Перспективное планирование по развитию познавательных способностей
№ п/п | Тема | Программные задачи на развитие речи познавательных способностей | Программные задачи на развитие речи | Литература, дидактические игры |
1 |
Осень |
Формировать обобщенное представление об осени, об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды) о состоянии растений и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о труде людей осенью. Упражняться в выделении благоприятных и неблагоприятных для человека осенних явлений (эл.ТРИЗа) |
Логично и последовательно рассказывать об осени, используя план. Использование в речи стихотворений об осени. |
Плещеев: «Осень наступила», «Осень на пороге», «Приметы осени». Бондаренко: «Что, где растет», стр.102, Удальцова: «Подбери листок» стр.102 |
2 |
Село. Сельскохозяйств. труд |
Уточнить знание о с/х труде. Вспомнить название профессий людей, работающих в сельской местности. |
Составление рассказа по картине, по вопросам. |
В.В. Гербова. Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет (стр.16) |
3 |
Овощи. Фрукты |
Формировать обобщенное представление об овощах (овощи-это части и плоды растений), которые выращивают на огороде для употребления в пищу. Обобщить по существенным признакам. Группировать растения по месту произрастания (лес, поле). |
Описывать предметы, находить по описанию. Отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Словарь: заготовка, уборка, овощехранилище, консервы, зимовка. |
Овощи по Ю. Тувиму. «Загадки об овощах», Носов «Огурцы», Беляков «Кабачок», «Морковь», Бондаренко «Что сажают в огороде, Артемова «Где что зреет» Гербова (стр.28) с 4-6 лет |
4 |
Осенний лес |
Различать деревья, кустарники по окраске листьев, используя прием сравнения. Расширить знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтевшие листья и опадание, наличие плодов, семян). |
Логично и последовательно рассказывать об осени. Упр. в классификации растений по месту произрастания в игре «Что, где растет?». |
С.Маршак «Ноябрь», В.Катаева «Грибы», Удальцова «Лето», Артемова «Времена года» |
5 |
Конец осени, подготовка к зиме. |
Познакомить с функциями частей тела человека. Закрепить представление о приспособлении людей к сезонным изменениям в природе в игре «Соберемся на прогулку». Понимать и отгадывать загадки о человеке. |
Упражняться в умении описывать предмет. Употреблять в речи глаголы. |
Круглов «Русские народные загадки», Пермяк «Про нос и язык», Артемова «Магазин» стр.60 |
6 |
Город. Перелетные птицы. Т.«Чей дом» |
Познакомить с перелетными птицами, различать их по внешнему виду, чем питаются, почему улетают, забота человека о них. Определять и называть жилье животных и птиц. |
Составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем. Упр. в названии детенышей животных. Активизировать в речи сложноподчиненные предложения. |
Д/в №3 1990г. зан. 7,8 Максаков д/п «Догадайся сам» стр.120 Столяр д/л «Где чей дом?» стр.24 |
7 |
Строительство. Профессии на стройке |
Обогатить и уточнить представление детей о профессии строителя, о труде рабочих разных специальностей. |
Составлять рассказ на тему предложенную воспитателем, совершенствовать навыки составления предложений по теме «Строительство». |
А. Босева «Кран-великан» «Давай подумаем» В.В. Гербова стр.58-59 В.Маяковский «Кем быть?» |
8 |
Квартира (мебель, посуда, оборудование) |
Закрепить обобщенные представления о понятиях «мебель», «посуда». Дать представление о грузовом транспорте. Ориентироваться в про? |
Самостоятельно образовывать однокоренные слова: стол-столик, столовый, столешница. Упражняться в умении располагать слова? |
О.М. Дьяченко «Куда залетела пчела?» Л.А. Венгер «Кукла Маша купила себе мебель» |
9 |
Начало зимы. Месяцы года. |
Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холода, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, колючий, люди тепло одеты, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Развивать с помощью силуэтов различные сказочные ситуации. (игра «Сочини сказку»). |
Подбирать эпитет к словам «снег, зима». Составлять рассказ о своей картинке, используя тексты знакомых стихов. Для закрепления знаний о зиме использовать пословицы в речи. |
Г. Скребицкий «Четыре художника», «Всяк по – своему», Л.Воронкова «Таня выбирает елку», С.Маршак «Декабрь», «Январь», М. Суриков «Зима», В. Калинкин «Вот и зима» Л.А. Венгер д/п «Сочиняем сказку» |
10 |
Различные виды транспорта. Транспорт в городе |
Закрепить представление о пассажирском транспорте и грузовом. Уточнить знания о работниках транспорта (водитель, машинист) через игру «Кому, что нужно для работы. Развивать воображение, творчество в игре «Фоторобот» |
Описывать внешний вид игрушки, рассказывать, как с ней нужно играть. Закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова. |
Ж. д/в № 2 1990г. В. Жидков «Железная дорога», А.К. Бондаренко «Кому что нужно для работы?», Л.В. Артемова д/и «Кто проедет первым?» стр. 93, Ж. Н/ш № 4, 1993г. «Фоторобот», В. Гербова стр.71 |
11 |
Домашние животные |
Уточнить знание о том, что дом, животные живут рядом с человеком, показать заботу человека о них, какую пользу человеку приносят домашние животные. Систематизировать представление о собаках, о службе их человеку. |
Придумать рассказ по плану, используя потешки в описании домашних животных. Упражняться в образовании по аналогии существительного (сахарница, хлебница, сухарница), глаголов (пришел, прилетел, прибежал). |
В. Бланки «Первая охота», Л.толстой «Пожарные собаки», Ж. д/в № 5 1990г., з. 31, з.17. В. Гербова стр. 141 |
12 |
Домашние птицы |
Познакомить с домашними птицами, характерными признаками внешнего вида, повадками, с тем, как человек ухаживает за ними, польза человеку. |
В речи использовать сравнительные обороты. Составлять загадки, используя услышанное. |
А. Бондаренко «Что за птица?» стр.107, «Птицы» стр. 134, д/в № 7 1993г. стр. 5, О.Ушакова стр. 181, з. 28 |
13 |
Новый год. |
Уточнить знание об изменении в природе: неживая природа, растительный и животный мир зимой. Познакомить с изображениями созвездий в игре: «Звезды на небе» |
Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта, руководствуясь планом и образцом, размышлять над значением слова. Воспитывать умение слушать других и слышать. Подбирать синонимы: «Скажи по- другому». |
Н. Саксонская «Зимний праздник», Л. Венгер д/и «Сочиняем сказку» стр.79, «Елка с подарками» стр. 73, «Звезды на небе» стр.54, В. Гербова стр. 84 - 85 |
14 |
Дикие животные наших лесов, северных и южных стран. |
Группировать животных по месту обитания в игре: «Третий лишний». Систематизировать представление о местах обитания диких зверей, домашних животных (живут там, где есть пища, удобно выращивать детенышей, спасаться от врагов). Учить применять конкретные знания о поведении, потребностях, повадках животных для доказательства. |
Закрепить умение вести диалог («Похвальба животных»). Составить рассказ о выбранном животном. |
Б. Житков «Слоны», С. Баруздин «Равви и Шаши», д/в № 5 1990г., з.22, №4 1990г. з.16, д/и «Волшебные картинки», н/ш № 4 1993г., Б. Заходер «Ежик» Г. Скребизкий «Белка». |
15 |
Природа зимой. Зимний лес. |
Уточнить знания об изменениях в природе: неживая природа, растительный и животный мир зимой. |
Составление рассказа по картине «Зимний лес», при описании указывать место и время действия, использовать образные сравнения. |
С. Есенин «Белая береза», Сказка «Два мороза», В.В. Гербов стр.116, д/в № 4 1990г. з. 14, Е. Блашнина «Мороз» |
16 |
Если хочешь быть здоров. Зимние забавы |
Знакомство со спортом, зимними видами спорта, именами спортсменов, победивших на олимпиаде. |
Учить детей пересказывать несложный текст, согласовывать слова в предложении. |
В. Гербова стр. 64, д/и «Четвертый лишний». |
17 |
Зимующие птицы. |
Формирование представления о зимующих птицах, о заботе человека о них, различать их по внешнему виду, чем питаются, почему остаются на зиму. |
Составление описанного рассказа по развернутому плану. П. словарь: оперение, окраска, подкормка, сизый. Ак. словарь: нахохлился, ворковать, чирикать, корм, долбить. |
Н. Кашкина «Разве так играют?», З. Александрова «Новая столовая», д/в № 3 1990г., з.5, №7 1993г. стр.4, «Птички на кормушке», А.Максакова «Что написал наш петрушка», «Помоги Незнайке», Бондаренко д/и «Коршун» стр. 84. |
18 |
Гардероб (сезонная одежда, обувь, гол. убор). Профессии людей изготавливающих вещи. Прогулка в универмаг |
Подбирать и группировать предметы по назначению сезону, материалу: одежда, обувь. Развивать зрительную память в играх «Что лишнее?», «Что изменилось?». Усваивать нормы поведения в магазине. |
Описывать предмет обуви, одежды, используя модели – схемы. Обращаться с просьбой и благодарить за услугу. Согласовывать слово в предложении в игре «Не ошибись». |
Блашнина «Научу обуваться братцы», А. Бондаренко «Магазин» стр. 63, «Радио» стр. 104, «Не ошибись» с.96, Венгер «Магазин одежды» с.96. Гербова с. 32,76,66,90. |
19 |
Город и дереня. Коренное насел. Занятия и образ жизни. Где я живу. |
Уточнить знание о городе, отмечать, видеть его своеобразие, достопримечательности. Составлять схему своего микрорайона. Строить из напольного строительного материала, используя схему. |
Описывать достопримечательности родного края в роли «экскурсовода». Согласовать прилагательные с существительными в предложении. |
С. Баруздин «Еще город и тоже главный». Артемова д/и «Где я живу» стр.67 |
20 |
Российская армия. День армии |
Дать знания о Российской Армии, уточнить их представление о родах войск, вызвать желание быть похожим на сильных и смелых воинов. |
Составление рассказа по началу. Согласовывать слова в предложении. |
А. Барто «На заставе» А Митяев «Мешок овсянки» Гербова стр. 111-112 |
21 |
Начало весны. «Синичкин календарь» |
Уточнить приметы весны в неживой природе: греет солнце, оттаивает земля, бегут ручьи, ледоход, первые цветы. В живой природе появляются насекомые, прилетают птицы. Классифицировать растения по месту произрастания: лес, поле, сад, луг, огород. |
Работать над диалогической речью детей, используя произведения В. Бианки «Синичкин календарь». Составление загадок, описывая в них приметы весны. |
В. Бианки «Синичкин календарь». Скребицкий «Весне навстречу», Жуковский «Жаворонок», Артемова д/и «Что в корзинку мы берем?» стр.61 |
22 |
8 марта – Женский день. |
Уточнить представление о празднике – 8 Марта. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. |
Учить детей составлять рассказы из коллективного опыта, руководствуясь готовым планом и образцом. Обрабатывать речевые обороты. |
Гербов астр. 131 |
23 |
Профессии в городе и селе. |
Уточнить представление о профессиях людей в городе и в селе. |
Работать над диалогической речью детей, используя картины по теме: «Профессии». |
|
24 |
Профессии |
|||
25 |
Весна в городе |
|||
26 |
Весна в селе. Труд людей весной |
|||
27 |
Правила дорожного движения. Переход! А ты знаешь? |
Уточнить правила дорожного движения. Научить ориентироваться по дорожным знакам, соблюдая правила дорожного движения. Ориентироваться в пространстве в игре: «Куда пойдешь, что найдешь?» |
Учить приемам доказательной речи. Описывать игрушки грузового транспорта. Согласовывать прилагательные с существительными. |
Калинина «Как ребята переходили улицу». Л.Венгер «Водитель». Артемова «Дорожные знаки» стр.65 |
28 |
Морские животные. Рыбы. |
|||
29 |
Мир нужен всем. |
|||
30 |
Цветы |
Знать цветы. Определять функции разных частей растений. Познакомить с условиями, необходимыми для роста растений. Показать приемы посадки цветов. |
Составлять загадки о цветах. Назвать место положение предмета, употребляя: слева, справа, вверху, внизу. |
Д/в № 3 1991г. «Путешествие по апрелю». Дрязгунова д/и «Магазин цветов» стр.50. Артемова «Где, что зреет» |
31 |
Насекомые. |
Дать знания о насекомых, показать их значимость и покровительственную окраску. В игре: «Хорошо – плохо» находить положительные и отрицательные стороны явлений. |
В игре «Подбери слова» подбирать прилагательные. Пересказ отрывка из книги: «Откуда прилетела бабочка». |
Читайте также |
---|
Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного…
Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного возраста
Тематические недели в ДОУ
Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...
Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста
Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста