Свежие публикации


Система Orphus


( 9 Голосов ) 


Проект «Волшебница - вода»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»  

К. Е. Тимирязев

проект "Вода"Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребенка. Кроме того, сказки развивают воображение, учат его фантазировать, развивают мыслительную деятельность. Метод мнемотехники при помощи, которого дошкольники учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, знакомятся с русскими народными сказками, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

В МДОУ «Ергачинский детский сад» в группе «Звездочки» функционирует кружок «Сказкино», в процессе работы которого апробируется авторская программа дополнительного образования «От сказки к сказке». В процессе реализации программы у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас при помощи мнемотехники. В соответствии с перспективным планом по данной программе в декабре дети среднего дошкольного возраста знакомились с русской народной сказкой «По Щучьему велению». При кодировании информации и занесении ее в мнемотаблицу, в сюжете, когда Емеля отправился за водой и прорубил прорубь на реке, педагогом было предложено решить логическую задачу и ответить на вопрос «Что такое лед?». В результате экспериментирования детьми было выявлено, что лед это твердое вещество, которое плавает, тает и состоит из воды. (Рисунок №1) Совместно с детьми определили, что лед тает от тепла, что в горячей воде тает быстрее и что вода на холоде замерзает, так же определили что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес. Проведенные игры – эксперименты позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Волшебница - вода» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта.

Во время рассматривания иллюстраций к сказке дети спросили «А почему лед в проруби белый?». Педагог предложил сверстникам ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, что потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность дошкольников, взрослый задал детям провокационный вопрос, «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?» - большинство детей приняли решение, что лед будет белый. Таким образом, было принято решение продолжить проект по расширению знаний детей о свойствах воды, на подготовительном этапе, которого было разработано и проведено диагностирование детей по интересующим вопросам, и выявлено что дети имеют недостаточно знаний о свойствах воды и льда. Составленный план основного этапа проекта «Волшебница - вода», цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде и льде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей, опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по темам «Лед», «Разноцветные льдинки» и «В какой воде живет щука». В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: замерзшая вода, тающий лед, играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, замораживание цветных льдинок, друзья, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников. Результаты опытов фиксировали в дневнике экспериментов (рисунок 3 и рисунок 6,7). Во время основного этапа проекта «Волшебница-вода» для родителей была предложена консультация «Неизведанное рядом», и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях.

На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда. Для родителей оформили фотовыставку «Юные исследователи», в которой были представлены материалы фотофиксации совместной экспериментально-игровой деятельности с детьми. (рисунок 2, 4)

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

  • Определение темы и типа проекта.

 

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.

По содержанию: естественнонаучный.

По числу участников проекта: групповой (10-15 человек, все желающие).

По времени проведения: средней продолжительности (4 недели).

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ

По профилю знаний: межпредметный (по двум или более разделам образовательной программы «Детство»).

По типу объекта проектирования: социальный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получениярезультата.

  • Формулировка цели и разбивка на веер задач.

Цель проекта: Формирование представлений о свойствах воды

Задачи проекта:

  • Активизация творческого мышления детей.
  • Выявление свойств воды.
  • Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
  • Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.
  • Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
  • Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
  • Познакомить с составом воды (кислород).
  • Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
  • Разработка вопросов и методики диагностирования детей по теме проекта.

Вопросы диагностирования детей среднего дошкольного возраста

1. Имеют представления о свойствах льда (тает, плавает, это замороженная вода и др.)

2. Знание о том, почему лед на реке белый.

3. Представление о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду.

4. Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород

5. Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.)

6. Знания о том, что краска растворяется в воде.

Методика диагностики

Средний дошкольный возраст.

Цель: Выявить знаний детей 4-5 лет о свойствах воды.

Условия: Использование стимульного материала, в процессе диагностирования дошкольников.

Методика: Модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.

Характеристика показателей

Содержание

Метод

Уровни

Материал для проведения диагностики

Высокий

Средний

Высокий

Знания  

о том, почему лед на реке белый

Беседа с рассматриванием иллюстраций

Дети определяют, что лед на реке белый, потому что вода в реке белая

При помощи педагога устанавливают взаимосвязь между цветом воды и льда.

Не могут установить зависимость между цветом воды и льда.

Иллюстрации замершей реки, ледохода

о том, что краска растворяется в воде произвольно и при помешивании

Беседа

Дети безошибочно утверждают, что если опустить краску и не помешивать она растворится воде, но намного медленнее, чем при перемешивании

--------------------

Ребенок не знает о том, что при перемешивании краска растворяется быстрее, чем произвольно.

 

Имеют представления

о свойствах льда (тает, плавает, это замороженная вода и др.)

Рассматривание кусочка льда

Сообщают 3 - 4 свойства льда

Знают 2 – 3 свойства льда

Не называют ни одного свойства льда.

Лед

о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду.

Рассматривание кусочка льда

Считает, что какого цвета заморозить воду такого цвета и получится лед

--------------------

Считает, что лед в любом случае будет белый

 

о том, что в состав воды входит кислород

Рассматривание аквариума

Дети определяют, что всем кто живет в воде, нужен кислород, соответственно в воде он есть.

Затрудняются сказать, что в воде есть кислород

Считают, что в состав воды не входит кислород

Аквариум

о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной, льется и т.д.)

Беседа с рассматриванием стакана с водой

Сообщают 3 - 4 свойства воды

Знают 2 – 3 свойства воды

Не называют ни одного свойства воды

Вода

    • Диагностирование дошкольников и анализ полученных результатов.

    Диагностика знаний и представлений детей среднего дошкольного возраста по теме проекта

    «Волшебница - вода» на подготовительном этапе.

     

    Вопросы

    Ф.И. ребенка

    Наличие знаний

    Имеют представления

    Итог

    о том, почему лед на реке белый

    о том, что краска растворяется в воде произвольно и при помешивании

    о свойствах льда

    о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду.

    о том, что в состав воды входит кислород

    о свойствах воды

    1

    Журавлев Роман

    -

    -

    /

    -

    -

    -

    -

    2

    Журавлев Федор

    -

    +

    +

    /

    -

    -

    /

    3

    Журавлев Дмитрий

    -

    -

    +

    /

    -

    +

    /

    4

    Калашникова Соня

    -

    -

    /

    -

    -

    /

    -

    5

    Кокшаров Степан

    /

    +

    +

    /

    -

    -

    /

    6

    Крыласова Ксения

    -

    /

    /

    -

    -

    /

    /

    7

    Мамирова Розалия

    -

    +

    -

    /

    -

    -

    -

    8

    Михайлова Дарья

    -

    +

    +

    +

    -

    +

    /

    9

    Пушкарев Артем

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    10

    Тарасова Виктория

    /

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    11

    Хазиахметов Саша

    -

    +

    +

    -

    -

    -

    /

    12

    Шейпак Вероника

    -

    -

    /

    /

    -

    -

    -

    Итог

    Высокий

    0%

    45% - 5д

    36% -4р.

    9% - 1р

    0%

    9% - 1р

    0%

    Средний

    9% - 1р

    9% - 1 р

    36% -4р.

    36% - 4р.

    0%

    18%-2р

    45%- 5д

    Низкий

    91%- 10д

    46% - 5 д

    28%-3 р.

    55% - 6 д

    100%

    73%-8д

    55%-6 д

    «+» - высокий уровень; «/» - средний уровень; «-» - низкий уровень

    Анализируя результаты диагностики, выявила, что высокого уровня знаний по вопросам темы проекта не имеет не один ребенок, так как все обследуемые дети показали низкий уровень по вопросу о том, что в состав воды входит кислород. Ни один ребенок не сказал, что лед на реке белый, потому что замерзла белая вода, но предлагали свои варианты ответов (потому что сверху лежит снег, потому что зима и др.).

    45% детей, что составляет 5 человек, показали средний уровень развития, так как дети затрудняются сделать причинно следственные связи, установив какого цвета, будет льдинка, если замораживать красную, синюю или другого цвета воду, а на вопрос как получить разноцветный лед предлагали взять краски и раскрасить его.

    55% детей (6 человек) имеют низкий уровень развития, так как эти дети не имеют представлений о свойствах воды и льда.

    • Составление плана реализации этапов проекта.

    План реализации проекта «Волшебница - вода»

    Подготовительный (начально-диагностический) этап

    Срок: 1 неделя проектирования

    Мероприятия

    Ответственные

    Ожидаемый результат

    1

    Разработка вопросов диагностирования

    Воспитатель

    Создание диагностического пакета.

    2

    Модернизация методики диагностики Л.В. Коломейченко и Л.В. Любимовой.

    Воспитатель

    3

    Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

    Воспитатель

    Выявление уровня знаний по теме проектирования.

    4

    Анализ результатов диагностики дошкольников

    Воспитатель

    Подтверждение актуальности реализации данного проекта

    5

    Составление плана основного (внедренческого) этапа проектирования

    Воспитатель

    Разработана стратегия решения возникших проблем.

    6

    Составление конспектов совместной деятельности по темам «Лед», «Разноцветные льдинки», «В какой воде живет щука»

    Воспитатель

    Основной этап

    Срок проведения: 2 недели

    Совместная   деятельность

    Задачи

    Участники

    Ожидаемый результат

    Тема

    Игры - эксперименты

    Лед

    Замерзшая вода

    Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

    Воспитатель дети

    Дети безошибочно определяют, что лед это твердое вещество.

    Лед состоит из воды и тает в тепле.

    Тающий лед

    Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

    Прозрачная вода

    Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

    Называют некоторые свойства воды.

    Разноцветные льдинки

    Играем с красками

    Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

    Понимание того, что при помешивании краска раствориться быстрее, чем произвольно

    Окрашивание воды

    Помочь выявить свойства воды

    Понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

    Вода принимает форму

    Выявить, что вода принимает форму сосуда, в ко­торый она налита

    Понимают, что вода принимает форму того сосуда, в который налита.

    Замораживание цветных льдинок

    Уточнить, что при замораживании цветной воды получаются цветные льдинки

    Не ошибаются в сопоставлении цвета воды и замороженной льдинки

    В какой воде живет щука

    Вода бывает теплой, холодной, горячей

    Дать понять, что в водоемах вода бывает разной тем­пературы, в зависимости от температуры воды в водоёмах жи­вут разные растения и животные.

    В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

    Друзья

    Познакомить   с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

    В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде.

    Консультирование на тему   «Неизведанное рядом»,

    Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее   мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

    Родители

    Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях

    Раздаточный материал «Экспериментируем дома»

    Активизировать совместную деятельность детей и родителей.

     

    Завершающий этап

    Срок проведения: 1 неделя

    Мероприятия

    Ответственные

    Ожидаемый результат

    1

    Фотовыставка   «Юные исследователи» по итогам реализованного проекта

    Воспитатель

    Презентация результатов проекта

    2

    Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

    Воспитатель

    Выявление уровня знаний по теме проектирования.

    3

    Анализ результатов диагностики дошкольников

    Воспитатель

    Подтверждение актуальности реализации данного проекта

    4

    Оформление портфолио проекта

    Воспитатель

    Предоставление материалов для конкурса

     

    • Формирование проектировочной группы.

    Состав проектной группы:

    Руководитель проекта, педагог – Екатерина Тимофеевна Чусовлянкина и группа среднего дошкольного возраста «Звездочки».

    • Распределение прав и обязанностей.

    Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

    Воспитатель - организует совместную опытно – экспериментальную деятельность, консультирование родителей и оформление фотовыставки по итогам проекта.

    Дети - участвуют в познавательной опытно – экспериментальной деятельности, фиксируют результаты опытов.

    Родители совместно с детьми - проводят опыты и эксперименты в домашних условиях.

    Этот проект значим для всех участников проекта:

    • У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.
    • Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
    • Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.

    Данный проект целесообразно использовать для развития мышления средних дошкольников.

    • Изучение методической литературы по теме проекта;

    Анализируя раздел «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в Дошкольном Образовательном Учреждении» выяснила, что педагог обязан обеспечить условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира, познакомить детей с различными свойствами веществ: твердость мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость, и др. В свою очередь программа «Детство» предлагает организовывать с детьми дошкольного возраста игры – эксперименты с водой, снегом, льдом и другими веществами. М. В. Крулехт в статье «Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада» опубликованной в сборнике «Методические советы к программе «Детство» утверждает «Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления…».

    Таким образом, реализованный проект «Волшебница - вода» в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализоваться   в творческой деятельности в манипулировании с предметами и веществами. Данный проект реализовывался в рамках образовательной программы детского сада, с учетом учебного плана для детей среднего дошкольного возраста. Полноценно реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы помогло изучение методической литературы по теме проекта:

    • Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
    • «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
    • А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003.


    • Определение продукта проектирования;

    Предполагаемый результат

    Внешние продукты:

    Пополнение дневника экспериментирования

    Внутренние продукты:

    Расширение знаний детей о свойствах воды.

    • Составление конспектов совместной деятельности по темам «Лед», «Разноцветные льдинки», «В какой воде живет щука».

    Основной этап:

    • Проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности для детей: игры - экспериментирования в рамках кружковой совместной деятельности по темам «Лед» (рисунок 8), «Разноцветные льдинки», «В какой воде живет щука»; Результаты опытов фиксировали на фотокамеру и при помощи рабочих листов в дневнике экспериментирования. (рисунок 5)

    В процессе опытно-экспериментальной деятельности придерживались единой структуры:

    • Постановка, формулирование проблемы;
    • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
    • Проверка гипотез;
    • Подведение итогов, вывод;
    • Фиксация результатов;

     

    • Консультирование родителей.
      • Консультация «Неизведанное рядом»
      • Раздаточный материал «Экспериментируем дома»

    Заключительный этап:

    • Диагностирование дошкольников и анализ полученных результатов.

    Диагностика знаний и представлений детей по теме проекта на заключительном этапе.

     

    Вопросы

    Ф.И. ребенка

    Наличие знаний

    Имеют представления

    Итог

    о том, почему лед на реке белый

    о том, что краска растворяется в воде произвольно и при помешивании

    о свойствах льда

    о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду.

    о том, что в состав воды входит кислород

    о свойствах воды

     

     

    Н

    К

    Н

    К

    Н

    К

    Н

    К

    Н

    К

    Н

    К

    Н

    К

    1

    Журавлев Роман

    -

    +

    -

    +

    /

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    2

    Журавлев Федор

    -

    +

    +

    +

    +

    +

    /

    +

    -

    +

    -

    +

    /

    +

    3

    Калашникова Соня

    -

    +

    -

    +

    /

    +

    -

    +

    -

    +

    /

    +

    -

    +

    4

    Кокшаров Степан

    /

    +

    +

    +

    +

    +

    /

    +

    -

    +

    -

    +

    /

    +

    5

    Крыласова Ксения

    -

    +

    /

    +

    /

    +

    -

    +

    -

    +

    /

    +

    /

    +

    6

    Мамирова Розалия

    -

    /

    +

    +

    -

    /

    /

    +

    -

    +

    -

    /

    -

    +

    7

    Михайлова Дарья

    -

    /

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    -

    +

    +

    +

    /

    +

    8

    Пушкарев Артем

    -

    /

    -

    /

    -

    /

    -

    /

    -

    /

    -

    /

    -

    /

    9

    Тарасова Виктория

    /

    /

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    /

    -

    +

    10

    Хазиахметов Саша

    -

    /

    +

    +

    +

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    /

    +

    11

    Шейпак Вероника

    -

    +

    -

    +

    /

    +

    /

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    Итог

    Высокий

    0%

    55% - 6д

    45% - 5д

    91% - 10д

    36% - 4р.

    82% - 9д

    9% - 1р

    91% - 10д

    0%

    82% - 9д

    9% - 1р

    73% - 8д

    0%

    91% - 10

    Средний

    9% - 1р

    45% - 5д

    9% - 1 р

    9% - 1 р

    36% - 4р.

    18% - 2р

    36% - 4р.

    9% - 1 р

    0%

    18% - 2р

    18% - 2р

    27% - 3р

    45%- 5д

    9% - 1 р

    Низкий

    91%- 10д

     

    46% - 5 д

     

    28% - 3 р.

     

    55% - 6 д

     

    100%

     

    73% - 8д

     

    55% - 6 д

     

     

    Анализируя результаты диагностики на завершающем этапе проекта, выявила, что значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта, так как 91% что составляет 10 детей, имеют высокий уровень знаний, дошкольники знают о том, что краска растворяется в воде быстрее при перемешивании; имеют расширенные представления о свойствах льда и воды;

    1 ребенок показал средний уровень развития, что составило 9% так как он затрудняется объяснить почему на реке лед белый, и как сделать разноцветные фигурные льдинки.

    Таким образом, анализируя результаты мониторинга, пришла к выводу, что проект актуален для реализации в группе среднего возраста.

    • Трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка «Юные исследователи»)
    • Составление портфолио проекта
    • Трансляцию проекта на педагогическом часе «Экспериментальная деятельность в детском саду» и предоставление портфолио проекта на конкурс «Проектирование детской деятельности»

    Обеспечение проектной деятельности:

    Методическое:

    Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

    «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.

    А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работником дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003

    Материально - техническое:

    Материалы и оборудование для экспериментирования.

    Дневник фиксирования результатов экспериментирования.

    Диагностико - дидактическое:

    Вопросы диагностирование знаний детей.

    Модифицированная методика диагностики.

    Конспекты совместной деятельности.





    Читайте также:



    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить










    Комментарии

    • okcana
      есть ли у вас на весь год технологические карты для старшей группы

      Подробнее...

       
    • KARMEN
      Если будут какие-то проблемы в личной жизни, заходите на сайт: http://fatimagiya.ru/ , и Фатима ...

      Подробнее...

       
    • Зумрат
      да, на весь учебный год. Подробности пишу на вашу почту. zumrat.asanova@mail.ru это моя почта.

      Подробнее...

       
    • Гаухар
      здравствуйте!те х. карты на весь год?и где Вы проживаете?

      Подробнее...

       
    • Светлана
      Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы скачать

      Подробнее...

    © Дошколенок.ру 2011 - 2014. Пользовательское соглашение.
    Сайт для воспитателей детских садов dohcolonoc.ru. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56217 от 28 ноября 2013 г.

    QIWI Walletr