Тематическое планирование по окружающему миру для детей первой младшей группы
(Дети от 2 – 3 лет)
Месяц | №п\п | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность педагога и ребёнка осуществляемая в ходе режимных моментах | Совместная деятельность педагога и родителей | |
Тема | Программное содержание | ||||
Сентябрь | 1 | Игрушки. Мишка. | Познакомить детей с предметов ближайшего окружения: игрушки (мишка); научить детей описывать игрушку (называть части, величину, признаки). | 1. Рассмотреть мишку, задавая детям вопросы.
2. Рассмотреть одинаковые игрушки разной величины. 3. Д/и «Найди мишку». 4.Прочитать А. Барто «Мой мишка». 5. П.\и «У медведя во бору». |
Предложить родителям закрепить умение детей описывать игрушку. |
2
|
Любимые игрушки. | Знакомить детей с предметами ближайшего окружения - это игрушки. Формировать умение отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, различать игрушки на ощупь; развивать речь. | 1. Рассмотреть игрушки. Описать игрушки с помощью педагога. 2. Сравнить игрушки на ощупь, определить свойство материала, из которого изготовлены игрушки: твёрдый, мягкий; пушистый, гладкий 3. Д\и «Найди и назови»
4. С/ р. игра с мишкой и куклой. |
Предложить родителям рассказать детям о своих самых любимых игрушках в детстве. | |
3
|
Дружная семья. | Знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, формировать умение внимательно слушать художественное произведение. Выполнять движения соответствующие тексту. | 1. Познакомить с игрушкой-петушком.
2. Рассмотреть и сравнить игрушки: курицы и петуха. 3. Прочитать Р.Н.П. «Петушок, петушок, золотой гребешок…» 4. Инсценировать Р.Н.П. «Вышла курочка гулять…» |
Предложить родителям рассказать детям обо всех членах семьи. | |
4
|
Осень золотая. | Расширять представления детей об окружающей природе, о предстоящем осеннем празднике, развивать художественное восприятие, внимание. | 1. Рассмотреть картину осеннего леса.
2. Рассказать об осени. 3. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо». 4. На прогулке наблюдать за красотой осенней природы. 5. Посмотреть альбом «Времена года». |
Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть осенние листья. Совместно составить букет из листьев. | |
Октябрь
|
5 | Петушок с семьёй. | Формировать умение детей слушать сказку в инсценированном варианте, отвечать на вопросы; знакомить детей с домашними птицами. Закреплять понятие «семья». Воспитывать интерес к сказкам. | 1. Познакомить с игрушечным цыплёнком.
2. Сравнить игрушки по величине (курица, петух, цыплёнок). 3. На прогулке: игра «Собери горох». 4. Прочитать РНС «Петушок и бобовое зёрнышко». |
Предложить родителям рассказать детям обо всех членах семьи: папа, мама, сестра, дедушка, бабушка. |
6
|
Кто нам помогает? (о няне). | Формировать представления детей о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему. Формирование умения называть действия, изображённые на сюжетных картинках, отвечать на вопросы. | 1. Познакомить и рассмотреть предметы-помощники няни.
2. Перед обедом чтение рассказа «О няне». 3. Наблюдать за работой няни в группе. |
Предложить родителям назвать детям предметы «помощники» (пылесос, посудомоечная машина и
т.д.). |
|
7
|
Чайная посуда. | Расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, развивать речь. | 1. Рассмотреть чайную посуду.
2. Д\у «Угостить кукол чаем». 3. Посмотреть альбом «Посуда». |
Посмотреть и назвать вместе с детьми какая есть дома чайная посуда | |
8
|
Рассматривание игрушечных машин. | Формировать умения различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колёса, окна; уметь описывание разных игрушечных машин; развитие речи, внимания, общей моторики. | 1. Познакомить с игрушечными машинами: грузовой и легковой автомобили.
2. Рассказ об автобусе. 3. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем игрушки» 4. На прогулке П. /и «Машины». |
Вспомнить вместе с детьми и повторить ПДД. | |
Ноябрь
|
9 | Лошадь с жеребёнком. | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами (лошадь и жеребёнок); учить сравнивать лошадь и жеребёнка, называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания. | 1. Познакомить с игрушками: лошадка, жеребёнок.
2. Прочитать А. Барто «Лошадка». 3. Д/и «Найди лошадку и жеребёнка». |
Предложить родителям закрепить умение детей называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания. |
10 | Комнатные растения в нашей группе. | Познакомить детей с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними. | 1. Познакомить с комнатными растениями.
2. Различать его части. 3. На прогулке: посмотреть и сравнить комнатные растения с растениями улицы; стебель, листья. 4. Полить в группе растения. |
Посмотреть вместе с детьми, какие дома есть растения, закрепить части растения. | |
11 | Игра с матрёшкой. | Вызвать интерес к новой игрушке, уметь сравнивать составляющие матрёшки и правильно её складывать. | 1. Рассмотреть матрёшки.
2. Выполнить музыкально - ритмические движения под музыкальную композицию «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской. 3. Игра «Матрёшки танцуют». |
Закрепить умение детей правильно собирать матрёшку. | |
12 | Одевание куклы на прогулку. | Уточнить представления детей об одежде, назначении вещей, способствовать запоминаю последовательности одевания на прогулку. | 1. Рассмотреть кукольную одежду.
2. Проговорить последовательность одевания на прогулку. 3. Посмотреть альбом «Одежда и обувь». 4. Д\и «Одень мишку правильно». |
Предложить родителям закрепить вместе с детьми названия осенней одежды и обуви. | |
Декабрь | 13
|
Рассматривание игрушечных машин. | Формировать умения различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колёса, окна; уметь описывание разных игрушечных машин; развитие речи, внимания, общей моторики. | 1. Познакомить с игрушечными машинами: грузовой и легковой автомобили.
2. Рассказ об автобусе. 3. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем игрушки» 4. На прогулке П. /и «Машины». |
Предложить родителям закрепить умения детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, автобус, а также их основные части. |
14 | Зима. | Уточнить представления о зиме, её признаках, формирование умения отмечать погодные условия. | 1. Посмотреть альбом «Времена года».
2. Прочитать М. Познанский «Снег идёт». 3. На прогулке наблюдать за изменением погоды, назвать признаки зимы. 4. П.\и «Тепло – холодно». |
Предложить родителям вместе с детьми вспомнить народные приметы зимы, признаки зимы. | |
15 | Зимние забавы родителей и малышей. | Уточнить представления детей о зимних играх, формировать умение рассматривать сюжетную картину. | 1. Беседа о том, в какие игры дети играют зимой на улице с родителями.
2. Рассмотреть на прогулке снежинки. 3. Делать комочки из снега и бросать их в цель. 4. Упражнение «Снежинка». 5. Наблюдать на прогулке за играми старших детей. |
Вместе с ребёнком вспомнить детские игры и забавы. | |
16 | Какая бывает обувь? | Упражнять детей различать по внешнему виду обувь, активизировать словарь по теме «Обувь». | 1. Д\и «Обувной магазин».
2. Д\и «Подбери кукле обувь». 3.Уборка на обувной полочке у кукол. 4. На прогулке. Д\и «Назови обувь». 5. Рассказать о разнообразии обуви. |
Предложить родителям вместе с детьми посмотреть
обувь всех членов семьи. Рассказать о разнообразии обуви. |
|
Январь | 17
|
Скоро новогодний праздник. | Уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии - новогоднем празднике, упражнять рассматривать предметы – ёлку, ёлочные украшения – отвечать на вопросы в ходе рассматривания. | 1. Уточнить назначение предметов (ёлка, ёлочные игрушки)
2. Хоровод под муз, композицию «Ёлочка» (музыка Е. Таличеевой, слова М. Булатова) 3. Изготовить коллективное панно «Нарядная ёлочка». 3.Рассмотреть на прогулке ели, сравнить их с лиственными деревьями. |
Вспомнить и прочитать детям стихи о ёлочке. |
18 | Знакомство с волком. | Продолжать знакомить детей с животными леса: дать представление о волке. | 1. Рассказ по сюжетной картине.
2. Развивающая игра «Угадай, чьи следы?» 3. Рассмотреть на снегу следы животных и человека. 4. Прочитать сказку «Лиса и волк». 5. Посмотреть альбом «Лесные жители». |
Предложить родителям вместе с детьми вспомнить РНС, в которых есть волк. | |
19 | Одежда и обувь. | Формировать умение классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону, развивать внимание, речь. | 1. Рассказать о зимней одежде и обуви.
2. Классифицировать картинки с изображением обуви и одежды. 3. Д/и «Что за чем?» (одевание на прогулку). 4. Посмотреть альбом «Одежда и обувь». |
Предложить родителям вместе с детьми повторить названия зимней одежды и обуви. | |
20 | Игрушки и посуда. | Уточнить представление детей о том, для чего нужна посуда, сформировать умение классифицировать посуду, развивать речь. | 1. Классифицировать игрушки и посуду (раскладывают предметы на 2 группы).
2. Беседа «Назначение предметов». 3. Вспомнить перед обедом посуду, из которой едят. |
Предложить родителям вместе с детьми закрепить название и назначение посуды. | |
Февраль
ль |
21 | Мебель в нашей группе. | Развивать умение детей различать и называть предметы мебели, рассказать об их назначении. | 1. Рассмотреть картинки с изображением мебели.
2. Игра «Положи предмет». 3. Повторить название мебели в группе. |
Предложить родителям вместе с детьми и посмотреть какая мебель есть в квартире, и запомнить название этой мебели. |
22 | Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов. | Формировать умения детей различать и называть качества предметов (твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий), их свойства (тонет, плывёт). | 1. Определить качества и свойств предметов (пластмассовый пароход, бумажные кораблики, камушки).
2. Д\и «Отгадай». 3. Д\и «Волшебный мешочек». |
Предложить родителям закрепить умение детей различать и называть качества предметов (твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий). | |
23 | Рассматривание автомашин: автобуса, трамвая (игрушки). | Формировать умение различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также основные их части. | 1. Рассмотреть автомашины, автобус, трамвай.
2. Игра «Чего не стало?» 3. Сюжетно – ролевая игра «Водители». 4. На прогулке: наблюдать за транспортом, вспомнить части машины. |
Закрепить умение детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус. | |
24 | Покормим
птичек. |
Дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их. | 1. Беседа о птицах. 2. Развесить на участке кормушки.
3. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек». 4. Посмотреть альбом «Птицы». 5. Насыпать корм в кормушку. 6. Наблюдать за птицами, которые прилетают на кормушку. |
Предложить родителям вместе с ребёнком собрать дома остатки хлеба, крупу и покормить птиц. | |
Март | 25 | Домашние
животные и их детёныши. |
Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, упражнять называть и сравнивать их по величине, развивать любознательность, речь. | 1. Отгадать загадки о животных.
2. Беседа о детёнышах домашних животных. 3. Игра «Покорми животных». 4. Игра «Послушай и назови». 4. Физкультминутка «Бычок». 5. Рассмотреть альбом «Домашние животные". |
Предложить родителям дома вместе с детьми закрепить названия животных и их детёнышей |
26 | Игра «Куда что положить?» | Совершенствовать у детей способность обобщать, уметь группировать предметы по назначению, развивать мышление. | 1. Игра «Угадай по описанию».
2. Повторить название предметов (посуды, название овощей, одежды). 3. Игра «Куда что положить?». |
Предложить родителям закрепить дома навык детей класть игрушки (вещи) на свои места. | |
27 | Кто трудиться на огороде? | Совершенствовать умения различать предметы на огороде, знакомить с трудовой деятельностью на приусадебном участке, расширять словарный запас. | 1. Прочитать стихотворения и загадки об овощах.
2. Игра «Кто что делает?» 3. Физкультминутка «Мы топаем ногами». 4. Посмотреть альбом «Овощи». |
Предложить родителям вместе с детьми закрепить название овощей. | |
28 | Из чего сделаны игрушки. | Формировать умение определять название игрушек и материал, из которого они сделаны, развивать слуховое восприятие. | 1. Рассмотреть игрушки, определить свойства материала, из которого изготовлена игрушка.
2. Рассмотреть деревянную лошадку и другие игрушки из дерева. 3. Физкультминутка «Паровоз кричит: Ту - ту…!» |
Предложить родителям дома вместе с детьми посмотреть
какие игрушки дома сделаны из дерева, пластмассы, ткани. |
|
Апрель
|
29 | Признаки весны. | Формировать умения различать и называть признаки сезонов, развивать общую моторику. | 1. Беседа о признаках весны по вопросам.
2. Одевание куклы на весеннюю прогулку. 3. Вспомнить приметы весны. 4. Посмотреть альбом «Времена года». 5. На прогулке наблюдать за весенней погодой. |
Предложить родителям вместе с детьми закрепить названия весенней одежды. |
30 | Кому что нужно? | Упражнять детей в назывании предметов и их качеств, соотнесений орудий труда с профессией, активизировать в речи слова, называющие орудии труда и профессии. | 1. Соотнести профессии и предметы (дети подбирают к изображению повара, шофёра, доктора соответствующие предметы). 2. Отгадать загадки про шофёра, повара, доктора.
3. Прочитать С. Михалкова «Профессии». |
Предложить родителям рассказать детям о профессиях членов семьи. | |
31 | Мамины помощники. | Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас; упражнять в умении группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов. | 1. Рассмотреть картины с изображением предметов – помощников.
2. Беседа о предметах - помощниках. 3. Инсценировать стихотворение «Решили маме мы помочь». 4. Отгадать загадки про веник, совок, и другие бытовые предметы. |
Предложить родителям вместе с детьми посмотреть, какие дома есть предметы – помощники. | |
32 | Что делает шофёр? | Развивать словарный запас, кругозор, формировать умения называть цвет и величину. | 1. Беседа о шофёре.
2. Составить рассказ «Шофёр ведёт грузовую машину». 3. Наблюдать на прогулке за грузовыми машинами. 4. Повторить части машины: кабина, кузов, колёса. |
Предложить родителям вместе с детьми закрепить названия автомобилей; легковые и грузовые. | |
Май
|
33 | Где живут домашние птицы? | Выявить и систематизировать
знания детей о домашних птицах, расширить словарный запас, кругозор. |
1. Побеседовать о домашних птицах.
2. Игра «Бегут, бегут со двора…» 3. Игра «Кто как кричит?» 4. Отгадывание загадок про цыплёнка, утку, индюка. 5. Посмотреть альбом «Домашние птицы». 6. П.\и «Курочка и цыплята». |
Предложить родителям вместе с детьми закрепить названия домашних птиц. |
34 | Любимые игрушки ребят. | Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования. | 1. Рассказать о кукле.
2. Рассмотреть и описать игрушки по вопросам. 3. Физкультминутка «Буратино подтянулся». 4. Прочитать А. Барто «Игрушки». |
Предложить родителям рассказать детям о своей любимой игрушке, которая была у них в детстве. | |
35 | Любимые предметы. | Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширить словарный запас, закрепить умения называть цвет, величину предметов, материал из которого они сделаны. | 1. Игра «Угадай по описанию»
2. Отгадывание загадок про пластилин, карандаши, краски. 3. Д\и «Волшебный мешочек». |
Предложить родителям закрепить умение детей называть цвет, величину предметов, материал из которого сделаны игрушки. | |
36 | Что есть на нашем участке? | Развивать общую моторику, закрепить умение наблюдать за птицами и насекомыми на участке, воспитывать бережное отношение к природе. | 1. Составить рассказ.
2. Слушать песни «Цветики» (музыка В. Карасёвой; слова Н. Френкель.) 3. Экскурсия на участке: рассматривание растений, насекомых, птиц. 4. Посмотреть альбом «Насекомые», «Птицы». |
Предложить родителям закрепить умение детей наблюдать за птицами и насекомыми. |
Литература.
1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки в детском саду: практическое пособие [Текст] / И.Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2009.
2. Айрих, О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьёй [Текст] /
О.А. Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Высокова, Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий [Текст]/ Т.П. Высокова. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Елисеева, Л.Н. Хрестоматия для маленьких [Текст] / Л.Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982.
5. Комплексно – тематическое планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Комплексные занятия под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011.
7. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский [и др.]// Дошкольное образование в России. – М., 1996.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.
Читайте также |
---|
Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…
Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...
Конспект НОД ФЭМП в средней группе «Учимся сравнивать предметы»
Конспект НОД ФЭМП в средней группе «Учимся сравнивать предметы» Цель: развить и закрепить навык различать цвет, форму и размер предметов. Задачи: Научить детей...
Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…
Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...