«Содержание работы по ознакомлению с правилами дорожного движения в разных возрастных группах.
Требования к содержанию уголков дорожного движения»

 

Требования к содержанию уголков дорожного движения по возрастным группам.

Младшая группа

  • Упрощенный макет для знакомства с улицей, тротуаром, дорога с односторонним движением;
  • Различные машины для игры (грузовые, легковые, автобус) в количестве, достаточном для всех;
  • Различные виды конструкторов для обыгрывания;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, рули, атрибуты для обыгрывания роли кондуктора и т.д.);
  • Упрощенная модель светофора (плоскостная) для знакомства с работой светофора, запрещающие и разрешающие знаки;
  • Подборка книг (Б. Заходер «Шофер», С. Михалков «Моя улица», В. Берестов «Это еду я бегом»), иллюстрации (яркие) с различными видами транспорта;

«Дидактические игры («Собери светофор», «Машины большие и маленькие», «Можно ездить или нет»);

  • Картотека наблюдений («Мы знакомимся с улицей», «Светофор», «Грузовая машина», «Легковая машина»);
  • Картотека подвижных игр («Воробушки и автомобиль», «Светофор»).

 

Средняя группа

  • Макет с двусторонним движением, с пешеходным переходом (продолжаем знакомство детей с поведением на улице);
  • Светофор объемный (изучение назначения желтого сигнала);
  • Игрушки для обыгрывания (автобус, троллейбус, грузовой транспорт, легковой транспорт, специализированный транспорт);
  • Подборка книг (А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», А. Барто «Машины», Кожевникова «Светофор»), иллюстрации с различными видами транспорта;
  • Дидактические игры («Трудные виражи» «Как можно и как нельзя», «Автомагазин»);
  • Картотека наблюдений («Пешеходы на перекрестке», «Светофор», «Автобус, троллейбус»);
  • Картотека подвижных игр («Машины и светофор», «Машины едут по улице», «Лошадки»).

 

Старшая группа

  • Макет со сложным перекрестком, осевыми линиями, светофором, специализированный транспорт, план-схема микрорайона;
  • Комплект дорожных знаков размером в половину натуральной величины и несколько настоящих знаков;
  • Информативные плакаты из серии «Я и улица», «Мой друг -светофор»;
  • Игрушки - различные виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
  • Подборка книг (А. Северин «Три чудесных цвета», Н.В. Алешина «Санки», А. Дорохов «Влиятельная палочка», С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»), иллюстрации с различными видами транспорта;
  • Дидактические игры («Внимание! Переходим улицу», «Разрешается -запрещается», «Найди свой домик»);
  • Картотека наблюдений («Опасные участки улиц», «Экскурсия к Волге», «Дорожные знаки»);
  • Картотека подвижных игр («Перекресток», «Красный, желтый, зеленый», «Перейди улицу»).

 

Подготовительные группы

• Макет с различными видами переходов (перекресток, обычный

переход), круговое движение, дорожные знаки, островок безопасности, схема микрорайона на магнитной основе;

  • Форма милиционера, регулировщика, шапочки с изображением машин;
  • Подборка книг (Я. Пишумов «Азбука города», В. Рублях «Правила дорожного движения», В. Северин «Запрещается - разрешается»), иллюстрации (яркие) с различными видами транспорта;
  • Дидактические игры («Не зевай», «Зеленый глаз», «Поставь дорожный знак»);
  • Картотека наблюдений («Наблюдение за работой сотрудника ГАИ», «Внимание! Переходим через улицу», «Какие бывают дорожные знаки», «Путешествие по микрорайону»);
  • Картотека подвижных игр («Воробушки и автомобиль», «Светофор»).

 

Планирование работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения во второй младшей группе.

Содержание работы по ознакомлению с правилами дорожного движения во второй младшей группе детского сада.

С детьми 3-4 лет воспитатель осуществляет работу по расширению представлений об окружающем мире, учит понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Даются элементарные знания правил дорожного движения. Детей следует знакомить с улицей, дорогой, тротуаром, некоторыми видами транспорта: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, работой водителя.

В группе организуется обстановка, способствующая уточнению знаний детей о правилах дорожного движения. Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля.

Большое место в ознакомлении детей четвертого года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. В течение года прогулки периодически повторяются с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

 

Работа с детьми.

 

срок

форма, тема, содержание

задачи

октябрь

Организованная деятельность

Занятие «Рассматривание грузового автомобиля»

Познакомить детей с транспортным средством: грузовая машина. Дать представление об основных её частях (колеса, двери, окна, кабина, руль, кузов). Формировать представления о работе водителя. Воспитывать уважительное отношение к труду шофера.

Наблюдение«Наша улица»

Формировать представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях. Развивать наблюдательность.

Совместная деятельность

Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Найди свой цвет».

Закрепить представления детей о внешнем виде автомобиля, поезда. Способствовать развитию восприятия цвета.

Самостоятельная деятельность

Творческая игра «Шофер». Внесение атрибутов: руль, шапочка шофера.

Закрепить представления детей о внешнем виде автомобиля.

Работа в уголке книги: рассматривание книг с разными видами транспорта

Закрепить представление о транспорте, его назначении.

ноябрь

Организованная деятельность

Занятие «Едем в автобусе»

Познакомить детей с транспортным средством: автобус. Активизировать в речи слова: кабина, салон для пассажиров, двери, руль, колеса. Уточнить знания детей о работе водителя. Воспитывать умение правильного поведения в автобусе.

Наблюдение «Улица города». Следить за движением автобуса, пешехода.

Закрепить понятия: дорога, пешеход, шофер, автомашина, тротуар и др.

Самостоятельная деятельность

Строительная игра «Шоферы».

Способствовать приобретению практических навыков поведения на улице города.

Работа в уголке дорожного движения.

Создать условия для знакомства детей с разными видами наземного транспорта.

декабрь

Организованная деятельность

Наблюдение за грузовым транспортом. Приглашение в группу папы - водителя его рассказ

Продолжать знакомить детей с профессией водителя. Закрепить знания детей о строении грузового автомобиля.

Совместная деятельность

Прогулка с детьми «Улица города». Следить за движением пешеходов и транспорта.

Закрепить понятия «пешеход», «транспорт». Расширять знания детей о правилах для пешеходов.

Самостоятельная деятельность

Строительные игры «Мы - водители»

Закрепить правила дорожного движения в дорожных играх.

январь

Организованная деятельность

Наблюдение «Знакомство с улицей»

Учить различать левую, правую сторону тротуаров.

Совместная деятельность

Рассказ воспитателя о видах транспорта с иллюстрацией.

Учить различать виды наземного транспорта.

Самостоятельная деятельность

 

Строительная игра «Автомобиль».

Формировать представление о внешнем виде и частях автомобиля. Дать понятие, что машины едут по дороге, пешеходы идут по тротуару.

Подвижные игры «Найди свой цвет», «Поезд», «Воробушки и автомобиль», «Маленькие пешеходы» и др.

Закрепить представления детей о внешнем виде автомобиля, поезда. Продолжать знакомить детей с правилами для пешехода.

февраль

Организованная деятельность

Рассматривание к светофора

Познакомить с работой светофора. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи с окружающим миром: в светофоре загорелся зеленый цвет – лишь после этого люди стали переходить улицу.

Совместная деятельность

Чтение С.Михалков «Светофор» с использованием иллюстраций светофора.

Формировать интерес к правилам дорожного движения.

Внесение игрушки – светофора.

Закрепление полученных знаний на прогулке в игре.

март

Организованная деятельность

Рассматривание светофора на перекрестке улиц

Учить устанавливать причинно-следственные связи между работой светофора и действиями пешеходов.

Совместная деятельность

Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый»

Уточнить знания детей о светофоре.

Строительные игры с использованием плоскостных фигурок и светофора.

Развитие умения использовать полученные знания о светофоре в строительных играх.

апрель

Организованная деятельность

Наблюдение за движение транспорта и пешеходов.

 

Совместная деятельность

Беседа с детьми о назначении светофора с использованием плаката «Красный, желтый, зеленый».

Закреплять знания детей о светофоре. Продолжать знакомить детей с назначением сигналов светофора.

Показ диафильма «Светофор».

Развивать интерес к правилам дорожного движения.

май

Организованная деятельность

Практическое занятие «Умелый пешеход».

Закреплять знания о левой и правой сторонах дороги, закреплять понятия «пешеход» и др.

Занятие по аппликации «Светофор».

Продолжать учить детей правильно располагать круги: красный, желтый, зеленый.

Совместная деятельность

Игры с песком «Наша улица» с использованием машин, домов, деревьев, фигурок людей.

Закреплять знания детей об устройстве проезжей части, назначении тротуара.

В книжном уголке – рассматривание иллюстрации с изображением улиц.

Формировать устойчивый познавательный интерес к правилам дорожного движения.

Июнь, июль, август

Организованная деятельность

Повторное рассматривание светофора.

Закреплять имеющиеся знания о светофоре.

Рассматривание «Транспорт на улицах поселка».

Закреплять представления детей об основных частях автомобиля, работе водителя.

Совместная деятельность

Наблюдение за грузовым транспортом

Продолжать знакомить детей с трудом водителя.

Самостоятельная деятельность

Игры с детьми на участке.

Формировать устойчивый познавательный интерес к правилам дорожного движения.

 

В младшей группе в процессе занятий необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки. Дети должны:

■  знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть;

■  владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;

■  знать названия транспортных средств: легковой автомобиль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная; трамвай, автобус, поезд;

■ иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.

 

Работа с родителями.

 

Октябрь

Общее родительское собрание с приглашением сотрудников ГИБДД, рассказ о соблюдении правил уличного движения, о причинах детского дорожно-транспортного травматизма, демонстрация используемых в работе с детьми макетов, схем, пособий.

Оформление родительского уголка «Воспитайте пешехода с детства».

Декабрь

Беседы с родителями о том, за чем можно наблюдать на улице. Настаивать, чтобы во время прогулок наблюдали за движением транспорта и пешеходов.

Январь

Консультация с родителями «О правилах поведения на улице в зимний период».

Оформление родительского уголка на тему «Для родителей о дорожно-транспортных происшествиях».

Март

Внесение в родительский уголок книжки- передвижки «Внимание дети».

Апрель

Оформление стенда для родителей«Обучаем детей правилам дорожного движения».

Июнь-август

Оформление стенда для родителей на участке «Обучение правилам дорожного движения в семье».

 

Вопросы для проверки знаний детей младшей группы.

1. Где должны ходить пешеходы?

2. Почему нельзя ходить по проезжей части?

3. Как надо переходить улицу?

4. При каком сигнале светофора разрешается переходить улицу?

 

Планирование работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в средней группе.

Содержание работы по ознакомлению с правилами дорожного движения в средней группе детского сада.

С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем мире. Детей знакомит с конкретными правилами дорожного движения, рассказывает им о назначении желтого сигнала светофора. Объясняет правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаться правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу на зеленый сигнал светофора. Формирует навыки культурного поведения в транспорте.

Воспитатель знакомит детей с понятиями: проезжая часть, одностороннее и двустороннее движение, пешеход, наземный и подземный переход.

В средней группе проводятся наблюдения за разными видами транспорта. Представления, полученные детьми во время прогулок, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности. На участке детского сада организуются игры на внимание и закрепление знаний сигналов светофора, правил перехода через дорогу.

 

Работа с детьми.

 

срок

форма, тема, содержание

задачи

сентябрь

Организованная деятельность

Целевая прогулка«Знакомство с улицей»

Дополнить представления детей об улице новыми сведениями – дома на ней имеют разное назначение: в одних живет люди, в других находятся учреждения (магазин, школа, почта и т.п.).

Совместная деятельность

Беседы о правилах дорожного движения.

Расширять представления детей об улицах, правилах для пешеходов.

Самостоятельная деятельность

Творческая игра «Мы - водители».

Учить детей в игре передавать игровые действия: водитель ведет машину осторожно, заправляет ее бензином, едет по назначению – в путевке указан маршрут.

октябрь

Организованная деятельность

Наблюдение за автобусом.

Дать представление об основных видах пассажирского транспорта, их назначении.

Целевая прогулка«Машины на улицах поселка».

Закрепить и уточнить знания об одностороннем и двустороннем движении, назначении проезжей части.

Совместная деятельность

Робота в уголке книги: рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением машин, игрушки автобуса.

Закрепить знания детей об основных частях автомобиля, назначении проезжей части и тротуара.

Самостоятельная деятельность

Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Лошадки», «Найди свой цвет».

Развивать внимание, умение точно действовать по сигналу.

ноябрь

Организованная деятельность

Занятие «Наблюдение за троллейбусом»

Дать представление об особенностях внешнего вида и движения троллейбуса.

Целевая прогулка «Волшебная линия».

Закрепить знания детей об одностороннем и двустороннем движении, назначении разделительной линии.

Совместная деятельность

Беседы с детьми о пассажирском транспорте. Рассматривание игрушки троллейбуса.

Формировать представления детей об особенностях внешнего вида троллейбуса. Закрепить понятия «пассажирский транспорт», «проезжая часть».

Самостоятельная деятельность

Игры со строительным материалом.

Развивать практические навыки детей по соблюдению правил дорожного движения, поведению в транспорте. Развивать конструктивные способности детей.

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Лошадки», «Найди свой цвет».

Развивать внимание, умение точно действовать по сигналу. способствовать развитию сенсорных эталонов.

декабрь

Организованная деятельность

Сравнительное наблюдение за автобусом итроллейбусом.

Сформировать у детей понятие «пассажирский транспорт». Продолжить знакомить с его назначением.

Занятие Чтение произведения Е.Чарушина «Как лошадка зверей катала».Игра «Отправляемся в путешествие».

Развивать интерес к художественным произведениям. Уточнить знания о движении транспорта, используя макет.

Целевая прогулка «Правила для пешеходов».

Закрепить знания о правилах передвижения пешеходов по улице и дороге. Прежде, чем перейти улицу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи прямо дорогу. Познакомить с понятиями «пешеход», «переход».

Совместная деятельность

Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций и фотоснимков с различными видами переходов.

Закрепить правила перехода улицы по пешеходному переходу, по светофору.

Игры на внимание «Поезд», «Трамвай», «Улица».

Развивать внимание, умение точно действовать по сигналу.

Самостоятельная деятельность

Игры со строительным материалом. Использовать пластины с изображением переходов.

Развивать конструктивные способности детей. Способствовать практической отработке навыков перехода улицы.

 

январь

Организованная деятельность

Целевая прогулка «Наш помощник - светофор».

Уточнить знания о светофоре, его работе (красном и зеленом сигналах). Познакомить со значением желтого сигнала, закрепить правила перехода улицы.

Целевая прогулка «Переход».

Продолжить знакомить детей с переходом.

Совместная деятельность

Игра «У нас в гостях».

Закрепить знания о правилах поведения на улице.

Просмотр диафильма «Светофор».

Формировать представления детей о назначении светофора, его сигналов. Способствовать развитию интереса детей к правилам дорожного движения.

Чтение стихотворения С.Михалкова «Светофор».

Самостоятельная деятельность

Творческая игра «Мы водители» использование атрибутов: руль, светофор.

Упражнять детей в выполнении правил дорожного движения, согласованности действий водителя и работы светофора.

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Лошадки», «Улица».

Закрепить правила перехода улицы.

февраль

Организованная деятельность

Целевая прогулка «Улицы города».

Закрепить правила перехода улицы.

Совместная деятельность

Наблюдение за приезжающим транспортом.

Продолжить знакомить детей с различными видами транспорта.

Работа с обучающим макетом «Улица города»

Закреплять имеющиеся знания о переходе улицы.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».

Закрепить знания о переходе улицы.

Самостоятельная деятельность

Творческая игра «Автобус».

Продолжать учить детей передавать игровые действия: водитель ведет автобус, соблюдая правила дорожного движения, люди едут на работу и т.п.

Игры на прогулке «Найди свой цвет», «Поезд».

Развивать внимание, умение точно действовать по сигналу.

март

Организованная деятельность

Наблюдение за грузовым транспортом.

Продолжать знакомить детей с основными частями грузового автомобиля.

Наблюдение за машинами особого назначения (скорая помощь, пожарная).

Познакомить детей с отличительными особенностями машин особого назначения, их предназначением.

Совместная деятельность

Творческая игра «Скорая помощь».

Продолжать учить детей отражать игровые действия: скорая помощь спешит на помощь больным людям, все уступают ей дорогу, врач приезжает на дом к больному.

апрель

Организованная деятельность

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Закрепить виды транспорта. Формировать понятие «пассажирский транспорт».

Совместная деятельность

Наблюдение за машинами особого назначения.

Продолжить знакомить детей с отличительными особенностями машин особого назначения.

Показ диафильма «Красный цвет – дороги нет!»

Закрепить назначение сигналов светофора..

май

Организованная деятельность

Целевая прогулка «Уважайте светофор».

Уяснить взаимосвязь между сигналами светофора, действиями пешехода и водителей. Закрепить правила поведения на улице.

Совместная деятельность

Дидактическая игра «Внимание - светофор».

Закреплять назначение сигналов светофора.

В книжном уголке – рассматривание иллюстрации с изображением улиц.

Формировать устойчивый познавательный интерес к правилам дорожного движения.

Самостоятельная деятельность

Игры на площадке по дорожному движению «Автобус», «Скорая помощь».

Закрепить знания об одностороннем и двустороннем движении, о дороге, тротуаре.

Июнь, июль, август

Организованная деятельность

Занятие на специальной площадке для изучения правил дорожного движения.

Уточнить представления о тротуаре, приезжей части, одностороннем и двустороннем движении.

Занятие в автогородке «Топтыжка - переход».

Расширить представления детей о видах переходов.

Занятие «Красный, желтый, зеленый».

Закрепить назначение сигналов светофора. Упражнять в правилах перехода улицы.

Совместная деятельность

Чтение произведений Н. Северный «Три чудесных света».

Уточнить знания детей о назначении светофора.

Рассматривание плакатов «Дошкольникам – о правилах дорожного движения».

Способствовать формированию устойчивых знаний о правилах безопасного поведения на улицах города.

Конструирование светофора из бросового материала.

Закрепить последовательность сигналов светофора. Развивать умение детей работать с клеем.

Оформление фотостендов на участке «Мы - пешеходы».

Совершенствовать знания правил поведения для пешеходов.

Дидактические игры «Чебурашка - пешеход».

Закрепить все имеющиеся знания у детей в автогородке.

Праздник «Мы юные пешеходы».

 

Самостоятельная деятельность

Игры со строительным материалом на участке.

Расширять представления детей о видах городского транспорта..

 

К концу учебного года дети средней группы должны:

■  называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый – «стой», зеленый – «убедись в безопасности и иди»;

■  узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;

■  называть правила поведения в транспорте и на улице;

■ знать где можно переходить проезжую часть.

 

Работа с родителями.

 

Октябрь

Общее родительское собрание с приглашением сотрудников ГИБДД, рассказ о соблюдении правил уличного движения, о причинах детского дорожно-транспортного травматизма, демонстрация используемых в работе с детьми макетов, схем, пособий.

 

 

Оформление родительского уголка «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют».

Январь

Оформление папки-передвижки «Родителям о детском травматизме».

 

Февраль

Беседы с родителями об успехах детей в освоении правил дорожного движения.

 

Март

Групповое родительское собрание «Внимание! Дети на дороге».

 

Апрель

Консультация с родителями на тему «Правильное поведение на улице – залог безопасности движения пешеходов».

 

Май

Индивидуальные беседы с родителями «О важности примеров взрослых», «О соблюдении правил поведения на улице».

Июнь-август

Изготовление макетов из бросового материала силами родителей.

 

 

Вопросы для проверки знаний детей средней группы.

1. Для чего служит дорога?

2. Для чего служит пешеходная дорожка?

3. Что такое перекресток?

4. В каких местах можно переходить дорогу?

5. Как обходить стоящий автобус?

6. Зачем нужны дорожные знаки?

7. Где нужно ожидать автобус, троллейбус, трамвай?

8. В каких местах устанавливают знак «Дети»?

9. Где нужно кататься на самокате и детском велосипеде?

10. Почему нельзя играть на улице?

11. Почему опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом?

 

Планирование работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в старшей группе.

Содержание работы по ознакомлению с правилами дорожного движения в старшей группе детского сада.

В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками «Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Место стоянки». Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:

  • пешеходам разрешается ходить только по тротуару,
  • идти следует по правой стороне тротуара,
  • пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются линии или указатели перехода,
  • пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке,
  • пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки,
  • в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

 

Работа с детьми.

 

срок

форма, тема, содержание

задачи

сентябрь

Организованная деятельность

Занятие. Чтение произведения М. Коршунова «Едет, спешит мальчик».

Дополнить представления детей о некоторых правилах дорожного движения.

Целевая прогулка. Наблюдение за работой транспорта и работой водителя.

Расширение знаний детей об улице: дорога делится на две части, в городе много улиц, место пересечения улиц называется «перекресток».

Экскурсия с детьми по улице Качалова.

Закрепить правила дорожного движения.

Совместная деятельность

Рассматривание знака, обозначающего перекресток.

Познакомить детей с дорожным знаком «Перекресток».

Расширять представления детей об улице, проезжей части.

Рассматривание плакатов, изображающих улицу, перекресток.

октябрь

Организованная деятельность

Занятие-беседа «Наш поселок».

Закрепить знания о движении транспорта, уточнить представление о том, как важно правильно ходить и ездить по поселку.

Наблюдение за движением транспорта и работой водителя.

Закрепить знания детей о перекрестке, дорожном знаке «Перекресток». Расширять представления о труде водителя.

Совместная деятельность

Рассматривание иллюстраций, изображающих составные части улицы: проезжую часть, тротуары.

Обогащать представления детей об улице, проезжей части.

Обыгрывание знака «Перекресток» на макете.

Учить детей применять полученные знания в совместной игровой деятельности.

Самостоятельная деятельность

Творческая игра «Правила дорожного движения».

Закрепить правила дорожного движения.

ноябрь

Организованная деятельность

Целевая прогулка к пешеходному переходу.

Познакомить со знаком «Пешеходный переход». Учить переходить улицу по пешеходному переходу.

Беседа «Где и как переходить улицу?».

Уточнить представления об обстановке на улице и рассказать, как вести себя на улице, как переходить.

Рисование «Автобус едет по улице».

Продолжать учить различать виды пассажирского транспорта. Развивать умение работать с бумагой и клеем.

Аппликация «Троллейбус».

Совместная деятельность

Рассматривание картины «Городская площадь».

Закреплять знания об улице, ее составных частях.

Обыгрывание знака «Пешеходный переход» на обучающем макете.

Учить детей применять полученные знания в совместной игровой деятельности.

Чтение произведений И.Ильина и Е. Сегал «Машины на нашей улице», С.Михалкова «Моя улица».

Дополнять представления детей о классификации видов городского транспорта. Формировать навыки культурного поведения в транспорте.

декабрь

Организованная деятельность

Беседа «Поведение детей на улице».

Закрепить основные правила поведения детей на улице.

Прогулка к светофору.

Уточнить знания детей о назначении светофора.

Целевая прогулка Рокоссовского.

Посмотреть за движением на проезжей части, поведением пешеходов.

Совместная деятельность

Коллективная аппликация «Машины на нашей улице».

Обогащать представления детей об одностороннем и двустороннем движении, видах транспорта.

Сюжетно-ролевая игра «Регулировщик».

Продолжать знакомить с работой регулировщика.

Просмотр диафильма «На улице игра не доводит до добра».

Совершенствовать культуру поведения на улице.

Самостоятельная деятельность

Дидактическая игра «Дорожные знаки».

Закрепить назначение знаков «Перекресток», «Пешеходный переход».

январь

Организованная деятельность

Занятие-беседа «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов».

Закрепить начальное представление о работе милиционера-регулировщика.

Совместная деятельность

Дидактическая игра «Светофор».

Уточнить знания детей о сигналах светофора.

Рисование «Машины на нашей улице».

Обогатить представление детей о видах наземного транспорта.

Чтение стихотворения С.Михалкова «Светофор».

 

Самостоятельная деятельность

Рассматривание иллюстраций в фотокниге В. Кудрина «Зеленая волна».

Продолжать знакомить детей с работой милиционера-регулировщика.

февраль

Организованная деятельность

Беседа-занятие «Кто регулирует дорожное движение».

Закрепить знания о работе регулировщика с использованием иллюстраций.

Прогулка к автобусной остановке

Познакомить детей со знаком «Остановка автобуса».

Рисование «Регулировщик».

Учить отражать в рисунке отличительные особенности и атрибуты регулировщика.

Совместная деятельность

Дидактическая игра «Найди и расскажи».

Развивать умение различать дорожные знаки, объяснять их значение.

Игра «Идем в гости».

Закрепить знания правил дорожного движения.

март

Организованная деятельность

Занятие по развитию речи «Наша улица».

Развивать умение использовать личный опыт для обогащения знаний о правилах поведения на улице.

Занятие-беседа «Когда мы пассажиры».

Закрепить понятия «пешеход», «пассажир». Формировать представления о правилах поведения в общественном транспорте.

Прогулка к остановке автобуса и троллейбуса.

Знакомить со знаком «Остановка троллейбуса», «Остановка автобуса».

Дидактическая игра «Найди и расскажи».

Закрепить знание внешнего вида дорожных знаков

Диафильм «Кто виноват?»

Формировать знание правил дорожного движения.

апрель

Организованная деятельность

Целевая прогулка к стоянке такси

Познакомить со знаком «Место стоянки».

Беседа «Улица нашего города».

Уточнить правила поведения на улице, виды транспорта, правила дорожного движения.

Совместная деятельность

Творческая игра «Правила дорожного движения».

Закрепить знания о работе регулировщика.

Игра «Найди и расскажи».

Развивать умение различать дорожные знаки, объяснять их предназначение.

Изготовление книги-ширмы «Пешеходу-малышу».

Формировать знание правил дорожного движения.

май

Организованная деятельность

Беседа по картине «Улица моего города».

Продолжать знакомить детей с устройством проезжей части, назначением тротуара.

Рисование «Мы идем в детский сад».

Формировать умение детей выбирать безопасный путь следования из дома в детский сад.

Совместная деятельность

Настольные игра «Мы пешеходы», «Веселые нотки».

Закрепить правила перехода улиц по пешеходному переходу. Закрепить знания детей о перекрестке.

Игра «Светофор».

Уточнить знания детей о сигналах светофора.

Знакомство со знаком «Телефон».

Познакомить детей со знаком «Телефон».

Июнь, июль, август

Организованная деятельность

Беседа - занятие «Поведение детей на улице».

Чтение сказки «Про зайку - велосипедиста».

Закрепить основные правила поведения детей на улице.

Занятие в автогородке «Кто регулирует движение транспорта?».

Закрепить знания о работе милиционера - регулировщика.

Совместная деятельность

Игра «Улица» на специально оборудованном участке.

Закрепить знания о правилах дорожного движения.

Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел?».

Обогащать знания детей о работе милиционера – регулировщика, светофора.

Праздник с приглашением сотрудника ГИБДД

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, полученные в течение года.

Самостоятельная деятельность

Игры детей на специально оборудованном участке.

Упражнять детей в применении полученных знаний на практике.

 

К концу учебного года дети старшей группы должны:

  • знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка троллейбуса», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
  • иметь представление об основных правилах дорожного движения;
  • узнавать разные виды транспорта, уметь объяснять их назначение;
  • называть правила поведения в транспорте, на проезжей части.

 

Работа с родителями.

 

Сентябрь

Изготовление совместно с родителями макета для группы «Улиц города».

 

Октябрь

Общее родительское собрание с приглашением сотрудников ГИБДД, рассказ о соблюдении правил уличного движения, о причинах детского дорожно-транспортного травматизма, демонстрация используемых в работе с детьми макетов, схем, пособий.

 

Оформление родительского уголка в группе «О дисциплине маленьких пешеходов на улице».

Ноябрь

Внесение папки - передвижки для родителей «Внимание дети».

Январь

Консультация для родителей «Знакомим детей с правилами дорожного движения».

 

Февраль

Беседы с родителями «Обучение правилам дорожного движения в семье».

 

Март

Групповое родительское собрание «Статистика и типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения».

 

Май

Выставка детских работ для родителей «Наш поселок».

Август

Фотостенд для родителей «Как мы обучались правилам дорожного движения в детском саду».

 

 

Вопросы для проверки знаний детей старшей и подготовительной группы.

1. Что такое дорога?

2. Что такое тротуар?

3. Как нужно ходить по тротуару?

4. Кого называют пешеходом?

5. Почему нельзя ходить по проезжей части?

6. Где можно переходить улицу?

7. Для чего нужен светофор?

8. Какое бывают светофоры?

9. Почему нельзя играть около проезжей части?

10. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?

11. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?

12. Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?

13. Почему нельзя кататься с горки около проезжей части, даже если машин нет?

14. Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах?

15. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Это безопасное место? Почему оно безопасное?

 

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте.

1. Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

2. Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?

3. Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

4. Как пассажир должен вести себя в транспорте?

5. Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

6. Что нельзя делать в автобусе?

 

Планирование работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в подготовительной к школе группе.

Содержание работы по ознакомлению с правилами дорожного движения в подготовительной к школе группе детского сада.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В подготовительной к школе группе необходимо решать и углублять представления о правилах дорожного движения.

С этой целью проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (справа - слева, вверху - внизу, спереди - сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и пр). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них. Детей подготовительной группы знакомят с новыми правилами пешеходов и пассажиров.

 

Работа с детьми.

 

срок

форма, тема, содержание

задачи

сентябрь

Организованная деятельность

Целевая прогулка «Улица нашего поселка».

Изучение улиц в районе детского сада. Обратить внимание на виды транспорта.

Рисование «На чем люди ездят?».

Обобщать знания детей о разных видах транспорта.

Совместная деятельность

Рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, фотографии, организация рассказывания по картинкам.

Дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по городу.

Ознакомление со схемой микрорайона в комнате дорожного движения.

Развивать у детей способность воспринимать реальность города, находить свой дом на плане микрорайона.

Дидактическая игра «Найди и расскажи».

Вспомнить какие знаки дети знают и что каждый из них обозначает.

Дидактическая игра «Лабиринт».

Развитие наглядно-образного мышления на основе задач на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.

Самостоятельная деятельность

Творческая игра «Идем в гости».

Закрепить имеющиеся знания о правилах дорожного движения.

октябрь

Организованная деятельность

Целевая прогулка «Моя школа».

Изучить улицы в районе школы.

Рисование «Мама гуляет с ребенком по улице».

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.

Совместная деятельность

Чтение произведения И.Серякова «Улица, где все спешат».

Развивать познавательный интерес детей к правилам дорожного движения.

Способствовать предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

 

Просмотр кинофильма «Кто виноват?».

Ситуативные игры на макете «Наш поселок».

Закрепить правила движения транспорта и пешеходов.

Дидактическая игра «Отличник-пешеход».

Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов.

Самостоятельная деятельность

Игра в автопарке.

Закреплять имеющиеся знания.

ноябрь

Организованная деятельность

Беседа-занятие «Как нужно вести себя на улице?».

Обобщить основные правила поведения пешехода на улице, передвижения группой.

Целевая прогулка «Переход улицы, перекрестка».

Закрепить знания детей о правилах перехода проезжей части, о группах дорожных знаков.

Совместная деятельность

Просмотр диафильма «Вот так покатался».

Закреплять знания детей об опасностях, которые ждут их на улице.

Изготовление витрины совместно с детьми «Пешеходу-малышу».

Учить применять личный опыт в совместной деятельности.

Чтение произведений И.Серякова «Ученый дружок».

Дать представление о предназначение светофоров и их сигналов.

Изготовление домино «Дорожные знаки».

Закрепить знание о дорожных знаках.

Дидактическая игра «Проверь себя».

Учить детей различать дорожные знаки.

 

декабрь

Организованная деятельность

Занятие-беседа «Твой путь в детский сад» (с использованием плакатов).

Закрепление элементарных правил перехода улицы.

Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта.

Воспитывать общую культуру поведения на улице.

Занятие по обучению рассказыванию «Твой путь из дома в детский сад».

Развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.

Совместная деятельность

Чтение произведения И. Серякова«Машина, которую работать научили».

Закрепить представления детей о машинах специального назначения.

Дидактическая игра «Узнай и нарисуй».

Развивать зрительную память, внимание.

январь

Организованная деятельность

Экскурсия по улице Рокоссовского

Закрепить представление о внешнем виде автомобиля, об элементах дороги.

Занятие-беседа «Транспорт нашего города».

Закрепить знание о назначении различных транспортных средств, сообщение о профессии шофера.

Совместная деятельность

Дидактическая игра «Как учили медведя вести себя на улице?».

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Чтение произведения В. Клименко «Кто важнее всех на улице?».

Самостоятельная деятельность

Дидактическая игра в фотокниге «Веселые человечки».

Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями.

февраль

Организованная деятельность

Экскурсия на перекресток.

Закрепить на практике навыки поведения на улице пешехода и водителя.

Беседа-занятие «Ваши верные друзья – светофор и регулировщик движения».

Обобщить знания о сигналах светофора, жестах регулировщика и сигналах автомобиля. Дать понятие «жезл регулировщика».

Совместная деятельность

Изготовление с детьми макета светофора.

Закрепить представления детей о светофоре, о его сигналах.

Чтение Н. Извекова «Кто движеньем управляет?».

Продолжить знакомить детей с работой милиционера регулировщика.

Внесение костюма регулировщика и его принадлежностей. Обыгрывание их.

Расширять знания детей о работе милиционера- регулировщика. Объяснить, в каких условиях нужна его работа, а также значение жезла и жестов регулировщика.

Самостоятельная деятельность

Рисование светофора

Закрепить представление детей о светофоре.

март

Организованная деятельность

Занятие-беседа «Дорожные знаки и линии разметки улиц, шоссейных дорог».

Закрепление знаний о некоторых знаках, указателей и линий разметки дорог, наиболее часто встречающихся в городе.

Совместная деятельность

Рисование дорожных знаков, указателей, разметки улиц.

Учить детей различать дорожные знаки.

Просмотр диафильма «Этого могло не случиться»

Продолжать закреплять и дополнять представления о правилах дорожного движения.

Чтение книги В. Кудрина «Зеленая волна».

Викторина «Внимание! Знаки на дорогах!»

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Дидактическая игра «Замочная скважина»

Научить различать и понимать знаки дорожного движения. Развивать зрительную память, внимание.

апрель

Организованная деятельность

Экскурсия к железной дороге. Рассказ о правилах поведения на железной дороге.

Расширять знания детей о правилах безопасного поведения. Познакомить со знаками «Железнодорожный переезд» со шлагбаумом и без него.

Занятие - беседа «У железной дороги».

Закрепить правила поведения у железной дороги.

Совместная деятельность

Ситуативные игры «Улица города».

Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках.

Рассказы по картинам с изображением железнодорожных путей.

Закрепить полученные знания детей.

Просмотр диафильма «Берегись поезда».

Формировать навыки безопасного поведения вблизи железнодорожных путей.

май

Организованная деятельность

Беседа по картине «На загородной дороге».

Обучение правилам дорожного движения на загородной дороге.

Совместная деятельность

Просмотр диафильма «Случай на дороге».

Продолжать учить различать и понимать дорожные знаки, предназначенные водителям и пешеходам.

Беседа «Прогулка за город».

Закрепление правил дорожного движения по загородной дороге.

Чтение сказки В.Клименко «Зайка - велосипедист»

Познакомить детей с правилами движения на велосипеде.

Дидактическая игра «Поставь знаки».

Учить детей различать следующие дорожные знаки: «железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт» (запрещающие).

 

 

Июнь, июль, август

Организованная деятельность

Экскурсия по поселку.

 

Закрепление основных правил проезда в общественном транспорте, правил обхода стоящего на остановке автобуса.

Беседа «Мы пассажиры».

Закрепление знаний полученных на экскурсии.

Совместная деятельность

Игра «Улица» на специально оборудованном участке с приглашением сотрудника ГАИ.

Закрепить знания о правилах дорожного движения и поведения на улице.

Чтение сказки В. Клименко «Происшествие с игрушками».

Закреплять знания детей правил поведения в опасных ситуациях.

Дидактическая игра «Найди и расскажи».

Закрепление знаков дорожного движения.

Праздник, посвященный правилам дорожного движения с приглашением родителей.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге, полученные в течение года.

Дидактическая игра «Всем, без исключения, о правилах движения».

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.

 

К концу учебного года дети подготовительной к школе группы должны:

■  уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;

■  узнавать разные виды транспорта, уметь их классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

■  иметь представление о работе регулировщика и его функции;

■ уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

 

Работа с родителями.

 

Сентябрь

Изготовление совместно с родителями макета для группы «Наш поселок».

 

Октябрь

Общее родительское собрание с приглашением сотрудников ГИБДД с последующим просмотром кинофильма «Все мы пешеходы».

Оформление родительского уголка в группе «Родителям о правилах дорожного движения».

Ноябрь

Внесение папки - передвижки для родителей «Это должны знать все».

Март

Беседа с родителями«Как ваши дети усваивают правила дорожного движения».

 

Апрель

Групповое родительское собрание «Причины детского травматизма».

Июнь

Праздник, посвященный правилам дорожного движения, с приглашением родителей.

 

 

Вопросы для проверки знаний детей старшей и подготовительной группы.

1. Что такое дорога?

2. Что такое тротуар?

3. Как нужно ходить по тротуару?

4. Кого называют пешеходом?

5. Почему нельзя ходить по проезжей части?

6. Где можно переходить улицу?

7. Для чего нужен светофор?

8. Какое бывают светофоры?

9. Почему нельзя играть около проезжей части?

10. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?

11. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?

12. Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?

13. Почему нельзя кататься с горки около проезжей части, даже если машин нет?

14. Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах?

15. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Это безопасное место? Почему оно безопасное?

 

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте.

1. Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

2. Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?

3. Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

4. Как пассажир должен вести себя в транспорте?

5. Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

6. Что нельзя делать в автобусе?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по…

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по зоопарку» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по названиям животных. Задачи: развитие координации...

Консультация для педагогов: «Региональный компонент в ДОУ художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Консультация для педагогов: «Региональный компонент в ДОУ художественно-эстетическое развитие дошкольников» В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа учреждения состоит из двух частей:...

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей…

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет Целью нашего исследования является изучение...

Развлечение в младшей группе «Дерево улыбок»

Развлечение в младшей группе «Дерево улыбок» Цель: создание благоприятной обстановки для эмоционально-комфортного состояния детей. Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость детей. Обогащать впечатления детей. Обучать умению...

Лэпбук «Овощи»

Лэпбук «Овощи» Для знакомства детей с видами овощей можно использовать дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу. Для закрепления пройденного материала будет...