Проект «Моя Россия»
(Система организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды деятельности)
Краткая аннотация проекта
Русская народная культура является богатейшим материалом для введения ребёнка в мир искусства, формирует умение видеть красоту и гармонию окружающего мира, способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение, способствует нравственно-патриотическому воспитанию. Приобщение детей к истокам русской народной культуры способствует познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, социально-коммуникативному развитию детей. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность. Поэтому я считаю необходимым довести до сознания дошкольников, а также их родителей и педагогов ДОУ, что мы все являемся носителями русской народной культуры, должны как можно больше узнать о ней и рассказать другим.
В результате реализации проекта дети и их родители:
- Расширят представления о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, игры;
- Познакомятся с различными жанрами русской народной сказки, былинами, хороводами, пословицами и поговорками, песенками и закличками, т.е. с устным народным творчеством (в форме рассматривания, рассказывания, чтения, заучивания, театрализации);
- Познакомятся с художественными промыслами (Гжель, Хохлома, Каргополь, Ордынское и т.д.) в виде продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование, раскрашивание)
- Овладеют навыками ориентирования на карте России, Новосибирской области, города Новосибирска;
- Расширят свой кругозор с помощью бесед и рассказов из научно-познавательной и методической литературы, рассматривания демонстрационного материала, просмотра различных телепередач, настольно-печатных и дидактических игр, из посещений различных экскурсий, выставок в музеях и по городу и т.д.
Повысится профессиональный уровень педагогов на семинарах – практикумах.
В проект будут включены:
1. Перспективное планирование русских подвижных игр.
2. Тематический годовой план посещений «русской избы».
3. Конспекты интегрированной НОД с детьми среднего возраста.
4. Информационные листы для родителей.
5. Консультации для педагогов.
6. Русские календарные игры, считалки.
7. Детский проект «Путешествие по летним русским народным сказкам» (младший возраст).
Длительность проекта: 3 года.
Постановка проблемы
Ещё несколько лет назад современное общество переживало нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в непосредственно-образовательной деятельности и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. И, сейчас, в наше время, с уверенностью можно сказать, что до сих пор, большинство из нас, молодёжь, к сожалению, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой, прошлым своего народа. Как жили русские люди? Как они работали и отдыхали. Что их радовало, а что огорчало и тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем и как украшали свой быт? Какие у них были праздники?.. Поэтому нет другого выхода из сложившейся ситуации, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала – носителя русской культуры.
Приступая к работе над этой темой, мы с детьми выяснили, что они знают о своей Родине, чтобы им хотелось узнать и откуда они будут это узнавать (модель трёх вопросов), т.е. мы наметили план действий и приступили к его осуществлению. Дети имели низкий уровень сформированности знаний о предметах быта, праздниках, традициях, разных видах народно-прикладного и устного творчества, народных играх, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. (Приложение №1)
Исходя из данных анкетирования родителей (Приложение №2), можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненно-важных ценностей. Опрос родителей показал, что 91% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но не знают как это сделать.
Поэтому актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей с младшего дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственного развития и воспитания духовно развитой личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Вся система работы включает в себя поэтапное (3 этапа: 1 этап – младший возраст, 2 этап – средний возраст, 3 этап – старший возраст) постепенное воспитание и развитие ребёнка на традициях русской народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно – эстетического цикла через интеграцию художественно – творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.
Цель проекта
Создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста, их родителей, педагогов ДОУ к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта
1. Уточнить и расширить представления детей о своей малой и большой Родине.
2. Формировать понимание различий в культуре, традициях, национальных особенностях людей, живущих в России.
3. Раскрыть понятие «русский народ».
4. Познакомить с понятием «русская народная культура».
5. Развивать нравственно-патриотические чувства детей к своей Родине – России.
6. Формировать основу толерантности.
7. Пополнить и активизировать словарь детей за счёт пословиц, поговорок, потешек, песенок, сказок, колыбельных, хороводов, игр русского народа.
8. Стимулировать развитие познавательных, творческих и организаторских способностей, изонавыков.
9. Создать в группе соответствующую развивающую среду.
10. Составить перспективный план русских подвижных и календарных народных игр на все возраста.
11. Составить тематический годовой план посещений «русской избы» на все возраста.
12. Составить и провести цикл НОД с детьми среднего возраста.
13. Подготовить консультационный материал для родителей.
14. Подготовить и провести консультации и семинары для педагогов.
Разработка методов реализации проекта
Реализация проекта, а именно, апробация его, как модели, рассчитана на 3 года (3 возраста детей, каждый год по 9 месяцев и будет проходить в 3 этапа.
Подготовительный этап – создание в группе развивающей среды; написание перспективного годового плана на каждый возраст; проведение диагностических мероприятий; изучение методической литературы и составление интегрированных циклов НОД; оформление методического материала для родителей.
Основной этап – организация НОД для детей; интеграция всех видов детской деятельности с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры; консультации для родителей; семинары для педагогов; выполнение детьми и их родителями творческих заданий; оформление выставок детских работ; создание мини-музея предметов народного быта («Русская изба»).
Заключительный этап – проведение диагностических мероприятий; организация выставки по итогам выполнения творческих заданий детьми и взрослыми: игрушки художественных промыслов, изготовленные детьми и родителями (Дымково, Каргополь, Хохлома, Ордынское и т.д.); книжки-малышки «Народная игрушка» и «Моя любимая русская сказка»; стенгазеты (фотоальбомы) «Мой любимый Новосибирск»; энциклопедия «Как жили люди на Руси?»; сборник пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок русского народа; сборник рассказов «Что я видел(а) по дороге в Москву?»; разработки экологического микроландшафта «Русская деревня» на территории участка средней группы; куклы в национальных костюмах; макет русской избы.
№ | Виды деятельности | Участники проекта | Место проведения | Сроки |
1.
|
1 –й этап – подготовительный
Создание в группе развивающей среды: пополнить
*«Центр изодеятельности» образцами игрушек народных промыслов, различными материалами (глина, пластилин, гуашь, крупа и т.д.), раскрасками с изображением русских людей в национальных костюмах, предметов утвари и народного быта, трафаретами и переводками; * «Центр музыки» - народными инструментами (их изображениями); * «Центр театрализованной деятельности -различными видами театров»; * Библиотека» - книгами с устным народным творчеством. |
Воспитатели
|
Группа
|
1-2-я неделя сентября
|
2.
|
Проведение диагностических мероприятий
|
Воспитатели
Логопед Инструктор по физическому воспитанию Руководитель изостудии |
Группа
Логопедический кабинет Спортивный зал Изостудия Музыкальный зал
|
2-я неделя сентября
|
3.
|
Написание перспективного тематического годового плана на каждый возраст | Музыкальный руководитель | Методический кабинет
|
|
4.
|
Изучение методической литературы
|
Воспитатели
Методист |
Группа Методический кабинет | 3-я неделя сентября |
5.
|
Составление конспектов интегрированных циклов непосредственно – образовательной деятельности
|
Воспитатели
Методист Специалисты ДОУ |
Группа
Методический кабинет
|
|
6.
|
Оформление информационных листов для родителей
|
Воспитатели
Методист |
Группа
Методический кабинет |
|
1.
|
2-й этап – основной
Организация непосредственно – образовательной деятельности для детей
|
Воспитатели
Дети Специалисты ДОУ
|
Группа
Музыкальный зал Спортивный зал Изостудия Спортивная площадка |
С 3-й недели сентября по 4-ю неделю апреля
|
2.
|
Интеграция всех видов детской деятельности; беседы, игры, продуктивная деятельность, экскурсии, театрализация, посещение музеев, просмотр различных познавательных телепередач, чтение и рассматривание художественной литературы и познавательных энциклопедий и т.д. с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры.
|
Воспитатели
Дети Родители Специалисты ДОУ Методист Администрация
|
Группа
Музыкальный зал Спортивный зал Изостудия Спортивная площадка Музеи Достопримечательности города |
|
3.
|
Проведение педагогических консультаций и вывешивание информационных листов для родителей:
* « Патриотическое воспитание дошкольника»; * « Из истории российской городской геральдики»; * «Знакомьтесь – мой Новосибирск родной» (символика города); * «Район, где я живу»; * «Народные промыслы России»; * «Творческие способности ребенка»; * «Расскажи мне… Устное народное творчество России»; * «Игра в жизни вашего ребенка»; * «Давай поиграем…Русские народные игры»; * «Прочитайте детям» (перечень художественной литературы о Родине); * «Это надо знать!» (символика России); * «Единство детского сада и семьи». |
|||
4.
|
Организация творческих заданий для детей и родителей
|
Воспитатели
Дети Родители |
Группа
Дом ребенка
|
|
5.
|
Проведение консультаций и семинаров для педагогов:
* «Использование проекта как эффективного метода работы с детьми по развитию их познавательных и творческих способностей» на примере детского проекта «Путешествие по летним русским народным сказкам»; * «Знакомство с методической литературой, используемой в реализации проекта»; * Привлечение специалистов ДОУ (музыкального руководителя, руководителя изостудии, учителя – логопеда, педагога- психолога, инструктора по физическому воспитанию) к реализации проекта (игры, беседы, продуктивная деятельность, праздники, досуги, развлечения); * Презентация детского проекта «Путешествие по летним русским народным сказкам»; * Примерный конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» на тему: «Знакомим детей с символикой страны – флаг, герб, гимн»; * Выступление на семинаре на тему «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»; * Выступление на «круглом столе» «Формирование умения сочинять сказки со старшими дошкольниками»; * Выступление на педсовете о реализации запланированных в проекте цели и задач, о том, что получилось, что нет, над чем нужно поработать, планы на будущее. |
Воспитатели
Методист Специалисты ДОУ Дети
|
Музыкальный зал
|
|
6.
|
Оформление выставок детских работ «Вот как мы умеем!» | Воспитатели
Дети Родители |
Групповая приемная
Музыкальный зал Фойе ДОУ |
|
7.
|
Создание мини – музея предметов народного быта («Русская изба»)
|
Воспитатели
Родители Методист Администрация ДОУ |
Выделенное помещение ДОУ
|
|
1.
|
3-й этап – заключительный
Проведение диагностических мероприятий; |
Воспитатели
Дети Специалисты
|
Группа
Логопедический кабинет Музыкальный зал Спортивный зал Изостудия |
1-2-я неделя мая
|
2.
|
Организация выставки по итогам выполнения детьми и их родителями творческих заданий:
* Изготовленные детьми и родителями игрушки народных промыслов (Дымково, Каргополь, Ордынское, Хохлома и т.д.); книжки-малышки «Народная игрушка», «Моя любимая русская сказка» * Выставка стенгазет (фотоальбомов) «Мой любимый Новосибирск»; * Энциклопедия «Как жили люди на Руси?»; * Сборник пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок русского народа; * Сборник рассказов на тему «Что я видел(а) по дороге в Москву?»; * Разработки экологического микроландшафта «Русская деревня» на территории участка детского сада; * Куклы в национальных костюмах; * Макет русской избы. |
Воспитатели
Дети Родители
|
Музыкальный зал
|
|
3. | Создание мини – музея предметов народного быта («Русская изба»)
|
Воспитатели
Родители Методист Администрация ДОУ |
Выделенное помещение ДОУ
|
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта дети и их родители познакомятся:
- с различными жанрами русской народной сказки, былинами, хороводами, поговорками, пословицами, песенками, колыбельными, закличками, т.е. с устным народным творчеством (в форме рассматривания, рассказывания, чтения, заучивания, театрализации);
- с художественными народными промыслами (Гжель, Хохлома, Каргополь, Ордынское и т.д.) (в виде продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование, раскрашивание);
- овладеют навыками ориентирования на карте России, Новосибирской области, города Новосибирска;
- расширят свой кругозор с помощью бесед и рассказов из научно-познавательной и методической литературы, рассматривания демонстрационного материала, просмотра различных телепередач, настольно-печатных, дидактических и народных игр, из посещений различных экскурсий и выставок в музеях и по городу и т.д.
Родители группы будут активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в ходе реализации проекта и покажут свои знания, умения и творчество:
1. в анкетировании;
2. в выставках народно-прикладного искусства;
3. в создании энциклопедии «Как жили люди на Руси?»;
4. в создании сборника пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок русского народа;
5. в придумывании рассказов на тему «Что я видел(а) по дороге в Москву?»;
6. в разработке экологического микроландшафта «Русская деревня» на территории участка средней группы детского сада;
7. в создании книжек-малышек на тему «Народная игрушка» и Моя любимая русская сказка»
8. в создании стенгазеты (фотоальбомов) «Мой любимый Новосибирск»;
9. расширят свой кругозор:
- из посещения различных выставок в музеях (краеведческий, художественный, исторический и пр.)
- из экскурсий по городу;
- из просмотра различных познавательных телепередач, чтения и рассматривания энциклопедий дома и в детском саду;
- из посещений библиотеки и интернета;
- из посещений концертов фольклорных ансамблей.
С педагогами ДОУ будут проведены:
* анкетирование;
* консультация «Использование проекта как эффективного метода в работе с детьми по развитию их познавательных и творческих способностей на примере детского проекта «Путешествие по летним русским народным сказкам»;
* выступление на «круглом столе» на тему «Знакомство с методической литературой, используемой в реализации проекта»»;
* привлечение специалистов ДОУ (музыкального руководителя, руководителя изостудии, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию) к реализации проекта (игры, беседы, продуктивная деятельность, праздники, досуги, развлечения);
* презентация детского проекта (театрализованное представление);
* консультация «Примерный конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Знакомим детей с символикой страны – флаг, герб, гимн»;
* выступление на семинаре «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»;
* выступление на «круглом столе» на тему «Формирование умения сочинять сказки со старшими дошкольниками»;
* выступление на педсовете о реализации запланированных в проекте цели и задач, о том, что получилось, а что нет, над чем нужно ещё поработать, озвучить планы на будущее.
В результате проведённых консультаций многие педагоги по-другому станут смотреть на использование проектной деятельности в учебно-образовательном процессе, а также уточнят и расширят свои представления о русской культуре.
Оценка результатов проекта
Оценка эффективности проекта будет отслеживаться по детским работам, по результатам диагностических мероприятий, по участию детей в выполнении групповых и домашних заданий, по их заинтересованности и удовлетворённости от приобщения к истокам русской народной культуры через все виды деятельности.
Активность и заинтересованность родителей можно будет проследить в выполнении ими различных творческих заданий, пополняемости экспонатами мини-музея.
Участие и заинтересованность педагогов будут изучены после проведения «Круглого стола» (викторина) и Родительского клуба.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" «Про…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" «Про любимого котёнка» Интеграция: «Социализация», «Познание». Образовательные задачи: - связная речь: умение составлять рассказ вместе...
Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка»
Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка» Игра является основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности...
Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…
Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...