Педагогический проект
«Особенности взаимодействия детского сада и семьи как диалога семейной культуры»

 

Тип проекта: творческий.

Продолжительность проекта: один год.

Участники:

Воспитатель – Кузнецова Надежда Геннадьевна;

Музыкальный руководитель – Агапова Юлия Игоревна;

Логопед – Новикова Ольга Петровна.

Целевая группа:

Родители - 20 человек.

Дети - 20 человек.

 

«Семья – это та первичная среда,

где человек должен учиться творить добро!»

«Ребенок — зеркало семьи;

как в капле воды отражает солнце,

так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца».

В.А. Сухомлинский.      

 

Актуальность

В дошкольном детстве выделяются периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Родители - главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, общение с ним заменяют компьютером, планшетом или телевизором, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

ДОУ в соответствии с ФГОС результат освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения имеющие первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать дошкольник образовательного учреждения.

Аннотация проекта

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.Семья и дошкольное учреждение — два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Для избегания такого дискомфорта мы работаем в рамках проекта, который способствует созданию единой воспитательной среды. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семье, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из лона семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство  семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития дошкольника.

Новизна

Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду. Способствуем формированию нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующегося доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающие корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Научное обоснование

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Севостьянова Е.О.  «Дружная семейка»: Программа адаптации детей к ДОУ, М: «Сфера» - 2007 г.

4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: «Сфера», 2005 г. — 112 с.

 5. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 208 с.

6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 128 с.

7. Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007–111 с.

 8.Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

Проблема

Отказ родителей идти на контакт с воспитателем и специалистами ДОУ.

Долгое отсутствие ребёнка в детском саду.

Нет системы в посещении детского сада.

Цель: Формирование навыков сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.

Задачи:

  • Устанавливать партнёрские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, интересов педагогов, родителей и детей;
  • Знакомить родителей с методами и приёмами организации досуговой деятельности в семье;
  • Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье;
  • Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;
  • Активизировать работу над обогащением среды социального развития ребёнка - путём повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; повышения уровня компетентности родителей.

Мероприятия и сроки реализации проекта:

1 этап (2 месяца)

Анкетирование родителей.

Планирование работы с учётом индивидуальных особенностей.

Подбор и изучение литературы по данному вопросу.

Накопление и изучение материалов по взаимодействию ДОУ и семьи.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Вечер развлечений «Дорожные приключения»

Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу»

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу» Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Шарфик. Коллективная работа

Шарфик. Коллективная работа

Читайте также

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения»

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения» Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения‚ дорожных знаков. Задачи: 1.Уточнить и...

Новый год на морском дне

Новый год на морском дне Новый год чудесный праздник для детей, он один из самых значимых праздников в году. Дети с...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в…

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в Золотом кольце» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...