Экологический проект
«Забота о зимующих птицах нашего края»

Для второй младшей группы

 

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — И не страшна

Будет им зима.

А.Яшин.

Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Проблемы:

Дети мало знают о зимующих птицах, как правило, почти не обращают на них внимания и отсутствие навыков заботы о них.

Цель проекта:

формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи:

  1. Формировать умение различать и называть зимующих птиц.
  2. Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  4. Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.

Тип проекта:

1. По доминирующему методу: познавательно - практический.

2. По характеру контактов: внутри детского сада, в контакте с семьей.

3. По кол-ву участников: со всеми воспитанниками второй младшей группы.

4. По продолжительности: 2 месяца.

Участники проекта:

Дети второй младшей группы, сотрудники детского сада, родители.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор дидактического материала, художественной литературы, атрибутики, картинок и иллюстраций.
  1. Исследовательско-практический: наблюдения на прогулке, НОД, игры подвижные и дидактические, творческая деятельность, совместная деятельность, заучивание стихов и потешек, индивидуальная работа, взаимодействие с детьми первой младшей группы.
  1. Обобщающий (заключительный): выставки творческих работ, фотографий, досуг, оформление на участке.

Домашнее задание родителям:

  • Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.).
  • Изготовить совместно с ребенком кормушку.
  • Подобрать корм, развивать словарный запас.
  • Выучить стихотворение о зимующих птицах.
  • Подобрать загадки о зимующих птицах.
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  • Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.

Работа по проекту: НОД

Познание

- РЭМП «Стайка птиц» (ориентировка в пространстве).

- ФКЦМ Презентации «Забота о зимующим птицам, «Зимующие птицы нашего края», дидактические игры «Польза птиц», «Кто прилетел на кормушку?», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Корм для птиц».

Коммуникация

- заучивание стихотворений И. Токмаковой «Сизари», «Чик –Чирик»;

- рассматривание картин «Птичья столовая», «Дети кормят птиц» (рассказы детей по картинам с помощью воспитателя);

- беседа «Как мы заботимся о птицах зимой»;

- слушание записи «Голоса зимующих птиц».

Художественное творчество

- аппликация «Птичка»;

- рисование «Птичка на ветке»;

- лепка «Птицы на кормушке», коллективная работа «Птичий базар».

Чтение художественной литературы

- потешка «Сорока – Сорока»;

- песенка обраб. В. Викторова «Снегири»;

- сказка обраб. В. Даля «Ворона»;

- рассказ Н.Романова «Умная ворона»;

- загадки о зимующих птицах.

Наблюдение

- «Птицы за деревьями»;

- «Птицы на деревьях»;

- «Птицы на кормушках».

Работа с родителями

- изготовление кормушек;

- рисунки «Птицы зимой»;

- памятка (в уголке для родителей) «Накормим птиц зимой», «Основы экологического воспитания», «Народные приметы».

Прогнозируемые результаты:

- Расширение кругозора воспитанников о зимующих птицах.

- Приобщение родителей к жизни группы.

- Развитие навыков лепки из целого куска, рисования птиц, аппликации.

- Создание предметно-развивающей среды в группе.

- Воспитание чувств доброты, заботы, сопереживания.

Описание работы по проекту

Серия экскурсий и целевых прогулок к «птичьим столовым»

Наблюдение за кормушками:

День первый – птиц не было замечено.

День второй – прилетела одна синица.

День третий – птиц на участке появилось гораздо больше, пробовали пищу.

Последующие дни – птиц много (даже корма не оставалось после кормежки).

Результаты проекта:

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

• Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Приложение

Наблюдения.

Наблюдения кратковременные, но частые. Воспитатель поясняет: «Сейчас насыплю крошки, семечки и отойду, чтобы не пугать птичек».

Голуби.

Воспитатель обращает внимание детей, что у голубей есть глаза – они видят корм, когда им насыпают; есть клюв – они клюют крошки; у них есть ноги – они ходят; есть хвост; у них есть крылья – они летают; голуби бывают разного цвета, разной величины. Воспитатель поясняет, что голубей называют иногда сизарями и читает стихотворение И.Токмаковой «Сизари»:

Голуби, голуби,

Раз, два, три…

Прилетели голуби,

Сизари.

Сели и нахохлились

У дверей.

Кто накормит крошками

Сизарей?

Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».

Наблюдают за повадками голубей:

Они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривают друг с другом.

Вместе с голубями кормятся и другие птицы.

Воробьи.

Рассмотрим внешний вид, затем изучим повадки. После этого сравним птиц. (Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но есть у них и различия: голубь больше воробья, голубь воркует – воробей чирикает, голубь ходит – воробей прыгает.)

Во время наблюдения воспитатель читает детям маленькое стихотворение про воробьёв:

Жили – были два воробушка,

Два маленьких, два хорошеньких,

Один Чик, другой Чирик,

Оба вместе Чик – Чирик!

После наблюдений за птицами дети играют в игру «Голуби и воробьи».

Дети делятся на три группы: одна – голуби, другая – воробьи, третья – дети.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и выполнить то, о чём в нём говорится.

Рассказ: «Настала зима. Было очень холодно, и птицы хотели есть. Пришли дети, принесли зёрен, насыпали и отошли в сторону, чтобы не напугать птиц. Увидели голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медленно, широко машут крыльями, а за ними – воробьи. У них крылышки маленькие, они быстро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур – ур – ур, а воробьи чирикают: чик – чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем хорошо».

Для закрепления знаний о зимующих птицах и их повадках проводится игра «Кто прилетел на кормушку?».

Вырезаются из картона несколько знакомых детям птиц.

5-6 детей надевают на голову атрибуты птиц.

Ставится кормушка и по сигналу, дети- «птицы» летят на неё.

Остальные дети говорят, какие птицы прилетели на кормушку.

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Детям раздаются картинки с изображением птиц. Воспитатель зачитывает повадки одной из них. Ребёнок, у которого эта птица на картинке, поднимает её вверх. Дети, все вместе, обсуждают правильность ответов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в…

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в детский сад» Л.С.Выготский, А.Фрейд, К.Хорни подчеркивают важность правильного воспитания детей с...

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все…

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все вокруг можно созерцать не по картинкам, а наяву» Здравствуйте уважаемые коллеги...

Читайте также

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мое село…

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе«Мое село — моя малая Родина» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах»

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах» Цель: обогащение двигательного опыта детей по средствам закрепления езде на самокате...