Проект «Осенняя природа родного края»
Вид проекта: исследовательски-творческий.
Продолжительность: средний срок.
Сроки проведения: октябрь.
Участники: дети, воспитатель Семёнова Г.Н., родители.
Возраст детей: 5 – 5.5 года.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Осенняя природа родного края».
Задачи:
- формировать представления детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных. Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Формировать представление о дарах леса;
- углубить представления об осени как о времени сбора урожая зерновых, фруктов, овощей. Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных;
- вовлечь и поддерживать интерес детей в исследовательскую работу – проведение опытов и наблюдение;
- показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
Актуальность проекта: в условиях ННОД в детском саду расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе нашего края. Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей как в саду, так и дома.
Обеспечение: (подбор иллюстраций и картин, детской литературы, настольно-печатные игры).
Предполагаемый результат:
- Исследовательская, творческая деятельность детей совместно с практической работой воспитателей.
- Логическое мышление ребенка через сознание причинно-следственных механизмов экосистемы.
- Заинтересованность и сотрудничество родителей с детским садом.
Продукт проекта:
- Выразительное чтение стихов об осени.
- Выставка работ ННОД.
- Выставка поделок из даров осени «Золотая осень».
- Презентация проекта «Чудесница осень».
Деятельность по реализации проекта.
Коммуникация (общение):
1. Беседа «Что изменилось в природе с приходом осени»;
2. Игра «Кто назовёт больше птиц»;
3. Беседа «Дары осени»;
4. Рассказ воспитателя о пользе фруктов и овощей;
5. Обмен впечатлениями «Что увидели твои глаза по дороге в детский сад»;
6. Беседа «Берегите природу»;
7. Рассказ воспитателя о подготовке животных к зиме;
8. Беседа «Лес - бесценное богатство»;
9. Рассказ воспитателя о съедобных и ядовитых грибах;
10. Беседа «Куда улетают птицы осенью и почему?»;
11. Рассматривание иллюстраций с изображением осенней поры года;
12. Загадывание загадок об осенних явлениях в природе;
13. Беседа «Труд людей осенью»;
14. Беседа «Какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов»;
15. Беседа «Осенняя одежда»;
16. Сравнение природы ранней и поздней осенью;
17. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, определение их названий;
18. Дискуссия «Чем отличается дерево от кустарника?»;
19. Рассматривание рисунков: «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы»;
20. Беседа «Хлеб – всему голова»;
21. Беседа «Природные зоны Сибири»;
22. Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью»;
23. Беседа «Осенний лес»;
24. Беседа «Листопад»;
25. Беседа «Осень – художница».
Речевое развитие: (рассказ по картине «Осенний день», заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенью», составления рассказа «Как мы убирали урожай», осенняя пора очей очарованье).
Чтение художественной литературы: (пословицы, поговорки и загадки, А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», рассказ Скребицкого «Осень», чтение сказки «Пых», «Осень в лесу», «Улетают журавли» Соколов-Микитов).
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры: («Овощной магазин», «Семейные заготовки», «Путешествие в лес»).
- Игры-драматизации: («Репка», «Под грибом»).
- Подвижные игры: («У медведя во бору», «Листопад», «Огородники», «Совушка», «Хитрая лиса», «Охотник и зайцы», «Перелёт птиц», «Не намочи ног», «Гуси – лебеди», «Мы – осенние листочки»).
- Строительные игры: («Терем – теремок», «Зимние кормушки», «Овощехранилище», «Трактор на поле»).
- Игры для развития мелкой моторики рук: («Скрепочки», «Прищепка», «Счётные палочки», «Фасолинка», «Крупинка к крупинке», «Игры с природным материалом», «Игры с пазлами», «Игры с пластилином»).
- Дидактические игры: («Что где растет?», «Узнай на ощупь, по запаху, на вкус», «Назови лист», «Съедобный - несъедобный», «Улетай - не улетай», «Узнай птицу (животное) по описанию», «Что сначала, что потом» (сезонные явления). «Когда это бывает?», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов), «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?», «Собираем урожай»).
Познавательно - практическая деятельность:
- Наблюдение за воробьями;
- Наблюдение за дождём;
- Наблюдение за берёзой;
- Прогулка в осенний парк;
- Рассматривание осенних листьев;
- Наблюдение за прохожими;
- Наблюдение за утренними туманами;
- Рассматривание грибов;
- Определение силы ветра;
- Наблюдение за птицами, прилетающими на участок детского сада;
- Рассматривание деревьев и кустов на участке детского сада;
- Рассматривание неба, облаков;
- Наблюдение за осенними работами взрослых.
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование (осенний лес, ветка рябины, дождливый день, фрукты с натуры, что нам осень принесла, яблоня с золотыми яблочками, грибники, поздняя осень);
- аппликация (осенний ковёр, ваза с фруктами и ягодами, в лес за грибами, огурцы и помидоры на тарелке);
- лепка (корзина с грибами, овощи и фрукты, рисование пластилином «яблока», «ветка рябины» рисование пластилином);
- конструирование (зверюшки из природного материала, корзиночка, игрушки – зверюшки);
- музыка (разучивание песен об осени, вечер загадок «Как на нашей грядке выросли загадки», развлечение «Здравствуй осени пора»).
Продуктивная деятельность детей
- «Чучелки» из ткани своими руками, Ксения Драница с мамой.
- Ручной труд (осенние букеты).
Социально – коммуникативное развитие: (ребенок и окружающий мир: беседы об осени, береги своё здоровье, взаимная забота и помощь в семье, ядовиты растения, овощи, фрукты и ягоды).
Здоровьесберегающие технологии.
Пальчиковая гимнастика:
«Будем мы варить компот», (Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)
Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
2. «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)
Мы морковку трем, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим, (Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки._
Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)
3. У Лариски – две редиски.
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца
Два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки –
Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого на одной или обеих руках.)
Физкультминутки:
«Яблоки» Веточки на яблоньке повисли от печали. (Поднять руки вверх, кисти опущены.)
Яблоки на веточках висели и скучали. (Покачать опущенными кистями.)
Девочки и мальчики ветки раскачали. (Покачать поднятыми вверх руками.)
Яблочки о землю громко застучали. (Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены.)
«Яблоко» Вот так яблоко! И трудно яблоко достать. (Подпрыгнуть.)
Руку протяну. (Руку протягивают.)
И быстро яблоко сорву.
Яблоко сорвите.
Вот так яблоко!
Стал ветер веточку качать,
(Дети сопровождают текст - движениями.)
Труд: (сбор природного материала на прогулке (семена цветов, распаковка семян по коробкам, сбор шишек, листочков для гербария, украшение группы на развлечение «Здравствуй осени пора»).
Совместная работа детей с родителями: (подбор иллюстраций и картинок об осени, оформление выставки поделок из овощей и фруктов и природного материала «Золотая осень»).
Литература:
- В.Н.Волчков, Н.В.Степнов «Конспекты занятий старшей группы детского сада».
- Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в старшей группе».
- В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет».
- О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с художественной литературой».
- А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду».
- Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду».
- З.В.Лиштван «Конструирование».
- Т.А.Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
- В.М.Мельчук «Я и моё здоровье».
- А.Брагин «Организм человека».
- Иванова А. И. «Живая экология» 2006 г.
- Николаев С. Н. «Юный эколог» 2004 г.
- Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности».
- Ибрагимова К. К. «Деревья и кустарники вокруг нас» 2008 г.
- Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. «Школа здорового человека». 2006 г.
- Аксенов З. Ф. «Войди в природу другом» 2008 г.
Читайте также |
---|
Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»
Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»
Игры с мячом в работе педагога-психолога
Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...
Театрализованная игра «Веселая мышка»
Театрализованная игра «Веселая мышка» Аннотация: Речевая игра «Веселая мышка» может быть использована при работе с детьми второго раннего возраста. Посредством игры у...