Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста

 

Современное развитие общества диктует новые требования к образовательной системе, и поэтому сегодня государство серьезно занимается модернизацией и стандартизацией как среднего, так и дошкольного образования. Принятый в 2014 году Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. Согласно ФГОС ДО, современное дошкольное образование должно отличаться менее жесткой регламентацией и ориентироваться на развитие личности ребенка, которая формируется в различных видах деятельности ребенка. Основная образовательная программа дошкольного образования нашего дошкольного учреждения разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (научные редакторы: Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.).

Основная функция основной образовательной программы ДО МБДОУ № 133 - раскрыть содержание, принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, самостоятельной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени. Назначение ООП образовательной организации во ФГОС ДО определяется следующим образом: «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)». Реализация Программы осуществляется согласно ФГОС ДО в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

При организации образовательной работы с детьми в МБДОУ № 133 реализуется комплексно-тематический принцип. Он заключается в том, что исследуемый «объект» рассматривается не отдельно, не обособленно, а в комплексе с другими предметами, явлениями, событиями, что способствует установлению причинно-следственных взаимосвязей между ними, выявлению последствий влияния друг на друга, роли человека и так далее. Такой подход позволяет повысить познавательный интерес ребенка, способствует формированию у него целостного восприятия окружающей действительности и стимулирует развитие его интеллектуальных и личностных качеств.

Комплексно-тематическое планирование разработано по лексическим темам. Лексические темы и дополнительные тематические мероприятия, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того учитывали и интересы детей, текущие явления и яркие события (времена года, праздники, традиции). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Описывается примерное развернутое содержание работы по каждой теме, итоговое мероприятие в конце каждой темы и работа с родителями. Планируются различные виды и формы организации совместной деятельности в течение недели: чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты, непосредственно образовательная деятельность (математика, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Комплексно-тематическое планирование позволяет строить образовательный процесс:

– с учётом интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);

– в единстве воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели;

– в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Предлагаемый примерный план дает возможность воспитателю понять принцип построения подобного планирования, разобраться в структуре планирования, поможет составить свои планы для детей своей возрастной группы.

 

Примерный комплексно--тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста на сентябрь

Октябрь

Неделя

Тема недели Формы, методы работы с детьми
1 неделя Осень

«Во саду ли в огороде»

 

Дидактические игры («Узнай на ощупь, по запаху, вкусу, по описанию». «Четвертый лишний», «Подбери признак», «Встреча с коробейником».

Рассматривание репродукция картин: П.Кончаловский «Поднос и овощи», Р. Гуттузо «Корзина с картофелем», А.Лентулов «Овощи», А. Куприн «Натюрморт с кабачком и корзиной», Ю. Васнецов «Корзина с яблоками», «Картофель».

Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Косточка», русская народная сказка «Вершки-корешки». Экспериментальная деятельность: определение качеств овощей (цвет, вкус, запах, форма и т.п.), приготовление сока, морса, винегрета, овощного салата.

Составление описательных рассказов об овощах, фруктах, ягодах.

Лепка и рисование фруктов, овощей, ягод с натуры.

Сюжетное рисование «Машины везут урожай», «Что созрело в огороде».

Аппликация «Блюдо с овощами», «Натюрморт из овощей».

Изготовление лото «овощи».

Праздник урожая на участке детского сада.

Ярмарочные игры, забавы.

Сюжетно-ролевая игра «Едет с поля урожай», «Супермаркет».

Оформление выставок урожая в группе.

Музыкальная викторина «Песни и игры об овощах».

Кукольный театр «Во саду ли, в огороде».

Подвижная игра «Найди свою грядку».

Эстафетные игры «Собери урожай», «Сбор картофеля», «Варим суп из овощей».

2 неделя Осень

«Хлеб – всему голова»

Дидактические игры: «Откуда хлеб пришел?», «Подбери родственное слово», «Что сначала, что потом», «От зернышка до булочки».

Чтение художественной литературы: украинская народная сказка «Колосок».

Знакомство с пословицами, поговорками о хлебе, о выращивании хлеба, о приметах хлеборобов.

Беседы о бережном отношении к хлебу, о труде взрослых, о роли животных в сельскохозяйственном труде.

Экспериментальная деятельность – замешивание теста, выпечка булочек, печенья.

Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.

Чаепитие с приглашением гостей: родителей, детей из соседних групп.

3неделя Осень

«Лес»

 

Дидактические игры: «Подбери признак, действие к предмету» «Придумай слово с заданным звуком», «С какой ветки детка?».

Игра- имитация «Деревья в разную погоду».

Рассматривание репродукций: И.Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Рябинка», П.Кончаловский «Осень», И.Остроухов «Золотая осень», Л.Бродская «Опавшие листья».

Составление рассказа по картине.

Работа в дневнике наблюдений.

Беседы о ядовитых грибах, ягодах, оказании первой помощи (рассказать детям о Международном Дне врача).

Рисование осенних листьев разными техниками: монотипия, граттаж, обводка и штриховка.

Экспериментальная деятельность на прогулке: «Как шуршат листья».

Чтение художественной литературы: В.Бояринов «Почему у дуба листья облетели», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И.Бунин «Березовый лист».

Заучивание отрывков стихотворений наизусть.

Рисование «Осеннее дерево», «Осенние листья».

Знакомство с хохломской росписью.

Лепка «Листик» (пластилинография).

Коллективная аппликация- коллаж «Осенний пейзаж», объемная аппликация «Осенние деревья».

Совместные с родителями прогулки в парк, лесопарк, к озеру.

Беседы о правилах дорожного движения.

Бег между деревьями.

Подвижная игра «Найди свое дерево».

Релаксация-медитация «Обними дерево».

Упражнения на равновесие «Мы по бревнышку пойдем», «Через бревно».

Творческое рассказывание «Прогулка в парк в лес». Конструктивная деятельность (макеты леса, различные виды домов).

Выставка гербариев, осенних пейзажей. 

4 неделя Осень

«Перелетные птицы»

 

Рассматривание иллюстраций, презентаций о перелетных птицах.

Рассматривание репродукций картин: А. Саврасов «Перелет птиц».

Дидактические игры: «Улетает – не улетает», «Четвертый-лишний».

Экспериментальная деятельность: опыт «Как с гуся вода», «Почему у водоплавающих такой клюв», «Повадки птиц».

Составление описательных рассказов о перелетных птицах.

Чтение художественной литературы: В.Бианки «Чей клюв лучше?», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», И.Поленов «Синичкины кладовки».

Разучивание стихов: И.Токмакова «Птичка».

Составление творческих рассказов об осени. Дидактические и игры на развитие речи.

Сюжетное рисование «Птицы улетают на юг».

Конструктивная деятельность- оригами «Птицы».

Аппликация «Перелетные птицы», «Снегири на ветке рябины».

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Подвижные игры и упражнения: «Перелет птиц», «Совушка», «Попрыгунчики -воробьишки».

Праздник «Осенний бал».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф»

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...

Читайте также

Проект на тему «Зимующие птицы»

Проект на тему «Зимующие птицы»

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка»

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка» Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики. На полу лежат осенние листья. Ведущая:...

Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной…

Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной деятельности «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать...