Комплексно – тематическое планирование образовательной работы в соответствии с ФГТ во второй младшей группе
Тема недели «Культура и быт русского народа»

Цель

Задачи

Организация различных видов детской деятельности в режимных моментах

Виды деятельности

Формы, методы и приемы совместной деятельности педагога с детьми

Формы, методы и приемы самостоятельной деятельности детей

ЦЕЛЬ:

Формирование позитивного отношения к истории и культуре русского народа

- Учить детей принимать роль, обозначать ее словом, осуществлять ролевые действия

- Упражнять в умении договариваться, определять сюжет

Игровая

Сюж. рол. игры: «Семья», «В гости к Мане и Ване», по сказкам «Репка». «Теремок»

Игровые ситуации: «Мы потешки распеваем и немного поиграем»(3;158), «День рождения»(рус. Нар. Традиция-«Каравай»)

«Баю – баюшки, баю, баю Машеньку мою» (пение колыбельных)(9;30)

Дид. Игры:

«Узнай по описанию»(9;39)

«Оденем куклу Дуняшу» (русский национальный костюм);

«Оденем куклу Дуняшу на прогулку» (тулуп, шаль, рукавички, валенки)

«Чудесный сундучок»

«Обед для матрешки»(9;48)

«Узнай по вкусу», «Детеныши и взрослые животные», «Кто как кричит»

Игра – посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»

Игра – развлечение «Кот Васька»(10;141), «Мы по комнате гуляли»(10;144)

Игра - хоровод: «Мы- матрешки»(10;123)

Игра – ситуация: «Музыкальная шкатулка»(5;50)

Сам.игры в игровых уголках, оборудованных атрибутами рус.нар. быта и элементами сказок

Настольные игры: «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Фрукты, овощи, ягоды», «Что изменилось», «Во саду ли в огороде», «Одень Машеньку», «Собери узор», «Из какой сказки герой», «Подбери матрешке сарафан»

Режиссерские игры с игрушками – героями сказок

Настольный театр: «Репка», «Теремок»

- продолжать привлекать детей к элементарной трудовой деятельности

- испытывать положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов

Трудовая

НОД: «Что можно приготовить из овощей»(13;82)

Беседа: «Почему полезны овощи»

Рассматривание иллюстраций кулинарной книги, обсуждение

Игровые ситуации: «Кладовая крота Гриши», «Как на Маринкины именины испекли мы каравай»

Труд на прогулке: сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Уборка снега с участка, «делаем салат из овощей» (из комочков снега)

Наст. Игра

«Разложи правильно» (модель трудового процесса «делаем окрошку»)

«Во саду ли в огороде»(классификация овощей, фруктов)

Рассматривание кулинарной книги

- формировать представления о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: жилище(изба), его убранство, предметы быта, домашняя утварь, посуда

- конкретизировать представления о домашних животных и их детенышах, об их значениях в жизни человека

- вовлекать детей в деятельность сравнения, сосчитывания, группировки предметов русского быта

Познавательно - исследовательская

ФЭМП: «Украсим Дуняше сарафан»

НОД: «В гостях у Дуняши» (Русская изба)

НОД: «У бабушки в деревне» (домашние животные и их детеныши)

Муз. дид. игры: «Угадай, что звучит»(бубен, ложки, рожок, дудочка), «шумовой оркестр»

Игры – путешествия: в прошлое стула, в прошлое ложки, в прошлое одежды(

Дид. игры: «Построим мишке дом», «Подбери окошко к избушке», «Три медведя»(10;41), «Подбери посуду для куклы», »Найди такой же»,

Математ. игры: «Что изменилось», Найди пару», «Лиса и заяц»

«Сколько чего», «Кто самый высокий, низкий, большой, маленький», «Что широкое, узкое, низкое, высокое», «Кто где находится» - справа, слева, вверху, внизу(по иллюстрациям русских народных сказок

Дид. игры: «Кто что ест», «Кто где живет», «Что растет в огороде», «Угадай на вкус»

Беседа «Как домашние животные помогают человеку и как человек о них заботится»

Чтение потешек: «Котенька, коток», «Расти коса до пояса», «Водичка – водичка», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»

Поместить книги и иллюстрации убранства русской избы

Рассматривание тематического альбома «Русская изба»,

Развивающие игры с блоками Дьенеша: выкладывание блоков по схемам – картинкам по русским народным сказкам

Разрезные картинки по теме: «»

Рассматривание иллюстраций к потешкам, рассказывание потешек друг другу по иллюстрациям

Развивающие игры с кубиками «Сложи узор» образцы выкладывания предметов

Складывание пазлов по мотивам русских народных сказок

 

- знакомить детей с музыкальным инструментом бубном, учить приемам звукоизвлечения на нем

- формировать восприятие и воспроизведение ритмичного рисунка в речевых играх на детских музыкальных инструментах

- стимулировать проявление положительных эмоций при вождении хороводов, исполнении плясок, песен

Музыкально - художественная

НОД:

«Веселый бубен», «У бабушки Нюры»

Прослушивание и пение русских народных песен:

«Ах, вы, сени», «Во саду ли в огороде», «Пойду ль я, выйду ль я»

Разучивание хороводов: «Ладушки», «Помирились»

Разучивание и исполнение попевок:

«Ладушки, ладушки», «Скок – поскок»

Разучивание и исполнение песенок: «Кошка, как тебя зовут», «Плачет котик», «Петушок»

Обучение элементарным правилам игры на ложках

Пляска под народную музыку по показу

Знакомство с народными инструментами: свистулька, бубен, рожок

Рассматривание картин:

«Корова с теленком», «Кошка с котятами», « Петушок и курочка»

Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам

Организовать музыкально - дидактическую игру «Угадай, какой инструмент звучит»

Исполнение детьми народных песенок по карточкам - иллюстрациям

- познакомить с русской народной игрушкой – матрешкой, учить наклеивать готовые формы на трафарет, воспитывать любовь к русской народной игрушке

- закрепить прием рисования - примакивание

- учить детей выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями

Продуктивная

НОД

Аппликация: «Веселая матрешка»

Рисование: «Ложка расписная»

Конструирование: «Построим дом для куклы Кати»

 

 

 

Поощрять желание детей отражать в рисунках впечатления (с помощью обводок, трафаретов)

Конструирование лавки, колыбели, избушки для зайчика( по образцу)

Работа с раскрасками

Лепка по карточкам и схемам: «Овощи и фрукты», « Миски трех медведей»

Рисование: «Овощи и фрукты», «Узор на тарелочке», «Украсим кукле сарафан»

Игры с бумагой

-учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя, правильно использовать в речи названия предметов

- упражнять в правильном звукопроизношении потешек

- учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста

Коммуникативная

НОД:

«Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки» (6;162)

Беседа: «Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка»

Дид. упражнение: «Похвали котика»

Игра: «Кто позвал»

Игровая ситуация: «Уложим куклу спать»,

Рассказывание и рассматривание иллюстраций по сказкам:

«Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»

Разучивание потешек и колыбельных песенок

Разучивание потешек: «Сорока - сорока», «Варись, варись, кашка». «Уж, ты, котя – коток», «Петушок», «Пошел котик во лесок»

Рассказывание сказки : «Репка», « Кот, петух и лиса»

Ситуация общения:

«В гостях у бабушки – загадушки» (отгадывание загадок о домашних животных)

Игры с игрушками – героями сказок

Кук.театр на фланелеграфе

«Репка», «Теремок», «Маша и медведь», обыгрывание сюжетов

- обогащение двигательной активности детей

- поощрять стремление детей соблюдать правила в подвижных играх

Побуждать детей к самостоятельности в организации подвижных игр

Двигательная

Физкультура:

«В гости к солнышку»(8;62)

Подвижные игры:

«Ходит Ваня», «Кто у нас хороший», «Кот и мыши», «Воробышки и автомобиль», «В поясок», «Салки – догонялки», «Огуречик – огуречик», «Кот Васька»(10Творчество)

Пальчиковая гимнастика:

«Сорока –белобока»(7;63), «Котя, котенька, коток»(7, 81)

Двигательная импровизация: «Жили у бабуси»(5;44)

Минутки движений по самостоятельному выбору детей (карточки, схемы с изображением движений и повижных игр)

- знакомить детей с основами безопасного поведения в быту на основе знакомства с русскими народными сказками, произведениями русской литературы

Чтение

Слушание и обсуждение:

Сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Репка», «Кот , петух и лиса»

Фольклор: загадки об овощах, фруктах,домашних животных, песенки - потешки

Русская дитература: «Матрешки» Э.Медведева, Е. Благинина «Аленушка», В.Берестов «Сорока – белобока», «К.Чуковский « Федорино горе»

Рассматривание книг в книжном уголке Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

Режиссерские игры по сказкам

Кук. Театр по сказкам

Организация культурно – досуговой деятельности

Условия и средства

Праздники, досуги, развлечения

Дата проведения

Программно – методические средства

Взаимодействие с родителями

Фольклорный праздник «В гости к нам приехали»

Семинар – практикум «Лепим из соленого теста» (баранки – калачи)

1. План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В. Гончарова и др. – СПб.:1999

2. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т. И. Бабаевой. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.

3. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ//Авт сост. Аджи А.В. -     Воронеж ТЦ Учитель, 2006

4. Губанова Н.Ф Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

5 .Сборник загадок: Пособие для учителя/Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988

6. Развитие речи детей 3-4 лет ,авт. сост.:О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.:Вентана – Граф, 2009.-224 с.

7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду

8. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценариев. Авт.сост Л.С.Куприна, Т.А. Бударина. Спб «Детство – пресс»», 1999. – 384 с.

9. Тихонова М.В. Смирнова Н.С Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами. – Спб: «Детство – пресс», 2000.-208с.

10. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Метод. Пособие для пед – ов. – Спб.: «ООО Изд – во «Детство Пресс, 2010. -192 с.

11. Сказки, сказания, былины, предания.Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. Академия развития, 1997. – 240 с

12. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – Спб АКЦИДЕНТ. 1997. – 158 с.

13. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2006

 

1. Анкетирование «Культурные традиции в вашей семье»

2. Педагогический журнал: «Русская народная кухня на вашем столе»

3. Оформление информации для родителей:

«Рукоделие, творчество в вашей семье»

«Праздники народного календаря»

4  Привлечь к изготовлению масок для драмматизации сказок

5. Привлечь к совместному заучиванию потешек

 

Наглядно – дидактические условия и средства

Центр здоровья

Атрибуты к подвижным играм, кегли, скакалки, обручи, кольцеброс, мячи, дорожки для хождения и профилактики плоскостопия, кольцо для игры в волейбол, мешочки с песком, пособия и схемы для подвижных игр, модули, палатки, мягкая лесенка, легкий модульный материал.

Центр художественно – речевой деятельности

Тематическая картотека стихов, потешек, поговорокАльбом иллюстраций к народным сказкам

Сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Репка», «Кот , петух и лиса»

Фольклор: загадки об овощах, фруктах,домашних животных, песенки - потешки

Русская дитература

Наборы игрушек персонажей по сказкам, книги с иллюстрациями

Центр математики

Сюжетная картина, на которой изображены предметы быта русской избы, картинки - иллюстрации к русским народным сказкам, блоки Дьенеша, кубики « Сложи узор» с заданиями - образцами.

Пазлы и разрезные картинки «Русские народные сказки»

Центр познания и экспериментирования

Настольные игры: «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Фрукты, овощи, ягоды», «Что изменилось», «Во саду ли в огороде», «Одень Машеньку», «Собери узор», «Из какой сказки герой», «Подбери матрешке сарафан»

Выставка натюрморта из овощей и фруктов

Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода

Картинки с изображением русской народной избы, серии «Домашние животные»

Картинки с изображением овощей фруктов, детенышей и домашних животных, муляжи

Наборы деревянных конструкторов, мелкие игрушки для обыгрывания построек

Центр музыкально – театрализованной деятельности

Картотека потешек, загадок

Выставка народных музыкальных инструментов

Игрушки или макеты музыкальных инструментов: бубны, рожок, аудиозаписи хороводных песен.

Центр искусства

Иллюстрации к русским народным сказкам

Обводки, трафареты, раскраски на тему «Овощи, фрукты»

Схемы по лепке, бумага, краски, пластилин, цветные карандаши.

Центр сюжетно - ролевых игр

Элементы костюмов для драматизации сказок



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей

Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей Ведущий: Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте!Мы рады приветствовать вас!Как много светлых улыбокМы видим на лицах сейчас.Сегодня праздник нас...

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное…

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное развитие» Тема: «Зимнее волшебство на окне» Цель: учить детей рисовать морозные...

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка»

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка» Конспект Месяц декабрь Возраст 6-7 лет Тема: И. Рослова «Обувашка» Культурная практика Чтение художественной литературы Источник/автор Завейборода Ж.М. Форма представления/ Тип исследования Тексты для непродолжительного чтения Культурно-смысловой...

Читайте также

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: -...

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...