Детский проект «Шестиногий народец»

Методические рекомендации по реализации проекта

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, инструктор по физкультуре, библиотекарь

Проблема: Почему муравьев назвали «народец»?

Цель: Развитие познавательных способностей детей

Задачи:

  1. Планирование этапов своей деятельности
  2. Развивать стремление детей к самостоятельному получению знаний опытным путем

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок «Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская, «Муравей и голубь» Перевод Вадима Пака, «Отчего у муравья тонкое брюшко?» Алтайская народная сказка, «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе» Юлия Ярмоленко, «Один за всех, а все за одного» Ирина Пивовароввва, «О муравье, который не боялся ни шипов, ни паука» Ондржей Секора , «Как муравьишка домой спешил» В.В. Бианки, выполнение домашних заданий в виде рисунков, семейного коллажа «Муравейник большой дом», просмотр мультфильмов «Флик», «Путешествие муравья».

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап Формирует проблему (цель) Вхождение в проблему
II этап Помогает в решении задачи Объединение детей в рабочие группы
III этап Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование специфических знаний, умений, навыков
IV этап Подготовка к презентации Представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам)

 

1 этап – формирование проблемы

- Ребята, а кто самый сильный на земле? Думаете слон или бегемот? Нет, не угадали! Я вам загадаю загадку:

Сам Еремка мал, да удал.

Незаметно по лесу ходит,

Тяжелее себя ношу носит.

(ответы детей)   (муравей)

- Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в десять раз превосходящие его вес, а слон при весе в пять тонн с трудом может поднять 1,5 тонны.

- Ваня, расскажи нам стихотворение про муравья-силача!

Муравей

Автор: Татьяна Гусарова

Обычный, привычный лесной муравей
Сильней всех животных и даже людей.

Поклажа на тоненьком тельце его
Раз в пять тяжелей муравья самого. 

- Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по смолистому еловому бору, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем- это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте.

- Дашенька, расскажи нам стихотворение.

«Муравьиный терем»

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

(Т. А. Шорыгина)

 

Физкультурная минутка.

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато, какой хороший

Муравьи возводят дом.

- Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника подчас такое, как население небольшого городка - несколько сот жителей!

Правит в муравейнике муравьиная принцесса. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

- Саша, а какое стихотворение знаешь ты? Расскажи, пожалуйста.

С. Михалков

В лесу мурашки – муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник –дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

- Охраняют муравьиный терем муравьи- солдаты, это бесстрашные защитники крепости, готовые не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами.

   Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Введение в проблему

В группу вбегает Незнайка.

- А я сегодня в лесу видел большой муравейник! В нем живут муравьи. Я долго за ними наблюдал. Это так интересно. Одни муравьи несут в свой дом веточки, другие – жуков. Ребята, а почему муравьев назвали «народец»? Почему «шестиногими»?

(дети отвечают.)

На мольберте развешены иллюстрации муравейника, муравья.

- Незнайка, чтобы лучше запомнить, выполни с нами задание.

1

2 этап – помощь в решении задачи

Чтение познавательных рассказов и разучивание стихотворений (смотри приложение)

Объединение детей в рабочие группы:

ПРОГУЛКА
Воспитатель предлагает детям разбиться на небольшие группы и поискать насекомых в разных участках площадки.

Наблюдение за насекомыми

Цель: закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания в разное время суток и разную погоду; развивать наблюдательность, любознательность; активизировать словарь по теме.

Игрушечные персонажи просят найти настоящих живых насекомых и показать, где они прячутся, рассказать почему.

Опыт

Очищенную палочку обмакивают в сахар, опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты.

3 этап – направляет и контролирует осуществление проекта

Изготовление коллажей для украшения веранды, группы.

Издательство газеты «Шестиногий народец» с помощью родителей.

Семейная выставка работ «Муравьишкин дом».

Спортивная эстафета «Муравьишки – трудолюбивый народ» (смотри приложение)

Изготовление макета муравейника.

Формирование специфических знаний, умений, навыков:

Изготовление модели «Стадии развития личинки муравья»

 

Опыт «Муравьиная дорожка»
Тебе потребуются:

- Неглубокая картонная коробка с крышкой

- Кусок стекла или оргстекла, полностью   закрывающий коробку

- Белая краска и кисточка

- Клейкая лента

- Ножницы

- Садовая лопатка или тяпка

- Банка с крышкой

- Садовые перчатки

- Блюдце

- Кусок банана

- Сахарный песок
- Возможно, тебе случалось наблюдать за цепочкой муравьев, идущих от твоего бутерброда, положенного в траву во время пикника. Как муравьи нашли бутерброд? Ответ подскажет этот проект.

 

Схема работы:

2

1. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет.
2. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого.
3. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам.
4. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой.
5. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла.
6. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла.

Результат:

Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение:
Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек.
Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Совет по подготовке отчета:
Покажи на выставке свою коробку с муравьиными цепочками. Если нужно, добавляй муравьям еды. Помни, что муравьи могут жить в неволе без своей королевы несколько дней, потом их надо осторожно вернуть на прежнее место, иначе все они погибнут.
Знаешь ли ты?
С помощью химических сигналов общаются не только муравьи, но и многие другие насекомые. Например, мотылек-самец чувствует самку за несколько километров благодаря своим хеморецепторам - участкам усиков, воспринимающим запах.

4 этап – подготовка к презентации. Представляют продукт деятельности

 

Итоговое занятие по проекту «Шестиногий народец»

Тема: «Муравей»

Задачи:

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.

Развивать мышление.

Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.

Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Ход занятия:

-   Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.

Д/и «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).

Самый трусливый зверь, это … (заяц).

Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).

Самая длинная шея у … (жирафа).

Самая маленькая птица, это … (колибри).

Самые крупные яйца несет … (страус).

Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).

Самая маленькая лошадка, это - … (пони).

Самый быстрый зверь, это … (гепард).

Самые умные животные, это … (обезьяны).

Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

- Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

(ответы детей)

- Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Устройство муравейника

- А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ иллюстраций с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья, смотри приложение).

 

Д/упр «Расставь картинки по порядку»

Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

 

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»

Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

Матка в муравейнике яйца отложила,

Их заботою родня тут же окружила.

Ну а рост муравья дальше продолжается,

И личинки из яиц вскоре появляются.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,

Что личинки муравьев превратятся в куколки

Вот из куколки своей

Вышел новый муравей.

Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

Жизнь муравьев

Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи,появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.

Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

 

Итог занятия:

- Почему муравьев назвали «народцем»?

- Почему муравьев считают самыми сильными?

- Что такое муравейник?

- Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

- Почему муравьи заботятся о тлях?

- Как появляются на свет муравьи?

- Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?

- Зачем муравьям усики?

- Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?

- Чем питаются муравьи?

- Назовите врагов муравьев.

- Почему муравьев называют «санитарами леса»?

 

Используемая литература:

  1. Шоригина Т.А. Насекомые. Какие они?
  2. Калишев В.Б. Погода и народные приметы.
  3. Шоригина Т.А. Осторожные сказки.
  4. Шоригина Т.А. Стихи и сказки о родной природе.
  5. Новогорцева Н.В. Развитие речи детей.
  6. Синицына Е. Логические игры и задачи.
  7. Агеева Д.И. Веселые загадки – складки и загадки обманки.
  8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.
  9. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография.
  10. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 1класс. 1 часть.
  11. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 1класс. 2 часть.
  12. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 2 класс. 1 часть.
  13. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 2 класс. 2 часть.
  14. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс. 1 часть.
  15. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс. 2 часть.
  16. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс. 3 часть.
  17. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Бумагопластика


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности. Театрально-игровая студия

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности. Театрально-игровая студия (с элементами музицирования)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе на тему: «Лопаточки для куклы» Группа: Вторая младшая. Цель: развитие творческих способностей...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Читайте также

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...