Перспективное планирование по обучению связной речи в коррекционной (подготовительной) группе ЗПР

 

Сентябрь – диагностические занятия.

Октябрь

1. Тема: Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему.

Программное содержание: Учить составлять рассказ с опорой на схему. Учить детей подбирать существительные к прилагательным. Закреплять  употребление существительных в винительном падеже. Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять умение употреблять притяжательные местоимения. Активизировать словарь по теме «Овощи». Развивать внимание, мышление, память, обращая внимание на детали в описании. Воспитывать навыки гигиены и самообслуживания.

2. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Программное содержание:  Учить составлять рассказ с опорой на схему. Учить детей подбирать существительные к прилагательным. Закреплять  употребление существительных в винительном падеже. Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять умение употреблять притяжательные местоимения. Активизировать словарь по теме «Фрукты». Развивать внимание, мышление, память, обращая внимание на детали в описании. Воспитывать навыки гигиены и самообслуживания.

3. Тема: Пересказ рассказа «Всё здесь» Я.М. Тайца по опорным картинкам.

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам. Активизировать словарь по теме «откуда хлеб пришёл». Учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова. Упражнять детей в названии хлебобулочных изделий. Формировать вопросно-ответную речь. Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление. Совершенствовать общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

4. Тема: Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин.

Программное содержание: Учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картин. Обучать логическому построению высказывания. Закреплять употребление в речи детей относительные прилагательные. Развивать внимание, мышление, связную речь. Закрепить произношение звука –ш- в словах: мышата, петушок. Учить согласовывать слова в предложении. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.

5. Тема: Составление рассказа «Куда улетают птицы» - формирование целостной картины мира.

Программное содержание: Обогащать, активизировать словарь по данной лексической теме. Развивать связную речь. Развивать умение составлять простые и сложные предложения. Формировать грамматический строй речи: образование существительных уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных. Закрепить умение согласовывать имена существительные с числительными. Развивать  Внимание, память, мышление, общую, артикуляционную и мелкую моторику. Воспитывать  бережное отношение к птицам, умение слышать и слушать.

 

Ноябрь

1. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Дети нашли ежа» с опорой на модели.

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ из 4-5 предложений по серии сюжетных картинок, с использованием опорных картинок – схематических предметов, соответствующих ходу сюжета. Обогащать речь детей прилагательными: серый, овальный, колючий. Закрепить произношение звука - ж - в чистоговорках. Упражнять в употреблении слова «ёж» в различных  формах (ёжик, ежата, нашли ежа и т.д.), а также в употреблении формы родительного падежа множественного числа существительных (иголок, носа, глазок).

Развивать логическое мышление мелкую моторику, воображение. Воспитывать бережное отношение к животным.

2. Тема: Пересказ рассказа «Даша – доктор», по опорным картинкам.

Программное содержание: Совершенствовать умение детей пересказывать короткий текст близко к содержанию, используя опорные картинки. Учить правильно, строить простые и сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Продолжать учить использовать в речи синонимы к слову «врач» (доктор, лекарь). Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова к слову «укол» (уколоться, колючий, колотый, колючка) Развивать мышление, мелкую моторику.

3. Тема: Пересказ рассказа «Что случилось с волком» по опорным картинкам.

Программное содержание: Закрепить знания детей о диких животных леса. Учить загадывать и отгадывать о них загадки, аргументировать свои ответы. Формировать умение пересказывать литературный текст близко к содержанию с опорой на картинки. Развивать интонационную выразительность речи, умение мимикой, жестом передавать характер героев. Поощрять речевое творчество детей. Обогащать словарь прилагательными: серый, голодный, злой; рыжая, ловкая, быстрая, хитрая, умная. Развивать логическое мышление и мелкую моторику.

4. Тема: Пересказ рассказа В. Сутеева «Три котёнка» с опорой на модели.

Программное содержание: Учить пересказывать рассказ близко к тексту, опираясь на модели, выдерживая последовательности и логическую завершённость рассказа. Активизировать речь прилагательными – названиями цветов и оттенков (белый, черный, серый и др.). Обогащать речь сравнительными оборотами: белый, как снег, сахар, мука; чёрный, как ночь; серый, как слон, мышь. И вводить их в активный словарь детей посредством работы с конкретными предметами, картинками или практический опыт. Учить произношению звука – ш – в потешке. Развивать зрительную и речевую память детей, воображение, мелкую моторику. Воспитывать  доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать рассказы других.

 

Декабрь

1. Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок», используя опорные картинки.

Программное содержание: Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи и вопросов педагога. Закреплять умение выделять начало, середину, конец рассказа. Передавать содержание рассказа, опираясь на схемы. Учить подбирать подходящие по смыслу определения, активизировать прилагательные. Закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в совместной деятельности.

2. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Синичка», с использованием опорных моделей.

Программное содержание: Продолжать учить связный рассказ по серии сюжетных картин с опорой на начальный образец педагога и модели. Совершенствовать умение детей составлять простые предложения с однокоренными членами и сложно – подчинённые предложения с союзом – потому что. Обогащать словарь прилагательными: маленькая, беззащитная, голодная, замёрзшая. Познакомить с многозначностью слов «крыло» и «хвост». Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные от слова «птица». Развивать логическое мышление и мелкую моторику.

3. Тема: Составление рассказа «Дом, в котором я живу» по плану – схеме.

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ,  опираясь на модели. Формировать умение грамотно строить предложения, опираясь на  план, данный педагогом. Учить выделять событийную основу и существенные детали изображения. Развивать умение  образовывать сложные слова. Активизировать и расширять знания о  городе. Развивать внимание, воображение. Совершенствовать общую и мелкую моторику: координация речи с движением. Воспитывать у детей  чувство гордости за свой город.

4. Тема: Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

Программное содержание: Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин. Формировать навык последовательности изложения. Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Активизировать словарь прилагательных по теме. Упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия. Воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.

 

Январь

1. Неделя – диагностические занятия.

2. Тема: Пересказ  рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.

Программное содержание: Формировать навыки целенаправленного восприятия содержания картины. Учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине. Развивать навык планирования связного высказывания. Упражнять в употреблении приставочных глаголов. Активизировать словарь, развивать лексико-грамматический строй речи. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

3. Тема: Составление рассказа на тему: «Как Миша варежку потерял» по сюжетным картинкам с элементами моделирования.

Программное содержание: Учить детей развивать сюжет предложенный педагогом, домысливая его до конца. Формировать умение грамотно строить предложения, опираясь на начальный образец, данный педагогом. Упражнять в употреблении слова – варежки – в различных падежах, подбирать к нему синонимы. Закрепить умение внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания со звуком   -ж- во фразовой речи. Учить  подбирать и согласовывать существительные с прилагательными, находить сходство и различие предметов. Развивать внимание, мелкую моторику. Развивать координацию движений, сопровождавшие речью. Проводить профилактику здоровья через  само-массаж, используя су-джок терапию. Упражнять в умении  эмоционально передавать в мимике, в интонационной речи переживания персонажей. Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

 

Февраль

1. Тема: Составление пересказа «Как живет белый медведь» по тексту и серии сюжетных картин.

Программное содержание: Активизировать словарь по теме «Животные Севера»; словарь антонимов. Учить детей пониманию значений многозначных слов и образных выражений. Учить правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа. Учить детей составлять пересказ с опорой на картинки серии. Развивать произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление детей.

2. Тема: Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

Программное содержание: Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану.  Уточнить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи, закрепить умение правильно употреблять окончания существительных в косвенных падежах. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, моторику, творческое воображение. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3. Тема: Составление рассказа  «Граница Родины на замке» по серии сюжетных картин.

Программное содержание: Формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин. Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме. Развивать знания детей о военных профессиях. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать  уважение к Защитникам Отечества.

4. Тема: «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Просто старушка» (по рассказу Осеевой).

Программное содержание: Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, выдерживая последовательность и логическую завершённость каждой, домысливая предшествующие и последующие события. Добиваться эмоциональности и выразительности изложения. Провести работу над смысловой стороной слова «гололёд», учить подбору к нему синонимов (очень гладкий, скользкий, зеркальный, «накат»). Активизировать словарь прилагательными: старенькая, слабенькая, неуклюжая, добрая, большая, медлительная. Упражнять в подборе синонимов к слову «бабушка» (бабулька, старушка), употреблять эти слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитывать чувство заботы и уважения к старшим.

 

Март

1. Тема: Составление описательного рассказа  маме  по собственному рисунку.

Программное содержание: Учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии. Развивать монологическую речь и связные высказывания детей. Упражнять в подборе прилагательных к существительным. Закрепить умение детей отвечать на вопросы педагога полным предложением. Воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сёстрам не только в праздничные дни, но и повседневно.

2. Тема: Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы.

Программное содержание: Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему. Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания. Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий. Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. Развивать память, внимание, мышление.

3. Тема: Составление рассказа «О специальных машинах» по тексту и серии сюжетных картин.

Программное содержание: Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин. Активизировать словарь по теме «Транспорт». Учить детей пониманию значений многозначных слов и образных выражений. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа. Учить детей правильно образовывать сложные слова. Развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление. Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

4. Тема: Пересказ рассказа по опорным картинкам на тему «Клади на место». Программное содержание: Продолжать формировать умение пересказывать короткие литературные тексты близко к содержанию, опираясь на опорные картинки. Учить детей согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё» с существительными в роде. Учить понимать смысл пословиц о труде. Упражнять в умении образовывать прилагательные суффиксальным способом: резина - резиновый, дерево – деревянный, пластмасса – пластмассовый и т. д. Совершенствовать умение использовать в речи разные формы глагола «хочу» (хочет, хотим, хотят). Применять приёмы релаксации для расслабления общего тонуса. Развивать внимание, логическое мышление и мелкую моторику.

 

Апрель

1. Тема: Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.

Программное содержание: Продолжать формировать умение детей составлять связные рассказы по серии сюжетных картин, с опорой на модели и план педагога. Выдерживать  последовательность и логическую завершённость каждой части, придумывая при этом предшествующие и последующие события. Учить строить сложноподчинённые предложения, с союзами «потому что», «для того чтобы». Упражнять в умении подбирать родственные слова к слову «снег» (снегокат, снегопад, снегоход, снегирь, Снегурочка) Развивать речевую и зрительную память детей. Формировать слуховое и зрительное внимание. Упражнять в умении выполнять сравнительные операции, развивать мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать товарища, следить за его высказыванием, последовательностью изложения и продолжить его в нужный момент.

2. Тема: Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинкам. Диалоги общения  по телефону (скорая помощь, пожарная, звонок маме на работу).

Программное содержание: Учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам. Развивать и активизировать словарь по теме. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе и падеже. Развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам. воспитывать у детей культурные навыки общения.

2. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Умей обождать» с опорой на модели.

Программное содержание: Продолжать детей самостоятельно и последовательно передавать содержание литературного текста, опираясь на модели и развивая конец сюжета по своему. Использовать в пересказе выразительные речевые обороты «зеленёхонькая ягодка». Учить сопоставлять, сравнивать домашних птиц, различать водоплавающих. Обогащать словарь прилагательными: смелый, храбрый, сильный, непослушный, торопливый, неряшливый, заботливая, хлопотунья. Добиваться четкого произношения звуков в речи. Развивать общую и мелкую моторику.

4. Тема: Составление пересказа «Трудолюбивые пчелы» по тексту и серии сюжетных картин.

Программное содержание: Учить детей рассматривать предметы окружающей действительности. Учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии. Активизировать словарь по теме «Насекомые»; словарь антонимов. Учить детей пониманию значений многозначных слов и поговорок. Учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа; причастия. Развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.

 

Май

1. Тема:  Составление рассказа по серии картинок: «Весенние работы».

Программное содержание: Активизировать словарь по теме «Труд людей весной в саду и огороде». Формировать целостное впечатление об изображенном на серии картинок. Совершенствовать навык составления рассказа по серии картинок. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,  в согласовании существительных с числительными. Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятия. Воспитывать у детей взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность.

2. Тема: Составление рассказов о школе по представлению «Школа. Какая она?»

Программное содержание: Систематизировать знания детей о школе. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме. Объяснять значение многозначных слов, пословиц. Учить детей составлять рассказы по представлению (из личного опыта) о школе и школьных принадлежностях. Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

3, 4 недели – диагностические занятия.

 

Литература:

1. Арбекова  Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда.

2. Кондратова Н.А. «Формирование связной речи у детей ЗПР», (авторская программа).

3. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет», конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация). Тема: «Сохрани…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация) Тема: «Сохрани своё здоровье» Цель. Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные...

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников (Из опыта работы воспитателя) Мы живём в историческое и сложное время, являемся современниками переломного момента, как в нашей стране...

Непосредственно образовательная деятельность. «Играем в шашки. Знакомство с понятием…

Непосредственно образовательная деятельность. «Играем в шашки. Знакомство с понятием оппозиция», для детей старших и подготовительных групп Цель: Обучение основам шашечной игры;...

Читайте также

Разработка театрализованной постановки в подготовительной группе «Красная Шапочка на современный…

Разработка театрализованной постановки в подготовительной группе «Красная Шапочка на современный лад» в рамках праздника, посвященного Дню Матери

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет Срок реализации – 2 года

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...