Проект на тему: «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

 

Пояснительная записка

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».

Актуальность:

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешек в том, что слова можно соединить с действием ребёнка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенными словами, тем самым, связывая само слово с действием. Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Проблема: 

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет. Знакомство с народными произведениями обогащает речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Гипотеза проекта: 

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Цель проекта:

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

  • Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.

Методы и формы проекта:

Формы:

Занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность. (Индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.)

Методы:

Наблюдение, рассказ, показ.

Ожидаемый результат:

  • Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
  • Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • Дети овладеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
  • Сформируется положительное отношение к режимным моментам;
  • У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Принципы реализации проекта

Для реализации поставленных задач нами был разработан перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием фольклора. При составлении плана мы руководствовались следующими принципами:

Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышам включиться в игровое взаимодействие по тексту.

Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёмов инсценировки.

Срок реализации проекта: октябрь – май.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста,педагоги, родители.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (сбор информации по проблеме)

  • Анализ предметной среды группы.
  • Изучение методической литературы по проблеме.
  • Формулирование целей и задач проекта.
  • Подбор фольклорного материала.
  • Подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями.
  • Составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов.

Основной этап

  • Организация диагностического исследования речи детей.
  • Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
  • Организация игрового взаимодействия.
  • Выставка книг с различными жанрами фольклора.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Инсценировки произведений фольклора.
  • Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
  • Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений.
  • Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
  • Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

Задачи развития речи планируются и решаются в любые удобные для общения с детьми отрезки времени:

  • На занятиях по всем видам деятельности.
  • На прогулках и при наблюдениях за живыми объектами.
  • Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание.
  • В процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.
  • На специально организованных занятиях по развитию речи.

Заключительный этап:

  • Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.
  • Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций и пр.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на…

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на тему «Муравей спешит домой» Программное содержание. Цель: создание условий для развития познавательной...

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

Читайте также

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный мир» Данное мероприятие будет полезно для педагогов, при проведении праздников и развлечений с...

Конспект НОД по ОБЖ для старшей группы. Тема: «Путешествие в…

Конспект НОД по ОБЖ для старшей группы Тема: «Путешествие в страну безопасности» Цель: Формировать навыки безопасного поведения. Задачи: Закрепить представления детей о...

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним...