Проект «Край родной, навек любимый»

 

Возрастная группа: подготовительная.

Вид проекта: информационно-творческий.

Тема проекта: «Край родной, навек любимый».

Метод проекта в существующей системе организации нравственно-патриотического воспитания максимально приемлем. Он сочетает интересы всех его участников: детей, педагогов и родителей.

Цель: систематизация знаний дошкольников о родном крае, семье, городе.

Продукт проекта: выставка фотографий, уголок краеведения в группе, выставка семейного и детского творчества.

Задачи проекта:

  • Воспитывать в детях уважение к культуре других народов края;
  • Пробуждать чувство любви к родному краю, городу, уважение к его обычаям и традициям;
  • Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира посредством исследования и изучения культурного наследия разных народов.

Участники проекта:

  • Дети;
  • Воспитатели;
  • Родители;
  • Педагоги.

Срок реализации: (долгосрочный) - ноябрь-май.

I этап. Предварительная работа.

1. Создание тематического планирования проекта.

2. Выбор и анализ методического материала к проекту.

3. Обогащение и разнообразие развивающей среды группы наглядными и дидактическими материалами, учитывая возрастные особенности.

4. Повышение мотивации родителей дошкольников, активности их в осуществлении проекта.

II этап. Выполнение проекта.

III этап. Оценка результата.

Конечно, настоящий проект не может абсолютно полно передать работу по этому вопросу. Указанные задачи присутствуют и внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

При разработке проекта главной задачей был выбор из массы впечатлений, которые получает ребенок, самых доступных ему: окружающая природа и мир животных дома (родного края, детского сада); труд людей, их традиции, общественные события и т.п. Эпизоды, к которым привлекается детское внимание, должны быть образными, яркими, конкретно-определенными, вызывающими интерес. Поэтому, работая над вопросом воспитания любви к родному краю, в процессе работы над проектом отдавался отчет тому, что дети должны хорошо знать свой родной край. Необходимо продумать, что лучше показать и рассказать детям.

Первый этап работы - это приобщение детей к устному народному творчеству. При знакомстве с литературой о духовно-нравственном воспитании, стало ясно, что можно развивать нравственные качества личности с помощью устного народного творчества, то есть фольклора. Ребенку свойственно подражать героям, которые ему нравятся. Сюжеты произведений литературы переводятся в детские игры. Дети, проживая в игре жизнь понравившихся героев, приобщаются к нравственному и духовному опыту. К литературе, которая приобщает ребенка к духовной жизни своего народа, относятся, прежде всего, произведения устного народного творчества во всем его жанровом разнообразии: считалки, загадки, поговорки, пословицы, сказки, скороговорки. Данные произведения своим содержанием и формой лучшим образом соответствуют задачам развития ребенка младшего дошкольного возраста и духовно-нравственного воспитания.

В работе с детьми используются пословицы, потешки, поговорки из русского фольклора и фольклора коренных народов Южного Урала.

Детям объясняется, что у каждого народа есть свои сказки, что все они от поколения к поколению передают главные нравственные ценности: дружбу, добро, трудолюбие, взаимопомощь. Поэтому произведения устного народного творчества не просто формируют любовь к традициям своего народа, но и развивают личность в духе патриотизма. Отбирая фольклорный материал, следует опираться на принципы доступности его содержания, его духовно-нравственной значимости и познавательности.

Любая область, край и даже деревня неповторимы. В каждом месте свои традиции, быт и природа. Отбор подходящего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен каждый город. Родной город... Он славен своими традициями, историей, памятниками, достопримечательностями, людьми.

Какую информацию и понятия о своем родном городе могут усвоить дошкольники?

Ребенок в дошкольном возрасте должен знать, как называется его город, на какой улице он живет, а на какой улице находится его детский сад. Также можно привлечь внимание детей к объектам, которые находятся рядом: кинотеатр, школа, почта, больница, аптека и т.п., рассказать о их социальном значении, указать, что это все создано для удобства людей. Детям следует объяснить, что у каждого человека есть родной дом, город, где он родился, где учился, живет. Для этого нужно провести экскурсии по микрорайону, помочь понаблюдать детям за трудом взрослых, чтобы дети осознали, что труд объединяет людей, что он требует от них слаженности, знания своего дела, а также взаимопомощи.

Экскурсии помогают детям увидеть красоту родной природы, многообразие животного и растительного мира своего края. После экскурсии дети начинают делиться своими впечатлениями с воспитателем, с друг другом, с родителями, а это способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к своему родному краю.

В процессе воспитания у детей любви к родному городу, нужно их подвести к пониманию, что город - это частица Родины, так как во всех местах, маленьких и больших, есть много общего: люди везде трудятся для всех, для общей пользы (учителя учат детей, рабочие делают машины, врачи лечат людей и т.д.); везде живут люди разных национальностей, трудятся совместно и помогают друг другу; люди охраняют природу; отмечают общие праздники и т.п.

Готовясь к беседам по знакомству с родным городом, самым сложным может оказаться составление рассказов для дошкольников. Поэтому существуют рекомендации для их составления:

  • Рассказ нужно сопровождать красочным наглядным материалом: слайды, фотографии, рисунки.
  • Для активизации внимания детей необходимо вызвать у них стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать догадаться до чего-либо самому, для этого нужно в процессе рассказа чаще обращаться к детям с вопросами.
  • Не нужно называть детям даты: будет затруднено восприятие материала.
  • Лексика рассказывающего должна быть доступной. Для этого нужно объяснять незнакомые слова, если они есть, стараться обходиться без употребления незнакомой терминологии, не перегружать рассказ непонятными грамматическими конструкциями.

Для детей дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Поэтому, знакомя детей с родным краем, нужно использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, но и "живые" наглядные материалы (старинную посуду, мебель, орудия труда и т.д.), что дает ощутимый эффект для ознакомления детей со сказками, бытовыми предметами и промыслами. Для этого стоит посетить музей русского быта, уголок национальных культур. Здесь дети получат возможность проникнуть впервые в историю быта родного края. В таком "помещении" появляется больше возможностей для подачи информации через игру (через героев сказок и т.д.).

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Именно в игре маленький человек проходит процесс социализации, ему легко прививаются нравственные качества, толерантность, он легко знакомится с культурой человеческого общества. Поэтому в проекте важное место занимает организация подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических. В процессе осуществления проекта у детей появляются любимые игры.

Организация художественно-творческой деятельности в проекте углубляет, закрепляет и расширяет имеющиеся у детей представления. Дети могут с помощью средств изобразительного искусства выразить свое личное отношение к изображаемым объектам, передать собственное видение мира, что положительно отражается в личностном развитии детей. В ходе данной деятельности осуществляется ориентирование детей на освоение ценностей человеческого общества, уважение достоинства и прав другого человека, проявление заботы, эмпатии, гуманного отношения к человеку.

Работа с родителями

В нравственно-патриотическом воспитании имеет большое значение пример взрослых людей, особенно близких. Поэтому данный проект должен осуществляться при участии родителей. Патриотические чувства эффективно формируются в тесной связи с семьей. Сотрудничество с членами семьи дошкольника должно выражаться в установлении доверительных деловых контактов с семьями дошкольников, обеспечение родителей психологической и педагогической информацией, вовлечении их в работу над проектом, формировании в ДОУ и семье предметной развивающей среды. Педагоги должны оказывать педагогическую поддержку семьям в данных вопросах через консультации, беседы, экскурсии и совместные праздники.

Родителям можно порекомендовать привлекать детей к общественной жизни, прогулки, экскурсии для знакомства с историческими местами, памятниками воинам, посещение местного краеведческого музея.

Результатом работы с семьей становится убежденность родителей в том, что нравственное воспитание необходимо с первых лет жизни ребенка, что таким образом можно предупредить и преодолеть отрицательные проявления в детском поведении.

Данная система нравственно-патриотического воспитания может меняться в зависимости от имеющихся условий. Работа, организованная таким образом, будет способствовать правильному развитию психологического климата в семье, воспитанию любви к своей родине.

Одна из самых важных задач в развитии личности ребенка дошкольного возраста - это освоение им духовного богатства, исторического и культурного опыта народа, которые создавался громадным количеством поколений на протяжении веков.

Актуальность нравственно-патриотического воспитания

В современные дни актуальность этого вопроса очевидна: произошли изменения в методических подходах к данной проблеме, ведутся поиски создания механизма и этапности в воспитании любви к родному городу, краю, определяется их место в интеллектуально-нравственной и эмоциональной структуре личности.

Создание основ моральных качеств человека должно начинаться в дошкольном возрасте. От того, как успешно происходит этот процесс, зависит в большой степени дальнейшее нравственно развитие детей. В дошкольном возрасте под руководством взрослых ребенок получает самый первый опыт поведения, отношения к сверстникам, близким, природе, вещам, он усваивает моральные нормы общества. Посредством совместной деятельности формируются важнейшие черты личности: доброжелательность, уважение к окружающим, любовь к родине, бережное отношение к результатам труда людей, стремление им помогать, активность и инициативность в самостоятельной деятельности.

Проведенная работа была эффективной, она показала, что при помощи воспитателя в ходе совместной деятельности с применением разных форм работы дети могут овладевать знаниями о родном крае и природе.

 

Литература

  1. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». - С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
  2. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода…. - М.: АРКТИ, 2005.
  6. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. - М.: АРКТИ, 2004.
  7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа-руководство. - Уфа: БИРО, 2004.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8…

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8 Марта «Февромарт» (Звучит веселая музыка, дети заходят в зал.) Ведущая: Всем добрый...

Проектная деятельность: «Кошачьи секреты?»

Проектная деятельность: «Кошачьи секреты?» Технологическая карта проекта Название проекта «Кошачьи секреты» Тип Познавательно - исследовательский Вид Индивидуальный Основное направление Познавательное развитие Срок реализации Краткосрочный с 16.11. по 20. 11. 2017г. Участник Организатор...

Читайте также

Сценарий «Проводы зимы»

Сценарий «Проводы зимы» (На улице) Все дети детского сада встречаются на улице. Ведущий: Что за праздник? Что за праздник? Будет праздник здесь большой...

Обучение дошкольников правилам дорожного движения

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Очевидно, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка...

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...