Проект «Осенняя природа родного края»

 

Вид проекта: исследовательски-творческий.

Продолжительность: средний срок.

Сроки проведения: октябрь.

Участники: дети, воспитатель Семёнова Г.Н., родители.

Возраст детей: 5 – 5.5 года.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Осенняя природа родного края».

Задачи:

- формировать представления детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных. Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Формировать представление о дарах леса;

- углубить представления об осени как о времени сбора урожая зерновых, фруктов, овощей. Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных;

- вовлечь и поддерживать интерес детей в исследовательскую работу – проведение опытов и наблюдение;

- показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.

Актуальность проекта: в условиях ННОД в детском саду расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе нашего края. Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей как в саду, так и дома.

Обеспечение: (подбор иллюстраций и картин, детской литературы, настольно-печатные игры).

Предполагаемый результат:

  • Исследовательская, творческая деятельность детей совместно с практической работой воспитателей.
  • Логическое мышление ребенка через сознание причинно-следственных механизмов экосистемы.
  • Заинтересованность и сотрудничество родителей с детским садом.

Продукт проекта:

  • Выразительное чтение стихов об осени.
  • Выставка работ ННОД.
  • Выставка поделок из даров осени «Золотая осень».
  • Презентация проекта «Чудесница осень».

Деятельность по реализации проекта.

Коммуникация (общение):

1. Беседа «Что изменилось в природе с приходом осени»;

2. Игра «Кто назовёт больше птиц»;

3. Беседа «Дары осени»;

4. Рассказ воспитателя о пользе фруктов и овощей;

5. Обмен впечатлениями «Что увидели твои глаза по дороге в детский сад»;

6. Беседа «Берегите природу»;

7. Рассказ воспитателя о подготовке животных к зиме;

8. Беседа «Лес - бесценное богатство»;

9. Рассказ воспитателя о съедобных и ядовитых грибах;

10. Беседа «Куда улетают птицы осенью и почему?»;

11. Рассматривание иллюстраций с изображением осенней поры года;

12. Загадывание загадок об осенних явлениях в природе;

13. Беседа «Труд людей осенью»;

14. Беседа «Какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов»;

15. Беседа «Осенняя одежда»;

16. Сравнение природы ранней и поздней осенью;

17. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, определение их названий;

18. Дискуссия «Чем отличается дерево от кустарника?»;

19. Рассматривание рисунков: «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы»;

20. Беседа «Хлеб – всему голова»;

21. Беседа «Природные зоны Сибири»;

22. Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью»;

23. Беседа «Осенний лес»;

24. Беседа «Листопад»;

25. Беседа «Осень – художница».

Речевое развитие: (рассказ по картине «Осенний день», заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенью», составления рассказа «Как мы убирали урожай», осенняя пора очей очарованье).

Чтение художественной литературы: (пословицы, поговорки и загадки, А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», рассказ Скребицкого «Осень», чтение сказки «Пых», «Осень в лесу», «Улетают журавли» Соколов-Микитов).

Игровая деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры: («Овощной магазин», «Семейные заготовки», «Путешествие в лес»).

- Игры-драматизации: («Репка», «Под грибом»).

- Подвижные игры: («У медведя во бору», «Листопад», «Огородники», «Совушка», «Хитрая лиса», «Охотник и зайцы», «Перелёт птиц», «Не намочи ног», «Гуси – лебеди», «Мы – осенние листочки»).

- Строительные игры: («Терем – теремок», «Зимние кормушки», «Овощехранилище», «Трактор на поле»).

- Игры для развития мелкой моторики рук: («Скрепочки», «Прищепка», «Счётные палочки», «Фасолинка», «Крупинка к крупинке», «Игры с природным материалом», «Игры с пазлами», «Игры с пластилином»).

- Дидактические игры: («Что где растет?», «Узнай на ощупь, по запаху, на вкус», «Назови лист», «Съедобный - несъедобный», «Улетай - не улетай», «Узнай птицу (животное) по описанию», «Что сначала, что потом» (сезонные явления). «Когда это бывает?», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов), «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?», «Собираем урожай»).

Познавательно - практическая деятельность:

- Наблюдение за воробьями;

- Наблюдение за дождём;

- Наблюдение за берёзой;

- Прогулка в осенний парк;

- Рассматривание осенних листьев;

- Наблюдение за прохожими;

- Наблюдение за утренними туманами;

- Рассматривание грибов;

- Определение силы ветра;

- Наблюдение за птицами, прилетающими на участок детского сада;

- Рассматривание деревьев и кустов на участке детского сада;

- Рассматривание неба, облаков;

- Наблюдение за осенними работами взрослых.

Художественно-эстетическое развитие:

- рисование (осенний лес, ветка рябины, дождливый день, фрукты с натуры, что нам осень принесла, яблоня с золотыми яблочками, грибники, поздняя осень);

- аппликация (осенний ковёр, ваза с фруктами и ягодами, в лес за грибами, огурцы и помидоры на тарелке);

- лепка (корзина с грибами, овощи и фрукты, рисование пластилином «яблока», «ветка рябины» рисование пластилином);

- конструирование (зверюшки из природного материала, корзиночка, игрушки – зверюшки);

- музыка (разучивание песен об осени, вечер загадок «Как на нашей грядке выросли загадки», развлечение «Здравствуй осени пора»).

Продуктивная деятельность детей

- «Чучелки» из ткани своими руками, Ксения Драница с мамой.

- Ручной труд (осенние букеты).

Социально – коммуникативное развитие: (ребенок и окружающий мир: беседы об осени, береги своё здоровье, взаимная забота и помощь в семье, ядовиты растения, овощи, фрукты и ягоды).

Здоровьесберегающие технологии.

Пальчиковая гимнастика:

«Будем мы варить компот», (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

2. «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трем, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим, (Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки._

Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)

3. У Лариски – две редиски.

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца      

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки –

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого на одной или обеих руках.)

Физкультминутки:

«Яблоки» Веточки на яблоньке повисли от печали. (Поднять руки вверх, кисти опущены.)

Яблоки на веточках висели и скучали. (Покачать опущенными кистями.)

Девочки и мальчики ветки раскачали. (Покачать поднятыми вверх руками.)

Яблочки о землю громко застучали. (Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены.)

«Яблоко» Вот так яблоко! И трудно яблоко достать. (Подпрыгнуть.)

Руку протяну. (Руку протягивают.)

И быстро яблоко сорву.

Яблоко сорвите.

Вот так яблоко!

Стал ветер веточку качать,

(Дети сопровождают текст - движениями.)

Труд: (сбор природного материала на прогулке (семена цветов, распаковка семян по коробкам, сбор шишек, листочков для гербария, украшение группы на развлечение «Здравствуй осени пора»).

Совместная работа детей с родителями: (подбор иллюстраций и картинок об осени, оформление выставки поделок из овощей и фруктов и природного материала «Золотая осень»).

 

Литература:

  1. В.Н.Волчков, Н.В.Степнов «Конспекты занятий старшей группы детского сада».
  2. Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в старшей группе».
  3. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет».
  4. О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с художественной литературой».
  5. А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду».
  6. Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду».
  7. З.В.Лиштван «Конструирование».
  8. Т.А.Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
  9. В.М.Мельчук «Я и моё здоровье».
  10. А.Брагин «Организм человека».
  11. Иванова А. И. «Живая экология» 2006 г.
  12. Николаев С. Н. «Юный эколог» 2004 г.
  13. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности».
  14. Ибрагимова К. К. «Деревья и кустарники вокруг нас» 2008 г.
  15. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. «Школа здорового человека». 2006 г.
  16. Аксенов З. Ф. «Войди в природу другом» 2008 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Театрализованная игра «Веселая мышка»

Театрализованная игра «Веселая мышка» Аннотация: Речевая игра «Веселая мышка» может быть использована при работе с детьми второго раннего возраста. Посредством игры у...

Читайте также

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок" Пояснительная записка «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19» Тема: число 19, состав числа, геометрические фигуры. Цель: познакомить с числом 19. Задачи Образовательные: Учить соотносить число...