Проект: «Работа с родителями и развитие творческих способностей у детей «Осень в рисунке»

 

Паспорт проекта.

Название проекта «Осень в рисунке».
Руководитель проекта Целищева Светлана Николаевна
Консультанты Галиева Э.М. – муз. руководитель.
Состав и возраст проектной группы Подготовительная группа дошкольного возраста, родители, воспитатели, муз.руководитель.
Срок реализации Сентябрь – ноябрь.
Типология проета Информационный, творческий.
Участники проекта Дети подготовительной к школе группы №32, родители, воспитатели, муз.руководитель.
Цель проекта - Расширять представления детей об осени, как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров;

- Создать условия для художественно – эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих особенностей;

- Формировать интерес к красоте окружающего мира;

- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.

 

Задачи проекта
1. Образовательные:
  • Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления);
  • Обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;
  • Учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
2. Развивающие:
  • Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
  • Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность;
  • Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3. Воспитательные:
  • Воспитывать экологическую культуру детей;
  • Воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями);
  • Воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности
4. Словарная работа:
  • Обогащение: старинные названия месяцев по народному календарю («златоцвет» - сентябрь, «листопад» - октябрь, «чернотроп» - ноябрь);
  • Активизация словаря –золотая, красивая, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая и т.п.
Актуальность Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом и родителями – воспитывать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Этого можно добиться в том случае, если знакомить ребенка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться пейзажами родных мест.

В нашем современном, интенсивно меняющемся обществе, дети, как и взрослые, подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитии. Природа своей яркостью, многообразием, динамичностью развивает у ребенка чувства прекрасного, любовь к окружающему его миру, дарит покой и возможность узнавать что-то новое и удивительное. Ребенок с огромным интересом смотрит на окружающий мир, но видит не все, иногда даже не замечает главного. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ним, учат не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Следовательно, выбор темы проекта является актуальным, так как позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты).

Приобретая знания о природе через творческий подход, у детей развиваются познавательные, коммуникативные и творческие способности. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Именно эти задачи позволяют успешно подготовить детей к школе.

Предполагаемый

результат

1. Развитие познавательной деятельности дошкольника в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями.

2. Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

3. Осуществление в группе воспитательно - образовательного процесса по обозначенной теме.

4. Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

5. Развитие связанной речи, умение составлять описательные рассказы по картине и повествовательные рассказы, опираясь на личный опыт и воспоминания.

6. Развитие продуктивной деятельности детей.

7. Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

8. Развитие детского творчества.

9. Чтение наизусть стихотворений об осени.

10. Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Ход проекта.

1. Подготовительный этап.

  • Подбор методической литературы по данной теме;
  • Составление плана совместной работы с детьми и родителями;
  • Подбор художественной литературы (рассказы и стихи об осенней природе, животных; загадки и пословицы на осеннюю тему и т.д.);
  • Подбор настольно – печатных и дидактических игр;
  • Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему;
  • Обеспечение наборами игрушек «овощи», «фрукты», «грибы»;
  • Подбор аудиозаписей по данной теме;
  • Подбор материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т.д.).
2. Основной этап.

п/п

Образовательная деятельность Задачи Содержание

деятельности детей

Работа

с родителями

1 Физическая

культура

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Утренняя гимнастика, игровые занятия, подвижные игры. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий, пополнению предметно-развивающей среды физкультурного уголка группы.
2 Здоровье Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Ежедневная утренняя гимнастика (под музыкальное сопровождение на данную тему). Игровые занятия. Беседы на тему богатых витаминами овощей и фруктов. Оформление папок передвижек с рекомендациями гигиенического воспитания и обучения родителей формированию здорового образа жизни детей.
3 Безопасность Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Знакомство с основами техники безопасного поведения в природе. Рассматривание иллюстраций. Игровые занятия беседы. Пополнение предметно развивающей среды в уголке безопасности. Изготовление плакатов «Безопасное поведение на природе».
4 Социализация Формирование первичных представлений о природе родного края. Развивать чувство любви к Родине. Ситуативные разговоры и беседы с детьми по данной теме. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры: с предметами, настольно-печатные, словесные. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5 Труд Формирование положительного отношения к труду. Сбор урожая на огороде, уборка участка, заготовка природного материала для поделок. Участие родителей в уборке территории.
6 Познание Формировать умение сосредотачивать внимание на предметно - пространственной развивающей среды. Расширять представления детей о растениях и животных. Развивать умение называть и отличать по внешнему виду овощи, фрукты, ягоды, грибы. Игровые занятия, беседы, дидактические игры: с предметами, настольно-печатные, словесные. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий, пополнению предметно-развивающей среды.
7 Коммуникация Формировать потребность делиться своими впечатлениями с педагогами и родителями. Обогащать словарный запас детей. Ситуативные разговоры и беседы с детьми по данной теме. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.  
8 Чтение худ. литературы Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям. Чтение текста, заучивание стихов, рассмотрение иллюстраций художников. Привлечение родителей к чтению художественной литературы дома с детьми. Заучивание стихов, пословиц.
9 Худ. творчество Формировать умение создавать не сложные сюжетные композиции. Развитие продуктивной деятельности детей. Развитие детского творчества. Рисование (гуашь, акварель, цветные карандаши), лепка(пластилин, слоеное тесто), аппликация по замыслу на заданную тему(бумага, природный материал), конструирование из природного материала. Привлечение родителей к оформлению творческой выставки на тему: «Королева осень».
10 музыка Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о временах года, осени, явлениях природы. Прослушивание муз. произведений по теме. Попевки, распевки, совместное использование песен. Привлечение родителей к подготовке праздника осени.
  • Календарно – тематический план воспитателя по реализации проекта «Осень в рисунке». (Приложение 1.)
  • Нетрадиционная техника рисования. Подготовительная к школе группа. (Приложение 2.)

Мероприятия по работе с детьми.

1. Физическое здоровье:

  • Игровые упражнения: «теплый дождик», «растения оживают», «Полет птиц», «Медведица», «Лежа на траве», «Белка скачет с ветки на ветку».
  • Подвижные игры: «Листопад», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Поедем в лес», «Кто быстрее соберет грибы».
  • Дыхательная гимнастика: «Чем пахнет в лесу?», «Понюхаем цветы».

2. Безопасность:

  • Беседы о вреде и опасности ядовитых ягод и грибов: «Ядовитые грибы», «В гостях у Лесовичка».
  • Беседы о правильном поведении на природе: «Берегите березу», «Поведение в лесу», «Разговор о бережном отношении к природе».

3. Социализация:

  • Дидактические игры: «Что растет в лесу осенью?», «Созрело, не созрело», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты).
  • Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин», «Садоводы-огородники», «Семья - заготовки на зиму».
  • Игры драматизации по произведениям: «Три поросенка» (с англ. С. Михалков), «Под грибом» В.Сутеев, «Колосок» на стихотворение Е.Благининой.

4. Трудовая деятельность:

  • Сбор урожая на огороде, уборка участка от опавших листьев, сбор природного материала на участке, дежурство в уголке природы.

5. Познание:

  • Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром и дождем.
  • Дидактические словесные игры: «Я начну, а ты закончи», «Родная природа в стихах и загадках», «Подбери подходящее слово», «Игра с мячом».

6. Коммуникация:

  • Развитие речи: Беседы по теме: «Об осени», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления», «в лес за грибами и ягодами».
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: «Улыбка-хоботок», «Кролик»,

«Лошадка», «Грибочек», «Киска», «Белка», «Повстречались два котенка»,

«Друзья садоводы», «Апельсин».

7. Чтение художественной литературы:

  • Пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, явлениях природы.
  • Чтение русских народных сказок: «Колосок», «Вершки и корешки», чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей». Чтение книг о природе: В.Бианки «Сентябрь», «Лесной колобок – колючий бок», «Как лиса ежа перехитрил». М.Пришвин «Рассказы о природе», «Сказки о животных». К.Д. Ушинский «Бодливая корова», «Бишка», «Петушок с семьей».
  • Чтение и заучивание стихотворений об осени (А.С.Пушкин, А.Толстой, В.Плещеев).
  • Рассматривание сюжетных картин И.Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И.Бродский «Опавшие листья», «уборка урожая», «Прогулка в лесу», и составление описательных рассказов по ним.

8. Художественное творчество:

  • Рисование: «Осеннее дерево», «Золотая осень», «Фруктовые деревья», «Соберем урожай», «Корзина с грибами».
  • Аппликация: «Дары осени», «готовим овощи к зиме», «на лесной полянке выросли грибы», «котенок и щенок», «Лесные друзья»; аппликация из листьев «узор на круге».
  • Лепка: «морковки для зайки», «Лукошко с ягодами и грибами», «Овощи и фрукты – дары осени», «Зайка серый, куда бегал?», «Лошадка».
  • Ручной труд: поделки из природного материала: «Буратино», «Маленькая птичка», «старичок – Лесовичок». Изготовление гербария из осенних листьев. Оригами: «Курочка».

9. Музыкальное творчество:

  • Слушание П.И. Чайковского «Времена года», слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «пение птиц», «Шум леса»
  • Разучивание песен об осени: «Радужный дождик», «Пожелтели листья вдруг…»; разучивание танцев: «Осенний вальс», «Танец с зонтиками», «Танец с листочками».

Мероприятия по работе с родителями.

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс реализации проекта.

На начальном этапе подготовки проекта, было проведено родительское собрание, с целью информирования родителей о проекте, о его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Мы подготовили консультацию для родителей «Учимся проектировать вместе». В процессе работы старались привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий и подвижных игр («полет птиц», «лохматый пес», «у медведя во бору», «кто быстрее соберет грибы»). Также родителями были изготовлены трафареты листьев, грибов, овощей, альбомы для рассматривания «Осеняя пора», «Осень золотая».

Родители также принимали участие и в проведении праздника, ими были изготовлены атрибуты для танцев и сценки (Праздник «В гостях у осени»). При оформлении выставки «Королева осень», родители вместе с детьми изготовили великолепные работы из природного материала, дети были награждены поощрительными призами, а родители - благодарностями.

В ходе работы у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

3. Заключительный этап.
1. Подведение итогов:
  • Организация выставки совместных работ взрослых и детей из природного материала «Королева осень»;
  • Подготовка и проведение праздника для детей и родителей «В гостях у осени»;
  • Вечер пословиц, загадок и стихов об осени;
  • Итоговое комплексное занятие «Дары осени»;
  • Презентация проекта «Осень в рисунке». (Приложение №3.)
2. Результаты работы:
  • у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы;
  • В результате познавательной деятельности у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень;
  • В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками по осенней тематике, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре;
  • Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с «прекрасным», стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, обыгрывание сюжетов, используя при этом наряды и атрибуты, изготовленные родителями.
3. Дети знают и умеют:
  • Называют большое количество овощей, фруктов и ягод;
  • Знают и называют осенние приметы и явления;
  • Знают пословицы, поговорки об осени;
  • Называют знакомые произведения поэтов, писателей и художников на тему «осени»;
  • Знают признаки осени;
  • Владеют расширенным словарным запасом;
  • Знакомятся с природой родного края;
  • Знают и называют домашних животных, знакомы с поведением некоторых диких животных осенью;
  • Знакомы с правилами безопасного поведения на природе.

 

Список литературы:

  1. Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Скорлупова О,А. Занятия с детьми по теме «Осень».
  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.
  5. Павлова Л.Ю. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет.
  6. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями…

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей» Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении...

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...

Читайте также

Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования

Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования Синдром эмоционального выгорания педагога – частое явление в современном мире. Возрастающие в...

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...