Проект «По дороге к доброму здоровью»
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы сохранения жизни и здоровья детей с учетом физических и психологических особенностей детей среднего и старшего возраста, определяет основные направления, задачи. План действий и реализации их в течение 4 лет.
Актуальность
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 5 детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Детские шалости с огнем и другие непредсказуемые опасные жизненные ситуации на дороге, на улице, в общественном транспорте, с предметами домашнего быта приводят к гибели детей.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Предполагаемый проект позволит комплексно решить образовательно- воспитательные задачи в области здоровьесбережения дошкольника.
Цели и задачи проекта:
- Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;
- формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
- подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями;
- помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении.
Участники проекта:
- Воспитатели
- дети
- родители
Отношения участников воспитательно-образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и уважения.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережение»
2. Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника
3. Снижение уровня заболеваемости
4. Старший дошкольник должен:
- знать как общаться с незнакомыми людьми
- иметь навыки обращения с опасными предметами в быту
- различать добро и зло, бороться со страхами
- соблюдать осторожность поведения в природе, на улице, на дороге, во дворе
- уметь правильно оценивать обстановку в опасных жизненных ситуациях дома и на улице
- знать значения номеров телефона 01, 02, 03, 04
Формы и методы работы с детьми
- Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
- Игровая форма занятий
- Ознакомление с художественной литературой
- выставка рисунков и поделок
- Сюжетно-ролевая игра
- Наглядная пропаганда
- Утренники, викторины, КВН
- Экскурсии, наблюдения
- Самостоятельная детская деятельность
- Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования
Работа воспитателя с родителями и воспитателями
- Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
- Анкетирование с родителями, сбор информаций
- Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:
а) значение режима дня в жизни дошкольника
б) научим ребенка безопасному поведению на улице и дома
в) детские капризы и их предупреждение
г) закаливаем детский организм
д) вредные привычки взрослых, влияние их на здоровье детей
- Встречи со специалистами: дискуссии (совместное обсуждение проблем)
- Советы и рекомендации
Основные разделы проекта
- Ребенок и другие люди—формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- Ребенок и природа—развитие основ экологической культуры ребенка и формирование бережного отношения к природе.
- Ребенок дома—формирование умения правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.
- Здоровье ребенка—формирование ценностей здорового образа жизни.
- Эмоциональное благополучие ребенка—сохранение физического и психического здоровья детей, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека.
- Ребенок на улице—проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
Лечебно-оздоровительная работа
Физические упражнения |
|
Гигиенические водные процедуры
|
|
Свето-воздушные ванны
|
|
Активный отдых
|
|
Фитотерапия
|
|
Музыкальная терапия
|
|
Пропаганда ЗОЖ
|
|
Коррекция плоскостопия
|
|
Занятия ОБЖ
для детей среднего дошкольного возраста
№ |
Раздел |
Тематика занятий |
Основные задачи |
1 |
Ребенок и другие люди |
1. Кто нас окружает |
Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними |
2. Как себя вести с незнакомыми людьми |
Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок») |
||
3. Когда ты дома один |
Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения |
||
4. Если тебя обидели |
Объяснить детям, как важно доверять своих родным, и при необходимости рассказывав им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких |
||
2 |
Ребенок и природа |
5. Опасные растения |
Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми |
6. Маленький, да удаленький |
Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы |
||
7. Собака бывает кусачей |
Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними |
||
8. Рядом вода |
Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой) |
||
3 |
Ребенок дома |
9. Наши друзья и враги |
Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами |
10. Другие опасности дома |
Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными |
||
11. Пожар — это страшное бедствие |
Объяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара |
||
4 |
Здоровье ребенка |
12. Изучаем свой организм |
Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необхо-димости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.) |
13. Чтобы быть здоровым |
Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности |
||
14. Если ты заболел |
Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью |
||
15. Врачи — наши помощники |
Расширять представления детей о профессии врача, учить осознанию воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять |
||
16. О роли лекарств и витаминов |
Познакомить детей в доступной форме с лечебными средствами. Дать им сведения о нетрадиционных методах лечения. Довести до сознания необходимость лечения |
||
5 |
Эмоциональное благополучие ребенка |
17. Ребята, давайте жить дружно |
Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни |
|
|
18. Всегда ли добрым быть приятно
|
Уточнить знания детей о доброте. Обратить их внимание на негативное явление в нашей жизни — попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости |
|
|
19. Я не трус, но я боюсь
|
Обратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными |
|
|
20. И хорошее настроение не покинет больше нас |
Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его |
6 |
Ребенок на улице
|
21. Вот эта улица, вот этот дом
|
Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания |
|
|
22. Мчатся по улице автомобили
|
Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека
|
|
|
23. Помнить обязан любой пешеход
|
Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни
|
|
|
24. Проезжая часть
|
Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей
|
|
|
25. Проходите, путь открыт
|
Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода
|
|
|
26. Если ты — пассажир
|
Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе |
|
|
27. Где должны играть дети
|
В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части |
Перспективное планирование, занятия ОБЖ для детей старшего
дошкольного возраста
№ |
Раздел
|
Тематика занятий
|
Основные задачи |
1 |
Ребенок и другие люди
|
1. Опасные люди и кто защищает нас от них |
Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми: (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции |
|
|
2. Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними
|
Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях |
|
|
3. Чем опасны малознакомые ребята
|
Объяснить детям, какие неприятности случается при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей |
|
|
4. Если тебе угрожает опасность
|
Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома |
2 |
Ребенок и природа
|
5. Сигналы опасности природы |
Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности |
|
|
6. Когда съедобное ядовитое
|
Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи |
|
|
7. Контакты с животными могут быть опасными
|
Познакомить детей, чем опасны контакты с большими животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами |
|
|
8. О пользе и вреде воды
|
Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде |
3 |
Ребенок дома
|
9. Наши помощники и враги дома
|
Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими |
|
|
10. Пожарная безопасность
|
Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы |
|
|
11. Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения
|
Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04 |
4 |
Здоровье ребенка
|
12. Ценности здорового образа жизни
|
Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним |
|
|
13. Поговорим о болезни
|
Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний |
|
|
14. Изучаем свой организм
|
Продолжать изучать с детьми Устроение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем |
|
|
15. Прислушиваемся к своему организму
|
Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым |
|
|
16. Правила первой помощи. Уход за больными
|
Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больным |
5 |
Эмоциональное благополучие ребенка
|
17. Конфликты и ссоры
|
Познакомить детей с понятиями «конфликт», «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие |
|
|
18. Добро и зло
|
Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих |
|
|
19. Страхи
|
Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать |
|
|
20. Помоги себе сам
|
Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья. Познакомить детей с приемами АТ |
6 |
Ребенок на улицах городах
|
21. Город и улицы
|
Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом безопасности» |
|
|
22. Виды транспорта и спецмашины
|
Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом |
|
|
23. Перекресток и движение
|
Дать детям представление о перспективе. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с милиционером-регулировщиком и ролью его на улице |
|
|
24. Дорожные знаки
|
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам |
|
|
25. Сигнализация машин
|
Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена» |
|
|
26. Правила поведения в транспорте |
Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию |
|
|
27. Сотрудники ГАИ
|
Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГАИ |
Литература:
1. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». З.И.Береснева
2. Основы безопасности детей 5-8 лет. Т.А. Игорыгина
3. Основы безопасности жизнедеятельности. Г.И.Шевченко.
Полную версию публикации и приложения к ней, можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Тема «Ежик готовится к зиме». Конспект организованной образовательной деятельности по…
Тема «Ежик готовится к зиме» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе Цель: рисование Ежа с применением (нетрадиционной техники...
Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»
Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение...
Календарный план воспитательной работы МКДОУ
Календарный план воспитательной работы МКДОУ