Перспективное планирование по развитию познавательных способностей

 

№ п/п Тема Программные задачи на развитие речи познавательных способностей Программные задачи на развитие речи Литература, дидактические игры

1

Осень

Формировать обобщенное представление об осени, об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды) о состоянии растений и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных.

Закрепить знания о труде людей осенью.

Упражняться в выделении благоприятных и неблагоприятных для человека осенних явлений (эл.ТРИЗа)

Логично и последовательно рассказывать об осени, используя план.

Использование в речи стихотворений об осени.

Плещеев:

«Осень наступила», «Осень на пороге»,

«Приметы осени».

Бондаренко: «Что, где растет», стр.102,

Удальцова: «Подбери листок» стр.102

2

Село.

Сельскохозяйств.

труд

Уточнить знание о с/х труде. Вспомнить название профессий людей, работающих в сельской местности.

Составление рассказа по картине, по вопросам.

В.В. Гербова. Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет (стр.16)

3

Овощи.

Фрукты

Формировать обобщенное представление об овощах (овощи-это части и плоды растений), которые выращивают на огороде для употребления в пищу. Обобщить по существенным признакам.

Группировать растения по месту произрастания (лес, поле).

Описывать предметы, находить по описанию. Отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Словарь: заготовка, уборка, овощехранилище, консервы, зимовка.

Овощи по Ю. Тувиму. «Загадки об овощах»,

Носов «Огурцы»,

Беляков «Кабачок», «Морковь»,

Бондаренко «Что сажают в огороде,

Артемова «Где что зреет»

Гербова (стр.28) с 4-6 лет

4

Осенний лес

Различать деревья, кустарники по окраске листьев, используя прием сравнения.

Расширить знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтевшие листья и опадание, наличие плодов, семян).

Логично и последовательно рассказывать об осени.

Упр. в классификации растений по месту произрастания в игре «Что, где растет?».

С.Маршак «Ноябрь»,

В.Катаева «Грибы»,

Удальцова «Лето»,

Артемова «Времена года»

5

Конец осени, подготовка к зиме.

Познакомить с функциями частей тела человека.

Закрепить представление о приспособлении людей к сезонным изменениям в природе в игре «Соберемся на прогулку». Понимать и отгадывать загадки о человеке.

Упражняться в умении описывать предмет.

Употреблять в речи глаголы.

Круглов «Русские народные загадки»,

Пермяк «Про нос и язык»,

Артемова «Магазин» стр.60

6

Город.

Перелетные птицы.

Т.«Чей дом»

Познакомить с перелетными птицами, различать их по внешнему виду, чем питаются, почему улетают, забота человека о них. Определять и называть жилье животных и птиц.

Составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем.

Упр. в названии детенышей животных. Активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Д/в №3 1990г. зан. 7,8

Максаков д/п «Догадайся сам» стр.120

Столяр д/л «Где чей дом?» стр.24

7

Строительство.

Профессии на стройке

Обогатить и уточнить представление детей о профессии строителя, о труде рабочих разных специальностей.

Составлять рассказ на тему предложенную воспитателем, совершенствовать навыки составления предложений по теме «Строительство».

А. Босева «Кран-великан» «Давай подумаем»

В.В. Гербова стр.58-59

В.Маяковский «Кем быть?»

8

Квартира

(мебель, посуда, оборудование)

Закрепить обобщенные представления о понятиях «мебель», «посуда». Дать представление о грузовом транспорте. Ориентироваться в про?

Самостоятельно образовывать однокоренные слова: стол-столик, столовый, столешница. Упражняться в умении располагать слова?

О.М. Дьяченко «Куда залетела пчела?»

Л.А. Венгер «Кукла Маша купила себе мебель»

9

Начало зимы.

Месяцы года.

Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холода, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, колючий, люди тепло одеты, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Развивать с помощью силуэтов различные сказочные ситуации. (игра «Сочини сказку»).

Подбирать эпитет к словам «снег, зима». Составлять рассказ о своей картинке, используя тексты знакомых стихов.

Для закрепления знаний о зиме использовать пословицы в речи.

Г. Скребицкий «Четыре художника», «Всяк по – своему»,

Л.Воронкова «Таня выбирает елку»,

С.Маршак «Декабрь», «Январь»,

М. Суриков «Зима»,

В. Калинкин «Вот и зима»

Л.А. Венгер д/п «Сочиняем сказку»

10

Различные виды транспорта.

Транспорт в городе

Закрепить представление о пассажирском транспорте и грузовом. Уточнить знания о работниках транспорта (водитель, машинист) через игру «Кому, что нужно для работы. Развивать воображение, творчество в игре «Фоторобот»

Описывать внешний вид игрушки, рассказывать, как с ней нужно играть.

Закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Ж. д/в № 2 1990г.

В. Жидков «Железная дорога»,

А.К. Бондаренко «Кому что нужно для работы?»,

Л.В. Артемова д/и «Кто проедет первым?» стр. 93,

Ж. Н/ш № 4, 1993г. «Фоторобот»,

В. Гербова стр.71

11

Домашние животные

Уточнить знание о том, что дом, животные живут рядом с человеком, показать заботу человека о них, какую пользу человеку приносят домашние животные. Систематизировать представление о собаках, о службе их человеку.

Придумать рассказ по плану, используя потешки в описании домашних животных.

Упражняться в образовании по аналогии существительного (сахарница, хлебница, сухарница), глаголов (пришел, прилетел, прибежал).

В. Бланки «Первая охота»,

Л.толстой «Пожарные собаки»,

Ж. д/в № 5 1990г., з. 31, з.17.

В. Гербова стр. 141

12

Домашние птицы

Познакомить с домашними птицами, характерными признаками внешнего вида, повадками, с тем, как человек ухаживает за ними, польза человеку.

В речи использовать сравнительные обороты.

Составлять загадки, используя услышанное.

А. Бондаренко «Что за птица?» стр.107, «Птицы» стр. 134,

д/в № 7 1993г. стр. 5,

О.Ушакова стр. 181, з. 28

13

Новый год.

Уточнить знание об изменении в природе: неживая природа, растительный и животный мир зимой. Познакомить с изображениями созвездий в игре: «Звезды на небе»

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта, руководствуясь планом и образцом, размышлять над значением слова.

Воспитывать умение слушать других и слышать. Подбирать синонимы: «Скажи по- другому».

Н. Саксонская «Зимний праздник»,

Л. Венгер д/и «Сочиняем сказку» стр.79, «Елка с подарками» стр. 73,

«Звезды на небе» стр.54,

В. Гербова стр. 84 - 85

14

Дикие животные наших лесов, северных и южных стран.

Группировать животных по месту обитания в игре: «Третий лишний».

Систематизировать представление о местах обитания диких зверей, домашних животных (живут там, где есть пища, удобно выращивать детенышей, спасаться от врагов). Учить применять конкретные знания о поведении, потребностях, повадках животных для доказательства.

Закрепить умение вести диалог («Похвальба животных»). Составить рассказ о выбранном животном.

Б. Житков «Слоны»,

С. Баруздин «Равви и Шаши»,

д/в № 5 1990г., з.22, №4 1990г. з.16,

д/и «Волшебные картинки»,

н/ш № 4 1993г.,

Б. Заходер «Ежик»

Г. Скребизкий «Белка».

15

Природа зимой.

Зимний лес.

Уточнить знания об изменениях в природе: неживая природа, растительный и животный мир зимой.

Составление рассказа по картине «Зимний лес», при описании указывать место и время действия, использовать образные сравнения.

С. Есенин «Белая береза»,

Сказка «Два мороза»,

В.В. Гербов стр.116,

д/в № 4 1990г. з. 14,

Е. Блашнина «Мороз»

16

Если хочешь быть здоров.

Зимние забавы

Знакомство со спортом, зимними видами спорта, именами спортсменов, победивших на олимпиаде.

Учить детей пересказывать несложный текст, согласовывать слова в предложении.

В. Гербова стр. 64,

д/и «Четвертый лишний».

17

Зимующие птицы.

Формирование представления о зимующих птицах, о заботе человека о них, различать их по внешнему виду, чем питаются, почему остаются на зиму.

Составление описанного рассказа по развернутому плану.

П. словарь: оперение, окраска, подкормка, сизый.

Ак. словарь: нахохлился, ворковать, чирикать, корм, долбить.

Н. Кашкина «Разве так играют?»,

З. Александрова «Новая столовая»,

д/в № 3 1990г., з.5,

№7 1993г. стр.4, «Птички на кормушке»,

А.Максакова «Что написал наш петрушка», «Помоги Незнайке»,

Бондаренко д/и «Коршун» стр. 84.

18

Гардероб (сезонная одежда, обувь, гол. убор).

Профессии людей изготавливающих вещи. Прогулка в универмаг

Подбирать и группировать предметы по назначению сезону, материалу: одежда, обувь.

Развивать зрительную память в играх «Что лишнее?», «Что изменилось?». Усваивать нормы поведения в магазине.

Описывать предмет обуви, одежды, используя модели – схемы. Обращаться с просьбой и благодарить за услугу.

Согласовывать слово в предложении в игре «Не ошибись».

Блашнина «Научу обуваться братцы»,

А. Бондаренко «Магазин» стр. 63,

«Радио» стр. 104, «Не ошибись» с.96,

Венгер «Магазин одежды» с.96. Гербова с. 32,76,66,90.

19

Город и дереня.

Коренное насел.

Занятия и образ жизни.

Где я живу.

Уточнить знание о городе, отмечать, видеть его своеобразие, достопримечательности.

Составлять схему своего микрорайона. Строить из напольного строительного материала, используя схему.

Описывать достопримечательности родного края в роли «экскурсовода». Согласовать прилагательные с существительными в предложении.

С. Баруздин «Еще город и тоже главный».

Артемова д/и «Где я живу» стр.67

20

Российская армия.

День армии

Дать знания о Российской Армии, уточнить их представление о родах войск, вызвать желание быть похожим на сильных и смелых воинов.

Составление рассказа по началу. Согласовывать слова в предложении.

А. Барто «На заставе»

А Митяев «Мешок овсянки»

Гербова стр. 111-112

21

Начало весны.

«Синичкин календарь»

Уточнить приметы весны в неживой природе: греет солнце, оттаивает земля, бегут ручьи, ледоход, первые цветы. В живой природе появляются насекомые, прилетают птицы.

Классифицировать растения по месту произрастания: лес, поле, сад, луг, огород.

Работать над диалогической речью детей, используя произведения В. Бианки «Синичкин календарь». Составление загадок, описывая в них приметы весны.

В. Бианки «Синичкин календарь».

Скребицкий «Весне навстречу»,

Жуковский «Жаворонок»,

Артемова д/и «Что в корзинку мы берем?» стр.61

22

8 марта – Женский день.

Уточнить представление о празднике – 8 Марта. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада.

Учить детей составлять рассказы из коллективного опыта, руководствуясь готовым планом и образцом.

Обрабатывать речевые обороты.

Гербов астр. 131

23

Профессии в городе и селе.

Уточнить представление о профессиях людей в городе и в селе.

Работать над диалогической речью детей, используя картины по теме: «Профессии».

24

Профессии

25

Весна в городе

26

Весна в селе.

Труд людей весной

27

Правила дорожного движения.

Переход!

А ты знаешь?

Уточнить правила дорожного движения.

Научить ориентироваться по дорожным знакам, соблюдая правила дорожного движения.

Ориентироваться в пространстве в игре: «Куда пойдешь, что найдешь?»

Учить приемам доказательной речи. Описывать игрушки грузового транспорта. Согласовывать прилагательные с существительными.

Калинина «Как ребята переходили улицу».

Л.Венгер «Водитель».

Артемова «Дорожные знаки» стр.65

28

Морские животные. Рыбы.

29

Мир нужен всем.

30

Цветы

Знать цветы. Определять функции разных частей растений. Познакомить с условиями, необходимыми для роста растений. Показать приемы посадки цветов.

Составлять загадки о цветах. Назвать место положение предмета, употребляя: слева, справа, вверху, внизу.

Д/в № 3 1991г. «Путешествие по апрелю».

Дрязгунова д/и «Магазин цветов» стр.50.

Артемова «Где, что зреет»

31

Насекомые.

Дать знания о насекомых, показать их значимость и покровительственную окраску. В игре: «Хорошо – плохо» находить положительные и отрицательные стороны явлений.

В игре «Подбери слова» подбирать прилагательные.

Пересказ отрывка из книги: «Откуда прилетела бабочка».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного…

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного возраста

Тематические недели в ДОУ

Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Читайте также

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании…

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» «Здоровье – это главное жизненное благо». Януш Корчак. В современном...

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сокровища потерянного рюкзака» Цель проекта: Развитие познавательного интереса, умения взаимодействовать...

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями...