Проект «Тайное общество победителей страха»

 

Актуальность проблемы

Страх – одно из четырех базовых человеческих чувств, НЕОБХОДИМЫХ для выживания, это эмоция мобилизующая силы организма перед лицом опасности, это чувство в котором кроется огромная движущая энергия. Но если страх чрезмерен, или подавлен, то он парализует. Противоположность страха — это чувство безопасности, которое с момента развития крохи в утробе матери и в течение всей жизни является особо значимым фактором для нормальной жизни и взрослого и ребенка. Сколько бы вокруг не говорили о том, что детство – лучшее время в жизни, самое и счастливое и беззаботное, на самом деле это не так! Ситуация «детства» сама по себе очень травмотична – ты маленький, ты ничего не решаешь в этом мире и в своей жизни, от тебя как будто ничего не зависит. При это от тебя много ждут, ты много ДОЛЖЕН (стараться, хорошо учится, не огорчать, не злить и наконец РАДОВАТЬ своих родителей). В нынешнее врем, когда очень модным стало «ранее развитие» происходит погоня за детскими успехами, родители таким образом удовлетворяют свои нарциссические потребности. Можно представить в каком напряжении живет маленький ребенок, зная что кто – то из друзей уже читает, а ты нет, кто – то красиво рисует, а ты нет, и мама восхищается не твоими успехами. Дети свято верят в то, что если они не будут «достаточно хороши» их бросят, разлюбят, не будут о них заботиться, они станут не нужны. А для ребенка оказаться брошенным равно погибнуть. Безусловно находясь под таким давление тревоги и страха о нормальном, спонтанном развитии речь идти не может. Снижение уровня детской тревожности является улучшение качества жизни ребенка. В виду вышесказанного работа с детской тревожностью напрямую связанна с работой с родителями.

Таким образом целью данной программы является:

- создание условий необходимых для преодоления детских страхов

- повышение психологической компетентности родителей и педагогов

Сопутствующие задачи:

  1. Установление положительных взаимоотношений ребенка с психологом.
  2. Совершенствования умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  3. Актуализация страхов с целью их коррекции
  4. Снятие поведенческих нарушений у детей (торможение, импульсивность, скованность, возникающих в результате воздействия страхов.
  5. Формирование позитивного образа Я
  6. Поиск новых психологических ресурсов для эффективного развития.

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- снижения количества страхов;

- улучшение взаимоотношений родитель – ребенок.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста их родители и педагоги ДОУ.

Содержание программы.

  1. Диагностический блок.
  2. Информационный.
  3. Развивающе – коррекционная работа с детьми.
  4. Просветительская работа с родителями и педагогами.

Важно отметить, что третий и четвертый блок реализуются параллельно.

  1. Диагностический блок

Цель: изучение нарушений психологического здоровья детей.

Диагностика:

- Тест «Страхи в домиках».

- Тест «Тревожности». (Р.Темлл, М. Дорки, В. Амен.)

2. Информационный блок

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.

3. Практический блок

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

4. Просветительский блок (Приложение 2.)

Цель: поддержка семью, повышение психологической компетентности родителей и педагогов ДОУ.

Требования к ведущему: вести программу могут специалисты психологи, педагоги, психотерапевты, имеющие опыт проведения тренингов в группах взрослых и детей. Поскольку просветительская часть программы основана на теории и практике транзактного анализа, дополнительная подготовка ведущего в этой области является необходимым условием.

Методы и техники используемые в программе:

Основным коррекционным методом выступает сказкотерапия, чтение сказки происходит в середине занятия, затем следует обсуждение услышанного.

Метод выбран не случайно многочисленные исседования показали, что особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.

Кроме того, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Непременным условием проработки страхов является их актуализация: при чтении сказки на какое-то время страх может усилиться. Этого не стоит бояться, так как у малыша происходит близкая «встреча» со страхами и он испытывает и переживает страх вместе с главным героем сказки. Однако эта встреча происходит уже не один на один, ведь рядом находятся надежные и близкие друзья, и конечно психолог, которые помогут справиться, с пониманием отнесутся к страхам ребенка и не будут торопить с победой над ними.

Вспомогательные методы:

  1. Релаксация.

    Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

  2. Концентрация.

    Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

  3. Функциональная музыка.

    Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

  4. Игротерапия.

    Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

  5. Арт-терапия. 

    Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Структура занятия.

Ритуал приветствия, настрой на работу в группе – 10 минуты.

Развивающе-коррекционный этап (чтение и обсуждение сказки, или арт – терапия с последующим обсуждением) - 20 минут.

Подведение итогов и ритуал прощания - 10 минут.

Тематическое планирование практического развивающе– коррекционного блока:

№ Занятия Тема занятия время
1 Начало путешествия в страну не страшных страхов 40 мин.
2 У страха глаза велики 40 мин
3 Если очень захотеть 40 мин
4 Тайное правило 40 мин
5 Наши страхи 40 мин
6 Я больше не боюсь! 40 мин
7 Книга страхов 40 мин
8 Еще одна тайна 40 мин
 

Практический блок

Занятие 1.

Начало путешествия в страну не страшных страхов.

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, повышение уверенности в себе на примере своих достижений, поиск внутренних ресурсов для дальнейшей работы.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Каждое занятие начинается с ритуального зажжения свечки, мягкая игрушка – свободный микрофон, необходимо объяснить детям правило, что на занятиях мы уважительно относимся друг к другу, никого не перебиваем, и говорит тот, у кого в руках игрушка. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д.

2. Упражнение “Росточек под солнцем”

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

3. Чтение сказки «Кенгуренок» (Приложение 1.)

Обсуждение, ответы на вопросы после сказки, психолог говорит о том, что у вас тоже раньше был такой же страх, как у кенгуренка, но вы с ним справились! Несколько лет назад вы так же как кенгуренок боялись отходить от мамы, оставаться в садике, а теперь вы победили этот страх!

4. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки».

Дети делятся своими открытиями на занятии, необходимо дать возможность каждому высказаться, затем дети берутся в кругу за руки и по цепочке передают друг другу тепло (любовь, уверенность, радость.. на каждом занятии можно «передавать» что – то новое). Цепочка начинается с психолога и психологом заканчивается. Затем каждый загадывает про себя желание и вместе задувают волшебную свечки. Занятие завершено.

Занятие 2.

У страха глаза велики!

Цель: раскрытие своего “Я”, Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1).

2. Упражнение “Росточек под солнцем” (смотри занятие №1).

3. Чтение сказки «Подсолнечное семечко»

Обсуждение сказки, ответы на вопросы: чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться? Поиск ресурсов в уже преодоленных детских страхах. Дети приводят свои примеры того, как они чего – то очень боялись, а потом оказалось, что это было вовсе не страшно! (Например, девочка рассказала как она долго боялась сделать манту, а потом оказалось что ожидание прививки было куда страшнее самого укола).

4. Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки». (Смотри занятие №1.)

Занятие 3.

Если очень захотеть…

Цель: актуализация чувства тревоги и неуверенности в себе с целью поисков решения, формирование позитивного образа Я.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, свечка, мягкая игрушка не большого размера.

1.  Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (Смотри занятие №1.)

2. Упражнение “Возьми и передай”

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3. Чтение сказки «Белочка - припевочка»

Обсуждение, ответы на вопросы после сказки: почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки? Поиск ресурсов в том, что дети приводят свои примеры того, как у них что – то получилось после того как они поверили в свои силы.

4. Упражнение “Превращения”

Психолог предлагает детям:

нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;

испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса.

5.  Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки». (Смотри занятие №1.)

Занятие 4.

Тайное правило

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка.

1.  Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (Смотри занятие №1.)

2. Игра “На что похоже моё настроение?”

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Чтение сказки «Случай в лесу». (Приложение 1.)

Обсуждение, ответы на вопросы после сказки. Почему Зайчонку было плохо и грустно? Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

6. Рисование на тему “Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

5.  Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки». (Смотри занятие №1.)

Занятие 5.

Наши страхи

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка, актуализация страхов с целью поиска выхода из него.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, карандаши, фломастеры, альбомные листы, свеча, игрушка.

1.  Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (Смотри занятие №1.)

2. Упражнение “Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись, когда были маленькими.

3. Рисование на тему “Чего я боялся, когда был маленьким.”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

4. Упражнение “Чужие рисунки”

Детям по очереди показывают рисунки “страхов”, только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

5.  Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки». (Смотри занятие №1.)

Занятие 6.

Я больше не боюсь

Цель: преодоление негативных переживаний, актуализация страхов символическое уничтожение страха, поиск стратегий справляться со страхами, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (смотри занятие №1)

2. Чтение сказки «Светлячки» (Приложение 1.)

Обсуждение сказки, ответы на вопросы: чего больше всего боялся Волчонок? Что испытывал Волчонок, когда родители оставили его ночью одного? Опиши словами (подбери синонимы) и покажи (поза, жесты, мимика), как было страшно Волчонку ночью. Чему был рад Волчонок, когда помогал Папе-волку латать крышу? Кто и как помог Волчонку справиться со страхами? Давайте придумаем вместе как еще можно было помочь Волчонку?

3. Упражнение “Страшная сказка по кругу”

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

4.  Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки». (Смотри занятие №1.)

Занятие 7.

Книга страхов

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, карандаши, фломастеры, чистые листы бумаги А4, свеча, игрушка.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (Смотри занятие №1.)

2. Упражнение «Паровозик»

Наше занятие мы начнем с приветствия. Сейчас мы с вами поиграем в "Паровозик". Это не простой паровозик. Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровиком? Отлично! После того как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет вагончиком и 'его помогать новому паровозику повторять его имя. (Цель игры — 'строить детей на работу в группе.)

Отлично!

Наш поезд останавливается на станции "Художественная". Все, прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Из вагончиков выходят не девочки и мальчики, а художницы и художники.

3. «Книга страхов»

Сегодня вы будете рисовать иллюстрации к "Книге страхов". Садитесь за столы и придумывайте свои картинки. (Цель — развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.) Когда все работы будут закончены, предложите детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Когда первый ребенок закончит рассказ, предложите всем, в том числе и автору, придумать, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал или стал менее страшным.

У вас замечательно получилось побороть страхи!

4.  Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки». (Смотри занятие №1.)

Занятие 8.

Еще одна тайна

Цель: преодоление негативных переживаний, актуализация страхов символическое уничтожение страха, поиск стратегий справляться со страхами, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, свеча, игрушка.

1. Ритуал приветствия, зажжение волшебной свечи. (Смотри занятие №1.)

2. Упражнение “Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

“Я люблю…”, “Меня любят…”, “Я не боюсь…”, “Я верю..”

“В меня верят…”, “Обо мне заботятся…”

3. Чтение сказки «Случай в сказочном лесу». (Приложение 1.)

Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы, беседа о том, что иногда страшное вовсе не страшное, почему некоторые люди хотят казаться злыми? Какие они на самом деле? Приведите пример из жизни.

4. Игра “Комплименты”

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: “Мне нравится в тебе…” Принимающий кивает головой и отвечает: “Спасибо, мне очень приятно!”

Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

5.  Ритуал прощания, упражнение «Горячие ладошки». (Смотри занятие №1.)

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс по созданию дидактического пособия для детей дошкольного возраста от…

Мастер-класс по созданию дидактического пособия для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет МЕМО «Символы России»

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей…

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей младшего дошкольного возраста» Проблема: мою группу посещают дети с ограниченными возможностями...

Творческая лаборатория «В пустыне»

Творческая лаборатория «В пустыне» Возраст детей: подготовительная к школе группа. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: Экосистемы. Программные задачи: - познакомить детей с природой...

Читайте также

Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье…

Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье новоселье» Ведущий: Мы с вами собрались на птичье новоселье. Есть у русского...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных навыков безопасного поведения на улицах...