Экологический проект «Рождественская ёлка для птиц»

 

Введение

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.

В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» - своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим. Один из методологических принципов педагогической системы В.А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом».

Отсутствие знаний о зимующих птицах у младших детей. Недостаточный уровень знаний у детей среднего возраста, о том, что Рождество – это не только праздник, торжество, подарки, рождественская ёлка, но и время делать добро. Добрые поступки можно совершать как по отношению к людям так и по отношению к животным, птицам. Зима – это время, когда наша помощь птицам необходима. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

Пояснительная записка

Проект «Рождественская ёлка для птиц» является частью моей рабочей программы духовно-нравственного развития детей младшего возраста. Данная программа отражает тематику, формы организации самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и совместной деятельности с родителями по духовно-нравственному развитию детей 3, 4 лет. В младшей группе в течение года планируется проведение 9 тематических недель среди которых – «Рождество Христово». В рамках недели реализуется краткосрочный экологический проект «Рождественская елка для птиц».

Рождественская елка для птиц - скандинавская традиция. Люди пытаются разделить свою радость в праздник Рождества с другими живыми существами. Непосредственно в Рождество или накануне птицам выносят семена или крошки хлеба. Это примета, что новый год будет удачным. Праздник на улице добавляет веселья празднику в доме.

Визитка проекта

Автор проекта
Фамилия, имя отчество Сазонова Валентина Владленовна
Регион Кемеровская область
Населенный пункт, в котором находится детский сад Поселок Мирный
Название ДОУ МАДОУ №6 «Колокольчик» п.Мирный»
Описание проекта
Тема «Рождественская ёлка для птиц»
Участники проекта Дети младшей группы (2, 3 года)
Краткое содержание проекта
Цель Формирование элементарных представлений о зимующих птицах.
Задачи Учить детей наблюдать за объектами живой природы, следить за сезонными изменениями в жизни птиц. Знакомить с правилами поведения в природе.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, трудолюбие, милосердие.

Вовлечь в проектную деятельность родителей воспитанников.

Основополагающий вопрос проекта Как живется птицам зимой?
Проблемные вопросы проекта Чем питаются птицы зимой?

Поют ли птицы зимой?

Какие изменения происходят в жизни птиц?

Какие птицы остаются зимовать?

Где зимой птицы находят корм?

Где обитают зимующие птицы?

Как можно помочь птицам зимой?

Ты хочешь заботиться о птицах зимой?

Какие правила поведения нужно соблюдать при встрече с птицами?

Виды детской деятельности 1. Игровая деятельность: дидактические, словесные, настольно-печатные игры

2. Познавательно-исследовательская: наблюдения, комментированное рассматривание иллюстративного материала, экспериментирование

3. Самостоятельная деятельность

4. Восприятие художественной литературы и фольклора: заучивание коротких стихов, отгадывание загадок.

5. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация

6. Музыкальная: МРД, слушание музыки, пение.

7. Двигательная: подвижные игры.

Содержание работы с детьми
Игровая деятельность * Игровые упражнения и дидактические игры:

«Назови ласково», «Чья тень?», «Кто что ест?»;

«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; «Кто как кричит?», «Большой-маленький», «Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и назови»; лото «Животные и птицы»; «4 лишний», «Какие птицы прилетели на нашу кормушку?»

Познавательно-исследовательская
  • Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
  • Развивающие занятия на основе лэпбука «Зимующие птицы».
  • Элементарные экперименты: «Что едят птицы?», «Можно ли давать птицам влажный корм?», «Где зимой птицы находят воду?»
Музыкально-художественная деятельность МРД «Воробушки» (венгерская народная мелодия), «Воробей» А.Руббах; «Прилетела птичка» Сл.Ю.Островского, муз. Е.Тиличеевой; «Маленькая птичка» Муз.Т.Попатенко, сл.Н.Найденовой

Инсценировка стихотворения «Доживем до весны»

Двигательная деятельность П/и: «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Совушка», «Найди пару», «воробышки и автомобили», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и воробьи», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».
Трудовая деятельность Выполнение трудовых поручений:

Насыпать корм для птиц, расчистить дорожку к дереву с кормушкой

Продуктивная деятельность * Раскрашивание силуэтов птиц.

* Лепка птичек.

* Рисование «Ягодки для снегирька»

Работа с родителями
  • Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
  • Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц
  • Оформление лэпбука «Зимующие птицы».
  • Организовать консультацию для родителей о правильном подборе корма для птиц.
  • Изготовление листовки «Покормите птиц зимой».
  • Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
  • Выставка кормушек.
  • Изготовление грамот участникам проект
Результат проекта
Дети:
- узнают и называют птиц: голубя, ворону, сороку, воробья, синицу, снегиря;

- знают, чем питаются птицы;

- знают каким кормом нельзя подкармливать птиц зимой;

- знают, как можно помочь зимующим птицам.

Родители:

- изготовили 12 кормушек для птиц;

- предоставили различные виды корма для птиц.

Воспитатель:

- вывесила кормушки, регулярно вместе с детьми подкармливает птиц;

- оформила лэпбук «Зимующие птицы»;

- разработала конспекты НОД, игр, экспериментов;

- разместила фотоотчет на сайте ДОУ

Художественная литература для чтения детям
Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стихотворение О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова;

А. Барто “Скачет шустрая синичка”;

В. Бианки “Синичкин календарь”, “Холодно, в лесу голодно”

Интернет-ресурсы
http://www.regions.ru/news/location-Птицы

http://ptici.narod.ru/ — Птицы России.

Птицы - классификация и виды птиц, уход, кормление, фото птиц



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок»

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок» Звучит музыка, дети заходят в зал, встают в кружочек. Песенка приветствия. Упражнения «Гуляем» Музыкальный руководитель: Ребятки, нас в...

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. На протяжении всего...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...

Обобщение опыта работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного…

Обобщение опыта работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Актуальность: К.Д. Ушинский писал: что воспитание, созданное...