Проект «По дороге к доброму здоровью»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы сохранения жизни и здоровья детей с учетом физических и психологических особенностей детей среднего и старшего возраста, определяет основные направления, задачи. План действий и реализации их в течение 4 лет.

Актуальность

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 5 детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Детские шалости с огнем и другие непредсказуемые опасные жизненные ситуации на дороге, на улице, в общественном транспорте, с предметами домашнего быта приводят к гибели детей.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Предполагаемый проект позволит комплексно решить образовательно- воспитательные задачи в области здоровьесбережения дошкольника.

Цели и задачи проекта:

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;
  • формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
  • подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями;
  • помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении.

Участники проекта:

  • Воспитатели
  • дети
  • родители

Отношения участников воспитательно-образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и уважения.

Ожидаемые результаты:

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережение»

2. Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника

3. Снижение уровня заболеваемости

4. Старший дошкольник должен:

  • знать как общаться с незнакомыми людьми
  • иметь навыки обращения с опасными предметами в быту
  • различать добро и зло, бороться со страхами
  • соблюдать осторожность поведения в природе, на улице, на дороге, во дворе
  • уметь правильно оценивать обстановку в опасных жизненных ситуациях дома и на улице
  • знать значения номеров телефона 01, 02, 03, 04

Формы и методы работы с детьми

  • Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
  • Игровая форма занятий
  • Ознакомление с художественной литературой
  • выставка рисунков и поделок
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Наглядная пропаганда
  • Утренники, викторины, КВН
  • Экскурсии, наблюдения
  • Самостоятельная детская деятельность
  • Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования

Работа воспитателя с родителями и воспитателями

  • Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
  • Анкетирование с родителями, сбор информаций
  • Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:

а) значение режима дня в жизни дошкольника

б) научим ребенка безопасному поведению на улице и дома

в) детские капризы и их предупреждение

г) закаливаем детский организм

д) вредные привычки взрослых, влияние их на здоровье детей

  • Встречи со специалистами: дискуссии (совместное обсуждение проблем)
  • Советы и рекомендации

Основные разделы проекта

  1. Ребенок и другие люди—формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  2. Ребенок и природа—развитие основ экологической культуры ребенка и формирование бережного отношения к природе.
  3. Ребенок дома—формирование умения правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.
  4. Здоровье ребенка—формирование ценностей здорового образа жизни.
  5. Эмоциональное благополучие ребенка—сохранение физического и психического здоровья детей, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека.
  6. Ребенок на улице—проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Лечебно-оздоровительная работа

Физические упражнения

  • утренняя гимнастика
  • физкультурно-оздоровительные занятия
  • игровой массаж
  • подвижные игры
  • пальчиковая гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • улучшение осанки, плоскостопия
  • спортивные игры
  • релаксация

 

Гигиенические водные процедуры

 

 

 

  • умывание
  • мытье рук
  • полоскание горла после еды кипяченой водой комнатной температуры

Свето-воздушные ванны

 

 

 

  • проветривание помещений
  • сон при открытой фрамуге
  • прогулки на свежем воздухе
  • воздушные ванны в облегченной одежде

Активный отдых

 

 

 

 

  • игры-забавы
  • дни здоровья
  • каникулы в саду
  • праздники и развлечения

Фитотерапия

 

 

 

 

  • фиточай
  • фитоотвары
  • аромамедальоны
  • витаминотерапия

Музыкальная терапия

 

 

  • музыкальное сопровождение режимных моментов

Пропаганда ЗОЖ

 

  • специальные занятия (ОБЖ)

Коррекция плоскостопия

 

 

 

  • хождение босиком по траве, по гальке, по песку, по асфальтированной дорожке (летом)
  • хождение босиком по ребристой дорожке и по следам из пуговиц

 

Занятия ОБЖ

для детей среднего дошкольного возраста

 

Раздел

Тематика занятий

Основные задачи

1

Ребенок и другие люди

1. Кто нас окружает

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и не­знакомые). Объяснить разницу во взаимо­отношениях с ними

2. Как себя вести с незнакомыми людьми

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»)

3. Когда ты дома один

Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения

4. Если тебя обидели

Объяснить детям, как важно доверять своих родным, и при необходимости рассказывав им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких

2

Ребенок и природа

5. Опасные расте­ния

Познакомить детей с самыми распространен­ными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнако­мыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми

6. Маленький, да удаленький

Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы

7. Собака бывает кусачей

Учить детей правильно общаться с живот­ными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними

8. Рядом вода

Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последст­виям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой)

3

Ребенок

дома

9. Наши друзья и враги

Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электро­приборах и кранах, лекарственных вещест­вах и химикатах). Подчеркнуть необходи­мость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами

10. Другие опасно­сти дома

Рассказать детям об опасностях, подстере­гающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными

11. Пожар — это страшное бедствие

Объяснить детям причины пожара и обра­тить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара

4

Здоровье ребенка

12. Изучаем свой организм

Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необхо-димости забо­титься и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.)

13. Чтобы быть здоровым

Формировать у детей навыки личной гигие­ны (ухаживать за ногтями, волосами, зуба­ми, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности

14. Если ты заболел

Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обра­щались к взрослым за помощью

15. Врачи — наши помощники

Расширять представления детей о профес­сии врача, учить осознанию воспринимать врачебные предписания и строго их выпол­нять

16. О роли лекарств и витаминов

Познакомить детей в доступной форме с лечебными средствами. Дать им сведения о нетрадиционных методах лечения. Довести до сознания необходимость лечения

5

Эмоцио­нальное

благопо­лучие ре­бенка

17. Ребята, давайте жить дружно

Учить детей дружить. Показать им на при­мере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни

 

 

18. Всегда ли доб­рым быть приятно

 

Уточнить знания детей о доброте. Обратить их внимание на негативное явление в нашей жизни — попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости

 

 

19. Я не трус, но я

боюсь

 

Обратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их отрицательное влияние на состояние чело­века. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными

 

 

20. И хорошее на­строение не покинет больше нас

Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его

6

Ребенок на улице

 

21. Вот эта улица, вот этот дом

 

Дать детям представление об улице. Позна­комить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания

 

 

22. Мчатся по улице автомобили

 

Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначе­нием. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека

 

 

 

23. Помнить обязан любой пешеход

 

Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни

 

 

 

24. Проезжая часть

 

Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей

 

 

 

25. Проходите, путь открыт

 

Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода

 

 

 

26. Если ты — пассажир

 

Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе

 

 

27. Где должны играть дети

 

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности пони­мания опасности игр на проезжей части

 


Перспективное планирование, занятия ОБЖ для детей старшего

дошкольного возраста

 

Раздел

 

Тематика занятий

 

Основные задачи

1

Ребенок и

другие люди

 

1. Опасные люди и кто защищает нас от них

Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми: (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Расска­зать о работе сотрудников милиции

 

 

2. Контакты с не­знакомыми людьми и правила поведе­ния с ними

 

Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях

 

 

3. Чем опасны малознакомые ребята

 

Объяснить детям, какие неприятности случается при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей

 

 

4. Если тебе угро­жает опасность

 

Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома

2

Ребенок и природа

 

5. Сигналы опасности природы

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости со­блюдения мер предосторожности

 

 

6. Когда съедобное ядовитое

 

Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи

 

 

7. Контакты с животными могут быть опасными

 

Познакомить детей, чем опасны контакты с большими животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешне­му виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами

 

 

8. О пользе и вреде воды

 

Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполне­ния правил поведения на воде

3

Ребенок дома

 

9. Наши помощники и враги дома

 

Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Доби­ваться, чтобы они четко соблюдали инст­рукции и запреты на пользование ими

 

 

10. Пожарная безо­пасность

 

Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Расска­зать о работе пожарной службы

 

 

11. Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения

 

Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в кварти­ре. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04

4

Здоровье ребенка

 

12. Ценности здоро­вого образа жизни

 

Познакомить детей с основными ценностя­ми здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним

 

 

13. Поговорим о болезни

 

Расширить и углубить знания детей о бо­лезнях (инфекционных и простудных забо­леваниях), их вреде. Убедить в необходимо­сти профилактики заболеваний

 

 

14. Изучаем свой организм

 

Продолжать изучать с детьми Устроение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем

 

 

15. Прислушиваем­ся к своему орга­низму

 

Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Доби­ваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым

 

 

16. Правила первой помощи. Уход за больными

 

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. На­учить детей первоначальным навыкам ухода за больным

5

Эмоцио­нальное благопо­лучие ре­бенка

 

17. Конфликты и ссоры

 

Познакомить детей с понятиями «кон­фликт», «ссора», с причинами их возникно­вения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, нахо­дить примирение и согласие

 

 

18. Добро и зло

 

Учить детей различать добро и зло. Побуж­дать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих

 

 

19. Страхи

 

Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать

 

 

20. Помоги себе сам

 

Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья. Познакомить детей с приемами АТ

6

Ребенок на улицах городах

 

21. Город и улицы

 

Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвиже­ния по улицам. Познакомить с «островом безопасности»

 

 

22. Виды транспорта и спецмашины

 

Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транс­порта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при пере­бежке перед едущим транспортом

 

 

23. Перекресток и движение

 

Дать детям представление о перспективе. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с мили­ционером-регулировщиком и ролью его на улице

 

 

24. Дорожные знаки

 

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять пред­ставление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам

 

 

25. Сигнализация

машин

 

Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рас­сказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена»

 

 

26. Правила поведения в транспорте

Учить детей правилам поведения в общест­венном и личном транспорте. Способство­вать их осознанию

 

 

27. Сотрудники ГАИ

 

Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГАИ

 

Литература:

1. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». З.И.Береснева

2. Основы безопасности детей 5-8 лет. Т.А. Игорыгина

3. Основы безопасности жизнедеятельности. Г.И.Шевченко.

Полную версию публикации и приложения к ней, можно скачать здесь.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тема «Ежик готовится к зиме». Конспект организованной образовательной деятельности по…

Тема «Ежик готовится к зиме» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе Цель: рисование Ежа с применением (нетрадиционной техники...

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение...

Календарный план воспитательной работы МКДОУ

Календарный план воспитательной работы МКДОУ

Читайте также

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В…

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в группе раннего возраста (2-3 года)» В настоящее время вопросы развития...