Проект «Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Введение

В настоящее время в связи с последними социальными тенденциями: формированием и распространением фобий среди взрослого населения в связи с неспокойной внешнеполитической обстановкой в России, со снижением авторитета и значимости института семьи и брака для молодежи, нарастающей эмоциональной дистанцированностью в детско-родительских отношениях и сменой ценностей и приоритетов для населения эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста вызывает серьезное беспокойство. Это детерминирует актуальность развития и совершенствования технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Учитывая особенности эмоциональной сферы дошкольников, ее особую роль в развитии ребенка в данный период (доминирование эмоционального интеллекта, непроизвольность и яркость эмоционального реагирования ребенка на происходящее), а также принимая во внимание системный характер развития личности ребенка, можно позиционировать исследование особенностей содержания и применения технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в качестве одного из приоритетных направлений развития дошкольного образования. Однако, в этой сфере наблюдается серьезное противоречие: актуальность изучения и применения данной технологии крайне высока, а исследований в этой области пока недостаточно для реализации всего ее потенциала в этой области. Данный проект ориентирован на разрешение этого противоречия.

Объект исследования: эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Цель проекта: рассмотреть технологию формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и практические аспекты ее применения.

Задачи работы:

1. Дать общую характеристику технологии формирования эмоционального благополучия детей.

2. Описать практические аспекты применения технологии формирования эмоционального благополучия детей.

 

1. Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста: понятие и особенности

В настоящее время точного определения понятия «технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» нет, в основном оно интерпретируется субъективно каждым ученым, применяющим данную технологию. На основе изученной нами литературы можно предложить следующую дефиницию данного понятия: «технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста – это психолого-педагогическая технология, предполагающая создание здоровой и благоприятной психологической атмосферы, ориентированной на укрепление психического здоровья дошкольников путем обеспечения для них условий формирования эмоционального благополучия, как в рамках дошкольной образовательной организации, так и в семье, что достигается путем взаимодействия родителей и ДОО.

Ядром данной технологии является эмоциональное благополучие ребенка, представление о котором также существенно варьируется в дефинициях ученых. С точки зрения Калшиенко В.Д., эмоциональное благополучие (неблагополучие) в психологии рассматривается как характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. В психолого-педагогической литературе нет единого определения данного понятия, но в то же время все исследователи эмоциональной сферы человека к сущностным характеристикам эмоционального благополучия относят нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, достаточно высокую самооценку.

В исследованиях, направленных на изучение эмоционального развития детей дошкольного возраста (А. Д. Кошелева, М. И. Лисина, Г. Г. Филиппова6 и др.) эмоциональное благополучие рассматривается как базовое состояние, которое определяет позитивное отношение ребёнка к миру и к самому себе. Оно благоприятно сказывается на познавательной и эмоционально-волевой сфере дошкольника, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей, способствует его полноценному нравственному развитию.

Эмоциональное неблагополучие определяется психологами как нарушение положительных связей ребёнка с окружающим миром и обусловливает возникновение у детей устойчивых негативных состояний (высокая тревожность, страх, фрустрация, подавленность и пр.), которые, в свою очередь, могут повлиять на развитие нежелательных черт характера, в частности, таких, как агрессивность, безразличие, недоверчивость. Кроме того, эмоционально неблагополучие часто приводит к психосоматическим расстройствам у дошкольников (В. В. Лебединский, О. С. Никольская).

В диссертационном исследовании Сергеевой Н.Ю., эмоциональное благополучие ребенка интерпретируется, как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка в условиях определенной социальной среды (семья, детский сад, неформальные группы и другие), характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении.

В настоящее время существуют также и различные представления о факторах, влияющих на формирование эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Например, в диссертационном исследовании Бадулиной О.И. на примере детей среднего дошкольного возраста выделяются следующие педагогические условия формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста:

  • удовлетворение потребности ребенка в общении с педагогом на основе личностно-ориентированной модели «рядом», «а не над ребенком»; руководство и организация любой деятельности детей, включая свободную самостоятельную;
  • удовлетворение потребностей ребенка в общении или совместной деятельности со сверстниками, формирование ценностных ориентаций в жизни группы и подлинной общности детей на основе определенных традиций в группе и театрализованной деятельности;
  • формирование положительной самооценки ребенка благодаря «игровой жизненной позиции», которая создает основу для гибкого и жизнерадостного поведения детей в разных жизненных ситуациях.

В диссертационном исследовании Сергеевой Н.Ю. выделены критерии и показатели уровня эмоционального благополучия детей (см. рис).

 

Критерии и показатели уровня эмоционального благополучия детейКритерии и показатели уровня эмоционального благополучия детей

 

Опираясь на результаты исследований в этой области Газеевой А.Ф., можно говорить о том, что применение технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, можно говорить о том, что применение данной технологии представляет собой системный процесс. Начинать применение данной технологии в условиях дошкольной образовательной организации целесообразно начинать уже в период адаптации ребенка в ДОО. Для того чтобы эффективность применения этой технологии была наиболее высокой целесообразно реализовывать ее в контексте следующего взаимодействия (см. рис.).

 

Субъекты взаимодействия при реализации технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возрастаСубъекты взаимодействия при реализации технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

 

Учеными также выделяются условия применения технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста:

1. В ходе индивидуальной работы с трудно адаптирующимися детьми необходимо проводить специальные игры, направленные на формирование эмоционального контакта с воспитателем;

2. Создание комфортной (одомашненной) предметно развивающей среды в группе. Среди организующих её принципов, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, можно выделить принцип эмоциогенности – обеспечения индивидуальной комфортности, психологической защищённости – доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье), эмоционального благополучия;

3. Создание в группе атмосферы эмоционального комфорта для каждого ребёнка и поддержание положительного эмоционального состояния.

Естественно, данный перечень условий применения рассматриваемой технологии может быть продолжен путем учета факторов, приводящих к эмоциональному дискомфорту пребывания дошкольника в условиях ДОО, их перечень включает:

1) отсутствие у педагога интереса к деятельности ребёнка;

2) отклонение педагогом предложения ребёнка о совместной деятельности;

3) некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребёнка.

Педагог, которого волнует атмосфера в группе, не может обойтись без самоанализа своей компетентности в осуществлении индивидуального подхода во взаимодействии с воспитанником.

Таким образом, анализ технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста позволяет выделить ее ключевые особенности: во-первых, ее организация носит системный характер, причем как в области организации взаимодействия между субъектами этой технологии, в числе которых дошкольники, их родители, педагоги и специалисты ДОО, так и в области применения ее методов и средств – они должны соответствовать ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника – игре, а также принципам развития и природосообразности. Теоретические аспекты технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста выступают в качестве базы для ее практического использования.

 

2. Практические аспекты применения технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста

В настоящее время существует широкое множество вариаций применения технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО. В рамках данного проекта мною предлагается конспект беседы (предметная область – коммуникация) в средней группе в рамках темы «Осень»:

Воспитатель (улыбаясь): Добрый день, ребята!

Дети: Добрый день!

Воспитатель: Ребята, давайте с Вами посмотрим в окно: какие волшебные изменения произошли с природой в последнее время?

Дети: Листья пожелтели, стали опадать. Люди стали теплее одеваться. Нельзя купаться. Солнце редко светит. Дождь идет. Темнеет рано.

Воспитатель: Ребятки, а как Вы думаете, почему так произошло?

Дети: Наступила осень.

Воспитатель: Верно, ребятки. А теперь я Вам прочитаю одно очень красивое стихотворение про осень Алексея Плещеева, а Вы его внимательно послушаете.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель: Красивое стихотворение? Вам понравилось?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребятки, а какие чувства у вас вызвало это стихотворение: Вам стало грустно или радостно? Изменилось ли Ваше отношение после услышанного к осени? Что Вы теперь чувствуете?

Дети высказывают свое мнение полным, расширенным ответом.

Воспитатель: Ну а теперь, дорогие мои, я предлагаю Вам вспомнить, какие изменения в природе, характерные для осени, вызывают у Вас радость, восторг, а какие, наоборот, заставляют грустить и скучать?

Дети высказывают свое мнение полным, расширенным ответом.

Воспитатель: А теперь, мои дорогие, посмотрите-ка, что у нас сегодня припасено в волшебном сундучке (дети с интересом рассматривают разноцветные осенние листья). На первый взгляд, Вам, наверное, сложно узнать изменившиеся листья деревьев, но я Вам помогу – я буду Вам показывать листочек и загадывать загадку, отгадав которую Вы узнаете от какого дерева это лист. Готовы?

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Дети: Береза.

Воспитатель: Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

Дети: Дуб.

Воспитатель: С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Дети: Липа.

Воспитатель: Какие Вы молодцы, ребятки! Сколько всего знаете об осени. Просто умнички! Я благодарю Вас за приятную беседу, а теперь можете играть.

Из этого конспекта наглядно видны особенности практического применения технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО:

1. Во-первых, воспитатель постоянно на протяжении всей беседы поддерживает благоприятную психологическую атмосферу на занятии, что позволяет детям ощущать эмоциональный комфорт;

2. Во-вторых, ведя беседу в рамках заданной темы, воспитатель постоянно актуализирует рефлексию эмоционального состояния детей, испытываемые ими эмоции, причем внимание уделяется, как положительно, так и отрицательно окрашенным эмоциям и состояниям, что позволяет детям познакомиться и отрефлексировать весь спектр испытываемых ими эмоций и чувств;

3. В-третьих, позитивный эмоциональный фон беседы, постоянная смена видов умственной деятельности детей приводит к актуализации интереса детей, непроизвольного функционирования познавательных психических процессов, повышению настроения и, как следствие, созданию благоприятной психологической атмосферы как при взаимодействии воспитателя с детьми, так и при взаимодействии детей друг с другом, что отражает эффективность применения этой технологии.

Дополнительно в качестве элемента работы с родителями в контексте реализации технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО можно организовать выставку совместных аппликаций детей и родителей из осенних листьев, что также будет способствовать формированию эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, применение технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО требует от педагога креативности, творческого подхода к выполнению своих профессиональных обязанностей и работе с детьми, однако, выполнение описанных в рамках данного проекта условий применения этой технологии и организации работы с детьми в ее контексте доступны каждому педагогу и открывают перед ним новые перспективы и широкий арсенал метод и средств формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.

 

Заключение

Данный проект посвящен технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.

По итогам анализа теоретических основ данной технологии было установлено, что:

1. Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста – это психолого-педагогическая технология, предполагающая создание здоровой и благоприятной психологической атмосферы, ориентированной на укрепление психического здоровья дошкольников путем обеспечения для них условий формирования эмоционального благополучия, как в рамках дошкольной образовательной организации, так и в семье, что достигается путем взаимодействия родителей и ДОО;

2. Анализ технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста позволяет выделить ее ключевые особенности: во-первых, ее организация носит системный характер, причем как в области организации взаимодействия между субъектами этой технологии, в числе которых дошкольники, их родители, педагоги и специалисты ДОО, так и в области применения ее методов и средств – они должны соответствовать ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника – игре, а также принципам развития и природосообразности.

3. Изучение практических аспектов применения технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО показало, что она требует от педагога креативности, творческого подхода к выполнению своих профессиональных обязанностей и работе с детьми, однако, выполнение описанных в рамках данного проекта условий применения этой технологии и организации работы с детьми в ее контексте доступны каждому педагогу и открывают перед ним новые перспективы и широкий арсенал метод и средств формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, цель проекта достигнута, а задачи решены.

 

Список использованной литературы

  1. Анохина И.А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ. – Журнал «Начальная школа». - №6. – 2013. – с.3-11.
  2. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnikov.
  3. Газеева А.Ф. Роль эмоционального благополучия в развитии ребенка дошкольного возраста // Современная педагогика. 2013. № 1. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2013/01/825.
  4. Ежкова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учётом эмоционального компонента / Н.С. Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 65–70.
  5. Загадки про деревья для детей с ответами. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-derevya.
  6. Калишенко В.Д. Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников // Вестник славянских культур . 2012. №XXV. С.121-126.
  7. Кузнецова Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность [Текст] / Т. Д. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 77-80.
  8. Максимова Л.А. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2013. №4. С.108-112.
  9. Сергеева Н.Ю. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия младших школьников средствами изобразительного искусства. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-obespecheniya-emotsionalnogo-blagopoluchiya-mladshikh-shkolnikov-sr#ixzz3EsZGf8AS.
  10. Сидовская Г.С. К проблеме определения компонентов профессиональной деятельности воспитателя ДОУ по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №65. – С.446-448.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры в изобразительной деятельности

Дидактические игры в изобразительной деятельности Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста...

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка…

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка Лиза» Цель: дать детям представление о времени: утро-вечер, вчера-сегодня. Роли: две девочки...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей…

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Цель: Экологическое воспитание детей, как формирование экологического...

Педагогический проект «Кем быть?»

Педагогический проект «Кем быть?»

«Праздник воды». Летнее развлечение на улице для детей младшего и…

«Праздник воды». Летнее развлечение на улице для детей младшего и среднего дошкольного возраста Ход праздника. Ведущая: Ребята, отгадайте загадку Все говорят - она...