Педагогический проект «Как луковичка друзей искала»

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца).

По количеству участников: групповой (средняя группа).

Введение

Актуальность проекта:

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Данный познавательно-исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности и формирование у них умений применять новые знания в жизни. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Проблема: Дети обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах.

Описание проблемы

Проблема укрепления и сохранения здоровья детей остается исключительно актуальной. Каждый год уже к концу осени и в зимний период детские сады заметно пустеют. Дети постоянно заражают друг друга вирусам, универсальных вакцин от всех вирусов не существует. К любым вирусным заболеваниям нужно заранее готовиться, повышая, прежде всего, иммунитет у ребёнка. Лук и чеснок являются сильными естественными имуномодуляторами и эффективны в профилактике простудных заболеваний, однако маленькие гурманы обычно отказываются от употребления их в пищу. Детей смущает вкус и запах этих овощей. Многие взрослые задаются вопросом: «Как же научить детей любить полезные овощи».

Педагогическая идея проекта

Педагогическая идея проекта направлена на формирование у детей начальных представлений о сохранении здоровья и воспитания потребности употребления в пищу полезных овощей посредством трудовой деятельности детей и воспитания у них ценностного отношения к результатам своего труда.

Кроме формирования правильного отношения к здоровью, проект способствует воспитанию у детей интереса к окружающему миру. Посадка огорода в группе создаёт условия для приобщения детей к регулярному труду. В процессе трудовой деятельности дети получают полезные знания о предметах и явлениях, материалах и орудиях труда. Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, дети приобретают умение планировать деятельность.

Организация систематических наблюдений за ростом лука, развивает мышление (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять явления). Постановка несложных опытов, регулярные наблюдения и зарисовки формируют у дошкольников пятого года жизни понимание зависимости растущего растения от комплекса условий, в которых оно находится.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки.

Предмет исследования: воспитание потребности употребления в пищу полезных овощей, как средства сохранения и укрепления здоровья

Гипотеза: Авторы предполагают, что воспитание потребности употребления в пищу полезных овощей будет успешно реализовано посредством самостоятельного выращивания детьми огорода, изучения ими полезных свойств лука в процессе познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, а также чтения художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

  • Дети научатся сажать и ухаживать за луком, познакомятся с необходимыми условиями для роста растения.
  • Дети научатся подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой, будут употреблять его в пищу.
  • У детей сформируется знания и представления о строении лука
  • Дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
  • Активизируется взаимоинформирование родителей и воспитателей по проблеме воспитания у детей потребности быть здоровым
  • Повысится внимание родителей к созданию условий для исследовательской и творческой деятельности ребёнка.

Цель проекта: Создание условий для познавательного развития детей, формирование представлений о роли витаминов для здоровья человека, и необходимости включения в рацион питания растительной пищи, как источника витаминов.

Задачи проекта:
  1. Формировать представления о полезных свойствах овощей для сохранения здоровья.
  2. В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о луке как овоще, его значении и использовании человеком.
  3. Формировать представления детей о многообразии растительного мира.
  4. Познакомить детей со строением лука и видоизменением в его строении.
  5. Способствовать формированию навыка посадки мелких луковиц на перо.
  6. Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях.
  7. Формировать представления детей о необходимости света, влаги и почвы для роста луковиц.
  8. Развивать умение наблюдать и делать выводы.
  9. Прививать внимательное и заботливое отношение к общему огороду
  10. Воспитывать потребность у детей в употреблении в пищу полезных овощей.
  11. Воспитывать ценностное отношение детей к результатам своего труда.

Задача детская: вырастить самостоятельно растение для употребления в пищу как средство поднятия иммунитета.

Интеграция образовательных областей:

  Формы работы Задачи
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

– чтение и обсуждение пословиц и поговорок «Лук от семи недуг»

Формирование представлений о необходимых человеку веществах и витаминах. Воспитание потребности употребления в пищу полезных овощей.
«Социально- коммуникативное развитие»

– дидактические, творческие, подвижные игры

– игры – драматизации

– трудовая деятельность (посадка и выращивание лука)

– труд в уголке природы (показ приемов работы, объяснение, напоминание)

Формирование коллективных трудовых качеств. Развитие умения разыгрывать представления по знакомым сюжетам. Воспитание положительного отношения к труду, желание трудиться.
 

– беседы, рассматривание иллюстраций

– трудовая деятельность (посадка и выращивание лука)

Сообщение детям элементарных сведений о лекарствах и болезнях, о профилактике заболеваний, о пользе витаминов. Освоение правил безопасности при посадке растений и использовании орудий труда.
«Познавательное развитие»

– наблюдение за ростом и развитие растения

– исследовательская деятельность (обследование, выявление качеств лука, наблюдение за ростом, оформление результатов).

Развитие исследовательской деятельности детей Расширение представлений о многообразии растительного мира. Знакомить с видоизменением строения лука. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений.
«Речевое развитие»

– ситуативные разговоры с детьми (называние трудовых действий

обсуждение полезных свойств растения, необходимости употребления лука в пищу)

– чтение коротких стихов наизусть

– составление рассказов о луке

– сочинение сказок (детское словотворчество)

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения участвовать в беседе, составлять рассказы. Расширение и активизация словаря. Совершение грамматической и интонационно-выразительной стороны речи.
 

– чтение пословиц, поговорок, загадок, адаптированной литературы о свойствах лука

– рассматривание иллюстраций

Приобщение к словесному искусству.

Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного.

«Художественно- эстетическое развитие»

– продуктивная деятельность (рисование лепка, художественный труд)

– раскрашивание «умных раскрасок»

– оформление книжек-малышек, дневников наблюдений

Формирование интереса к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания о окружающем мире. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.
 

– этюды на выражение различных эмоций.

– Театральное представление «Как луковичка друзей нашла»

Развитие эмоционально-образного исполнения, при разыгрывании сказки. Совершенствование танцевальных движений.

1. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

2. Сроки реализации проекта: февраль-март.

3. Основные этапы реализации проекта:

Этапы проекта Мероприятия Взаимодействие с родителями
  1.  
Организационно-содержательный

– Изучение опыта проектной деятельности в работе с дошкольниками

– Организация предметно-развивающей среды

– Поисковая работа по подбору:

  • иллюстративного материала и фотографий по теме «Лук»
  • литературных текстов (загадок стихов, пословиц)
  • игр, упражнений.

– Составление конспектов, сценариев,

– Круглый стол для родителей «Участвуем в проекте «Как луковичка друзей искала».

– Привлечение родителей к организации огорода в группе (приобретение луковиц, земли, контейнеров).

  1.  
Диагностический

– Выявление всех проблем, которые возможно решить в рамках проекта

 
  1.  
Практический

– Рассматривание иллюстраций, репродукции к картине Поля Сезана «Натюрморт с луком»

– Исследовательская деятельность: «Как пахнет лучок?», «Почему от лука плачут?», «А у лука сто одёжек – строение лука».

– Чтение адаптированной литературы о полезных свойствах лука.

– Чтение и обсуждение пословиц и поговорок «Лук от семи недуг».

– Разучивание стихотворений о луке.

– Просмотр и обсуждения мультфильма «Лунтик. Лук»

– Дидактические игры «Что лишнее?», «Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть», «Составь лучок – разрезные картинки».

– Подвижные игры «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай»

– Посадка лука репчатого на перо

– Изготовление табличек-указателей

– Зарисовка в дневниках наблюдений о росте лука.

– Оформление и презентация дневников наблюдений за ростом лука

– Продуктивная деятельность (рисование, лепка, худ. конструирование)

– Составление рассказов о луке «Как лучок появился на грядке», «Зеленый доктор»

– Сочинение сказки «как луковичка друзей искала»

– Информационный уголок: «Домашний доктор»

– Лит. страничка – «Разучиваем вместе»

– Привлечение родителей к созданию книжек -малышек:

«Подружились мы с лучком» (стихи, загадки, пословицы, сказки о луке)

– Мастер– класс «Делимся вкусными рецептами, ценными советами»

  1.  
Заключительный этап -
подведение итогов реализации проекта

– Оформление выставки детского творчества, «Подружились мы с лучком»

– Фоторепортаж

– Литературная гостиная «В гостях у бабушки Загадушки»

– Составление сценария итогового мероприятия – театрализованного представления.

– Театральное представление

– «Как луковичка друзей искала», дегустация выращенного лука

– Фоторепортаж

«Наш домашний огород»

– «Как у наша луковка росла – презентация дневников наблюдений за ростом лука

– Экспозиция совместного творчества детей и родителей «Лук от семи недуг»

– Презентация выставки детского творчества, фоторепортажа «Подружились мы с лучком»

– Приглашение родителей на театральное представление

сказки «Как луковичка друзей искала»

– обсуждение итогов реализации проекта.

  1.  
Презентативно-внедренческий

– Презентации опыта работы на педагогическом совете

 

 

Приложение 1

Конспект занятия «Посадка лука репчатого на перо в средней группе»

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыка посадки мелких луковиц на перо.
  • с помощью условной мерки отмерить расстояние до бороздки, наметить бороздку поперёк ящика;
  • сделать две лунки по линии бороздки, используя глазомер;
  • опустить лук-севок «по плечики» прижать, присыпать (по необходимости) проверить «ножницами»;
  • опрыскать землю вокруг луковички из пульверизатора.
  1. Упражнять в использовании ранее полученных знаний о луке как овоще, его значении и использовании человеком.
  2. Расширять представления детей о многообразии растительного мира. Знакомить детей с видоизменении строения лука: подземная часть растения – корень стебель, листья. Наземная часть растения – листья.
  3. Побуждать к самоконтролю терпеливому поведению, во время коллективной работы, аккуратности.
  4. Настроить на внимательное и заботливое отношение к общему огороду.

Обогащение и активизация словаря: луковица, лук репчатый, бороздка, лунка, мерка, почва, корень, стебель, опрыскивать, пульверизатор.

Материал.

У воспитателя: модель строения лука, иллюстрации (плоды, листья, стебли, корни) овощей, употребляемых в пищу, карточки с условными изображениями почвы, воды и света. Короб с землёй, соответствующая условная мерка шириной 8 см, палочка с отмеченной меркой на высоте 4.5 см. для формирования лунки, лук-севок.

У детей: короб с землёй один на пять человек, условная мерка, шириной 8с и длиной равной ширине короба, одна на пять человек. Палочки с меркой на высоте 4.5 см., луковица на каждого ребёнка. Пульверизатор один на подгруппу детей. Две таблички с названием и датой посадки.

Организация обстановки.

 

Организация обстановки

 

Предшествующая работа.

Земля перебрана и увлажнена, пересыпана в 2 короба ровным слоем

Беседа о значении лука и его использовании человеком. Рассматривание иллюстраций (плоды, листья, стебли, корни) овощей, употребляемых в пищу. Рассматривание среза луковицы, составление модели строения лука.

 

Предшествующая работа

 

Ход занятия

Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом.

В группе «появляется» доктор Айболит: здоровается с детьми, спрашивает, как они себя чувствуют, не болеют ли. Рассказывает о том, что весна — трудное время для организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. Доктор объявляет детям, что познакомит их с волшебным полезным овощем и загадывает загадку о луке

Он на грядке зеленеет.

Под землёю сам толстеет.

От всех хворей и недуг

Нас спасёт, конечно… лук!

  • Показывает детям луковичку: «Я подарю вам свою знакомую луковичку»
  • Дети благодарят доктора

1 часть

Воспитатель показывает детям луковицы:

  • Ребята посмотрите, наша гостья привела к нам своих друзей. Давайте организуем в нашей группе свой маленький огород.
  • Что выращивают в огороде?
  • Правильно, овощи! Овощами называют все части огородных растений, употребляемые в пищу (воспитатель показывает плоды, листья, стебли, корни).

Затем обращает внимание на модель строения лука:

  • Лук, как и все растения, имеет корень стебель и листья. Но наш лучок необычное растение. Просмотрите ребята, у лука есть наземная и подземная части.
  • Подземный часть - луковица состоит из корня похожего на мочалку, стебля и листьев - сухих и сочных чешуек.
  • наземная часть – листья (зелёные перья).
  • Лук – это непростой овощ, что вы о нём знаете?

Дети рассказывают о значении лука, его лечебных свойствах, о его использовании человеком: источник витамина С, необходимого для укрепления организма после долгой полярной ночи; лечебные свойства лука: запечённая луковица лечит больное горло, луковый сок лечит насморк, заболевания кожи, укрепляет волосы; воины выпивали луковый сок перед сражением, он долго и хорошо хранится зимой и т.д.

  • Молодцы ребята, много полезного и интересного вы знаете о луке,

2 часть. Посадка.

Воспитатель показывает способ посадки лука, сопровождая показ объяснением:

  • для посадки лука необходимо разметить бороздки. Чтобы луковицы посадить равномерно и им было достаточно места, я воспользуюсь меркой.
  • Посмотрите, длина мерки равна длине бороздки, а её ширина – расстоянию между бороздками. Я прикладываю мерку к краю моего короба и с помощью палочки намечаю бороздку. Палочка, погружаясь в почву на небольшое расстояние «шагает» вдоль мерки.

Затем, педагог убирает мерку, демонстрируя получившуюся бороздку.

  • Вот, какая получилась бороздка. Следующую я буду делать так же, приложив мерку к первой бороздке.
  • Теперь необходимо сделать лунки для посадки луковиц. На каждой бороздке будет по две лунки, расстояние от края короба и между лунками я буду определять на глаз, оно должно быть одинаковым (можно поинтересоваться у детей: “почему?”).
  • для формирования лунки я воспользуюсь специальной палочкой. На ней есть отметка, которая мне поможет определить глубину лунки.
  • И так, эту палочку вращая, я погружаю в почву на глубину отметки. Затем, помещаю в неё луковицу, корешком вниз «по плечики», прижимаю и присыпаю землёй.

Можно поинтересоваться у детей: “Что делать, если лунка оказалась слишком глубокой? Что произойдёт, если луковицу полностью засыпать землёй?”

  • Луковица посажена. Мне нужно проверить - как хорошо я это сделала. Для этого я воспользуюсь вот такими «ножницами» (воспитатель складывает пальцы в виде ножниц, предлагает проделать тоже самое детям)
  • «ножницами» пробую потянуть луковицу, если она выходит свободно, значит, луковица посажен плохо и его необходимо прижать лучше.
  • В завершении, немного поливаю. Осторожно опрыскиваю почву вокруг севка из пульверизатора

Посадка лука детьми

Воспитатель приглашает детей подойти к столам. Обращает внимание на то, что они будут сажать вместе общий огород, для всей группы.

  • Для посадки лука приготовлены два короба, поэтому мы будем работать группами.
  • Первая команда (называются дети) будет работать за правым столом с синей табличкой, вторая команда (называются дети) - за левым столом, с жёлтой табличкой.
  • Дети распределяются вокруг столов. На доске вывешивается схема последовательности работы.

 

Посадка лука детьми

 

  • Для каждой команды приготовлено по одной мерке, работать будем по очереди.
  • Чтобы наш общий огород получился красивым и правильным. Необходимо терпеливо дожидаться своей очереди, не торопить и не мешать товарищу. Стараемся работать аккуратно.
  • Дети приступают к посадке лука, педагог оказывает индивидуальную помощь

Заключительная часть.

Дети выполняют уборку своего рабочего пространства, вспоминают название проделанной работы, оценивают результаты, делятся впечатлениями. Помещают табличку с названием и датой посадки. Приглашают доктора посмотреть на их огород. Доктор обходит детей, хвалит их: дарит им условные обозначения «Почва», «Вода», «Свет» - необходимые условия для роста растений.

 

Приложение 2

Театрализованное представление

В огороде, на луковой грядке, среди других луковиц, росла маленькая Луковка.

Каждый день Хозяйка приходила в огород поливала овощи и срывала несколько луковых перышек. А Луковке очень хотелось знать, что же происходит там, за высоким забором. Вот как-то раз Хозяйка забыла закрыть калитку в огород, и любопытная Луковка выскочила из грядки и ушла с огорода.

Много интересного увидела Луковка: здесь была и Курочка с цыплятами, и Козочка с козлятами, и Коровушка. Но больше всех ей понравился Петушок. Он важно прогуливался по тропинке.

«Вот бы с ним подружиться!» - подумала Луковка и подошла к Петушку.

- Петя! Давай с тобой поиграем! – несмело предложила Луковка.

- Вот еще! Я с такими маленькими, у которых семь одежек и все без застежек не играю! – сказал ей Петушок и гордо пошел прочь.

Луковка не очень расстроилась, ведь впереди было столько всего интересного. Она пошла дальше. Недалеко беленькая Овечка ела травку.

- Овечка, поиграй со мной! – попросила Луковка.

- У меня от тебя глаза щиплет. Кто с тобой играет, тот слезы проливает! – ответила Овечка и убежала.

Луковка огорчилась и побрела дальше.

В высокой траве прыгал Барашек.

«Вот кто со мной поиграет!» - подумала Луковка.

- Барашек, можно я с тобой попрыгаю, - попросила Луковка.

- Фу! Ты плохо пахнешь! Уходи! – ответил Барашек.

Луковка заплакала и уже хотела убежать на грядку, в огород. Но услышала, что кто-то хрипло квакает под кустом. Заглянула, а там сидел Лягушонок и хрипло квакал.

- Что с тобой случилось, Лягушонок?

- Прошел холодный дождь, я намочил лапки и простыл, - ответил ей Лягушонок.

- Я тебе помогу! Съешь мое луковое перышко и тебе станет легче.

Съел Лягушонок зеленое луковое перышко и сразу выздоровел.

- Видно правду говорят: от ста недуг нас излечит горький лук! Спасибо тебе Луковка. Давай с тобой играть!

Увидели Петушок,

Овечка и Барашек, как весело играют Лягушонок и Луковка, и попросились в игру. Так Луковка обрела много новых друзей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей» (Подготовительная логопедическая группа, возраст детей 6-7 лет) Программное содержание: - Закреплять навыки правильного и...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «В гости к колобку» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно-...

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы Чистая душа Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка. Ход...