Перспективно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте

(Средняя группа)

 

Сентябрь
Неделя Непосредственно образовательная деятельность Связь с другими видами деятельности
Задачи Использованный занимательный дидактический материал
1 неделя

«Осень»

1. Знакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, зубами, губами, языком, нёбом.

2. Познакомить детей со звучащим словом; формирование понятия «слово».

3. Формировать представления о том, что слова отвечают на вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКИЕ? и обозначают признак предмета и действие.

1. Чтение стихотворения «Сказка о весёлом язычке» М. Митлиной с проведением артикуляционной гимнастики.

2. Игровое упражнение «Посмотри и назови».

3. Игра «Узнай, что звучит».

4. Игра «Чей это голос?»

5. Игровое упражнение «Добавь слово».

6. Рассматривание сюжетной картинки «Дети играют во дворе».

7. Игра «Кто больше увидит и назовёт». Цель: Проявление интереса к слову.

8. Д/и «Кто больше назовёт слов об осени». Цель: Упражнять в назывании слов, активизировать словарь детей.

9. Пальчиковая гимнастика «Кулачки».

1. Д/и «Кто это? Что это?» с использованием игрового пособия «Ёлочка». Цель: Учить различать одушевлённые и неодушевлённые предметы и ставить вопросы КТО? ЧТО?

2. Д/и «Сколько слов». Цель: Упражнять в дифференциации на слух слов.

3. Д/и «Следи за словом». Цель: Развивать у детей фонематический слух.

4. Д/и «Загадки – складки». Цель: Учить отгадывать загадки, добавляя последнее слово, подходящее в рифму.

5. Д/и «Подбери пару». Цель: Обогащение глагольного словаря.

6. Д/и «Какие бывают слова?». Цель: Развивать интонационную выразительность речи.

7. Д/и «Эхо». Цель: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

8. Д/и «Это слово звонкое или тихое?». Цель: Упражнять детей в произнесении слов по-разному: громко, звонко, ласково, тихо.

9. Д/и «Скажи, как я». Цель: Развитие слухового восприятия и интонационной выразительности речи.

10. Д/и «Кто что умеет делать». Цель: Подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

11. Д/и «Кто это ползет?» Цель: Подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.

12. Чистоговорки:

Ма-ма-ма–дома я сама.

Му-му-му-молоко кому?

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Мы-мы-мы-побежали мы.

Ми-ми-ми-поём ноту ми.

13. Д/у «Какой сок?». Цель: Закреплять умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

14. Д/и «Закончи предложение».

Цель: Подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

15.

Логоритмические упражнения «Дождь», «Яблоки», «Мы по лугу прогулялись», «На лугу растут цветы».

16. Работа с природным материалом, собранным в тундре. Изготовление поделок на тему «Мои фантазии». Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

17. Д/и «Осенние листья» (лото)

Цель: Расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

18. Д/и «Какой овощ пропустили?».

Цель: Активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

19. Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: Уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

2 неделя

«Фрукты и овощи»

1. Вводить в активную речь слова, обозначающие действия (глаголы). Закреплять умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

2. Закреплять умение составлять рассказ по картине.

3. Продолжать знакомить с термином «слово».

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Дудочка», «Окошки».

2. Игровое упражнение «Я скажу, а вы это сделайте».

3. Игра с мячом «Приклей слово» Цель: Добавление к имени существительному глагола, прилагательного.

4. Д/и «Отгадай слово». Цель: Определение предмета по действию.

5. Д/и «Магнитофон». Цель: Закрепление представлений о звучащем слове.

6. Пальчиковая гимнастика: «Сливы».

3 неделя

«Здравствуй, тундра!»

1. Знакомить детей с термином «звук». Учить интонационному выделению в словах звуков.

2. Познакомить детей с тем, что слова в речи произносятся в определённой последовательности друг за другом. Формировать представление о предложении, значимости каждого слова в предложении.

3. Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

1. Артикуляционная гимнастика: «Чистим зубки», «Чашечка», «Часики».

2. Чтение произведений: Е. Серовой «Подскажи словечко», Я. Козловского «О словах разнообразных, одинаковых и разных».

3. Прослушивание аудиозаписи со звуками природы.

4. Игровое упражнение «Продолжи предложение». Цель: Учить произносить простые предложения, пополнять словарный запас детей.

5. Д/и «Быстро отвечай». Цель: Определение предмета по его признакам.

6. Пальчиковая гимнастика «Привяжу я козлика».

4 неделя

«Мои друзья»

1. Закрепить умение соотносить названия животных и их детёнышей.

2. Закреплять представления дошкольников о звучащем слове, о том, что слова могут обозначать и называть действия.

3. Укреплять артикуляционный аппарат, закреплять навыки произношения звуков [М], [М’] изолированно, в словах, фразах, связном тексте.

1. Артикуляционная гимнастика: «Месим тесто», «Чашечка», «Окошко».

2. Д/и «Кто больше слов скажет». Цель: Называть качества, признаки и действия животных.

3. Разучивание скороговорки: «Мыла Мила мишку мылом».

4. Чтение стихотворения «Медведь» и «Мяч»: Медведю-лежебоке

Не лень лежать в берлоге

До будущей весны

И видеть сны заветные-

Медовые, конфетные,

Малиновые сны!

Мяч летает полосатый,

В мяч играют медвежата.

- Можно мне? – спросила мышка.

- Что ты! Ты ещё малышка!

5. Д/у «Что делает мой друг».

Цель: Соотносить существительные с глаголом.

Октябрь
1 неделя

«Все работы – хороши»

1. Продолжать учить детей интонационному произношению звуков [А], [О], [У], [И] в изолированном виде и в словах.

2. Развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие.

3. Учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса.

1. Артикуляционная гимнастика: «Колечко», «Вкусное варенье», «Змейка».

2. Загадывание загадок: про арбуз, облако, улитка, иголка.

3. Игровое упражнение «Скажи, как я». Цель: Развитие слухового восприятия и интонационной выразительности.

4. Д/и «Озвучим картинки». Цель: Развитие у детей интонационной выразительности речи.

5. Д/и «Кто в теремочке живёт?». Цель: Развитие слухового восприятия.

6. Д/и «Кто что делает?».

1. Игры – соревнования: «Чей голос дольше звучит?», «Чей голос звонче?». Цель: Развитие интонационной выразительности речи, расширение звуковысотного диапазона.

2. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Развивать у детей фонематический слух. Формировать умение слышать в словах звуки [С], [П], [Б].

3. Д/и «Отгадай слово». Цель: Упражнять детей в умении определять предмет по действию.

4. Д/и «Узнай, что звучит». Цель: Развитие слухового восприятия и слухового внимания.

5. Д/и «Закончи предложение». Цель: Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

6. Д/и «Прятки». Цель: Упражнять в понимании и употреблении пространственных

предлогов: в, на, за, под, около.

7. Д/и «Передай флажок дальше». Цель: Упражнять дошкольников в подборе слов на заданную тему (слова-обобщения).

8. Разучивание скороговорок: «У пеньков опять пять опят», «Мыло серо, да моет бело», «Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску».

9. Чтение чистоговорок:

Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.

Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

10. Упражнение «Объясни слово». Цель: Развитие словарного запаса, мышления, устной речи.

11. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев: упражнения «Ладушки», «Коза», «Белка»; проведение вертикальных линий «Заборчик», проведение прямых горизонтальных линий «Дорожки».

12. Д/и «Кому что нужно».

Цель: Закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

13. Дыхательная гимнастика: «Дудочка», «Деревья».

14. Д/ и «Слушаем внимательно, думаем старательно».

Цель. Побуждать детей, самостоятельно определять принцип классификации предметов, находить предмет, не соответствующий этому принципу. Закрепить название одежды и обуви. Развивать внимание, память.

15. Раскрашивание рисунков автомобилей из мультфильма «Тачки». Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить правильно держать в руке карандаш при штриховке.

16. Логоритмические упражнения «А часы идут, идут», «Ветер тихо клен качает», «А в лесу растёт черника».

17. Д/и «Один – много» (с предметами одежды). Цель: Научить образовывать множественное число имен существительных.

2 неделя

«Праздник осени»

Учить детей различать и произносить твёрдый и мягкий звук [С], [С’] в изолированном виде, словах и фразах.

2. Развивать фонематическое восприятие при работе со словами, отличающимися при произношении.

3. Упражнять в составлении предложений из двух слов.

4. Познакомить детей со скороговорками и их назначением.

1. Артикуляционная гимнастика: «Дудочка», «Заборчик», «Маляр».

2. Игровое упражнение «Назови слова». Цель: Учить называть слова, в названии которых есть звук [С], развивать слуховое внимание.

3. Чтение чистоговорок:

Са-са-са-в лесу бегает лиса.

Со-со-со-у Вовы колесо.

Ос-ос-ос-на поляне много ос.

Су-су-су-было холодно в лесу.

Усь-усь-усь-на лугу пасётся гусь.

4. Чтение и разучивание скороговорки: «У осы не усы, не усищи, а усики».

5. Д/и «Добавь словечко». Цель: Упражнять в составлении предложений из двух слов.

3 неделя

«Азбука дорожного движения»

1. Уточнить произношение звуков [П], [П’] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Закрепить употребление слов – обобщений.

3. Упражнять в произнесении слов голосом различной громкости.

4. Активизировать употребление в речи глаголов и прилагательных.

1. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Качели», «Шарик».

2. Д/и «Составь описание». Цель: Учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

3. Д/и «Громко — шепотом». Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко, вполголоса или шепотом.

4. Чтение скороговорки: «Пётр пень пилил пилой, распилил весь пень пилой».

5. Д/и «Быстро отвечай». Цель: Упражнять в умении добавлять к имени существительному прилагательное или глагол.

6. Пальчиковая гимнастика «Пчела».

4 неделя

«Одежда»

1. Уточнить произношение звуков [Б], [Б’] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Учить правильно употреблять имена существительные в родительном падеже с предлогом «без».

3. Формировать у дошкольников представление о словах, обозначающих признаки предмета.

4. Учить добавлять недостающее слово во фразе.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Ямка», «Резинка», «Барабанщик».

2. Загадки про барабан, белку, бабочку.

3. Д/и «Без чего не обойтись?» Цель: Упражнять детей в правильном употреблении илов-существительных в родительном падеже с предлогом «без».

4. Д/и «Опиши, мы угадаем». Цель: Учить подбирать слова, обозначающие признаки предмета, составлять описание.

5. Разучивание скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе».

6. Чистоговорки:

Ба-бо-бы-на дворе стоят столбы

Бу-бы-ба-из окна торчит труба.

7. Пальчиковая гимнастика «Братья».

Ноябрь
1 неделя

«Наш любимый город»

1. Уточнить произношение звуков [Ф], [Ф’] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Развивать слуховое внимание, зрительную память.

3. Упражнять в составлении предложений из двух, трёх слов, используя модели.

4. Закреплять представления о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Качели», «Лошадка».

2. Игровое упражнение «Расскажи, где ты живёшь». Цель: Формировать представления дошкольников о предложении, учить расширять предложение. Активизировать словарь по теме «Мой город».

3. Разучивание скороговорки: «У Феди фуфайка, у Фаи туфли».

4. Чтение стихотворения В. Берестова:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратит в букет,

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?

5. Чистоговорка: Аф – аф - аф - мы поставим в угол шкаф.

1. Д/и «Кто назовет больше действий». Цель: Подобрать глаголы, обозначающие действия.

2. Д/и «Профессии». Цель: Соотносить существительные с глаголом.

3. Д/и «Какое это имя?». Цель: Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов.

4. Д/и «Подскажи последнее словечко». Цель: Развивать интонационную выразительность речи, фонематический слух.

5. Использование игрового пособия «Поварёнок». Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

6. Д/и «Закончи предложение». Цель: Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

7. Д/и «Кто это ползёт». Цель: Упражнять в

подборе слов, обозначающих признаки и действия, согласовывая их в роде, числе, падеже, составлять описание.

8. Д/и «Расскажем про белочку». Цель: Учить составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

9. Разучивание скороговорок:

Топали да топали,

Дотопали до тополя.

До тополя дотополи,

Да ноги-то оттополи.

11. Чистоговорки:

Ать-ать-ать-мы идём гулять.

Ат-ат-ат-берём с собой самокат.

12. Разучивание считалки: «Тара-бара,

Домой пора –

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить.

Тебе водить!»

13. Штрихование по готовым контурам: «Домашние животные»; рисование наклонных линий снизу вверх «Травка для кроликов».

14. Пальчиковая игра «скачет зайка косой».

15. Д/и «Помоги маме найти своих детенышей». Цель: Закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

16. Логоритмические упражнения «В понедельник», «Головой качает слон», «По дорожке, по дорожке».

17. Чтение стихотворения «Котик и козлик» В. Жуковского:

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

Рисование пальчиком на подносе с крупой котика и козлика. Развивать воображение, развивать тактильную чувствительность.

18. Д/у «Сравни разных зверят». Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

19. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Цель: Развивать у детей репродуктивное и творческое воображение, зрительно-моторную координацию.

20. Игровое упражнение «Разрезные картинки». Цель: Научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения.

2 неделя

«Профессии»

1. Уточнить произношение звуков [В], [В’] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Учить различать слова, обозначающие один предмет и несколько предметов.

3. Формировать представление об уменьшительно – ласкательной форме слова.

4. Учить различать длинные и короткие слова.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Рыбка».

2. Чистоговорка: Ву-ву-ву - в лесу видели сову.

3. Разучивание скороговорки: «Вкусная халва – мастеру хвала».

4. Чтение сихотворения Б. Тимофеева:

Воробей взлетел повыше:

Видно всё с высокой крыши!

5. Д/и «Один – много». Цель: Учить детей в образовании множественного числа.

6. Д/и «Слова можно прошагать». Цель: Дифференциация слов по длительности звучания. Обогащать словарь детей за счет названий профессий.

7. Д/и «Скажи ласково». Цель: Формирование понятия об уменьшительно – ласкательной форме слова.

3 неделя

«Домашние животные»

1. Уточнить произношение звуков [Н], [Н’] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Закрепить умение правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным.

3. Продолжать учить определять первый звук в словах, называть слова на заданный звук.

4. Закреплять понятие «слово», дифференцировать короткие и длинные слова.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Рыбка», «Качели», «Часики».

2. Чистоговорка: «Но-но-но, но-но-но - в нашей комнате темно».

3. Д/и «Скажи, какое». Цель: Называть признаки предмета; обогащать речь прилагательными; подбирать слова, близкие по смыслу.

4. Д/и «Кто ушёл вперёд?». Цель: Дифференциация длинных и коротких слов.

5. Д/и «Передай флажок дальше». Цель: Учить называть домашних животных.

6. Д/упражнение «Магазин игрушек». Цель: Учить определять первый звук в слове.

4 неделя

«С днем рождения, любимый город!»

1. Уточнить произношение звуков [Т], [Т’] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Активизировать употребление глаголов.

3. Упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

4. Продолжать формировать представление о предложении, значимости каждого слова в предложении.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Иголочка», «Горка».

2. Чистоговорка:

Та-та-та - хвост пушистый у кота.

Ты-ты-ты-сметану съели всю коты.

Ти-ти-ти-съели кашу всю почти.

То-то-то-стали мы играть в лото.

3. Загадывание загадок про телефон, тучу, телевизор.

4. Д/и «Скажи, что делает». Цель: Учить называть действия предметов; обогащать речь глаголами.

5. Д/и «Ласковые слова». Цель: Формировать понятия об уменьшительно – ласкательной форме слова.

6. Д/и «Закончи предложение». Цель: Расширение объёма предложения.

Декабрь
1 неделя

«Зима»

1. Уточнить произношение звуков [Д], [Д’] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имён существительных.

3. Учить подбирать определения к словам «снег», «зима», «снежинки».

4. Учить дошкольников самостоятельно составлять предложения с заданным словом.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Дятел», «Грибок», «Гармошка».

2. Загадка про дождь.

3. Д/и «Кто внимательный?» Цель: Учить определять, есть ли в слове заданный звук.

4. Разучивание скороговорки: «Дудку дал Додону дед, Дед, которому сто лет».

5. Чистоговорки: Ду-до-да - гудят провода. Ду-ду-ду - дети бегают в саду.

6. Д/и «Отвечай правильно». Цель: Упражнять детей подбирать и называть слова, согласовывать существительные и прилагательные в падеже.

 

1. Д/и «В гостях у лесника». Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

2. Разучивание скороговорок: «Муха-горюха села на ухо», «Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке».

3. Игровое пособие «Кольца Луллия». Цель: Упражнять детей в умении находить картинку, в названии которой есть заданный звук.

4. Чтение весёлых стихов из книги Занимательное азбуковедение» В. В. Волиной (на пройденные звуки).

5. Разучивание считалки:

«Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди.

Мы играем, ты води!»

6. Д/и «Звуковой футбол». Цель: Учить различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах,

развивать внимание.

7. Д/и «Лишнее слово». Цель: Учить различать звуки, учиться определять звуки в составе слова, развивать слуховое внимание.

8. Д/и «Выложи предложение кирпичиками». Цель: Учиться различать структуру предложения, развивать внимание, развивать речь.

9. Д/упражнение «Закаляка». Цель: Учиться рисовать линии, развивать внимание, развивать мелкую моторику.

10. Д/и «Как сказать по-другому?». Цель: Учить заменять многозначные слова в словосочетаниях.

11. Д/и «Дед Мороз». Цель: Учить детей правильно использовать глаголы в речи, обогащать их словарь.

12. Пальчиковая гимнастика: «Сливы», «Дождик», Зайчик».

13. Логоритмические упражнения «Дети едут на машине», «Едем, едем», Ну а снег летит, летит».

14. И. м. п. «Выпал беленький снежок».

Цель: Уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением:

Выпал беленький снежок -

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем.

15. Д/ и «Составь предложение». Цель: Учить четко, произносить слова, обозначающие пожароопасные предметы, составить правильно предложение.

16. Задание на фланелеграфе «Сделай снеговика». Цель: Формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

17. Дыхательная гимнастика: «Греем руки», «Шарик».

18. Д/и «Кто ушёл вперёд?». Цель: Дифференциация длинных и коротких слов.

2 неделя

«Пожарная безопасность»

1. Уточнить произношение звуков [К], [К’] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте.

2. Дать детям представление о многозначности слов.

3. Упражнять детей в подсчёте слов в предложении.

4. Развивать у детей фонематический слух, речевое внимание.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Рыбка», «Хоботок».

2. Разучивание скороговорки: «Кран обходится без рук: вместо рук у крана крюк».

3. Чистоговорка: Ко-ко-ко - кошка любит молоко.

4. Д/и «Какие бывают иголки».

Цель: Дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

5. Д/и «Выложи предложение кирпичиками

Цель: учиться различать структуру предложения, развивать внимание, речь.

3 неделя

«Транспорт»

1. Уточнить произношение звуков [Г], [Г’] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Учить детей подбирать родственные слова.

3. Формировать понятия «звук», «неречевой звук», «Звукоподражания».

4. Учить дошкольников вслушиваться в окружающие звуки и различать их.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Пароход гудит», «Слоник пьёт».

2. Чистоговорка: Га-га-га у козы рога.

3. Разучивание скороговорки: «Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок!»

4. Д/и «Кто заблудился?». Цель: Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

5. Д/упражнение «Молчанка». Цель: Учить слышать звуки в окружающем пространстве, развивать слуховое восприятие.

6. Пальчиковая гимнастика: «Порисуем».

 

4 неделя

«Новый год у ворот»

1. Уточнить произношение звуков [Х], [Х’] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Продолжать формировать представления о речевых и неречевых звуках, закреплять термин «звук».

3. Упражнять дошкольников в различении коротких и длинных слов.

4. Формировать представления о предлогах.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Качели», «Часики».

2. Д/и «Кто в теремочке живёт?». Цель: Развитие слухового и фонематического восприятия.

3. Дидактическое пособие «Телевизор». Цель: Формирование представления о звукоподражаниях.

4. Д/и «Вставь пропущенное слово». Цель: Формирование представлений о предлогах в предложении.

5. Д/и «Чьё слово дольше звучит?». Цель: Развитие интонационной выразительности речи.

6. Чистоговорка: Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.

Январь
2 неделя

«Свет волшебный Рождества»

1. Уточнить произношение звуков [Ы] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Формировать у дошкольников представления о гласных и согласных звуках, показать их различия в артикуляции.

3. Учить регулировать темп и силу голоса.

4. Учить детей понимать содержание и значение пословиц.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Чистим зубки», «Месим тесто».

2. Разучивание скороговорки: «Тары-бары, растобары. У Варвары куры стары».

3. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук». Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных и согласных звуков.

4. Д/и «Тихо-громко. Далеко-близко». Цель: Развитие слухового восприятия.

5. Пословица: «Семеро одного не ждут».

1. Разучивание считалки:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

2. Загадывание загадок про снег, санки, снежинки, сосульку.

3. Д/и «Наоборот». Цель: Формирование представлений о словах – антонимах.

4. Логоритмические упражнения «На дворе у нас мороз», «Вот под ёлочкой», «Жила-была мышка».

5. Игровое пособие «Дорожки звуков». Д/и «Вьюга», «Эхо», «Гудок». Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

6. Д/и «Найди пару». Цель: Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения.

7. Д/и «Шишка». Цель: Познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

8. Д/и «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

9. Д/и «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем». Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

10. Пальчиковые игры: «Дружба», «Замок», «Черепаха».

11. Подготовка руки к письму: «Волны» - проведение коротких и длинных волнистых линий.

12. Д/у «Какой первый звук в слове?». Цель: Учить определять первый звук в слове, обозначать его правильным знаком, сопоставлять с нужной картинкой. (Символы Т. А. Ткаченко)

13. Игровое упражнение с пуговицами «Игрушечный медвежонок»:

Медвежонок плюшевый

Ничего не кушает.

Ни конфет, ни шоколада –

Ничего ему не надо.

Целый день в углу сидит,

У него живот болит.

Дети из пуговиц выкладывают медвежонка. Цель: Развивать у детей репродуктивное и творческое воображение, зрительно-моторную координацию.

14. Дыхательная гимнастика «Свеча».

15. Игровое упражнение «Дикторы». Цель: Развитие интонационной выразительности речи.

3 неделя

«Посуда»

1. Уточнить произношение звуков [Э] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Учить составлять простые предложения по «живой модели».

3. Учить дифференцировать гласные звуки, по артикуляции определять гласный звук.

4. Формировать представления о словах – антонимах.

5. Закрепить умение правильно называть предметы посуды.

1. Артикуляционная гимнастика: «Накажем непослушный язык», «Крокодил».

2. Д/и «Кукла». Цель: Учить детей составлять предложение по «живой модели» (дети – «слова»).

3. Д/и «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».

Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

4. Д/и «Слова-неприятели». Цель: Подбор антонимов – слов противоположных по смыслу.

5. Чтение стихотворения «Эхо» Г. Виеру.

6. Д/у «Чего не стало?». Цель: Уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

4 неделя

«Наши любимые игрушки»

1. Уточнить произношение звуков [С], [С’] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте.

2. Упражнять детей в употреблении в речи глаголов прошедшего времени и глаголов повелительного наклонения.

3. Продолжать учить дошкольников различать гласные и согласные звуки.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Дудочка», «Чашечка».

2. Чистоговорка: Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.

3. Разучивание скороговорки: «Сеня в лесу встретил лису».

4. Д/упражнение «Поручения».

Цель: Упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

5. Д/и «Дети и волк». Цель: Учить детей понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

6. Д/и «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем». Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

7. Д/упражнение «Магазин игрушек». Цель: Учить определять первый звук в слове.

Февраль
1 неделя

«Закаляйся, будь здоров!»

1. Уточнить произношение звуков [З], [З’] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте.

2. Знакомить детей со звонкими и глухими согласными, учить различать их на слух.

3. Показать парное соотнесение звуков по признаку звонкости – глухости.

4. Развивать фонематический слух.

 

1. Артикуляционная гимнастика: «Домик для Язычка» («Сказочные истории из жизни Язычка»).

2. Чистоговорка: Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

3. Д/и «Песенка комара и песенка воды». Цель: Формирование представлений о звонких и глухих согласных звуках.

4. Д/и «Звенит – жужжит». Цель: Дифференциация парных звуков з – ж.

5. Д/и «Звук заблудился». Цель: Развитие слухового внимания. Вычленение в предложении слова, не подходящего по смыслу, и замена его другим словом.

6. Д/и «Скажи, что делают этими предметами». Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных. Дать детям представления о здоровье и здоровом образе жизни.

1. Д/и «Будь внимателен». Цель: Активизация словаря, дифференциация глухих и звонких согласных в словах.

2. Разучивание скороговорок: «Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы», «Нет конца у моего кольца»,

«Нашей Маше дали мало каши».

3. Детский фольклор:

    «Шишки»

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка –

На носу вскочила шишка.

4. Д/и «Кто интереснее придумает?» Цель: Учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

5. Игра «Мяч поймай — слово составляй». Цель: Составление трехзвуковых слов и их анализ.

6. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй».

Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

7. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции

8. Д/и «На опушке зайчики». Цель: Учить детей правильно понимать в тексте глаголы повелительного наклонения.

9. Игровое пособие «Ёлочка». Цель: Закреплять умение находить слова с заданным звуком.

10. Д/у « Игра - дело серьёзное». Цель: Упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть. Активизировать в речи глаголы повелительного наклонения.

11. Д/у «Два и две». Цель: Познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.

12. пальчиковые игры: «Капуста», «Лодочка», Повстречались».

13. Выкладывание из зерна, бобовых круп разных фигур. Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление.

14. Дыхательная гимнастика «Вырасти большой».

15. Штрихование по готовым контурам: «Узоры коми народа». Цель: Развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь и уважение к коми народу.

16. Д/и «Что мы знаем о вещах». Цель: Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память.

17. Д\у «Про кого я говорю». Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

18. Логоритмические упражнения «»Кто играет с нами в прятки?», «Разминка».

19. Использование игрового пособия «Поварёнок». Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Закреплять употребление в речи местоимения «мой».

2 неделя

«Коми – народ»

1. Уточнить произношение звуков [Ц] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Упражнять дошкольников в различении гласных и согласных звуков.

3. Закреплять умение интонационно выделять звуки в слове.

4. Учить чётко и внятно произносить чистоговорки.

1. Артикуляционная гимнастика: «Язычок делает ремонт»

2. Разучивание скороговорки: «Цыплята наши есть хотят, мы накормить должны цыплят».

3. Чистоговорка: «Цу-цу-цу - дали нам по огурцу», «Цы-цы-цы- мы помыли огурцы».

4. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ! Цель: Закрепление гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

5. Лото «Определи первый звук в слове». Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

3 неделя

«Наша Армия»

1. Уточнить произношение звуков [Й] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Учить пользоваться в речи глаголами повелительного наклонения и местоимением «мой».

3. Упражнять дошкольников в определении длинных и коротких слов, выделении первого звука в слове, выделении из речевого потока слов с заданным звуком.

 

1. Артикуляционная гимнастика:

«Язычок делает покупки».

2. Д/и «Мой – моя». Цель: Учить детей различать род притяжательных местоимений.

3. Д/и «Домик». Цель: Учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов.

4. Д/и «Длиннее – короче». Цель: Формирование навыков звукового анализа, дифференциация на слух длинных и коротких слов.

5. Игра «Чей ты, чей?». Цель: Автоматизация йотированных звуков в тексте.

6. Чистоговорка: Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

7. Пальчиковая гимнастика: «Ловкий зайка». Цель: Подготовка руки к письму.

4 неделя

«Опасные предметы дома»

1. Уточнить произношение звуков [Ш] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте.

2. Упражнять в употреблении глаголов с помощью добавления приставок.

3. Учить дошкольников подсчитывать количество звуков в слове.

4. Развивать речевое внимание и фонематический слух.

 

1. Артикуляционная гимнастика:

«Утро Язычка».

2. Чистоговорка:

Ша-ша-ша-мама моет малыша,

Шу-шу-шу-я письмо вам напишу.

Аш-аш-аш- у Марины карандаш.

3. Д/и «Поймай мяч – скажи».

Цель: Расширить и активизировать глагольный словарь по теме (приставочные глаголы).

4. Д/и «Звуки заблудились». Цель: Развитие фонематического синтеза, составление слова из звуков.

5. Игровое упражнение «Живые звуки». Цель: Учить производить простейший звуковой анализ слова.

Март
1 неделя

«Весна»

1. Уточнить произношение звуков [Ж] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте.

2. Формировать представление о слоге, слоговом составе слова.

3. Учить дошкольников производить элементарный звуковой анализ слова.

4. Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные.

 

1. Артикуляционная гимнастика:

«У Язычка появился новый друг».

2. Д/и «Говорящий жук». Цель: Упражнять в образовании имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. Д/и «Прохлопаем слово». Цель: Формирование понятия «слог», деление слов на слоги.

4. Д/и «Кто в избушке живёт?». Цель: выделение слов с заданным звуком.

5. Игровое упражнение «Живые звуки». Цель: Учить производить звуковой анализ слов: ЛУК, ДОМ.

6. Пальчиковая игра: «Сороконожки».

1. Игровое пособие «Звуковая дорожка». Цель: Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание. Артикуляция звуков.

2. Д/и «Палочка – выручалочка». Цель: Подбор согласного звука, парного по твёрдости-мягкости.

3. Д/упражнение «Лошадки». Цель: Автоматизация звука [Л] в тексте.

4. Д/упражнение «Поезд». Цель: Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

5. Д/и «Как их зовут?».

Цель: Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах.

6. Д/и «Пирамида».

Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

7. Д/и «Построим пирамиду». Цель:

Упражнять детей в определении

количества звуков в словах.

8. Д/и « Мягко – твёрдо». Цель: Различение на слух твёрдых и мягких согласных.

9. Д/и «Узнай по интонации». Цель: Воспитание выразительности речи и мимики.

10. Выкладывание из счётных палочек различных форм. Цель: Развивать у детей воображение, конструкторские навыки, мелкую моторику рук.

11. Д/и «Кто в домике живет?». Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

12. Пальчиковая гимнастика: «С добрым утром!», «Братцы».

13. Разучивание считалки:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон!

14. Прорисовывание ломаной линии «Зубчики». Цель: Учить детей правильно владеть карандашом.

15. Д/и «Птичий двор». Цель: Уточнить и расширить словарь по теме. Закрепить умение составлять короткий описательный рассказ по картине.

16. Игровое задание «Нарисуй цыплят»:

Есть у курицы-наседки

Непоседливые детки.

Разные, красивые,

Очень суетливые.

Цель: Развивать умение отгадывать загадки. Учить обводить карандашом пуговицы по контуру, составляя из них форму цыплёнка. Упражнять в раскрашивании.

17. Логоритмические упражнения «На лугу растут цветы», «Вот летит большая птица».

18. Дыхательная гимнастика «Петух», «Удивимся».

 

2 неделя

«Женский день»

1. Уточнить произношение звуков [Ч] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Закреплять представления дошкольников о слоге как части слова.

3. Упражнять в делении слов на слоги, выделении начального звука в словах.

4. Закрепить умение правильно называть предметы посуды.

 

1. Артикуляционная гимнастика:

«Новый велосипед Язычка».

2. Д/и «Чаепитие для мамы». Цель: Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Закрепить названия посуды.

3. Игровое упражнение «Звуковое лото». Цель: Определение первого звука в слове, деление слов на слоги.

4. Игра «Поющие мячики. По мячу сперва стучу, а потом его качу». Цель: Закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

3 неделя

«Книжкина неделя»

1. Уточнить произношение звуков [Щ] в изолированном виде, словах, фразах.

2. Закреплять умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки.

3. Продолжать учить определять первый звук в словах.

4. Продолжать учить составлять короткий описательный рассказ по картине.

 

1. Артикуляционная гимнастика:

« Язычок и лошадка».

2. Чистоговорки: Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща. Щи-щи-щи- ищем щавель мы на щи.

3. Д/и «Гномик и Великан». Цель: Упражнять в изменении слов с помощью суффиксов.

4. Д/и «Тим и Том». Цель: Учить ребенка различать твердые и мягкие согласные звуки.

5. Д/и «Ромашка». Цель: Продолжать учить определять первый звук в словах.

6. Д/упражнение «Я начну, а вы продолжите». Цель: Учить детей составлять рассказ по картине с небольшой помощью воспитателя.

7. Пальчиковая гимнастика: «Улей».

4 неделя

«Птицы»

1. Уточнить произношение звуков [Л], [Л’] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте.

2. Учить детей осуществлять анализ слова, состоящего из трёх звуков.

3. Продолжать учить пользоваться вопросительными и утвердительными интонациями.

4. Продолжать учить детей делить слова на слоги.

 

1. Артикуляционная гимнастика:

«Язычок в зоопарке».

2. Чистоговорки: Лу-лу-лу- наточил Толя пилу. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

3. Д/и «Медведь и ёлка». Цель: Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

4. Д/и «Магазин». Цель: Формирование навыка слогового анализа.

5. Д/упражнение «Поезд». Цель: Упражнять в определении количества звуков в словах.

6. Загадки про лук, лестницу, лопату.

7. Разучивание скороговорки: «Наш Полкан попал в капкан».

Апрель
1 неделя

«Рыбы»

1. Уточнить произношение звуков [Р], [Р’] в изолированном виде, словах, фразах, связном тексте.

2. Учить подбирать слова с заданным количеством слогов.

3. Продолжать формировать у детей представления о твёрдых и мягких согласных звуках, об их соответствии друг другу.

 

1. Артикуляционная гимнастика:

«Язычок в цирке».

2. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Цель: Тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

3. Игровое упражнение «Назови мягкого дружка». Цель: Продолжать учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

4. Чистоговорка:

Ра-ра-ра-Кате спать давно пора.

Ро-ро-ро-на полу стоит ведро.

Ри-ри-ри-сидят на ветках снегири.

Ры-ры-ры-не летайте, комары!

1. Игровое упражнение «Твёрдый – мягкий». Цель: Закрепление умения различать в словах твёрдые и мягкие согласные звуки. Развитие фонетического слуха, слухового внимания.

2. Игра «Короткие и длинные слова». Цель: Закрепление умения различать слова по количеству слогов. Развивать речевое внимание.

3. Разучивание скороговорок: «У меня на кармашке маки и ромашки», «Под кустом ореха норка. В норке проживает норка».

4. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй». Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

5. Д/и «Чей это голос?». Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

6. Д/и «Едем, летим, плывем». Цель: Учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

7. Д/и «Составь пары из картинок». Цель: Упражнять детей в дифференцировании твердых и мягких согласных в словах.

8. Д/и «Кто придумает конец, тот и будет молодец!». Цель: Закрепление представления о связи слов в предложении.

9. Выкладывание из пуговиц разного размера прямые, кривые, ломаные линии. Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление.

10. Игра «Угадай отгадки на мои загадки». Цель: Развивать воображение, быстроту реакции мышления.

11. Игры с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко», «Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет». Цель: Развитие мышления, быстроты реакции.

12. Д/у «Кто я такой?». Цель: Упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

13. Д/и «Наши имена». Цель: Учить детей определять первый звук в имени девочек и мальчиков группы.

14. Д/и «Что напутал Буратино?». Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их.

15. Дыхательная гимнастика «Ушки».

16. Фигурки из счетных палочек «Рыбка», «Ракушка». Цель: Развивать у детей пространственную ориентировку, мелкие движения рук.

17. Игры на подносе с крупой. Игровые задания «Рыбка», «Яйцо пасхальное». Цель: Учить рисовать пальцем на подносе, заполненной крупой заданные фигуры. Развивать у детей воображение.

18. Логоритмическая гимнастика «Весёлые прыжки», «Во дворе стоит сосна».

19. Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука».

2 неделя

«Мальчики и девочки»

1. Упражнять в подборе нужных по смыслу слов. Закреплять понимание обобщённых понятий «овощи», «мебель», «одежда».

2. Учить преобразовывать глаголы от звукоподражательных слов (кря – крякать, ква – квакать, мяу – мяукать и т. д. ).

3. Учить детей дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.

4. Учить придумывать слова с мягкими согласными.

1. Артикуляционная гимнастика:

«Язычок собирает грибы».

2. Д/и «Назови одним словом». Цель: Закрепить представления детей об обобщающих словах.

3. Д/и « Кто как кричит?». Цель: Обучение образованию глаголов от звукоподражаний, развитие слухового внимания.

4. Д/упражнение «Спичка-ватка». Цель: Различие твёрдых согласных звуков и соотнесение картинки с символами (спичка-твёрдый звук, вата-мягкий звук).

5. Д/и «Принцесса на горошине». Цель: Образование слов путём замены твёрдого согласного звука мягким.

6. Пальчиковая игра: «Гармошка».

 

3 неделя

«Пасхальная неделя»

1. Продолжать чётко и правильно произносить звуки [Р], [Р’], подбирать слова с этими звуками.

2. Учить дошкольников подбирать слова с начальным заданным звуком. Формировать навыки звукового и слогового анализа.

3. Упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде трёх предметных картинок.

 

1. Артикуляционная гимнастика:

«Язычок учится играть на музыкальных инструментах».

2. Чистоговорки:

Ра-ра-ра-весь мусор уберём с утра.

Ро-ро-ро-весь мусор уберём в ведро.

Ри-ри-ри-двор убрали-раз, два, три.

Ор-ор-ор-подмели мы весь двор!

3. Д/и «Мяч поймай — слово составляй». Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ.

4. Д/и «Найди место звука в слове».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

5. Д/упражнение «Предложения – по картинкам». Цель: Учить детей составлять простые предложения.

4 неделя

«Взрослые и дети»

1. Закреплять знания о гласных, мягких и твёрдых согласных звуках. Учить узнавать слова, в которых не хватает одного (последнего) звука.

2. Упражнять в умении описывать предмет, его внешний вид, признаки.

3. Продолжать учить делить слова на слоги разными способами.

1. Артикуляционная гимнастика:

«Лошадка», «Моляр», «Дятел».

2. Д/упражнение «Разложи правильно». Цель: Упражнять детей в различении твердых и мягких согласных звуков в словах, определении местонахождения этих звуков в словах (в начале, середине или в конце слов).

3. Д/и «Кто больше увидит и назовет». Цель: Выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

4. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Цель: Тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Май
1 неделя

«Растения»

1. Закреплять знания о том, что звуки в словах произносятся в определённой последовательности, продолжать учить самостоятельно находить слова, сходные по звучанию.

2. Учить выделять общий звук в серии слов, дифференцировать на слух мягкие и твёрдые согласные, подбирать слова с заданным звуком.

 

1. Артикуляционная гимнастика:

«Мотор», «Грибок», «Дятел».

2. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй». Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.

3. Разучивание скороговорки: «Волки рыщут – пищу ищут».

4. Д/и «Громко — шепотом». Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию слова, произносить их громко или шепотом.

5. Д/и «Отгадай звук». Цель: Выделение общего звука у группы слов.

6. Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак».

1. Игра с заданиями «Рассказ о Зайце». Цель: Умение дифференцировать на слух мягкие и твёрдые согласные, подбирать слова с заданным звуком.

2. Разучивание считалки:

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи.

3. Д/и «Что в лесу растёт?». Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

4. Д/и «Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки». Цель: Анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.

5. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй». Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

6. Игра «Мяч поймай — слово составляй». Цель: Составление трехзвуковых слов и их анализ.

7. Штриховка различных форм предметов. Цель: Учить детей штриховать в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, развивать мелкие мышцы руки.

8. Д/и «Слоговое лото». Цель: Учить определять количество слогов в словах.

9. Рисование палочкой на подносах, заполненных крупой, геометрических форм, знакомых букв. Цель: Развивать воображение, способность координировать свои движения, воспитывать усидчивость.

10. Д/и «У меня друзей немало». Цель: Учить детей составлению простого распространенного предложения.

11. Игра «Горячий — холодный». Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов, или слов-антонимов.

12. Фигурки из счетных палочек: «Бабочка», «Жук».

13. Соединение точек одной линией «Веселый человечек». Цель: Стимулировать зрительное внимание, учить владеть движениями руки, воспитывать усидчивость.

14. Игровое задание «Определи растение по запаху». Цель: Упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, петрушки, укропа, лука, чеснока.

Закрепить названия растений. Уточнить, где они растут.

15. Д/и «Кто что умеет делать». Цель: Подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

16. Логоритмическая гимнастика «По дорожке, по дорожке», «За дровами мы идём».

17. Дыхательная гимнастика «Паровоз».

18. Д/и «В гостях у лесника». Цель: Упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

19. Рисование на тему «Мой мир, где я живу». Цель: Развивать художественные навыки детей, творческие способности, умение передать словами содержание своей работы.

2 неделя

«День Победы»

1. Закреплять навыки звукового анализа, выделения звуков в слове, деления слов на слоги.

2. Развивать у детей фонематический слух, мелкие мышцы рук.

3. Учить дошкольников умению слушать друг друга и воспитателя.

4. Развитие у детей интонационной выразительности речи.

1. Артикуляционная гимнастика:

«Постучимся в дверку», «Иголочка», «Горка».

2. Д/и «Мозаика». Цель: Определение первого и последнего звука в словах, умение делить слова на слоги.

3. Д/упражнение «Скажи, как я». Цель: Развитие интонационной выразительности речи.

4. Игра «Тихо — громко. Мы катались по горам, Пели тут и пели там». Цель: Закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

5. Пальчиковая гимнастика: «Лошадки».

3 неделя

«Безопасность»

1. Учить подбирать слова с заданным количеством слогов.

2. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

3. Учить дошкольников проводить звуковой анализ слов.

4. Упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке.

1. Артикуляционная гимнастика:

«Качели», «Часики», «Лопаточка».

2. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова». Цель: Закрепление умения добавлять слог до слова.

3. Д/и «Найди звук». Цель: Находить слова с одним и двумя слогами.

4. Д/и «Пирамида». Цель: Подсчёт количества звуков в словах.

5. Д/упражнение «Составь предложение». Цель: Упражнять детей в составлении простого распространённого предложения по сюжетной картинке. Закрепить представления об опасных ситуациях в быту.

6. Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в лес».

4 неделя

«Мир, в котором я живу»

1. Продолжать обучать детей звуковому анализу слов, состоящих из трёх звуков.

2. Совершенствовать умения называть слова с заданным звуком.

3. Формировать у детей фонематические представления.

4. Развитие интонационной выразительности речи. (Конкурс пародистов. )

1. Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка», «Хоботок», «Рыбка».

2. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй». Цель: Продолжать обучать детей звуковому анализу слов, состоящих из трёх звуков.

3. Д/и «Мы в пародии играем, мы зверей изображаем». Цель: Развитие интонационной выразительности речи, сочетание речи с движениями.

4. Лото «Определи первый звук в слове». Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

5. Прорисовывание криволинейных фигур разной величины «Листочки» по контурам.

 

Список литературы:

  1. Беженова М. А. Весёлая грамматика. – Донецк: Сталкер, 1998.
  2. Бондаренко А. К Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1991.
  3. Волина В. В. Загадки от А до Я: Книга для учителей и родителей. – М. : Олна – Пресс, 1999.
  4. Гадасина Л. Я. , Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  5. Грамота? Да!: занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста / Т. В. Пятница – Мозырь: Белый Ветер, 2006.
  6. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М. : Педагогика, 1978.
  7. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Волина В. В. – М. : Просвещение, 1991.
  8. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ Учитель,2005.
  9. Максаков А. И. , Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1983.
  10. Новотворцева Н. В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1999.
  11. Обучение грамоте детей дошкольного возраста: планы занятий / Марцинкевич Г. Ф. – Волгоград: Учитель, 2006г.
  12. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : ВЛАДОС, 1994.
  13. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
  14. Уланова С. А. , Башканова Г. Л. , Буткина С. Ю. Пять шагов в Детство: Методическое руководство для воспитателей дошкольных учреждений. Сыктывкар, 2004.
  15. Ушакова О. С. , Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  16. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать!. . Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  17. Аромштам М. Как играть с буквами // Дошкольное образование. 2002г. №7.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр. Образовательные задачи: Научить детей классифицировать...

Экскурсия в «Осенний лес»

Экскурсия в «Осенний лес» Экскурсия – это возможность понаблюдать за объектами живой природы в естественных условиях. У детей лучше развивается наблюдательность...

Проект по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования с…

Проект по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный мир красок» Паспорт проектаСроки проведения: сентябрь 2022...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»