующая птица клест в холодное время выводит еще и птенцов. Для этих птиц холод не страшен, самое главное для них, чтобы было достаточно пищи, пища как бы "греет" их изнутри. Зимой клестам доступны семена ели, ими клесты и кормятся.

Основная часть

На мольберте – иллюстрации стайки снегирей на ветках рябины и среди еловых веток.

Выбегай поскорей,

Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес…

Снегири - очень красивые птицы, живущие стайкой. Давайте вместе рассмотрим снегирей. Птица эта чуть крупнее воробья, очень плотного сложения. У нее голубовато-серая спинка, черная шапочка, крылья и хвост. У самцов ярко-красная грудка. А у самок - серая.

Какой формы и цвета клюв? Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (чтобы доставать семена из шишек).

Как вы думаете, чем еще может питаться снегирь? (засохшими ягодами рябины, личинками).

Видели вы этих красивых птиц? Ведь иногда они прилетают в город, поближе к людям в поисках пищи. И остаются очень благодарны всем тем, кто подкармливает их, развешивая кормушки и насыпая зернышки и семечки.

У нас тоже на участке висит кормушка, куда часто прилетают разные птицы на обед.

Практическая часть.

Ребята, а теперь я предлагаю вам нарисовать снегирей. Подумайте, как расположить птиц.

Вы можете нарисовать двух птиц и больше, но помните, чем больше количество птиц, тем меньше должен быть их размер.

Вспоминайте, как мы рисуем щетинистой кистью? (набираем немного краски, затычковываем внутри контура).

Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой.

Клюв, лапки и глаз рисуем простыми кистями.

Ваши снегири сидят на ветвях рябины –гуашью изображаем веточки, а для рябиновых гроздей используем ватную палочку.

Звучит спокойная музыка, дети работают. В случае затруднения, педагог подсказывает некоторым детям по ходу занятия.

Физкультминутка

Снегири в лесу кружатся,

На поляну все садятся,

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. Дети встают и машут «крыльями».

Вот и лес. Ура! Ура!

Нам на веточки пора,

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Итог (рефлексия).

Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири. Расскажите, какие приёмы нетрадиционной техники рисования вы использовали в работе при создании картины (дети рассказывают, делятся впечатлениями).

Из ваших работ мы тоже организуем выставку – панораму «Посмотри, посмотри, что за птицы снегири» в нашем саду и пригласим гостей – пусть полюбуются нашими работами.

В началоНазад12ВперёдВ конец


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками Программное содержание: Формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Продолжать учить детей...

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Читайте также

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...

Как правильно обучить дошкольников ПДД

Как правильно обучить дошкольников ПДД Обучение детей правилам дорожного движения остается одной из важнейших задач дошкольного воспитания и образования. С каждым...

Утренник без стресса

Утренник без стресса Малыш объявляет, что будет на утреннике Снежинкой или Зайчиком. Для крохи это событие, а для родителей — сплошь...