Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста
Современное развитие общества диктует новые требования к образовательной системе, и поэтому сегодня государство серьезно занимается модернизацией и стандартизацией как среднего, так и дошкольного образования. Принятый в 2014 году Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. Согласно ФГОС ДО, современное дошкольное образование должно отличаться менее жесткой регламентацией и ориентироваться на развитие личности ребенка, которая формируется в различных видах деятельности ребенка. Основная образовательная программа дошкольного образования нашего дошкольного учреждения разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (научные редакторы: Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.).
Основная функция основной образовательной программы ДО МБДОУ № 133 - раскрыть содержание, принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, самостоятельной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени. Назначение ООП образовательной организации во ФГОС ДО определяется следующим образом: «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)». Реализация Программы осуществляется согласно ФГОС ДО в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
При организации образовательной работы с детьми в МБДОУ № 133 реализуется комплексно-тематический принцип. Он заключается в том, что исследуемый «объект» рассматривается не отдельно, не обособленно, а в комплексе с другими предметами, явлениями, событиями, что способствует установлению причинно-следственных взаимосвязей между ними, выявлению последствий влияния друг на друга, роли человека и так далее. Такой подход позволяет повысить познавательный интерес ребенка, способствует формированию у него целостного восприятия окружающей действительности и стимулирует развитие его интеллектуальных и личностных качеств.
Комплексно-тематическое планирование разработано по лексическим темам. Лексические темы и дополнительные тематические мероприятия, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того учитывали и интересы детей, текущие явления и яркие события (времена года, праздники, традиции). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Описывается примерное развернутое содержание работы по каждой теме, итоговое мероприятие в конце каждой темы и работа с родителями. Планируются различные виды и формы организации совместной деятельности в течение недели: чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты, непосредственно образовательная деятельность (математика, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Комплексно-тематическое планирование позволяет строить образовательный процесс:
– с учётом интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
– в единстве воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели;
– в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Предлагаемый примерный план дает возможность воспитателю понять принцип построения подобного планирования, разобраться в структуре планирования, поможет составить свои планы для детей своей возрастной группы.
Примерный комплексно--тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста на сентябрь
Октябрь
Неделя |
Тема недели | Формы, методы работы с детьми |
1 неделя | Осень
«Во саду ли в огороде»
|
Дидактические игры («Узнай на ощупь, по запаху, вкусу, по описанию». «Четвертый лишний», «Подбери признак», «Встреча с коробейником».
Рассматривание репродукция картин: П.Кончаловский «Поднос и овощи», Р. Гуттузо «Корзина с картофелем», А.Лентулов «Овощи», А. Куприн «Натюрморт с кабачком и корзиной», Ю. Васнецов «Корзина с яблоками», «Картофель». Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Косточка», русская народная сказка «Вершки-корешки». Экспериментальная деятельность: определение качеств овощей (цвет, вкус, запах, форма и т.п.), приготовление сока, морса, винегрета, овощного салата. Составление описательных рассказов об овощах, фруктах, ягодах. Лепка и рисование фруктов, овощей, ягод с натуры. Сюжетное рисование «Машины везут урожай», «Что созрело в огороде». Аппликация «Блюдо с овощами», «Натюрморт из овощей». Изготовление лото «овощи». Праздник урожая на участке детского сада. Ярмарочные игры, забавы. Сюжетно-ролевая игра «Едет с поля урожай», «Супермаркет». Оформление выставок урожая в группе. Музыкальная викторина «Песни и игры об овощах». Кукольный театр «Во саду ли, в огороде». Подвижная игра «Найди свою грядку». Эстафетные игры «Собери урожай», «Сбор картофеля», «Варим суп из овощей». |
2 неделя | Осень
«Хлеб – всему голова» |
Дидактические игры: «Откуда хлеб пришел?», «Подбери родственное слово», «Что сначала, что потом», «От зернышка до булочки».
Чтение художественной литературы: украинская народная сказка «Колосок». Знакомство с пословицами, поговорками о хлебе, о выращивании хлеба, о приметах хлеборобов. Беседы о бережном отношении к хлебу, о труде взрослых, о роли животных в сельскохозяйственном труде. Экспериментальная деятельность – замешивание теста, выпечка булочек, печенья. Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста. Чаепитие с приглашением гостей: родителей, детей из соседних групп. |
3неделя | Осень
«Лес»
|
Дидактические игры: «Подбери признак, действие к предмету» «Придумай слово с заданным звуком», «С какой ветки детка?».
Игра- имитация «Деревья в разную погоду». Рассматривание репродукций: И.Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Рябинка», П.Кончаловский «Осень», И.Остроухов «Золотая осень», Л.Бродская «Опавшие листья». Составление рассказа по картине. Работа в дневнике наблюдений. Беседы о ядовитых грибах, ягодах, оказании первой помощи (рассказать детям о Международном Дне врача). Рисование осенних листьев разными техниками: монотипия, граттаж, обводка и штриховка. Экспериментальная деятельность на прогулке: «Как шуршат листья». Чтение художественной литературы: В.Бояринов «Почему у дуба листья облетели», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И.Бунин «Березовый лист». Заучивание отрывков стихотворений наизусть. Рисование «Осеннее дерево», «Осенние листья». Знакомство с хохломской росписью. Лепка «Листик» (пластилинография). Коллективная аппликация- коллаж «Осенний пейзаж», объемная аппликация «Осенние деревья». Совместные с родителями прогулки в парк, лесопарк, к озеру. Беседы о правилах дорожного движения. Бег между деревьями. Подвижная игра «Найди свое дерево». Релаксация-медитация «Обними дерево». Упражнения на равновесие «Мы по бревнышку пойдем», «Через бревно». Творческое рассказывание «Прогулка в парк в лес». Конструктивная деятельность (макеты леса, различные виды домов). Выставка гербариев, осенних пейзажей. |
4 неделя | Осень
«Перелетные птицы»
|
Рассматривание иллюстраций, презентаций о перелетных птицах.
Рассматривание репродукций картин: А. Саврасов «Перелет птиц». Дидактические игры: «Улетает – не улетает», «Четвертый-лишний». Экспериментальная деятельность: опыт «Как с гуся вода», «Почему у водоплавающих такой клюв», «Повадки птиц». Составление описательных рассказов о перелетных птицах. Чтение художественной литературы: В.Бианки «Чей клюв лучше?», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», И.Поленов «Синичкины кладовки». Разучивание стихов: И.Токмакова «Птичка». Составление творческих рассказов об осени. Дидактические и игры на развитие речи. Сюжетное рисование «Птицы улетают на юг». Конструктивная деятельность- оригами «Птицы». Аппликация «Перелетные птицы», «Снегири на ветке рябины». Изготовление кормушек для зимующих птиц. Подвижные игры и упражнения: «Перелет птиц», «Совушка», «Попрыгунчики -воробьишки». Праздник «Осенний бал». |
Читайте также |
---|
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф»
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...
Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ
Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...