Педагогический проект
«Особенности взаимодействия детского сада и семьи как диалога семейной культуры»
Тип проекта: творческий.
Продолжительность проекта: один год.
Участники:
Воспитатель – Кузнецова Надежда Геннадьевна;
Музыкальный руководитель – Агапова Юлия Игоревна;
Логопед – Новикова Ольга Петровна.
Целевая группа:
Родители - 20 человек.
Дети - 20 человек.
«Семья – это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро!»
«Ребенок — зеркало семьи;
как в капле воды отражает солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца».
В.А. Сухомлинский.
Актуальность
В дошкольном детстве выделяются периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Родители - главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, общение с ним заменяют компьютером, планшетом или телевизором, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
ДОУ в соответствии с ФГОС результат освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения имеющие первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать дошкольник образовательного учреждения.
Аннотация проекта
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.Семья и дошкольное учреждение — два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Для избегания такого дискомфорта мы работаем в рамках проекта, который способствует созданию единой воспитательной среды. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семье, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из лона семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития дошкольника.
Новизна
Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду. Способствуем формированию нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующегося доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающие корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Научное обоснование
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка»: Программа адаптации детей к ДОУ, М: «Сфера» - 2007 г.
4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: «Сфера», 2005 г. — 112 с.
5. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 208 с.
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 128 с.
7. Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007–111 с.
8.Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
Проблема
Отказ родителей идти на контакт с воспитателем и специалистами ДОУ.
Долгое отсутствие ребёнка в детском саду.
Нет системы в посещении детского сада.
Цель: Формирование навыков сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.
Задачи:
- Устанавливать партнёрские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, интересов педагогов, родителей и детей;
- Знакомить родителей с методами и приёмами организации досуговой деятельности в семье;
- Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье;
- Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;
- Активизировать работу над обогащением среды социального развития ребёнка - путём повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; повышения уровня компетентности родителей.
Мероприятия и сроки реализации проекта:
1 этап (2 месяца)
Анкетирование родителей.
Планирование работы с учётом индивидуальных особенностей.
Подбор и изучение литературы по данному вопросу.
Накопление и изучение материалов по взаимодействию ДОУ и семьи.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Вечер развлечений «Дорожные приключения»
Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...
Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу»
Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу» Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...
Шарфик. Коллективная работа
Шарфик. Коллективная работа